Виды одаренности и их маркеры
рабочие листы по психологии

Смирнова Наталья Александровна

Виды одаренности и их маркеры

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_markery_vidov_odarennosti.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

В  дошкольном  возрасте  одаренность  может  определяться  по  высокому  темпу развития  малыша.  Обычно отмечают  именно  эту  особенность  как проявление неординарных возможностей ребенка. Развитие  в  период  от  рождения  до  7  лет  идет  гигантскими  темпами,  каждый месяц приносит что-то новое. Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа ответов на вопросоы: а) в чем именно (в каких областях) идет опережение;  б) действительно ли опережает ребенок и насколько. Мы  перечислили  и выделили свойства, свидетельствующие  о  предпосылках  проявления  у  ребенка  специальных способностей.  Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.

1. Изобразительно-художественная одаренность

  • В рисунках  нет  однообразия. Оригинален  в  выборе  сюжетов.  Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
  • Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
  • Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
  • Любит  использовать  какой-либо  новый  материал  для  изготовления  игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
  • Охотно  рисует,  лепит,  создает  композиции,  имеющие  художественное назначение  (украшения  для  дома,  одежды  и  т.  д.),  в  свободное  время,  без побуждения взрослых.
  • Обращается  к  рисунку  или  лепке  для  того,  чтобы  выразить  свои  чувства  и настроение.
  • Любит  создавать  объемные  изображения,  работать  с  глиной,  пластилином, бумагой и клеем.
  • Может  высказать  свою  собственную  оценку  произведениям  искусства, пытается  воспроизвести  то,  что  ему  понравилось,  в  своем  собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

2. Музыкальная одаренность

  • Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
  • Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
  • Хорошо поет.
  • В  игру  на  инструменте,  в  песню  или  танец  вкладывает  много  энергии  и чувств.
  • Любит музыкальные записи.
  • Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
  • Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
  • В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
  • Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.

3. Литературная одаренность

  • Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
  • Может  легко  построить  рассказ,  начиная  от  завязки  сюжета  и  кончая разрешением какого-либо конфликта.
  • Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  • Придерживается  только  необходимых  деталей  в  рассказах  о  событиях,  все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
  • Выбирает  в  своих  рассказах  такие  слова,  которые  хорошо  передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
  • Умеет  передавать  в  рассказах  такие  детали,  которые  важны  для  понимания события  (что  обычно  не  умеют  делать  его  сверстники),  и  в  то  же  время  не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
  • Склонён фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.
  • Умеет  в  рассказе  изобразить  своих  героев  очень  живыми,  передает  их характер, чувства, настроения.

4. Артистическая одаренность

  • Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
  • Интересуется актерской игрой.
  • Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
  • Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
  • Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
  • Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
  • С  большой  легкостью  драматизирует,  передает  чувства  и  эмоциональные переживания.
  • Любит игры-драматизации.

5. Техническая одаренность

  • Интересуется механизмами и машинами.
  • Может чинить легко сломанные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
  • Любит  разбираться  в  причинах  и  капризах  механизмов,  любит интересные поломки и задания на «поиск».
  • Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
  • Читает  (любит,  когда  ему  читают)  журналы  и  статьи  о  создании  новых приборов, машин, механизмов.
  • Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
  • Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
  • Быстро и легко осваивает компьютер.

6. Лидерская одаренность

  • Инициативен в общении со сверстниками.
  • Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
  • Легко общается с детьми и взрослыми.
  • Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
  • Часто руководит играми и занятиями других детей.
  • Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
  • Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
  • Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

7. Спортивная одаренность

  • Энергичен,   производит  впечатление  ребенка,  нуждающегося  в  большом объеме движений.
  • Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
  • Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
  • Бегает быстрее остальных детей
  • Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
  • Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
  • Предпочитает  проводить  свободное  время  в  подвижных  играх  (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
  • Физически выносливее сверстников

«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»

Виды

одаренности

Составляющие

Как проявляются

Академическая

одаренность

Мотивационно-личностные характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому

Способности к обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов

Творческая

одаренность

Художественная одаренность

Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки)

Вокальная одаренность

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух

Литературная одаренность

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов

Артистическая одаренность

Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память

Конструкторская одаренность

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации

Психомоторная

одаренность

Спортивная одаренность

Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость

Хореографическая одаренность

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память

Коммуникативная одаренность

Социально-личностная   одаренность

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты

Лидерская одаренность

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"

Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»

Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...

Консультация для родителей "Виды одаренности"

Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких облас...

презентация "Виды одаренности"

quot;Виды одаренности"...

Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности

laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней  группы (I квалификационной категории):Маттис ...

Виды одаренности детей дошкольного возраста

Виды одаренности детей дошкольного возраста...