Психолого-педагогическое консультирование.
консультация по психологии (старшая группа)

Показеева Наталья Ивановна

Психолого-педагогическое консультирование на тему: "Песочная теропия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Песочная терапия27.36 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

Организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению: «Психологическое консультирование и психокоррекция».

Тема: «Песочная терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста»

Составила: воспитатель

Показеева Н.И.

2024год

Содержание

1.

Паспорт проекта

3

2.

Актуальность проекта

5

3.

Цели и задачи проекта

6

4.

Этапы реализации проекта

6

5.

Ожидаемый (предполагаемый) результат

8

6.

Список литературы

9

  1. Паспорт проекта

Тема

Песочная терапия как средство снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Автор проекта

воспитатель Показеева Н.И.

Участники проекта

Педагог-психолог, дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители (законные представители)

Цель проекта

Создание психолого-педагогических условий для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта

  1. Организовать приобретение песочницы и игрового материала;
  2. Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
  3. Научить ребёнка снижать ощущение тревоги, справляться с трудностями, чтобы чувствовать себя более успешным;
  4. Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.

Тип проекта

  • По числу участников – групповой, ориентированный на детей старшего дошкольного возраста, родителей, педагогов;
  • По времени проведения –  долгосрочный;
  • По характеру контактов осуществляется внутри дошкольного учреждения в контакте с семьей.

Средства реализации

•        Информирование родителей о задачах и содержании проекта (беседы, консультации, лекции);

•        Вовлечение родителей в совместную работу над проектом;

•        Подготовка оборудования, материалов (приобретение песочницы), коллекцию мелких игрушек (человеческие персонажи, здания, дома, замки, животные: домашние, дикие, морские, машины, сказочные герои: злые и добрые, символические предметы: источники для загадывания желаний, камушки, «драгоценности», растения – деревья, кусты, цветы, овощи, фрукты, естественные предметы из окружения и др.

План реализации проекта

1 этап –  подготовительный

(организационно-диагностический)

2 этап –  основной

(информационно-практический)

3 этап – обобщающий

(итоговый)

  1. Актуальность проекта

На сегодняшний день в современном мире специалистами отмечается рост количества детей с тревожностью. Причиной этого являются как возрастные и индивидуальные особенности детей, так и неопределенность современной жизни, переживание беспокойства у значительной части населения, возросшее количество стрессов, отсутствие безопасности и уверенности в завтрашнем дне. Эти и другие негативные последствия эмоциональных нарушений, несмотря на достаточную изученность, дают нам право говорить об актуальности проблемы тревожности.

Тревожные дети нуждаются в особом подходе и психологической помощи. Особенно важным является изучение тревожности в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё возможно предпринять своевременные корригирующие меры. В связи с этим нас заинтересовало изучение проблемы тревожности и целесообразностью использования песочной терапии в работе с детьми.

Песочная терапия – научно обоснованный метод креативной терапии, проверенный многолетней практикой квалифицированных специалистов в области психологии. В бессознательном состоянии руки человека становятся языком его внутреннего мира, с помощью которого он строит образы и сюжеты. Анализ песочного творчества приводит к раскрытию внутреннего потенциала, выявлению различных психологических травм, нахождению путей избавления от них. Посредством терапии можно решить многие проблемы и найти выход из любой жизненной ситуации, оценить уровень агрессии, и избежать стрессов. Погрузившись в творческий процесс, человек начинает лучше понимать себя, контролировать собственное поведение и поведение других.

Наблюдение и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, снижает уровень тревожности, агрессивности, нормализацию его социального поведения, коррекцию детско-родительских отношений, создание ребёнку обстановки внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки. В условиях работы ДОУ были разработаны и внедрены формы естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком. Организованная образовательная деятельность предполагает индивидуальную деятельность с ребёнком или совместную деятельность в паре «ребёнок – родитель». Песочная терапия является частью совместной комплексной работы специалистов с детьми, имеющими высокую тревожность.

Песочная терапия – одна из психотерапевтических, психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем, а именно – снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста через творчество и игру.

  1. Цели и задачи проекта

Цель проекта: 

Создание психолого-педагогических условий для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Организовать приобретение песочницы и игрового материала;
  2. Разработать и апробировать на практике содержание воспитательно-образовательной работы по психофизическому оздоровлению детей;
  3. Научить ребёнка снижать ощущение тревоги, справляться с трудностями, чтобы чувствовать себя более успешным;
  4. Повышение компетентности родителей при использовании в домашних условиях форм естественной деятельности ребёнка – различных игр с песком.

4. Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап (организационно-диагностический):

  • Определение темы, целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результата.
  • Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
  • Изучение и анализ психолого-педагогической литературы, подбор необходимого диагностического инструментария.

II. Основной этап (информационно-практический):

1. Содержание деятельности родителей:

  • Привлечение родителей к изготовлению методических пособий для работы с песком.
  • Участие в анкетировании, тестировании, на родительских собраниях, «Родительских клубах», индивидуальных и групповых консультациях.
  • Активное участие в совместной деятельности с ребёнком в играх и упражнениях с песком.

2. Содержание деятельности педагога:

  • Просветительская работа с родителями, организация совместных конкурсов родителей и детей поделок из песка («Песочное угощение», «Песочный город».
  • Фотовыставка «Игры детей на песке».
  • Разработка серии конспектов организованной образовательной деятельности с детьми на песке.
  • Индивидуальная и групповая консультативная работа.
  • Практическая помощь родителям.
  • Направление и контроль осуществления проекта.
  • Подготовка презентации проекта.

3. Содержание деятельности детей:

  • Активное участие в играх и упражнениях на песке.
  • Посильное участие в изготовлении фигурок – образов.
  • Конструирование из песка.
  • Рисование песком на песке.
  • Экспериментирование.
  • Составление узоров на песке.
  • Создание песочных композиций и «секретов».

III. Обобщающий (итоговый):

  • Разработка презентации проекта.
  • Презентация проекта на родительских собраниях, на педагогическом совете.
  • Участие в конкурсах, конференциях.
  • Проведение совместной и индивидуальной организованной  образовательной деятельности с детьми на песке.

  1. Ожидаемый (предполагаемый) результат в реализации проекта.

В результате реализации проекта педагоги ДОУ приобрели опыт самостоятельного выбора исследовательско-творческой деятельности, оценки и самооценки полученных результатов. Налажено взаимодействие всех сторон воспитательно-образовательного процесса. Введение в практику работы ДОУ элементов песочной терапии способствует психофизическому и личностному развитию детей. Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей, что положительно повлияло на эмоциональное самочувствие детей. Наблюдается снижение тревожности, агрессивности, возможность выражения позитивных эмоций у детей в играх на песке. У детей появилась потребность на установление контакта и доверия в общении с другими людьми. Наблюдается улучшение в развитии тактильно-кинестетической чувствительности, благодаря упражнениям на песке. Возросла речевая активность детей. Полученные результаты проекта свидетельствуют о его жизнеспособности и необходимости дальнейшего развития.

Список литературы:

  1. Баринова, Н. Песок – вода – ладошки. / Н. Баринова [Текст]. // Ребёнок в детском саду. – 2010. – №2 – с. 2.
  2. Бережная, Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально – волевой и социальных сфер детей дошкольного возраста. / Н.Ф. Бережная [Текст]//Дошкольная педагогика. – 2007. – №1. – с. 50.
  3. Большебратская, Э.Э. Песочная терапия [Текст]/Э.Э. Большебратская. – Петропавловск, 2010. – 74 с.
  4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. [Текст]. // Детский сад со всех сторон. – М.: 2001. – 38 (44).
  5. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений [Текст]/И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Издательский центр "Академия", 1998. – 160 с.
  6. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.
  7. Новиковская, О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. [Текст]/ О.А. Новиковская. – СПб., 2005.
  8. Панфилова Н. К логопеду или в песочницу? //Обруч. – 2005. - №5.
  9. Песочная терапия в коррекции эмоциональной сферы детей. //Дошкольная педагогика. – 2006. - №4.
  10.  Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст]/А.М. Прихожан. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 2000. – 304 с. (Серия "Библиотека педагога-практика").
  11.  Ромицина, Е.Е. Методика "Многомерная оценка детской тревожности" [Текст]/ Е.Е. Ромицина. – СПб.: Речь, 2006. – 112 с.
  12.  Семенака, С.И. Уроки добра / коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет [Текст]. – М.: АРКТИ. 2005. – 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма

Тема нашей работы: особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ на материале дошкольного онанизма (мастурбации).В системе дошкольного образования наиболее востребованным становится пси...

Программа психолого-педагогического консультирования в ДОУ по проблемам десткого онанизма (мастурбации)

 СОДЕРЖАНИЕ.Введение 3Глава 1. Теоретические основы психолого-педагогического консультирования типичных психологических проблем дошкольников 5Глава 2. Детский онанизм (мастурбация) 10Глава 3. Система ...

Особенности индивидуального психолого- педагогического консультирования родителей воспитанников ДОУ

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что максимальное внимание уделяется освещению проблем психолого-педагогического консультирования школьников, их родителей, взрослых людей разн...

ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ДОУ

Вопрос организации психолого-педагогического консультирования в ДОУ и непосредственной психолого-педагогической работы с родителями дошкольников. ...

Психолого-педагогическое консультирование

В презентации представлены основные правила и способы осуществления психолого-педагогического консультирования. которое может быть использовано по отношению к родителям обучающихся детей, а также для ...

Индивидуальное консультирование как важный компонент психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в ДОУ

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучени...

Особенности психолого-педагогического консультирования в ДОУ

Рассмотрены особенности консультирования родителей в ДОУ разными пециалистами....