Программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО «Быть рядом»
материал по психологии
Программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО «Быть рядом»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 315.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
детей из семей ветеранов (участников) СВО
«Быть рядом»
г. Нижневартовск
2024
Сокращения, используемые в Программе:
СВО | Специальная военная операция |
ПППВ | Повышенное психолого-педагогическое внимание |
НПА | Нормативно-правовые акты |
ППк | Психолого-педагогический консилиум |
Содержание
1 | Паспорт Программы | 3 |
1 | Пояснительная записка. Цель, задачи Программы | 5 |
2 | Содержание Программы | 6 |
2.1 | Основные направления деятельности педагога-психолога психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CBО | 6 |
2.2 | Алгоритм действий психолого-педагогического сопровождения и оказания психолого-педагогической помощи детям из семей ветеранов (участников) CBО | 7 |
2.3 | План работы по обеспечению психолого-педагогической помощи обучающимся и их семьям из числа семей ветеранов (участников) CBО | 22 |
3 | Планируемые результаты. Мониторинг эффективности реализации Программы | 26 |
4 | Список используемой литературы | 27 |
5 | Список приложений к Программе | 29 |
Паспорт Программы
Наименование программы | Программа психолого-педагогического сопровождения |
Разработчики программы | Ахметова С.А., педагог-психолог МАДОУ ДС №41; Воробьева Н.Л., педагог-психолог МАДОУ ДС №56; Геращенкова Е.Н., педагог-психолог МАДОУ ДС №69; Нигматова Ф.В., педагог-психолог МАДОУ ДС №44; Паскина А.М., педагог-психолог МАДОУ ДС №68; Попова И.С., педагог-психолог МАДОУ ДС №421; Фельде О.А., педагог-психолог МАДОУ ДС №52; Халимова В.Ф., педагог-психолог МАДОУ ДС №5 |
Координатор Программы | Микова А.А., главный специалист отдела воспитательной и профилактической работы департамента образования администрации |
Основания для разработки Программы | - Конституция РФ; - Конвенция о правах ребенка; - Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности - Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральный закон от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; - Письмо от 11 августа 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации №АБ-3386/07 «Алгоритмом сопровождения - Концепция развития психологической службы |
Сроки реализации программы | 2024-2030 г.г. |
Исполнители программы | Администрация образовательной организации, педагог-психолог, социальный педагог, воспитатели обучающихся из семей участников (ветеранов) СВО |
Цель, задачи программы | Цель программы: оказание экстренной психологической помощи и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей, создание благоприятных условий для повышения уровня жизнестойкости детей из семей участников (ветеранов) CBО. Задачи программы:
|
Ожидаемый результат | Совершенствование системы работы по выявлению Повышение психологической компетентности |
- Пояснительная записка
Программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО «Быть рядом» (далее – Программа) разработана
на основе авторской программы Соловьeвой Д.Ю. «Психологическая помощь детям участников СВО».
Программа разработана в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24 июля 1998 года №124-ФЗ
«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Алгоритмом сопровождения в дошкольных образовательных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях
и образовательных организациях высшего образования детей ветеранов (участников) специальной военной операции, обучающихся
в соответствующих организациях, в целях оказания таким детям необходимой помощи, в том числе психологической» (письмо от 11 августа 2023 года Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки
и высшего образования Российской Федерации №АБ-3386/07), требованиями ФГОС; Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации, профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», Конвенцией о правах ребенка, Концепцией развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года
(утверждена Министром образования и науки Российской Федерации
19 декабря 2017 года).
Наша страна переживает трудное время. На защиту Отечества встали военнослужащие и добровольцы, которые ежедневно ценой собственной жизни исполняют боевой долг. В жизни их семей присутствует важнейший момент – они ждут своего родного человека с военной операции, находятся
в постоянном ожидании известий, переживании негативных эмоций и, значит, в состоянии стресса.
Остро стоит вопрос по оказанию психологической помощи членам таких семей. Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших
или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований и организации психолого-педагогического сопровождения.
Цель программы: оказание экстренной психологической помощи
и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей, создание благоприятных условий для повышения уровня жизнестойкости детей
из семей участников (ветеранов) CBО.
Задачи программы:
- Организация психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CBО.
- Выявление детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее по тексту– ПППB).
- Оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи обучающимся из семей ветеранов (участников) CBО, нуждающихся
в ПППB. - Проведение профилактической и просветительской работы среди педагогического коллектива, обучающихся и их родителей (законных представителей).
- Содержание Программы.
- Основные направления деятельности педагога-психолога образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению детей из семей ветеранов (участников) СВО
Детям ветеранов (участников) СВО в образовательной организации обеспечено их психолого-педагогическое сопровождение в образовательном процессе, индивидуальное консультирование и педагогическая поддержка.
В своей профессиональной деятельности педагоги-психологи руководствуются положениями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог
в сфере образования), утвержденного приказом Минтруда России от 24 июля 2015 года №514н.
Программа включает в себя следующие направления деятельности:
- психодиагностическое – в рамках данного направления осуществляется выявление обучающихся, нуждающихся в ПППB, а также углубленная диагностика детей, входящих в группу ПППB;
- консультационное – в процессе реализации данного направления организуется собеседование с воспитателями по результатам мониторинга психологического состояния обучающихся из семей ветеранов (участников) CBО; индивидуальное консультирование родителя (законного представителя), не принимающего участие в СВО, обучающегося, входящего в группу ПППB; обсуждение с ними результатов диагностик, планируемых
и реализованных мероприятий в рамках индивидуального сопровождения
и оказания психологической помощи;
- просветительское – в рамках данного направления организуется повышение психологической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся, других участников образовательных отношений и педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие;
- профилактическое – в рамках данного направления осуществляется разработка и распространение информационно-разъяснительных материалов (памяток, буклетов, рекомендаций и далее), проведение семинаров, практикумов для участников образовательных отношений по вопросам сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей, переживших травматическое событие;
- коррекционно-развивающее – в процессе реализации данного направления проводятся индивидуальные, а также групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития личности, укрепления
и совершенствования психологического здоровья обучающихся из семей ветеранов (участников) CBО, нормализации межличностных отношений, развития чувства безопасности и преодоления неуверенности в себе.
- Алгоритм действий психолого-педагогического сопровождения
и оказания психолого-педагогической помощи детям из семей ветеранов (участников) CBО
Настоящий Алгоритм включает в себя рекомендации для администрации, педагогических работников (воспитателей дошкольной образовательной организации, социального педагога, педагога-психолога) и иных специалистов дошкольной образовательной организации.
Дети ветеранов (участников) СВО, военнослужащих, погибших
или получивших увечье (ранение, травму, контузию), либо заболевание
при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований
по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.
1. Подготовительный этап: формирование списочного состава и сбор информации о детях из семей ветеранов (участников) СВО.
Осуществляется сбор информации:
- об обучающихся – детях из семей ветеранов (участников) CBО;
- о ситуации, в которой сейчас находится ребенок:
1) в ситуации недавнего расставания с родителем;
2) в ситуации травматизации в связи с уходом родителя на CBО;
3) в ситуации переживания потери (гибели) родителя – участника CBО.
C этой целью воспитатели заполняют лист информации о детях
из семей ветеранов (участников) CBО (приложение 1), который
в последующем передают социальному педагогу образовательного учреждения. Социальный педагог готовит сводную информацию и после обобщения полученных сведений передает информацию педагогу-психологу.
- Информирование участников образовательных отношений
о возможностях получения психологической помощи (приложение 2). Размещение информации на стендах, официальном сайте образовательной организации, в официальной группе образовательной организации
в социальных сетях и иных доступных информационных ресурсах. - Организация мониторинга (скрининга) психологического состояния детей из семей ветеранов (участников) СВО. Ежедневно воспитатели осуществляют контроль за психоэмоциональным состоянием обучающихся с фиксацией в журнале психоэмоционального состояния обучающегося (приложение 17), а также путем заполнения протокола наблюдения (приложение 7). Воспитатель несет ответственность
за достоверность и полноту предоставленных данных. Протокол наблюдения ежемесячно (не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным) воспитателем передается педагогу-психологу. А в случае явного эмоционального неблагополучия ребенка из семьи участника (ветерана) CBО воспитатель незамедлительно информирует руководителя образовательного учреждения и педагога-психолога.
Педагогом-психологом при получении протоколов наблюдения проводится анализ проведенного мониторинга и при выявлении
у обучающихся признаков неблагоприятных и деструктивных состояний,
не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, формируется список детей, нуждающихся в ПППB.
Кроме этого, информация о детях, нуждающихся в ПППB может поступать от родителя (законного представителя) обучающегося,
не участвующего в CBО; воспитателей, профильных специалистов, социального педагога; администрации ОО.
При выявлении признаков неблагоприятных и деструктивных состояний
у обучающихся, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании (далее – ПППВ), целесообразно организовать взаимодействие
с педагогом-психологом, а также родителем (законным представителем),
не участвующим в СВО.
Для осуществления мониторинга и контроля динамики состояния, а также организации эффективного психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО рекомендуется учитывать основания
для отнесения данной целевой группы обучающихся в группу ПППВ причины для отнесения обучающихся в группу ППВР и источники сведений) согласно таблице №1 настоящего Алгоритма.
Наряду с предложенным перечнем в качестве источников сведений могут выступать психологические заключения (справки) (их составление рекомендуется педагогу-психологу), дополнительно – результаты наблюдений педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающегося, а также справки (заключения) профильных специалистов
(при наличии).
К настоящему Алгоритму прилагается форма Примерного протокола стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО (далее – Примерный протокол), который может применяться в образовательной организации при осуществлении мониторинга состояния детей ветеранов (участников) СВО (приложение 8).
Примерный протокол рекомендуется к заполнению на обучающегося из семьи ветерана (участника) СВО воспитателям дошкольной образовательной организации совместно или на основе наблюдений родителей (законных представителей) обучающихся, не участвующих в СВО.
Работа с обучающимися, включенными в группу ПППВ, осуществляется командой педагогического коллектива образовательной организации, в которой педагог-психолог может выступать организатором взаимодействия, а также при необходимости рекомендуется привлекать других специалистов в рамках межведомственного взаимодействия по вопросу сопровождения семей ветеранов (участников) СВО.
О результатах мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО, включенных в группу ПППВ, педагогу-психологу рекомендуется еженедельно докладывать своему непосредственному руководителю в образовательной организации.
Проблема оценки актуального психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО приобретает особую важность для качественного проведения ранней диагностики признаков стресса обучающихся, который отражается, прежде всего, на физиологическом состоянии (психосоматические проявления), когнитивных процессах (внимание, память, мышление),
и психическом состоянии (раздражительность, апатия, усталость, чувство тревоги и т.д.), поведенческих проявлениях (агрессия, снижение активности, вызывающее поведение).
- Проведение диагностических исследований, направленных
на изучение актуального психологического состояния обучающегося
и его личностных особенностей, с обучающимися, включенными в группу ПППB (приложение 9). Перед проведением диагностических исследований необходимо взять согласие законного представителя (приложение 3, 4, 5).
Наименование методики, автор | Цель |
«Тест тревожности» Р.Тэммла, М.Дорки, В.Амена | Выявление тревожных детей |
Методика диагностики тревожности, включающая наблюдение (методика Сирса) | Определение уровня тревожности |
Методика М.А. Панфиловой «Страхи в домиках» | Выявить количество страхов у детей |
Графическая методика «Кактус» (М.А.Панфиловой) | Выявления уровня агрессивности |
Рисуночный тест Дж.Бука «Дом. Дерево.Человек» | Выявляет степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей |
Наблюдение «Оценка неблагополучия ребенка в группе» | Оценка неблагополучия ребенка |
Анкета для педагогов «Критерии выявления уровня нарушений развития эмоционально-личностной сферы дошкольников» | Выявление уровня нарушений развития эмоционально-личностной сферы дошкольников |
Анкета для родителей «Анкета | Выявление тревожного ребенка |
Исходя из опыта работы педагога-психолога, индивидуальных характеристик личности ребенка возможно использование иных методик
в практической деятельности.
5. Составление заключения по результатам диагностического обследования (приложение 10).
- Проведение консультации родителя (законного представителя), не принимающего участие в СВО, по результатам диагностики с предоставлением рекомендаций; ведение протокола консультации (приложение 11).
- Организация индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих профилактических занятий по формированию стрессоустойчивости и жизнестойкости с детьми из семей ветеранов (участников) CBО (приложения 13, 16).
Индивидуальные, а также групповые коррекционно-развивающие занятия с целью развития эмоциональной сферы детей, укрепления и совершенствования психологического здоровья обучающихся из семей ветеранов (участников) CBО, нормализации межличностных отношений, развития чувства безопасности.
Задачи:
- Стабилизировать эмоциональное состояние детей.
- Создать условия для снятия эмоционального напряжения.
- Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов перенос положительного опыта из группы в реальную окружающую обстановку ребенка.
- Развивать умение регулировать свое поведение.
Организация занятий: Специфика коррекционно-развивающий работы
с детьми из семей ветеранов (участников) СВО заключается в том, что эти дети находятся в остром эмоциональном состоянии. Их поведенческие проблемы обусловлены высоким уровнем эмоциональной и сенсорной депривации, высоким уровнем тревоги и страхов, высоким уровнем агрессии (аутоагрессии), высоким уровнем обиды. Эмоциональное неблагополучие может привести
к психоэмоциональному напряжению и различным нарушениям поведения, поскольку дети еще не умеют расслабляться, предвидеть и контролировать ситуацию, и поэтому во многом зависимы от окружающей их среды и взрослых.
Активность участников занятий носит особый характер, поскольку
они вовлекаются в проигрывание специальных упражнений, направленных на стабилизацию эмоционального состояния. При проведении занятия акцент делается на создание атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркивать, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений. Важно: оценивать ребенка запрещено! Постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства. Задача психолога организовать занятие так, чтобы ребенок хотел в нем участвовать, хотел вернуться.
С учетом результатов диагностики разработана программа индивидуальной коррекционной - развивающей работы по сохранению
и укреплению психического здоровья детей из семей ветеранов (участников) CВО.
Методы:
- Песочные игры - во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях - в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, снизить эмоциональное напряжение.
- Элементы сказкотерапии –помогают скорректировать поведение, избавляют от страхов и способствует здоровому психоэмоциональному развитию. Рассказывание сказок, историй (извлеченных из литературных источников, придуманных взрослым или самим ребенком) от первого лица,
где вместо главного персонажа «Я». - Дыхательные упражнения: от правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо- и кровоснабжение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием.
- Самомассаж влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно
и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. - Глазодвигательные упражнения являются профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения, обеспечивают улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает силу, тонус глазных мышц
и глазодвигательных нервов, снимают переутомление зрительного аппарата, положительно влияют на общее психоэмоциональное состояние человека. - Упражнения и этюды психогимнастики используются в ДОУ
для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепление его психического здоровья. Психогимнастика выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным содержанием. При выполнении упражнений упорядочивается психическая и двигательная активность ребенка, улучшается настроение, сбрасывается инертность самочувствия. - Релаксационные методы – использование упражнений, основанных
на методе активной нервно-мышечной релаксации Э. Джекобсона, дыхательные техники, кинестетические техники. - Аутотренинг (с использованием стихов, записи звуков природы).
Принципы проведения занятий
Принцип естественности: создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, свободно проявляя творческую активность. Удовлетворяя требованиям данного принципа, подбор заданий осуществляется с учетом возможностей ребенка, инструкция к заданию формируется в игровой сказочной форме. Исключается негативная оценка действий, идей и результатов деятельности ребенка, поощряется фантазия
и творческий подход.
Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе с детьми предполагает организацию атмосферы успеха для ребёнка, веру
в её положительный результат, утверждение этого чувства в ребёнке, поощрение его малейших достижений.
Принцип добровольности: ребенок играет по своему желанию.
Принцип активности ведущего взрослого: взрослый в роли организатора, и непосредственного участника. Активность взрослого не должна тормозить конструктивную активность ребенка.
Принцип проблемности (создание проблемных ситуаций, активной познавательной детской деятельности, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть
за отдельными фактами явление, закон).
Структура и содержание программы
1. Этап – «Вводный». Приветствие. Предлагается какое-либо «испытание», или проводится гимнастика, направленная на сенсорную стимуляцию: зрительная, слуховая, тактильная. Если существует необходимость изменить актуальное эмоциональное состояние ребенка, поднять его настроение, или напротив, снять чрезмерное возбуждение проводятся упражнениями по снятию напряжения, (эти игры можно проводить и между этапами занятия).
2. Этап – «Основной». На данном этапе проводятся психолого-педагогические игры, беседы, проигрывание проблемных ситуаций, упражнения на регулирование своего поведения.
3. Этап «Заключительный». На данном этапе проводятся релаксационные упражнения, рефлексия и обсуждение занятия в двух аспектах:
в эмоциональном, и в смысловом.
В ходе занятий при необходимости внутренняя структура программы может изменяться (замена тем, приемов и методик) под актуальную проблему конкретного ребенка, некоторые занятия были проведены дважды для более углубленного коррекционного воздействия.
Во время занятия дети сидят на модулях (стульях, полу). Помещение должно быть оснащено магнитофоном. Песочницей с набором игрушек.
Для проведения этюдов и упражнений необходимо свободное пространство. Для проведения некоторых упражнений необходим стол, принадлежности
для рисования, пластилин.
Временные затраты: данная программа рассчитана на 12 занятий 1 раз
в неделю, оптимальная продолжительность каждого занятия – 30 минут. Занятия проводятся индивидуально (либо малые группы до 3-х человек).
8. Организация мероприятий по созданию благоприятного психологического климата в группах с детьми из семей ветеранов (участников) СВО.
В план мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению несовершеннолетних в условиях современных вызовов, психологической поддержки обучающихся и их родителей (законных представителей), оказанию психологической помощи несовершеннолетним, прибывающим с новых территорий субъектов Российской Федерации рекомендуется включить мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО.
Рекомендуется проводимые мероприятия направить, в том числе
на формирование благоприятного психологического климата, необходимого для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО. Психологический климат предполагает создание условий, при которых все участники образовательных отношений чувствуют поддержку со стороны друг друга.
Для того, чтобы создать благоприятный психологический климат
в образовательной организации, воспитателю совместно с педагогом- психологом, социальным педагогом и иными педагогическими работниками важно проводить мероприятия, направленные на формирование позитивного отношения обучающихся к образовательному процессу,
на обучение коммуникативным навыкам, навыкам саморегуляции, совладания в трудных и проблемных ситуациях, а также на создание системы психологической поддержки. Вышеперечисленные меры помогают обучающимся развивать способность к сопереживанию, уважению и принятию других людей. Включение таких тем в беседы с обучающимися может также способствовать формированию уважительных отношений между обучающимися и педагогами.
Кроме того, важно чтобы обучающиеся учились самопознанию
и взаимопониманию в первую очередь. Это можно достичь путем разработки и реализации программ психологического сопровождения (коррекционно- развивающих программ, профилактических и просветительских программ, общеразвивающих программ дополнительного образования и т.д.), направленных на формирование коммуникативных навыков и развитие эмоционального и социального интеллекта. На таких занятиях педагоги могут ставить вопросы эффективного общения, выражения чувств, умения справляться с негативными эмоциями, навыков самоконтроля и саморегуляции, управления своим поведением, способов разрешения конфликтов, организации взаимодействия, понимания и принятия индивидуальных и культурных различий.
Однако, сам факт проведения мероприятий остается даже менее важным, чем особенности их проведения, – уровень эмоциональной близости
и теплоты общения педагогов с обучающимися.
При ведении образовательной деятельности важно предпринимать усилия по созданию безопасной атмосферы для обучающихся, где они могут свободно высказывать свои мысли и выражать чувства, не боясь осуждения со стороны своих одногруппников или педагогов. Важны работа с переживаниями обучающихся, помощь им в выражении эмоций, понимание того, что все чувства имеют право на существование и нормальны в тяжелой ситуации.
Педагог-психолог, осуществляя психолого-педагогическое сопровождение и выстраивая взаимоотношения между всеми участниками образовательных отношений, сможет эффективно реализовать поставленную задачу.
Организация помощи обучающимся силами сверстников может помочь обучающемуся справиться с переживаниями и вложить в сознание мысль о том, что его чувства ценятся другими людьми.
При проведении мероприятий каждому педагогу рекомендуется учитывать следующие особенности:
Все участники образовательных отношений могут иметь непосредственное отношение к СВО, включая родственников жертв военных действий, родственников людей, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), граждан выехавших из зоны проведения СВО
и приграничных территорий, причем со всех сторон конфликта.
Необходимо помнить, что при обсуждении СВО и любых связанных с ней тем может вызывать у обучающихся сильные эмоциональные реакции (тревога, гнев, страх и иные), и эти реакции надо учитывать при планировании любых воспитательных, профилактических и иных мероприятий.
Педагогический коллектив образовательной организации должен быть готов к тому, чтобы помочь обучающимся справиться с эмоциональными реакциями и ответить на их вопросы. Важно при этом проявлять уважение
ко всем точкам зрения, предоставить обучающимся право высказываться и быть выслушанным.
Эффективнее любых слов часто оказывается активное слушание. Важнее пытаться понять обучающегося и дать ему понимание, что принимают
его чувства, а не донести ему какую-то мысль. Эмпатическое и терпеливое слушание лучше всего позволяет создать атмосферу доверия в процессе общения.
Важно не навредить обучающемуся, и без того переживающему тяжелейшие стрессогенные ситуации. Целесообразно рассматривать агрессивное поведение детей ветеранов (участников) СВО в контексте проблемы, избегать стереотипов. Важно выказывать заботу о состоянии обучающегося, при этом не переусердствовать, не поспешить, не перейти
к ложным выводам и интерпретациям.
Педагогу-психологу важно проводить психологическое просвещение среди детей ветеранов (участников) СВО, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы (службы), в образовательной организации.
Как в индивидуальном, так и в групповом обсуждении рекомендуется освещать вопросы психологии горя, конструктивного преодоления скорби, способов совладания и психологической самопомощи.
В работе со всеми детьми ветеранов (участников) СВО важно соблюдать следующие рекомендации для педагога:
уважайте потребность в уединении, если обучающийся не хочет общаться; если он не может усидеть на месте, дайте ему возможность подвигаться; когда обучающийся не может совладать со своими эмоциями, помогите ему выразить свои чувства, разобраться в них; в случае потери контроля над поведением введите ясные и четкие ограничения, вместе с тем дайте возможность, как несовершеннолетнему, так и совершеннолетнему лицу, овладеть позитивными формами разрешения ситуации.
создавайте как можно более безопасную атмосферу, в которой обучающиеся знают, что все чувства имеют право на существование
и нормальны в столь тяжелой ситуации, в том числе и вина, боль, которую они чувствуют; возможно прояснение ложных трактовок, которые могут вести
к неадекватному восприятию события, где пересмотр приоритетов, переоценка ценностей (чему можно научиться в этой ситуации, что действительно важно
в жизни) могут помочь справиться с переживаниями, переключиться
на продуктивную деятельность на примере взрослого.
Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся целевой группы, находящихся в кризисных состояниях, предполагает соблюдение организационных требований к проведению профилактических, диагностических и консультационных мероприятий, следование принципам деятельности педагога-психолога в кризисной ситуации, алгоритмам оказания психологической помощи с учетом эмоционального состояния участников образовательных отношений.
В целом, создание благоприятного психологического климата
в образовательной организации является важной задачей, которая требует комплексного подхода и систематической работы, содержательных мероприятий, направленных на сохранение и (или) восстановление психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО.
9. Разработка памяток и рекомендаций педагогам и родителям (законным представителям) обучающихся (приложение 15).
10. Организация работы с педагогами, взаимодействующими
с детьми из семей ветеранов (участников) СВО.
В рамках просветительской деятельности педагог-психолог организует практикум и семинары для педагогов (приложение 14).
Организация работы с педагогами, взаимодействующими с ребенком (детьми) из семьи ветерана, участника СВО заключается в предоставлении рекомендаций и алгоритмов дальнейшей работы с ребенком, находящимся
в ситуации мобилизации (утраты) родителя участника, ветерана СВО.
Деятельность педагога-психолога по психологическому сопровождению педагогического коллектива включает в себя:
- психологическое консультирование;
- психологическое просвещение (повышение психологической компетентности педагогического состава в вопросах обучения и воспитания детей, переживших травматическое событие);
- психопрофилактику (профессиональная деятельность, направленная на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья обучающегося);
- психолого-педагогическое и методическое сопровождение процесса освоения основной и дополнительной образовательной программ обучающимся целевой группы (разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуального плана – маршрута для обучающегося).
11. Работа с родителями (законными представителями),
не принимающими участие в СВО (приложение 15).
Психологическое здоровье и психическое развитие ребенка дошкольного возраста, его эмоциональное благополучие, его переживания стрессовых ситуаций, в силу возрастных особенностей, у дошкольников еще нет собственных навыков совладания с ситуацией, практически полностью зависит от близкого взрослого. Поэтому работа с родителем (законным представителем), не участвующим в СВО является очень важной в помощи дошкольнику преодолеть ситуацию расставания с родителем участвующим
в СВО. Она направлена на улучшение психологического климата в семье, помощи родителю (законному представителю) в осознании и принятии своих негативных чувств и чувств ребенка; развитии навыков конструктивного общения с ребенком в стрессовой ситуации; информирование о возможностях получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки; поиск и обсуждение внешних и внутренних ресурсов для улучшения психологического состояния обучающегося и родителя (законного представителя), не участвующего в CBО.
Предложенные в Программе рекомендации для информирования
и консультирования родителей не участвующих в СВО можно разделить
на три группы (приложение 15) :
1) дети находятся в ситуации расставания с родителем, участвующим в CBО;
- Рекомендации родителям не участвующим в СВО «Как говорить с детьми о мобилизации»;
2) дети пережили травматическое событие (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и т.п.);
Конспект беседы с родителями «Как распознать тревожное расстройство
у ребенка и своевременно принять меры по оказанию помощи»;
3) дети находятся в ситуации утраты родителя участника CBО.
- Рекомендации родителям, не участвующим в СВО, «Как сообщить ребенку о смерти близкого»;
- Рекомендации родителям, не участвующим в СВО, «Как помочь дошкольнику пережить горе»;
B сложных случаях необходимо рекомендовать родителю (законному представителю) обратиться за консультацией к смежным специалистам (психиатру, психотерапевту, медицинскому (клиническому) психологу).
12. Проведение ППк
B рамках подготовки к психолого-педагогическому консилиуму педагог-психолог готовит аналитическую информацию по выявленным детям ПППB.
B аналитической информации необходимо указать:
- какие признаки эмоционального неблагополучия выявлены у каждого ребенка ПППB (по протоколу наблюдения, из личной беседы
с обучающимися, по результатам углубленной диагностики);
- информацию о том, какую работу рекомендуется провести с каждым обучающимся ПППB.
Hа психолого-педагогическом консилиуме присутствуют:
- заместитель заведующего по воспитательно-методической работе;
- воспитатели группы, в которой находится ребенок из семьи ветеранов (участников) СВО,
- педагог, социальный педагог;
- медицинская сестра (при необходимости);
- педагог-психолог.
B процессе консилиума происходит обмен информацией между всеми его участниками относительно каждого ребенка группы ПППB. Решением ППк является оценка нуждаемости в оказании психолого-педагогической помощи
и организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
В случае необходимости (признания нуждаемости в оказании психолого-педагогической помощи и организации индивидуального психолого-педагогического сопровождения) ППк осуществляется разработка
и планирование стратегии индивидуального психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) CВО (приложение 6).
План (маршрут) индивидуального сопровождения обучающегося разрабатывается на основе результатов углубленной диагностики с учетом индивидуально-психологических особенностей ребенка. B зависимости
от выявленных проблем в план могут быть включены: индивидуальные психологические консультации ребенка и его родителя (законного представителя), не принимающего участие в CBО; групповые и (или) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия; профилактические
и просветительские мероприятия.
Разработка и реализация плана индивидуального сопровождения обучающегося «группы риска» осуществляется с обеспечением преемственности и распределения ответственности между всеми специалистами сопровождения.
В особо сложных случаях, для реализации индивидуального сопровождения, могут быть подключены представители внешних организаций: психиатр, работник социальной службы, представитель органов опеки, представитель правоохранительных органов, специалисты центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи и др.
13. Информирование родителей (законных представителей) обучающихся группы ПППВ о решении ППк.
После проведения ППк необходимо ознакомить родителя (законного представителя) обучающегося группы ПППВ, не принимающего участие
в CВО, с решением ППк и планом индивидуального сопровождения ребенка. В ходе ознакомления необходимо получить от родителя (законного представителя) письменное согласие на оказание обучающемуся психолого-педагогической помощи. В случае отказа от оказания психолого-педагогической помощи ребенку оформляется письменный отказ
(приложение 5).
При наличии письменного отказа родителей (законных представителей)
от оказания ребенку психолого-педагогической помощи психологическое сопровождение осуществляется опосредовано: педагогом-психологом через просветительскую и профилактическую деятельность; воспитателями через систему воспитательных мероприятий в группе (индивидуальный педагогический подход, помощь в улучшении контактов в группе,
в повышении статусав группе и др.), педагогом, социальным педагогом через мониторинг социальной ситуации обучающегося.
14. Реализация индивидуального плана (маршрута) психолого-педагогического сопровождения ребенка из семьи ветерана (участника) СВО нуждающегося в ПППВ.
После получения согласия родителей (законных представителей) осуществляется реализация индивидуального плана (маршрута) психолого-педагогического сопровождения.
15. Реализация основных направлений психолого-педагогического сопровождения.
Выделяют три категории детей из семей ветеранов (участников) CBО нуждающихся в ПППB:
1) обучающиеся, находящиеся в ситуации расставания с родителем, участвующим в CBО;
2) обучающиеся, пережившие травматическое событие (посттравматическое стрессовое расстройство, депрессия и т.п.);
3) обучающиеся, находящиеся в ситуации утраты родителя участника CBО.
Кризисные ситуации носят индивидуальный характер.
Групповые коррекционно-развивающие занятия с обучающимися, необходимы в тех случаях, когда ребенок замкнулся на своих эмоциональных переживаниях и не может посмотреть на ситуацию со стороны.
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия направлены
на преодоление эмоционально-личностных проблем обучающихся, связанных
с переживанием стрессовой ситуации. Включают в себя упражнения на снятие тревожности и негативных эмоций; формирование умений разбираться в своих чувствах и эмоциях; обучение навыкам преодоления стресса; повышение уверенности в себе; формирование позитивного мышления.
Организация индивидуальной работы с родителем (законным представителем), не участвующим в СВО, направлена на улучшение психологического климата в семье, помощи родителю (законному представителю) в осознании и принятии своих негативных чувств и чувств ребенка; развитии навыков конструктивного общения с ребенком в стрессовой ситуации; информирование о возможностях получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки; поиск и обсуждение внешних
и внутренних ресурсов для улучшения психологического состояния учащегося и родителя (законного представителя), не участвующего в CBО. B сложных случаях необходимо рекомендовать родителю (законному представителю) обратиться за консультацией к смежным специалистам (психиатру, психотерапевту, медицинскому (клиническому) психологу).
16. Оценка эффективности реализации плана (маршрута) индивидуального психолого-педагогического сопровождения.
По окончании индивидуальной работы проводятся контрольные диагностические исследования (приложение 9), позволяющие оценить эффективность реализации плана (маршрута) индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. По результатам контрольной диагностики педагог-психолог составляет справку (отчет) об итогах реализации плана (маршрута) индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка, в которой анализирует динамику развития обучающегося, делает выводы об эффективности реализации плана (маршрута) индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. По итогам анализа педагог-психолог готовит информацию для ППк.
Организация повторного заседания ППк. После завершения всех мероприятий по реализации планов индивидуального сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СBО, нуждающихся в ПППB, проводится повторное заседание ППк, на котором принимается решение:
- «О завершении оказания психолого-педагогической помощи»;
- «О внесении корректировок в план (маршрут) индивидуального психолого-педагогического сопровождения обучающегося и продолжении оказания психолого-педагогической помощи».
Решение о завершении оказания психолого-педагогической помощи может приниматься на основании:
- успешного прохождения всех коррекционно-развивающих мероприятий;
- наличия наблюдаемых положительных изменений в эмоциональной
и поведенческой сферах ребенка (демонстрация признаков эмоциональной стабильности, отсутствие беспричинной раздражительности, контроль собственных эмоций, способность принимать обдуманные решения, умение игнорировать мелкие неприятности, отсутствие импульсивности как
в привычных, так и в кризисных ситуациях); - стабильных благоприятных результатов диагностик;
- стабильных (в течение не менее полугода) объективных и субъективных признаков социальной адаптации (устойчивость интересов, ориентация
на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях, благополучные взаимоотношения со сверстниками, педагогами, взрослыми
и др.
Работа с обучающимся и его семьей в ситуации гибели родителя, участника CBО
Для выявления маркеров неблагополучного переживания горя следует организовать: непосредственное наблюдение педагогов за изменениями
в поведении, эмоциональном, физическом и психическом состояниях ребенка.
B наблюдении принимают участие все педагоги образовательной организации, т.к. изменения в поведении могут проявляться на любых занятиях, переменах, во время приема пищи, на иных мероприятиях. Организуя наблюдение за обучающимся из семьи погибшего участника CBО следует учитывать особенности процесса горевания, критические периоды переживания горя, характерные возрастные особенности переживания горя
у детей. C этой целью педагог-психолог распространяет среди педагогического коллектива памятку «Особенности поведения детей, переживающих утрату: на что обратить внимание, чтобы выявить неблагополучие». При выявлении негативных признаков в поведении, эмоциональном состоянии ребенка воспитатель обязан незамедлительно проинформировать руководителя образовательного учреждения и педагога-психолога.
Индивидуальная работа с обучающимся находящимися в ситуации утраты родителя, участника CBО, направлена на проработку негативных эмоций, обучение способам совладания и психологической самопомощи, восстановление чувства безопасности. Индивидуальная работа с обучающимся, находящимися в ситуации утраты родителя, участника CBО, ведется
с заполнением «Индивидуальной карты обучающегося группы риска» (приложение 16).
Работа с родителем (законным представителем), не принимающим участие в СВО, направлена на стабилизацию его психоэмоционального состояния и предоставлении информации о способах получения экстренной психологической помощи.
В сложных случаях работы с травмой, утратой, педагог-психолог рекомендует обратиться к психиатру, психотерапевту, медицинскому, клиническому психологам.
На базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (региональных ресурсных центрах развития психологической службы) функционируют / создаются в субъектах Российской Федерации службы экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи.
В связи с необходимостью оказания психологической помощи в случаях экстренного реагирования, пострадавшим в результате чрезвычайных
и экстремальных ситуаций, таких как проявления агрессии, аддиктивного, девиантного поведения, команды экстренного реагирования и оказания кризисной психологической помощи обучающимся продолжают работу
с охватом детей ветеранов (участников) СВО.
Так как дети ветеранов (участников) СВО отнесены к уязвимой категории обучающихся, им требуется комплексная помощь в социально-психологической адаптации.
В помощь педагогам-психологам, социальным педагогам и другим педагогическим работникам, а также обучающимся и их родителям (законным представителям) из числа семей ветеранов (участников) СВО предоставляются дополнительные онлайн-ресурсы для обращения за психологической помощью (приложение 2).
Работа с группой, в которой находится ребенок погибшего участника СВО заключается в проведении мероприятий:
- недопущение распространения слухов и открытого прямого публичного обсуждения случая гибели родителя ребенка, участника СBО;
- избегание обсуждения СBО и причин происходящего.
2.3. План работы по обеспечению психолого-педагогической помощи обучающимся из числа семей ветеранов (участников) CBО
№ | Наименование мероприятия | Ответственные | Сроки |
Организация мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО | |||
1 | Контроль психоэмоционального состояния обучающегося, | Воспитатели | Ежедневно |
2 | Организация мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) CBО | Воспитатели | Ежемесячно |
3 | Предоставление отчета о результатах мониторинга руководителю образовательной организации | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, социальный педагог, педагог-психолог | Ежемесячно |
4 | Формирование списка детей ветеранов (участников) CBО нуждающихся в ПППB | Воспитатели, педагог- психолог, социальный педагог | Ежемесячно |
5 | Проведение индивидуальной углубленной диагностики детей, нуждающихся в ПППB | Педагог- психолог | По мере необходимости |
Организация психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения | |||
6 | Организация заседаний ППк по разработке стратегий психолого-педагогического сопровождения детей, нуждающихся в ПППB | Председатель ППк | B течение года |
7 | Разработка планов (маршрутов) индивидуального психолого- педагогического сопровождения детей, нуждающихся в ПППB | Cпециалисты сопровождения | По решению ППк |
8 | Обеспечение досуговой занятости обучающихся из семей ветеранов (участников) CBО | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, воспитатели | Постоянно |
9 | Cоздание благоприятного психологического климата и дружелюбной среды в детском коллективе группы обучающегося ветерана (участника)CBО | Воспитатели группы | Постоянно в течение года |
10 | Организация тесного взаимодействия с родителем, не принимающим участие в CBО | Воспитатели группы | Постоянно в течение года |
11 | Организация психологического консультирования педагогов и родителей (законных представителей) | Педагог- психолог | B соответствии с планом сопровождения |
12 | Организация индивидуальных и (или) групповых коррекционно-развивающих занятий с детьми, нуждающимися | Педагог- психолог | B соответствии с планом сопровождения |
Организация и проведение мероприятий, направленных на формирование благоприятного психологического климата, сохранение (участников) СВО | |||
24 | Bключение обучающегося | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, старший воспитатель, профильные специалисты, воспитатели, педагог-психолог | B течение года |
25 | Практикум для педагогов «B группе есть ребенок участника CBО. Как увидеть эмоциональные трудности у ребенка и правильно | Педагог- психолог | Октябрь, март |
Разработка рекомендаций педагогам «Правила в общении с детьми из семей участников CBО» | Педагог- психолог | Hоябрь, февраль | |
27 | Беседа для родителей, не принимающих участие в CBО «Как распознать тревожное расстройство | Педагог- психолог | Сентябрь, февраль |
28 | Разработка рекомендаций родителям школьников «Как говорить с детьми | Педагог- психолог | Март |
29 | Разработка рекомендаций участникам образовательных отношений «Как реагировать на проявления острых поведенческих реакций ребенка» | Педагог- психолог | Сентябрь, апрель |
30 | Реализация программ на эмоционально-коммуникативное развитие | Педагог- психолог | B течение года |
Оказание экстренной психологической помощи, коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей | |||
36 | Разработка рекомендаций для педагогов об особенностях взаимодействия с детьми участников CBО при пережитой ими острой фазе утраты в на разных возрастных этапах | Педагог- психолог | По мере необходимости |
37 | Разработка рекомендаций для педагогов «Как реагировать на проявления острых эмоциональных реакций ребенка» | Педагог- психолог | По мере необходимости |
Организация коррекционной работы по профилактике эмоционального неблагополучия с обучающимися, находящимися в состоянии утраты родителя, участника CBО (в очном | Педагог- психолог | По мере необходимости | |
Разработка рекомендаций для педагогов по оказанию помощи обучающимся находящимся | Педагог- психолог | По мере необходимости | |
Организация постоянного наблюдения за психоэмоциональным состоянием ребенка, находящегося | Воспитатели группы | По мере необходимости | |
Организация сетевого и межведомственного взаимодействия | |||
Обеспечение взаимодействия | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, социальный педагог, педагог-психолог | B течение года, по мере необходимости | |
Обеспечение взаимодействия | |||
Обеспечение информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников о возможностях | |||
Обеспечение информирования семей ветеранов (участников) CBО, членов их семей, педагогических работников о: - возможностях получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки педагогических работников; - номерах круглосуточной экстренной анонимной кризисной помощи; - ресурсах государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» | Заместитель заведующего по воспитательно-методической работе, социальный педагог, педагог-психолог | B течение года | |
- Планируемые результаты. Мониторинг эффективности
реализации Программы
1. Своевременное выявление нарушения поведения, отклонений в развитии
и трудностей в обучении.
2. Поддержание психологической безопасности и комфортности среды образовательной организации.
3. Осведомленности субъектов образовательной среды о способах получения психологической и иных видов помощи в стенах образовательного учреждения и иных организациях.
4. Благоприятный уровень эмоционального состояния обучающихся
из семей ветеранов (участников) СВО.
5. Повышение степени адаптационных способностей у обучающихся
в стрессовых, конфликтных ситуациях с опорой на собственные ресурсные качества.
6. Приобретение обучающимися умения сотрудничать и строить доверительные отношения с другими людьми, освоение навыков работы
в коллективе.
Мониторинг эффективности реализации Программы разрабатывается образовательной организацией самостоятельно и проводится не реже 1 раза
в полугодие в январе и июне месяце.
4. Список используемой литературы
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. - М.: Речь, 2010.
- Гаврючина Л. В. Здоровье сберегающие технологии в ДОУ. – М., 2008.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы
к психокоррекционной и развивающей работе с детьми 5-7 лет. – М.-2011. - Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». http://pedlib.ru/Books/3/0001/3_0001-1.shtml.
- Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. – СП «Детство-Пресс» - 2010.
- Копилка возможностей. Психологическая игра для развития социального интеллекта. Мухаматулина Е.А., Ушакова Т.О. – М.: Генезис, 2022.
- Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира. http://www.koob.ru/kryazheva/.
- Локтионова А.И. Жизнеспособность и социальная адаптация подростков. – Москва: Изд-во «Институт психологии РАН».
- Методические рекомендации «Остров детства». Т. Зинкевич-Евстигнеева, Н. Данилова. – Санкт-Петербург, 2010.
- Муругова А.О.Эмоциональные и поведенческие реакции подростков
в трудных жизненных ситуациях /А.О. Муругова //Современная психология: проблемы и решения: сборник статей Международной научно-практической конференции. –Москва, 2018. - Овчарова Р.В. Методология исследования жизнеспособности личности/Вестник Курганского гос. ун-та, 2019.
- Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие. – М., 2001.
- Программа «Психологическая помощь детям участников СВО». Соловьeва Д.Ю., Санкт-Петербург.
- Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации «Пусть всегда буду я!». Вдовина Е.Г. КГБУ «Алтайский краевой центр ППМС-помощи» – Барнаул, 2017.
- Сазонова Н.П., Новикова Н.В. Преодоление агрессивного поведения старших дошкольников в детском саду и семье. - СП«Детство-Пресс» - 2010.
- Сапожникова О.Б., Гарнова Е.В. Песочная терапия в развитии дошкольников. – Сфера- 2014.
- Сборник методических разработок по формированию жизнестойкости обучающихся: метод.пос./Сост.: Вдовина Е.Г., Моисеева Т.А. – Барнаул, 2015.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. – М.: Дрофа, 2014.
- Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции
у учащихся начальной школы: 60 конспектов занятий: Практическое пособие. – Москва: Айрис-пресс, 2004. - 176с. - Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет психологические игры, упражнения, сказки: пособие. - М.: Генезис, 2013.
- Чистякова М.И. Психогимнастика. http://log-in.ru/books/psikhogimnastika-chistyakova-m-a-prakticheskaya-psikhologiya/
Список приложений к Программе
1 | Лист информации о детях из семей ветеранов (участников) CBО |
2 | Информация для участников образовательных отношений |
3 | Информированное согласие родителей (законных представителей) |
4 | Информированное согласие родителей (законных представителей) |
5 | Отказ родителей (законных представителей) от оказания ребенку психологической помощи |
6 | План (маршрут) индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка из семьи ветерана (участника) СВО, нуждающегося в ПППВ |
7 | Протокол наблюдения за психологическим состоянием обучающихся из числа семей ветеранов (участников) СВО |
8 | Примерный протокол стандартизированного (нестандартизированного) наблюдения за детьми ветеранов (участников) СВО |
9 | Методики для проведения углубленной диагностики обучающихся, электронные обработчики к каждой методике. |
10 | Форма заключения по результатам углубленной диагностики обучающегося. |
11 | Форма протокола индивидуальной консультации с родителями (законными представителями) обучающегося. |
12 | Форма справки об итогах реализации индивидуального плана (маршрута) психолого-педагогического сопровождения ребенка |
13 | Тематический план коррекционно-развивающей работы с детьми |
14 | Памятки, консультация для работы с педагогами |
15 | Консультационный материал в работе с родителями |
16 | Лист индивидуальной развивающей (коррекционной) работы |
17 | Форма «Журнал контроля эмоционального состояния обучающегося» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей к обучению в школе А.Л.Венгера
Готовность к школьному обучению - целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы производительности. Отставание в развитии одног...
Программа психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста «Счастливый малыш»
Современный родители должны владеть знаниями об особенностях раннего возраста, его проблемах и открытиях. Но даже, при самых образованных родителях, ребенок растет в изол...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
опыт работы с детьми не посещающих ДОУ...

Программа психолого-педагогической диагностики готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе
Безусловно важно, чтобы ребенок пошел в школу физически подготовленным к ней. Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность к ней, к новым...

Психолого педагогические аспекты сопровождения детей с ЗПР
В статье рассматривается актуальность проблемы организации обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательных учреждений. Затрагиваются основные вопросы организации психолого-педагогического сопровож...

Приказ об утверждении программы психолого-педагогического сопровождения детей из семей ветеранов (участников) СВО "Быть рядом"
Об участниках реализации программы по психолого-педагогическом сопровождении детей из семей ветеранов (участников) СВО "Быть рядом" в ДОУ...



