Мастер-класс для педагогов: «Игротерапия, как средство коррекции поведения застенчивых детей в условиях современной дошкольной образовательной организации».
методическая разработка по психологии
Актуальность. Проблема исследования: как выявить застенчивых детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено.
При поступлении в школу у застенчивых детей проблем становится еще больше. Критичность, постоянные сомнения в своих качествах и возможностях у этих детей связаны не с объективным отношением к себе, а с высоким уровнем тревожности, который в свою очередь, не только не способствует правильному формированию и протеканию учебной деятельности, но и может привести к нарушениям в психическом развитии и здоровье ребенка. В том случае, если родители и педагоги не уделяют этому вопросу должного внимания, застенчивость становится устойчивым качеством личности ребенка и тормозит нормальный ход развития дошкольника. У детей растет чувство тревоги, ощущение вины и собственной неумелости, неудачливости, появляется чувство отрицательного отношения к самому себе. В конечном итоге это может привести к тяжелым последствиям.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка № 12 Советского района Волгограда»
Мастер-класс для педагогов:
«Игротерапия, как средство коррекции поведения застенчивых детей в условиях современной дошкольной образовательной организации».
Автор-составитель: педагог-психолог
М.В.Зубкова
Волгоград, 2025 г.
Актуальность. Проблема исследования: как выявить застенчивых детей и оказать им своевременную помощь? Специализированных дошкольных учреждений и групп для детей с эмоциональной неустойчивостью не предусмотрено.
При поступлении в школу у застенчивых детей проблем становится еще больше. Критичность, постоянные сомнения в своих качествах и возможностях у этих детей связаны не с объективным отношением к себе, а с высоким уровнем тревожности, который в свою очередь, не только не способствует правильному формированию и протеканию учебной деятельности, но и может привести к нарушениям в психическом развитии и здоровье ребенка. В том случае, если родители и педагоги не уделяют этому вопросу должного внимания, застенчивость становится устойчивым качеством личности ребенка и тормозит нормальный ход развития дошкольника. У детей растет чувство тревоги, ощущение вины и собственной неумелости, неудачливости, появляется чувство отрицательного отношения к самому себе. В конечном итоге это может привести к тяжелым последствиям.
Цель: расширить круг методов и приемов в решении профилактики и коррекции застенчивого поведения у детей дошкольного возраста.
Задачи:
-пересмотреть теоретические знания педагогов по проблеме взаимодействия с застенчивыми детьми;
-рассмотреть игротерапию, как метод профилактики застенчивости у дошкольников в условиях МОУ ЦРР
-проиграть с педагогами упражнения, направленные на снятие тревожности и страха дошкольников, на развитии коммуникативных навыков.
Ожидаемый результат: будет установлен более теплый эмоциональный контакт между коллегами, снижение уровня застенчивости, повышения самооценки и уверенности в своих силах.
Материалы и оборудование для педагогов: цветные карандаши, ножницы, бумага на каждого педагога, компьютер и телевизор.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, застенчивость. арт-терапия творчество, изотерапия, сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия, музыкотерапия.
План проведения мастер-класса:
1.Теоретическая часть:
-актуальность проблемы;
-психологический портрет застенчивого ребенка;
-игротерапия, как метод коррекции поведения дошкольников
2.Практическая часть
-коммуникативная игра
-коммуникативная игра
-практическое упражнение
3.Подведение итогов (рефлексия).
Ход мастер-класса.
Теоретическая часть.
Педагог-психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу начать наш мастер-класс со сов Пьер Бошена (французского врача и писателя-моралиста «Застенчивость состоит из желания понравиться и из боязни неудачи»
Застенчивые дети бояться общении со сверстниками, бояться отвечать и участвовать на занятиях. Он подвержены тревоге, страху и неуверенности в себе.
Я предлагаю вам рассмотреть психологический портрет застенчивого ребенка и метод игротерапии в решении профилактики и коррекции застенчивого поведения дошкольников, а во второй части нашего мероприятия мы освоим игры и упражнении.
Застенчивость в психологии — это поведение человека, характеризующееся нерешительностью, скованностью и неловкостью (неумение идти на контакт в общении, опасения и страхи перед незнакомой новой ситуацией и чужими людьми).
Это состояние нервно-психической напряжённости, сопровождающееся различными нарушениями со стороны вегетативной нервной системы, эмоционально-волевой сферы, психомоторики, речевой функции, мыслительных процессов и самосознания.
Слайд (фото застенчивого ребенка) Говоря о психологическом портрете застенчивого ребенка, можно выделить следующее: застенчивый ребенок выглядит скованным, движениями напоминает маленького робота. Старается, как будто занять поменьше место, съежиться, исчезнуть (опущенная голова, втянута в сутулые плечи, ребенок избегает смотреть в глаза, говорит тихим голосом или отказывается разговаривать, отвечать на вопросы. Ребенок прячется за маму, цепляется за нее, ища поддержки при малейшей неясности ситуации дети постарше тоже прячется куда угодно, лишь бы их на замечали: чужое внимание слишком тяжело для них).
Слайд. Причины появления застенчивости разнообразны:
Первая причина: тип нервной системы или темперамент, который ребенок получает с рождением от родителей. Застенчивость чаще всего свойственна меланхоликом.
Вторая причина: гиперопека со стороны родителей, которые стремятся оградить ребенка от всех превратностей жизни. В таких семьях родное чадо с раннего детства ограничивают в общении, опасаясь инфекций, драк и «дурного влияния улицы» Малыш растет в тепличных условиях, не имея возможности обрести самый денный опыт – опыт общения. Дети, лишенные достаточных контактов в раннем возрасте, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.
Третья причина: излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфере запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласки, также может стать застенчивым, даже забитым и трусливым.
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача и психолога, и педагогов, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. И кто как не мы, педагоги, должны помочь ребенку. Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, в развитии доверительных отношений.
Важно создание ситуаций успеха:
— выбирать такие задания или поручения, с которыми ребенок наверняка справится;
— обязательно отмечать успехи ребенка вслух, тактично, не слишком заостряя внимание на самом ребенке;
— просьба, обращенная к застенчивому ребенку, должна содержать конкретные задания (важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением);
— в общении необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания.
Методы и приемы работы педагогов с застенчивыми детьми:
-сказка;
-музыка;
-рисование;
-работа с песком;
-игра.
Я предлагаю вам игры, которые помогают детям преодолевать застенчивость и учат общаться с окружающими. Поиграем в них?
Практическая часть.
Предлагаю фокус группе 5 человек, выйти и попробовать себя в роли.
(Работа педагогов)
Упражнение «Разыгрываем сказку»
Педагог-психолог делит педагогов на две команды и предлагает команде подготовить и показать с помощью выразительных движений отрывок известной сказки (фрагмент мультфильма).
Команда проводят репетицию, а затем показывают пантомимические сценки. Следя за выступлением «артистов», «зрители» должны догадаться, какая сказка (какой мультфильм) разыгрывается и кто какую роль исполняет.
Пока готовится наша группа я предлагаю вам выполнить несколько упражнений.
Упражнение «Через стекло»
Педагог-психолог предлагает педагогам с помощью мимики и жестов передать следующие ситуации, Одного педагога приглашаю выйти и вытащить записку, прочитав ее, с помощь жестов изобразить, что написано в записке. Все остальные попробуют отгадать, то же было написано в записке.
- У меня болит горло.
- Ты забыла надеть шарф, а на улице холодно.
- Я хочу пить, принеси мне стакан воды.
- Ты хочешь со мной порисовать?
Педагог-психолог: Молодцы. Справились с заданием. А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда выполняли это упражнение? Трудно было или нет?
Упражнение «Цветок»
Педагог-психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит:
«Сядьте на корточки, опустите голову и руки.
Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.
Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко.
Из семечка проклюнулся росток.
Из ростка вырос прекрасный цветок.
Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.
Нежится цветок на солнышке.
Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.
Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо — влево.
А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были «цветами».
Педагог-психолог: Итак, фокус группа готова показать нам свою работу? (педагоги представляют и рассказывают о своей работе)
Рефлексия. Игра «Подари сердечко другу»
Педагог-психолог: Коллеги, я предлагаю вам создать красивые работы из нежных сердечек и подарить их любому человеку из нашей группы. При этом нужно сказать добрые слова. (педагоги вырезают сердечки и в ходе беседы дарят своим коллегам, говоря при этом добрые слова.)
Подведение итогов.
Участники мастер-класса поочередно высказываются.
1.Что понравилось/ не понравилось на мастер-классе?
2.Какие игры вызвали трудности у педагогов?
3.Капие приемы/ игры я буду применять в своей педагогической практике.
Спасибо вам за работу!
Список использованной литературы:
Интернет ресурсы.
Катаева Л.И. «Работа психолога с застенчивыми детьми». М. 2005г.
Яковлева Н.Г. «Психологическая помощь дошкольнику». С.-П. 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный проект LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей в условиях современной дошкольной образовательной организации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 «Чебурашка» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район...

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016
Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие общения и в...
Проектирование индивидуальной траектории профессионального роста в условиях современной дошкольной образовательной организации
Методическая разработка проектирования траектории профессионального роста....
Интеграция дошкольного и дополнительного образования в условиях современной дошкольной образовательной организации
Организация дополнительного образования дошкольников является важной частью системы образовательного процесса. Интеграция дошкольного и дополнительного образования созданная в наше...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации
В этой статье раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников. Представлен проект «Образовательная среда ...

Особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в условиях современной дошкольной образовательной организации
Аннотация: в данной статье раскрыты особенности формирования познавательного интереса у детей 4-5 лет в образовательных организациях, познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средст...
Музыкальное искусство композиторов Адыгеи как средство патриотического воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения.
Музыкальное искусство композиторов Адыгеи как средство патриотического воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения....
