КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ОРГАНИЗАЦИЯ «ЛЁГКОЙ» АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ»
консультация по психологии (младшая группа)

В самом своем распространенном значении адаптация понимается  как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгое соблюдение режима дня, отсутствие родителей, новые требования к правилам поведения, постоянный контакт со сверстниками и педагогами. Поэтому в первые дни ребёнок может находиться в состоянии стресса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 2 г. Челябинска»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«ОРГАНИЗАЦИЯ «ЛЁГКОЙ» АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОУ»

Педагог-психолог

Князева Е.М.

2025

В самом своем распространенном значении адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д.

С приходом ребёнка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгое соблюдение режима дня, отсутствие родителей, новые требования к правилам поведения, постоянный контакт со сверстниками и педагогами. Поэтому в первые дни ребёнок может находиться в состоянии стресса.

Факторами, облегчающими процесс адаптации, считаются сформированность у ребенка навыков самообслуживания и приученность ребенка к режиму дня, приближенному по времени к режиму в детском саду.

Прежде всего, течение периода адаптации зависит от возраста детей при поступлении. Дети после 1 года 8 мес. – 1 года 10 мес. значительно легче переносят переход в новые условия, чем дети более младшего возраста, вследствие более высокого уровня их психического развития. Такие дети очень любознательны, их легко заинтересовать новыми игрушками, занятиями, они хорошо понимают речь, поэтому их можно успокоить словами. Кроме того, они уже много общались с разными людьми, попадали в разные условия, вследствие чего они приобрели некоторую способность более легко приспосабливаться к меняющимся условиям.

Нарушения в поведении детей при переходе в новые условия жизни объясняются резкой переменой привычных для детей приемов воспитания и недостаточным развитием у них адаптационных механизмов.

По-разному привыкают дети одного и того же возраста в зависимости от индивидуально-типологических особенностей их высшей нервной деятельности. Одни дети дают в первые дни бурную реакцию: они кричат при расставании с родителями, отказываются есть, спать, протестуют против каждого предложения воспитателя, но через 2-3 дня уже входят в режим и хорошо себя чувствуют. Другие, наоборот, в первые дни спокойны, без возражений выполняют предложения воспитателя, а в последующие дни начинают плакать, длительное время плохо едят, не играют и с трудом привыкают к яслям.

Течение адаптационного периода зависит от наличия или отсутствия предшествующей тренировки их нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям. Дети, которые до поступления в детское учреждение общались со многими взрослыми и детьми, получали много разнообразных впечатлений, жили в разнообразных условиях (на даче, в деревне у бабушки и др.), легче привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых очень однообразна.

На течение адаптационного периода оказывает влияние также уровень психического развития. Дети с более высоким уровнем развития привыкают, как правило, легче.

Задачи адаптационного периода для детей дошкольного возраста

  • Преодолеть симбиотическую связь ребенка с матерью и способствовать развитию его самостоятельности и независимости
  • Привлекать внимание малышей к сверстникам и учить их ориентироваться на действие партнеров
  • Налаживать доброжелательные отношения между детьми
  • Обогащать жизнь малышей новыми впечатлениями и положительными эмоциями

Для того, чтобы приспособление к новым условиям жизни происходило у детей с меньшей травмой, прежде всего, необходимо установление единства системы воспитания с первых месяцев жизни независимо от того, где растет и воспитывается ребенок.

Некоторые нарушения поведения и эмоционального состояния ребенка в первые дни его пребывания в детском учреждении являются почти неизбежными. В этот период главное – принять меры к тому, чтобы адаптация к новым условиям жизни происходила у детей в кратчайшие сроки и с меньшей травмой для них. Достигнуть этого можно путем:

- установления единства системы воспитания ребенка с первых дней его жизни, как в семье, так и в учреждении;

- правильной подготовки детей к детскому учреждению;

- правильной организации первых дней пребывания ребенка в детском учреждении;

- индивидуального подхода к вновь поступившему ребенку в соответствии с его прошлым опытом и индивидуальными особенностями;

- включение в процесс адаптации ребенка всех, кто его окружает (родители, педагоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Возрастные особенности детей раннего возраста"

Консультация для родителей "Какие игрушки необходимы детям"...

Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей раннего возраста»

Конультация для педагогов и родителей "Поговорм о сенсорном развитии детей..."...

Консультация для педагогов «Физическое развитие детей раннего возраста»

Дети раннего возраста и младшего дошкольного возраста довольно активны, они много двигаются, бегают, лазают, поднимаются по лесенкам и т. п. Они требуют много сил и энергии на различные движения, в ко...

Консультация для педагогов «Физическая культура в раннем возрасте»

Физическая культура - это сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомления. Физическая культура в раннем возрасте направлен...

Консультация для педагогов «Игротерапия для детей раннего возраста.

«Чтобы вырасти здоровыми, детям не требуется уметь читать -им требуется уметь играть». Ф.Роджерс Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Она позволяет заранее...

Консультация для педагогов «Физическое развитие детей раннего возраста»

Организация условий для проявления двигательной активности маленьких непосед остаётся одним из основных направлений в их развитии. Дети реализуют естественную потребность в перемещении, в то же время ...

Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте

консультация для педагогов "Дидактическая игра"...