Кризис 3-х лет
консультация по психологии (младшая группа)
В данном материале рассматриваются особенности развития детей младшего дошкольного возраста, даются рекомендации по преодолению кризиса 3-х лет
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 33 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИЗИС 3 ЛЕТ И КАК ЕГО ПРЕОДОЛЕТЬ
3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы будущей личности, формируется предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша. В этом возрасте происходит очень важный для ребенка психический процесс это первое яркое выражение своего «Я».
Период упрямства начинается примерно с 1,5 лет.
Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам.
Пик упрямства приходится на 2,5-3 года.
Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки.
Девочки капризничают, чаще, чем мальчики.
В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз.
Кризис трех лет характеризуется следующими симптомами.
1. Негативизм – это стремление все делать наоборот, вопреки просьбам и требованиям старших. Ребенок может не сделать что-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все то, что говорит ему взрослый.
2. Упрямство – ребенок настаивает на своем не потому, что ему этого очень хочется в данный момент, а потому, что он это потребовал. Ребенок как бы проверяет, может ли он что то требовать и выполнят ли это требование. Упрямство следует отличать от настойчивости. Раньше ребенок был под властью аффектов, сиюминутных желаний и настойчиво этого добивался, он был как бы очарован предметом и его к нему «тянуло», а степень настойчивости выражалась в силе, с которой ребенок стремился к предмету, в концентрации внимания на этом предмете. Мотивом же упрямства является то, что ребенок связан только своим первоначальным решением и ни за что не хочет от него отступать.
3. Строптивость – это центральный симптом для «кризиса 3х лет». От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который в данный момент побуждает к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм поведения, установленных для ребенка.
4. Своеволие – ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и добивается самостоятельности там, где ему не хватает умений.
5. Обесценивание ребенком личности близких. Малыш может начать обзывать мать и отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял. Он вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, будто они живые, отказывается играть с ними.
6. Деспотизм или ревность. У ребенка появляется желание проявлять деспотическую власть по отношению к окружающим.
Кризис проявляется как бунт против авторитарного воспитания: это как бы протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы и нормы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Кризис 3х лет это сложный, но нормальный период в жизни любого ребенка. Ребенок овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и мы должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.
Ребенок должен быть уверен в том, что, как бы он себя не вел, его всегда будут любить и никогда не бросят. Нужно относится к этому с определенной долей юмора и благоразумием, тогда ребенок поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто чистое отрицание.
Что могут сделать родители:
Не придавайте большего значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.
Во время кризиса оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
Можно дать ребенку «обратную инструкцию». Если это говорится с добротой и усмешкой, такой прием воспитания только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.
Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку – это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее его взбудоражат.
Будьте с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении. Ребенок начинает усваивать ключевые слова «надо» и «нельзя». Запретов должно быть мало, но они должны быть твердыми. Усугубляет кризис трех лет отсутствие единых, последовательных требований со стороны взрослых.
При оценке поведения ребенка взрослый должен фиксировать его внимание не только, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей.
Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка происходит в общественном месте. Чаще всего помогает только одно – взять его за руку и увести.
Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай».-ребенку только этого и нужно.
Постарайтесь схитрить или отвлечь ребенка, он успокоится.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ КРИЗИС 3-х ЛЕТ
К возрасту 2,5-3 года ребенок чаще становится капризным, неуправляемым и упрямым. Главными словами становятся «не хочу», «я сам», «не буду», «это мое». Это самые типичные проявления кризиса трех лет, который случается в жизни ребенка и связан с появлением у него самосознания. Это неотъемлемая часть его развития. самое главное что необходимо знать родителям: ЭТО НОРМАЛЬНО и ЭТО ПРОЙДЕТ.
Вот некоторые рекомендации, которые помогут Вам помочь пережить его более легко:
1. Поощряйте самостоятельность и активность малыша – это то, в чем он сейчас больше всего нуждается. В его воспитании старайтесь действовать не запретами, а мягкими пояснениями. Если вы что-то запрещаете малышу, обязательно объясните, по какой причине. Ваши категоричные ничем немотивированные запреты ни к чему не приведут. Ребенок из упрямства будет делать все наоборот.
2. Трехлетние дети не боятся проблем, они уверены, что со всем могут справиться. Ваша задача – беречь их от опасных и необдуманных поступков. Будьте рядом с малышом, покажите ему безопасный способ достижения желаемого.
3. Установите границы активности малыша. Они должны определяться сферой его безопасности. Четко разграничьте понятия «можно» и «нельзя». Если один раз что-то запретили ребенку, не отступайте от своих требований даже под влиянием его истерик и капризов. Если вы хотя бы раз уступите, он будет использовать слезы как способ манипулирования вами для достижения своих целей.
4. Следите за тем, чтобы окружающие предъявляли к ребенку одинаковые требования. Мама, папа, бабушки-дедушки должны быть едины в вопросах воспитания малыша. Нельзя, чтобы родители что-то запрещали, а бабушки-дедушки позволяли. Иначе все усилия в воспитании малыша пойдут насмарку. Родителям следует четко и в категоричной форме попросить бабушек и дедушек, чтобы они не отступали от тех требований, которые они предъявляют к ребенку.
5. Во время истерик и приступов упрямства не пытайтесь уговаривать ребенка. Он все равно будет делать все наперекор вашим словам. Лучшим вашим поведением будет не обращать на капризы малыша внимания. Без заинтересованных зрителей истерика пройдет сама собой через несколько минут. Ведь скучно кричать и топать ногами, если никто не смотрит и не реагирует.
6. Если терпеть плач ребенка вы не в силах, попробуйте переключить его внимание на что-нибудь необычное и интересное. Отличный пример от молодой мамы: «Ух ты, посмотри какой толстый кот!» и т.п. Чем удивленными и эмоциональными будут Ваши возгласы, тем быстрее ребенок ими заинтересуется. Ваше спокойствие также передается малышу, как бы сильно он не плакал.
7. Принимайте своего ребенка любым. Он всегда должен ощущать вашу привязанность и любовь. После истерики играйте и говорите с ребенком так, как будто ничего не случилось. Не заостряйте его внимание на капризах, не ругайте, не кричите, а тем более не бейте. Малыш в этом возрасте быстро забывает о своих слезах и истериках после того, как они закончились. Ваши претензии могут заострить у него чувство враждебности и агрессии.
Не волнуйтесь, к 4-4,5 годам он снова станет более спокойным и Вам будет проще с ним общаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3. СОД...

От кризиса до кризиса
Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка
Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...
Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.
Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению кризиса трёх лет....

Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.
Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...
Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"
В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....

