ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Аннотация: в условиях современного дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта становится одной из приоритетных задач, поскольку именно в этот период закладываются основы социального взаимодействия и формируются базовые эмоциональные компетенции. В данной статье рассмотрены понятие эмоционального интеллекта, его компоненты, современные методы развития и диагностики в условиях дошкольного образования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ДОШКОЛЬНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ И ДИАГНОСТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация: в условиях современного дошкольного образования развитие эмоционального интеллекта становится одной из приоритетных задач, поскольку именно в этот период закладываются основы социального взаимодействия и формируются базовые эмоциональные компетенции. В данной статье рассмотрены понятие эмоционального интеллекта, его компоненты, современные методы развития и диагностики в условиях дошкольного образования.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, методы развития и диагностики, компоненты.
Эмоциональный интеллект представляет собой способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В дошкольном возрасте развитие эмоционального интеллекта играет ключевую роль в формировании личности ребенка.
Первым и фундаментальным компонентом эмоционального интеллекта является способность ребенка осознавать собственные эмоциональные состояния и распознавать эмоции других людей. Дошкольники учатся определять базовые эмоции: радость, грусть, страх, гнев, удивление. Это становится основой для развития более сложных эмоциональных компетенций.
В процессе развития самосознания дети начинают понимать причинно-следственные связи между событиями и эмоциональными реакциями. Они учатся соотносить свои переживания с конкретными ситуациями и осознавать, что разные люди могут по-разному реагировать на одни и те же события.
Развитие эмпатии у дошкольников происходит через понимание эмоций других людей и способность сопереживать им. Дети учатся распознавать невербальные сигналы, такие как выражение лица, поза, жесты, интонация голоса. Это помогает им лучше понимать окружающих и выстраивать позитивные социальные взаимодействия.
В процессе социального взаимодействия дошкольники осваивают навыки коммуникации, учатся учитывать чувства и потребности других людей, развивают способность к кооперации и совместной деятельности.
Игра является ведущей деятельностью дошкольников и наиболее эффективным инструментом развития эмоционального интеллекта. Сюжетно-ролевые игры помогают детям примерить на себя различные социальные роли, прочувствовать разные эмоциональные состояния и научиться взаимодействовать с другими участниками игрового процесса.
Театрализованная деятельность позволяет дошкольникам через драматизацию развивать способность к эмпатии, учиться выражать различные эмоции и понимать чувства персонажей. Дидактические игры с эмоциональным компонентом помогают закреплять знания об эмоциях и способах их выражения.
Использование различных видов творческой деятельности способствует развитию эмоционального интеллекта через самовыражение и познание собственного внутреннего мира. Рисование, лепка, аппликация позволяют детям выразить свои эмоции и переживания в визуальной форме.
Музыкальная терапия помогает дошкольникам развивать эмоциональную отзывчивость, учиться распознавать настроение музыкальных произведений и соотносить их с собственными переживаниями. Танцевально-двигательная терапия способствует развитию телесного осознания эмоций и их выражению через движение.
Педагогическое наблюдение является одним из основных методов диагностики эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте. Воспитатели и психологи отслеживают поведение детей в различных ситуациях, их способность к эмоциональному реагированию, умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Экспертная оценка проводится с использованием специально разработанных карт наблюдения, где фиксируются различные параметры эмоционального развития ребенка. Это позволяет отслеживать динамику развития эмоционального интеллекта и планировать дальнейшую работу.
В работе с дошкольниками активно используются проективные методики диагностики эмоционального интеллекта. Рисуночные тесты, такие как «Рисунок семьи», «Несуществующее животное», помогают выявить эмоциональное состояние ребенка, его отношение к окружающим, наличие тревожности или агрессивности.
Метод незаконченных предложений, сказок позволяет оценить понимание ребенком эмоциональных ситуаций, его способность к эмпатии и навыки решения межличностных проблем.
Итак, развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте является важнейшей задачей современного образования. Комплексный подход к развитию и диагностике эмоционального интеллекта, включающий различные методы и технологии, позволяет эффективно формировать эмоциональные компетенции детей. Успешность этого процесса во многом зависит от согласованных действий педагогов и родителей, создания благоприятной эмоциональной среды и использования адекватных возрасту методов работы. Результатом становится формирование эмоционально зрелой личности, способной к эффективному взаимодействию с окружающим миром и успешной социальной адаптации.
Список использованной литературы
- Баширова, М. Р. Эмоциональный интеллект у детей дошкольного возраста: психодиагностика и коррекция. – Москва: Просвещение, 2020. – 120 с.
- Злобина, Е. В. Эмоциональный интеллект и его значение в дошкольном возрастe. – Ярославль: Молодой ученый, 2021. – 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные методы развития музыкально-художественных способностей детей дошкольного возраста.Презентация.
В музыкальной педагогике методы музыкального образования рассматриваются как способы организации усвоения содержания предмета, отвечающие целям и ведущим задачам педагогического процесса (Э. Б.А...

«Методы, обеспечивающие индивидуальный подход в условиях дошкольного образования».
Среди важнейших задач, стоящих перед всей системой образования, особое место занимают поиск и внедрение такой организации процесса обучения и воспитания, которая позволит не только эффективно формиров...

Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР)
Актуальность опыта работыРечь - это дар природы, благодаря которому все люди общаются друг с другом, познают окружающий мир. В дошкольном возрасте создаются благоприятные условия для развития речи, но...

Презентация «Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
Представлена краткая презентация выступления по проекту "Лэпбук как современный метод развития лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Доклад на тему : "Детское экспериментирование, как современный метод развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста"
В данном докладе подробно раскрываю понятие детского экспериментирования, цели и задачи детского экспериментирования в младших группах, особенности опытов и экспериментов , примерное содержание...

Детское исследование – как современный метод развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Метод исследования способстует приобретению у дошкольников новых знаний, умений и навыков, а также развитию его творческих способностей....

Кубик Блума современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов ч...