Психология детей от 3-х лет в вопросах и ответах
презентация по психологии

Классические принципы детской психологии по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya_detey_ot_3_let.pptx271.03 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В копилку психолога ДОУ Нина Вячеславовна Волкова Борис Степанович Волков Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах

Слайд 2

Б.С. Волков и Н.В. Волкова начали писать книги по дошкольной и школьной психологии еще в 1990-е гг. Среди первых книг – «Детская психология в вопросах и ответах». У современных читателей есть потребность в подобных книгах, но уже на уровне сегодняшнего времени: переработанных и обновленных. И такие книги появились. Одна из них – «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах», которая является логическим продолжением книги авторов «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах». Пособие «Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах» подготовлено в соответствии с новыми образовательными стандартами на метапредметной основе. Издание побуждает размышлять, осмысливать психологические особенности развивающегося ребенка, которые нужно учитывать при обучении и воспитании. Это издание является продолжением пособия «Психология детей от рождения до трех лет в вопросах и ответах». Необходимо, чтобы ребенок осмысливал учебный материал, связывал его с жизненной деятельностью, т. е. осуществлял не только теоретический, но и практический подход. Эту задачу помогут решить предлагаемые в пособии многочисленные рефлексивные вопросы и ситуации, которые чаще решаются неоднозначно. От авторов

Слайд 3

Психическое развитие детей дошкольного возраста Развитие детей от 3 до 7 лет обусловлено противоречиями, которые появляются в связи с возникновением многих потребностей: в общении, игре, движениях, внешних впечатлениях. От того как будут развиваться потребности, зависит психическое развитие и становление личности. Взаимодействие со средой и в первую очередь с социальным окружением, усвоение опыта взрослых в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной, учебной, трудовой) играют первостепенную роль в психическом личностном развитии ребенка. Взрослый должен хорошо ориентироваться в следующих темах по развитию дошкольника: ● социальная ситуация развития; ● игра – ведущий вид деятельности ; ● учебная деятельность; ● трудовая деятельность; ● сенсорное развитие, сенсорные эталоны; ● наглядно-действенное, наглядно-образное и образно-схематическое мышление; ● логическое мышление; ● речевая деятельность; ● эмоциональные, волевые процессы; ● притязания ребенка, его самооценка и самосознание .

Слайд 4

Ситуация 1 Ситуация. Место, занимаемое ребенком 3–7 лет среди окружающих людей, существенно отличается от того, которое характерно для ребенка раннего возраста. Назовите особенности социального развития дошкольника и приведите примеры из литературы и собственных наблюдений. Решение . В дошкольном детстве происходят качественные изменения в социальном развитии, которые выражаются в следующем: ● в осознании собственного «я»; ● своего поведения; ● интересе к миру взрослых. Эти изменения особенно проявляются в сюжетно-ролевых играх детей 3–7 лет. Ребенок, с одной стороны, остается связан со взрослыми, создающими условия для развития и обучения элементарным обязанностям, с другой – на него влияет детское общество, в котором формируется общественное мнение, осуществляется договоренность о совместных действиях. Взрослые поддерживают ребенка в его успехах, а тот вступает в сложные отношения со сверстниками, содержащие элементы взаимной поддержки и соревнования.

Слайд 5

Вопрос 1 Вопрос. В каких видах деятельности развивается психика дошкольника? ФГОС ДО в п. 2.7 обозначил различные виды деятельности. Общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность как сквозные механизмы развития ребенка. Ряд видов деятельности для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет), таких как: – игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, – коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), – познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), – восприятие художественной литературы и фольклора, – самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), – конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, – изобразительная (рисование, лепка, аппликация), – музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах), – двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Слайд 6

Ситуация 2 Ситуация. В дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности. Дети разных возрастных групп в игру с одним и тем же сюжетом вносят разное содержание. Что составляет основное содержание сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте? Из приведенных ответов выберите главный: а) освоение свойств предметов и действий с ними; б) подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли; в) воспроизведение отношений между людьми; г) высвобождение лишней энергии; д) получение удовольствия. Решение. В сюжетных играх старших дошкольников основным содержанием становится подчинение правилам, вытекающим из взятой на себя роли, и воспроизведение отношений между людьми (пункты «б» и «в»).

Слайд 7

Вопрос 2 Вопрос. Почему игровое развитие необходимо с раннего возраста? Ответ. Уже на втором году жизни игровые действия отделяются от предметно-практических. Постепенно дети усваивают игровое назначение предметов: кормят куклу, укладывают спать и т. д. Для выполнения таких действий достаточно обозначить «внешнюю картинку» (приложить ложку к лицу куклы – значит, кормить). Игровые действия возникают в определенной последовательности. У них есть следующие характеристики: ● они тесно связаны с конкретной деятельностью на основе действий со взрослыми; ● те же действия переносятся на другие похожие предметы; ● ребенок переносит действие с одного предмета на другой (с настоящего на игрушечный), при этом действие отделяется от самого предмета. Он обобщает действие и таким образом «играет»; ● игровые действия только формально переходят одно в другое – суть игры в процессе действия, поэтому ее называют процессуальной; ● содержание игровых действий – подражание взрослому; ● ребенок действует с реалистическими игрушками, которые отображают реальные предметы, находящиеся в его поле зрения; ● для детей характерна слабая эмоциональная включенность в игру.

Слайд 8

Ситуация 3 Ситуация. Детскую игру хорошо дополняет сказка. Она вводит ребенка в мир еще не реализованных человеческих возможностей и замыслов, расширяет сферу познания «необыденного», помогая ребенку осваивать творческий опыт человечества. Под влиянием сказки складывается детская картина мира – специфическая система взглядов на сущностные принципы строения и развития вещей и явлений. Как взрослый может вводить сказку в контекст детской жизни? Решение. Есть несколько способов: ● через содействие и сопереживание героям и событиям литературного произведения (приобщение к сказочно-эмоциональной культуре народа); ● через создание сказочного образа, когда его преобразование происходит на базе различных образных воплощений (сказка, рисунок, танец, самостоятельное сочинительство и др.); ● на основе игрового опыта, способствующего развитию творческой деятельности (но не наоборот). Лучше, если игра режиссерская, поскольку в ней ребенок занимает позицию разработчика сюжета, постановщика и исполнителя ролей.

Слайд 9

Вопрос 3 Вопрос. Каковы основные виды взаимоотношений детей в игре? Ответ. В игре возникают реальные взаимоотношения, т. е. взаимоотношения партнеров, выясняющих общие дела. Чтобы игра продолжалась, нужно и договариваться, и распределять роли и др. Этому дети обучаются не сразу. Реальные взаимоотношения между детьми бывают различными: ● совпадают с логикой сюжетных отношений игры (инициатор игры получает возможность руководить другими детьми); ● не совпадают с логикой сюжетных отношений (инициатор игры сам берет на себя подчиненную роль); ● осложняются игровыми отношениями, если инициатор игры берет на себя подчиненную роль, но реально старается руководить игрой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки: 101 вопрос и ответ к викторине по Санкт-Петербургу "САМЫЙ УМНЫЙ" для детей старшего дошкольного возраста

Викторина "Самый умный"101 вопрос и ответк викторине по Санкт-Петербургу(для детей старшего дошкольного возраста)разработано воспитателем ГБДОУ №55 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Савче...

О книге Татьяны Пироженко "Клуб Почемучек. Наука в вопросах и ответах. для детей 3-7 лет"

На просторах интернета я познакомилась с работами замечательного, на мой взгляд, талантливого, человека Татьяны Пироженко, автора блога «Это интересно!», который она ведет на площадке «Коллективного б...

Развивающая викторина для детей «Счастливый случай» содержит вопросы и ответы.

Игра «Счастливый случай»Здравствуйте дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас у нас в детском доме! Можно не сомневаться, что мы с вами проведём сегодня немало приятных минут на нашей игре «Счастливы...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Дети с синдромом Дауна: вопросы и ответы»

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие принципы обучения разработаны на основе современных представлений о развитии...

Семинар - практикум "Мир детей - вопросы и ответы"

Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувст...

Актуальные вопросы социализации детей в ДОУ. Вопросы и ответы.

Рефлексия по итогам повышения квалификации Технологии эффективной социализации. 1. Выявление и анализ актуальных условий дошкольной образовательной организации, обеспечивающих социализацию воспит...

Вечер вопросов и ответов «Педагогические условия формирования творческих способностей детей дошкольного возраста в интеграции с другими видами детской деятельности»

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые...