Виды одаренности и их маркеры
рабочие листы по психологии
Предварительный просмотр:
В дошкольном возрасте одаренность может определяться по высокому темпу развития малыша. Обычно отмечают именно эту особенность как проявление неординарных возможностей ребенка. Развитие в период от рождения до 7 лет идет гигантскими темпами, каждый месяц приносит что-то новое. Предполагаемый факт опережения в развитии требует дополнительного анализа ответов на вопросоы: а) в чем именно (в каких областях) идет опережение; б) действительно ли опережает ребенок и насколько. Мы перечислили и выделили свойства, свидетельствующие о предпосылках проявления у ребенка специальных способностей. Они могут стать ориентирами в нашей педагогической работе.
1. Изобразительно-художественная одаренность
- В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
- Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
- Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.
- Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
- Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время, без побуждения взрослых.
- Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
- Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.
- Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. Музыкальная одаренность
- Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
- Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
- Хорошо поет.
- В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
- Любит музыкальные записи.
- Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
- Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
- В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
- Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
3. Литературная одаренность
- Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
- Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.
- Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
- Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
- Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
- Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.
- Склонён фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем- то уже знакомом и известном всем.
- Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4. Артистическая одаренность
- Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
- Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
- Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
- Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
- С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
- Любит игры-драматизации.
5. Техническая одаренность
- Интересуется механизмами и машинами.
- Может чинить легко сломанные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
- Любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит интересные поломки и задания на «поиск».
- Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
- Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
- Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
- Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).
- Быстро и легко осваивает компьютер.
6. Лидерская одаренность
- Инициативен в общении со сверстниками.
- Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
- Легко общается с детьми и взрослыми.
- Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
- Часто руководит играми и занятиями других детей.
- Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста.
- Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
- Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
7. Спортивная одаренность
- Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.
- Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
- Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
- Бегает быстрее остальных детей
- Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
- Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
- Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол и т. д.).
- Физически выносливее сверстников
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно-личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"
Консультации родителям на тему: "Виды одаренности"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ РАБОТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО АВТОНОМНОГО ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ – ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА №3 «Радуга» БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТЕМА: «Маркеры игрового пространства»
Комитет образованияадминистрации Балаковского муниципального района Саратовской области Муниципальное казенное учреждение «Организационно-методический центр учреждений образования Балаковского му...

Консультация для родителей "Виды одаренности"
Одаренными являются дети, которые в силу выдающихся способностей, по оценкам опытных специалистов, имеют потенциальные способности для овладения определенной деятельностью в одной или нескольких облас...

Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности
laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней группы (I квалификационной категории):Маттис ...



