Аналитический отчет 2018 г.
учебно-методический материал по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Радуга»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель: педагог-психолог Механикова Валентина Владимировна
пгт. Пряжа 2018 год
- Информационная справка о психологической службе МКДОУ детский сад «Радуга».
Стаж работы педагога-психолога: в должности педагога-психолога – 2 года в данном образовательном учреждении; категория – ; количество ставок (ставки) - 1 ставка.
- Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога.
Цели деятельности педагога-психолога были направлены на:
- создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.
- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.
- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.
- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.
Основными задачами деятельности являлись:
- Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.
- Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.
- Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
- Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.
- Помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.
Работа проводилась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.
Психологическое просвещение
Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.
Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носило профилактический и образовательный характер.
Проведение систематизированного психологического просвещения родителей:
- родительское собрание в двух младших группах «Кризис 3 – х лет»;
- родительское собрание в старших группах «Психологические особенности возраста 5-6 лет»
- родительское собрание в старших группах «Что необходимо знать поступающему ребенку на начало подготовительной группы»;
- родительское собрание совместно с учителями начальных классов в подготовительных к школе группах «Готов ли ваш ребенок к школе »;
- проведение мастер-классов для родителей в средних группах «Развитие мелкой моторики»;
- проведение мастер-классов для родителей в старших группах «Развитие памяти, внимания, мышления»;
- оформление стендов в группах для родителей детей, посещающих ДОУ;
- оформление стенда для родителей и педагогов «Уголок специалистов» рядом с рабочим кабинетом.
В течение года использовалась стендовая информация:
- Тревожный ребенок;
- Ребенок со страхами;
- Агрессивный ребенок;
- Игрушка в жизни ребенка;
- Когда ребенок ябедничает;
- Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет;
- Развитие любознательности у детей 5-6 лет.
В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Работа по данному направлению была реализована в полном объеме. С учетом запросов педагогов и родителей. Об эффективности данного направления можно судить по положительным отзывам участников мероприятий (См. Журнал отзывов).
Планируя работу на 2018-2019 учебный год, в работе с педагогами более подробно необходимо осветить следующие вопросы:
- тревожный ребенок. Причины, пути преодоления;
- педагогическое выгорание. Причины, пути преодоления.
Психологическая профилактика
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.
Психологическая профилактика предусматривала деятельность по:
- разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
- контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;
- обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
- своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.
Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)
- условиям новой социальной среды включала в себя:
- групповые и индивидуальные консультации для родителей детей;
- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и составления индивидуального маршрута ребенка;
- наблюдение, поддержка вновь поступивших детей и родителей.
Сопровождение детей и их родителей в процессе перехода на следующую возрастную ступень:
- групповые и индивидуальные консультации для родителей, педагогов.
Не менее важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе
сотрудников. Основным условием эффективного общения с родителями должно являться взаимное уважение и открытость ДОУ.
Психологическая диагностика
Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществлялся психологом самостоятельно, в зависимости от круга решаемых задач.
Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являлись индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии, детско-родительские отношения.
Для решения поставленной задачи было обозначено содержание психодиагностической деятельности:
- Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.
- Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.
- Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.
Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводилась углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.
В течение учебного года были проведены следующие виды диагностики:
Дети:
- мониторинг психического развития детей.
Цель - психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей на соответствие возрастной норме, выявление детей «группы риска».
- диагностика готовности к обучению в школе (сентябрь, апрель).
Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению.
Проведена в форме групповых и индивидуальных исследований.
- диагностика уровня школьной зрелости (сентябрь, апрель).
Цель – выявление уровня психологической зрелости ребенка и уровня готовности к обучению в школе.
- диагностика развития эмоциональной сферы
Цель – выявление эмоционального статуса ребенка, уровня эмоциональной компетентности, самооценки.
- индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года). Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.
Всего обследовано 110 детей из них: до 3 лет - 2 ребенка, 3-5 лет - 12 детей, 5-7 лет - 98 детей. 57 мальчиков, 53 девочки.
Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
Развивающая и коррекционная работа
Цель: создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.
Эта работа предполагала активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка.
Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.
Групповые развивающие занятия в подготовительных к школе группах проводились по программе Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик Семицветик»
Цель программы: подготовить детей к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.
Продолжительность: Занятия проводились с октября 2017 года один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего проведено 23 занятий в подготовительной группе «Березка», 21 занятие в подготовительной группе «Рыбки».
Так же проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска».
На 2018-2019 учебный год для работы с детьми подготовительных к школе групп будет использоваться та же программа.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.
Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается, как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической
помощи рекомендательного характера.
Данное взаимодействие осуществлялось по запросу администрации, родителей и педагогов.
Основным методом психологического консультирования являлась беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.
Всего проконсультировано 89 родителей.
Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:
а) первичное консультирование – во время которого собирались основные данные, и
уточнялся запрос;
б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.
Повторные консультации, в некоторых случаях, не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.
В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить многие необходимые задачи консультативной деятельности.
Экспертная работа отразилась в следующих видах деятельности:
- участие в рабочих совещаниях, педагогических советах;
- участие в психолого-медико-педагогических заседаниях ДОУ;
- обработка диагностических материалов;
- участие в разработке АОП;
- совместная работа с администрацией ДОУ.
Организационно-методическая работа:
- планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
- принимала участие в научно-практической конференции дошкольного образования Карелии «От истории к современности»;
- принимала участие в информационном семинаре Опыт применения стратегий поддержки детей аутистов и другими нарушениями в рамках международного российско-шведского проекта «Жизнь без границ»;
- оформление документации;
- оформление и оснащение кабинета педагога-психолога;
- пополнение методической копилки;
- изготовление наглядных пособий.
Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам индивидуальной работы с детьми, подбору и оформлению диагностических методик и материалов для проведения групповой и индивидуальной диагностики.
Самообразование Тема самообразования: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста».
- рамках данной тематики в течение года:
- проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме;
- проводится работа по созданию программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов сказкотерапии.
Выводы аналитического отчета.
Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что: проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет воспитателя за 2017-2018 уч. г.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа № 1512»(ГБОУ Школа № 1512)----------------------------------------------------...
Аналитический отчет 2018 - 2109 уч. год.
В 2018-2019 учебном году состав детей с группы с умственной отсталостью на начало года составил 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Возраст детей от 4 до 5 лет (5...

Аналитический отчет 2018-2019 г.
Аналитический отчетза 2018-2019 учебный год(старшая группа № 10 "Фантазёры")...



