Аналитический отчет 2018 г.
учебно-методический материал по психологии

Аналитический отчет 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_2018_g.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение детский сад «Радуга»

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД

Составитель: педагог-психолог Механикова Валентина Владимировна

пгт. Пряжа 2018 год

  1. Информационная справка о психологической службе МКДОУ детский сад «Радуга».

Стаж работы педагога-психолога: в должности педагога-психолога – 2 года в данном образовательном учреждении; категория – ; количество ставок (ставки) - 1 ставка.

  1. Анализ выполнения поставленных на год задач деятельности педагога-психолога.

Цели деятельности педагога-психолога были направлены на:

  • создание условий для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

  • содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

  • содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

  • формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Основными задачами деятельности являлись:

  • Психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их решения.

  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности.

  • Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ.

  • Профилактика и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а также развитии воспитанников.
  • Участие в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования.

  • Помощь в составлении и написании программ ДОУ, индивидуальных маршрутов детей.

Работа проводилась по следующим направлениям: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическая и психолого-педагогическая диагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование.

Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носило профилактический и образовательный характер.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей:

  • родительское собрание в двух младших группах «Кризис 3 – х лет»;
  • родительское собрание в старших группах «Психологические особенности возраста 5-6 лет»
  • родительское собрание в старших группах «Что необходимо знать поступающему ребенку на начало подготовительной группы»;
  • родительское собрание совместно с учителями начальных классов в подготовительных к школе группах «Готов ли ваш ребенок к школе »;

  • проведение мастер-классов для родителей в средних группах «Развитие мелкой моторики»;
  • проведение мастер-классов для родителей в старших группах «Развитие памяти, внимания, мышления»;
  • оформление стендов в группах для родителей детей, посещающих ДОУ;
  • оформление стенда для родителей и педагогов «Уголок специалистов» рядом с рабочим кабинетом.

В течение года использовалась стендовая информация:

  • Тревожный ребенок;
  • Ребенок со страхами;
  • Агрессивный ребенок;
  • Игрушка в жизни ребенка;
  • Когда ребенок ябедничает;
  • Возрастные психологические особенности детей 6-7 лет;
  • Развитие любознательности у детей 5-6 лет.

В результате просветительской работы было осуществлено повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Работа по данному направлению была реализована в полном объеме. С учетом запросов педагогов и родителей. Об эффективности данного направления можно судить по положительным отзывам участников мероприятий (См. Журнал отзывов).

Планируя работу на 2018-2019 учебный год, в работе с педагогами более подробно необходимо осветить следующие вопросы:

  • тревожный ребенок. Причины, пути преодоления;

  • педагогическое выгорание. Причины, пути преодоления.

Психологическая профилактика

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривала деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;

  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательном учреждении и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе;

  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;

  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей.

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей)

  • условиям новой социальной среды включала в себя:

  • групповые и индивидуальные консультации для родителей детей;

  • информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и составления индивидуального маршрута ребенка;

  • наблюдение, поддержка вновь поступивших детей и родителей.

Сопровождение детей и их родителей в процессе перехода на следующую возрастную ступень:

  • групповые и индивидуальные консультации для родителей, педагогов.

Не менее важным является и изучение особенностей взаимодействия в коллективе

сотрудников. Основным условием эффективного общения с родителями должно являться взаимное уважение и открытость ДОУ.

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психологического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

Выбор инструментария для проведения психодиагностики осуществлялся психологом самостоятельно, в зависимости от круга решаемых задач.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являлись индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психологическом развитии, детско-родительские отношения.

Для решения поставленной задачи было обозначено содержание психодиагностической деятельности:

  1. Диагностика воспитанников старшей группы с целью определения уровня психического развития для организации и координации работы в подготовительной группе.

  1. Диагностика воспитанников групп для детей с нарушением речи в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ.

  1. Диагностика психологической готовности к обучению в школе детей подготовительной группы.

Дополнительно: по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям проводилась углубленная диагностика развития ребенка, детского, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В течение учебного года были проведены следующие виды диагностики:

Дети:

  • мониторинг психического развития детей.

Цель - психолого-педагогическое изучение уровня психического развития детей на соответствие возрастной норме, выявление детей «группы риска».

  • диагностика готовности к обучению в школе (сентябрь, апрель).

Цель - изучение мотивационной, интеллектуальной, психофизиологической и произвольной сфер готовности к обучению.

Проведена в форме групповых и индивидуальных исследований.

  • диагностика уровня школьной зрелости (сентябрь, апрель).

Цель – выявление уровня психологической зрелости ребенка и уровня готовности к обучению в школе.

  • диагностика развития эмоциональной сферы

Цель – выявление эмоционального статуса ребенка, уровня эмоциональной компетентности, самооценки.

  • индивидуальная диагностика по запросам воспитателей, родителей (течение года). Цель - изучение индивидуальных особенностей психического развития детей.

Всего обследовано 110 детей из них: до 3 лет - 2 ребенка, 3-5 лет - 12 детей, 5-7 лет - 98 детей. 57 мальчиков, 53 девочки.

Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики позволяют достаточно точно и полно определять степень развития, различные проблемы и нарушения, имеющиеся у детей. В дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

Развивающая и коррекционная работа

Цель: создание социально-психологических условий для целостного психологического развития дошкольников.

Эта работа предполагала активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка.

Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.

Групповые развивающие занятия в подготовительных к школе группах проводились по программе Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик Семицветик»

Цель программы: подготовить детей к успешному обучению в школе путем развития познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы, обогащения необходимыми знаниями, которые помогут им чувствовать себя уверенно и комфортно при поступлении в школу и на протяжении школьных лет.

Продолжительность: Занятия проводились с октября 2017 года один раз в неделю продолжительностью 30-35 минут. Всего проведено 23 занятий в подготовительной группе «Березка», 21 занятие в подготовительной группе «Рыбки».

Так же проводились индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с детьми «группы риска».

На 2018-2019 учебный год для работы с детьми подготовительных к школе групп будет использоваться та же программа.

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование в условиях ДОУ обозначается, как система коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической

помощи рекомендательного характера.

Данное взаимодействие осуществлялось по запросу администрации, родителей и педагогов.

Основным методом психологического консультирования являлась беседа, а формой проведения – индивидуальная консультация.

Всего проконсультировано 89 родителей.

Процесс консультирования обычно проходил в два этапа:

а) первичное консультирование – во время которого собирались основные данные, и

уточнялся запрос;

б) повторное консультирование – для получения более объективной информации с помощью диагностических методов, определение плана дальнейшей работы по проблеме; кроме того, респондентам, обращающимся с вопросами детско-родительских отношений, предлагались рекомендации по особенностям взаимодействия с ребенком и способам преодоления трудностей.

Повторные консультации, в некоторых случаях, не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер, в этом случае во время беседы обсуждалась динамика работы с ребенком, и уточнялись рекомендации.

В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволила решить многие необходимые задачи консультативной деятельности.

Экспертная работа отразилась в следующих видах деятельности:

  • участие в рабочих совещаниях, педагогических советах;

  • участие в психолого-медико-педагогических заседаниях ДОУ;

  • обработка диагностических материалов;

  • участие в разработке АОП;

  • совместная работа с администрацией ДОУ.

Организационно-методическая работа:

  • планирование работы, анализ научной и практической литературы для разработки коррекционных программ, подбор инструментария;
  • принимала участие в научно-практической конференции дошкольного образования Карелии «От истории к современности»;
  • принимала участие в информационном семинаре Опыт применения стратегий поддержки детей аутистов и другими нарушениями в рамках международного российско-шведского проекта «Жизнь без границ»;
  • оформление документации;

  • оформление и оснащение кабинета педагога-психолога;

  • пополнение методической копилки;
  • изготовление наглядных пособий.

Методическую деятельность за истекший период можно оценить, как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса, как детей, так и воспитателей. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам индивидуальной работы с детьми, подбору и оформлению диагностических методик и материалов для проведения групповой и индивидуальной диагностики.

Самообразование Тема самообразования: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста».

  • рамках данной тематики в течение года:

  • проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме;
  • проводится работа по созданию программы коррекционных занятий для дошкольников с использованием приёмов и методов сказкотерапии.

Выводы аналитического отчета.

Анализируя всю проведенную за истекший период работу можно сказать о том, что: проведенная работа позволила выявить собственные профессиональные возможности, а также определить основные пути для реализации собственной деятельности и профессионального роста в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет воспитателя за 2017-2018 уч. г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫГосударственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы«Школа № 1512»(ГБОУ Школа № 1512)----------------------------------------------------...

Аналитический отчет 2018

Итоги работы за прошедший  2018учебный год...

Аналитический отчет 2018-2019гг

Аналитический отчет воспитателя...

Аналитический отчет 2018-2019

Отчет о работе 2018-2019...

Аналитический отчет 2018 - 2109 уч. год.

В 2018-2019  учебном году состав детей с  группы     с умственной отсталостью на начало года составил 10 человек (6 мальчиков и 4 девочки). Возраст детей от 4 до 5 лет (5...

Аналитический отчет 2018-2019 г.

Аналитический отчетза 2018-2019 учебный год(старшая группа № 10 "Фантазёры")...