Программа просвещения родителей ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Программа просвещения родителей
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ
Портрет будущего школьника
Личностная или, как ее еще обозначают, мотивационная готовность к школе предполагает положительное отношение ребенка к школе, к деятельности, к социальному взрослому (воспитателю, учителю), положительное отношение к себе, а также наличие сформированных социальных и познавательных мотивов.
Волевая готовность к школе предполагает сформированность у ребенка умения действовать по правилу, умение удерживать инструкцию, действовать согласно инструкции и оценивать свой результат.
Показатели мотивационно-волевой готовности ребенка:
проявляет положительное отношение к школе, к воспитателю, к учебной деятельности, к себе;
проявляет устойчивый интерес к новым знаниям и умениям;
проявляет потребность в оценке и одобрении взрослого;
умеет сознательно подчинять свои действия правилу;
умеет ориентироваться на заданную систему требований;
умеет внимательно слушать говорящего;
умеет выполнять действие по образцу;
«надо» (социально значимые мотивы) могут управлять «хочу» (непосредственные желания);
присутствует соподчинение мотивов.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие выраженной познавательной активности, обучаемости, развитие памяти, мышления, воображения, речи, способности к рассуждениям, знаний об окружающем мире и самом себе, а также развитие зрительно-моторной координации.
Показатели интеллектуальной готовности ребенка:
справляется с программой детского сада; ü проявляет стойкий интерес к новым знаниям, способен длительное время заниматься познавательной деятельностью (слушать познавательную информацию, учиться чему-то);
способен пересказать сказку, определить причинно-следственные связи, классифицировать, запоминать стихи;
компетентен в продуктивных видах деятельности (умеет рисовать, лепить, конструировать) и может играть, стремится к творчеству (созданию нового);
может ясно и последовательно излагать свои мысли, способен к рассуждениям;
легко обучается (способен переносить полученный опыт в новые ситуации);
развита мелкая моторика.
Социальная готовность к школе включает умение общаться со взрослыми и сверстниками и определяется тем, насколько поведение ребенка соответствует задачам и требованиям обстановки, ситуации, как он может варьировать деловые, познавательные и личностные контакты с другим человеком.
При определении готовности ребенка к школе, можно ориентироваться на следующие показатели.
Факторы риска – отрицательное отношение к детскому саду, воспитателю, к занятиям, низкая самооценка;
– сниженный познавательный интерес;
– не выраженная потребность в достижениях;
– трудности выполнения правил в повседневной жизни, в игре;
– трудности с доведением начатого дела до конца без организующей помощи;
– трудности удержания инструкции, ее выполнения;
– трудности интеллектуального развития;
– трудности в общении со взрослыми и сверстниками.
Психологическая готовность к школе определяется всей историей психического развития ребенка, начиная с внутриутробного развития.
Важно использовать методы и приемы формирования позитивных представлений у ребенка о школе, знать сильные и слабые стороны развития ребенка, опираясь на сильные стороны развития, целенаправленно сопровождать слабые стороны развития ребенка, формировать положительный образ школы и учителя.
Учитывать аспекты физиологической зрелости ребенка, работоспособность его нервной системы, не допускать интеллектуальных или эмоциональных перегрузок.
Игра с правилами и творческие виды деятельности являются основными средствами формирования психологической готовности к школе, познавательной мотивации, произвольности поведения, уверенности и чувства умелости, развития коммуникативных навыков, понимания правил общения и формирования положительной самооценки.
Именно эти интересные для ребенка виды деятельности тренируют способность ребенка ставить цель, достигать ее, контролировать себя и оценивать свои возможности.
Нужно помнить, что физиологическая цена адаптации и обучения в школе у детей 6 и 7 лет отличается. У детей 6 лет она выше и требует большего включения со стороны родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"
Большинство родителей хотят дать своим детям достойное образование. Для этого важно, чтобы ребенок поступил и успешно учился в хороших гимназиях или лицеях. Правомерно встает вопрос о психологической ...

Консультация для родителей.Психологическая готовность к школе.
Для безболезного и лёгкого перехода к школьной жизни ребёнок должен быть психологически готов к переменам....

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"
Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"...

Консультация для родителей "Психологическая готовность к школе"
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 « Чулпан» п.г.т Кукмор»...

Консультация для родителей: "Психологическая готовность к школе".
Консультация для родителей: "Психологическая готовность к школе"....

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»
Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе»...

