Результаты психологического сопровождения
рабочая программа по психологии

Саар Юлия Николаевна

Профессиональное выгорание педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональное выгорание педагогов

Педагогический процесс в ДОУ строится через непосредственное взаимодействие педагога и ребенка.  От того, как ведет себя педагог, от характера и манеры общения с детьми зависят особенности развития ребенка в дошкольном возрасте. Успешное развитие дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога.

 Постоянная включенность в общение с детьми, родителями дошкольников в течение рабочего дня требует от воспитателя нервно-психических затрат, эмоциональной устойчивости, самоконтроля и контроля за внешними формами поведения. Профессиональная деятельность педагогов ДОУ подвержена возникновению «синдрому эмоционального выгорания».

Эмоциональное выгорание (Бойко В.В.) — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения.

Признаками «синдрома эмоционального выгорания» являются: эмоциональное «приглушение», исчезновение остроты чувств и переживаний, повышение конфликтности в коллективе и с коллегами, снижение эмпатии, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы.

Последствия эмоционального выгорания педагогов могут проявляться в различных сферах:

• в профессиональных отношениях;

• в негативных установках по отношению к детям, работе, коллективу, к себе лично;

• поведенческие последствия могут выражаться как на уровне одного сотрудника, так и на уровне всего учреждения.

Избежать последствий выгорания педагогов можно путем планомерной профилактики синдрома.

Профилактику эмоционального выгорания педагогов необходимо проводить в двух направлениях:

1. Оптимизация организационных условий труда педагога.

2. Актуализация личностных ресурсов педагога:

  • просветительское направление:

- информирование педагогов о причинах и признаках эмоционального выгорания;

  • ознакомление педагогов с методами и приемами самопомощи для сохранения работоспособности, профессионального и психосоматического здоровья.
  • Обучение педагогов приемам и методам саморегуляции профилактики стрессов и выгорания (групповые формы работы, тренинги, семинары-практикумы и др.).

Была проведена диагностика, основная цель которой – проанализировать особенности и динамику проявления синдрома эмоционального выгорания среди педагогов ДОУ в начале и в конце учебного года. В ходе исследования в начале учебного года применялась методика изучения эмоционального выгорания В.В. Бойко. Данная методика позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». В исследовании приняло участие 15 педагогов. Среднее значение возраста у педагогов 48 лет.  Среднее значение стажа профессиональной деятельности 20 лет.

После проведения диагностики были выявлены низкие, средние и высокие показатели уровня эмоционального выгорания у педагогов.

Основным содержанием моей профессиональной деятельности по профилактике синдрома эмоционального выгорания является оказание педагогам информационной и психологической помощи. Основные формы работы с педагогами: индивидуальные и групповые консультации.

На основании полученных результатов предложены следующие рекомендации по профилактике и коррекции профессионального выгорания: организация мероприятий по психологическому просвещению педагогических работников на уровне образовательных организаций, направленных на снижения уровня эмоционального выгорания: семинаров, практикумов, мастер-классов, тренингов, направленных на предупреждение синдрома выгорания. Проведение диагностики профессионального выгорания педагогов не менее двух раз в год (в начале и в конце учебного года) с целью выявления динамики уровня синдрома эмоционального выгорания.   Предлагаемый набор диагностик: - Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко). Анкетирование педагогов.

Были подготовлены памятки и буклеты, рекомендации и консультации. Разработана картотека «Упражнения, способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию эмоциональной устойчивости».

Разработана рабочая программа по профилактике профессионального выгорания педагогов.

Согласно программе, были проведены психологические тренинги. Предоставление педагогами обратной связи по итогам тренингов показало, что такого рода психологическая информация очень востребована, она способствует рефлексивному анализу своей деятельности, способности занять активную жизненную позицию, и является способом активизации личностных ресурсов, противостоящих появлению синдрома эмоционального выгорания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»

создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...

Психологическое сопровождение образовательного процесса по формированию психологической готовности детей к обучению в школе в условиях реализации ФГОС

Сейчас в свете ФГОС ДО особое внимание уделяется вопросам психологизации педагогической деятельности, как повышения качества дошкольного образова...

"Психологическое сопровождение педагогического коллектива как ресурс обеспечения психологической безопасности"

       В современных условиях становится все более очевидным, что вопросы, связанные с психологической безопасностью в образовательных учреждениях, приобретают государственн...

Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.

Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...

Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»

Презентация "Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста в системе «Ребенок – Родитель – Педагог» как фактор сохранения психологического здоровья»...

Рабочая программа педагога – психолога по психологическому сопровождению детей старшего дошкольного возраста «Психологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Приключения будущих первоклассников»»

Начало школьной жизни –серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым...

организация психологической работы в дошкольной образовательной организации по направлению социально-психологическое сопровождение детей с РАС

В данном проекте освятить вопросы основных этапов коррекционной работы с детьми  с РАС. А также дать рекомендации педагогам и родителям при сопровождении детей с РАС....