Нейромоторика как инструмент развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
статья по психологии

Мелещенко Светлана Яковлевна

Нейромоторика - важный аспект в развитии детей, особенно у дошкольников с ТНР. Она влияет на развитие высших психичских функций таких как память, внимание, мышление. Имеются рекомендации для использования данных упражнений: комплексный подход, индивидуализация и регулярность занятий использование игровых методов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_neyromotorika.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нейромоторика как инструмент развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Введение

        В последние годы наблюдается растущий интерес к нейромоторике как к важному аспекту в развитии детей, особенно у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Нейромоторика представляет собой взаимодействие между нервной системой и двигательными функциями, что играет ключевую роль в формировании высших психических функций, таких как внимание, память, мышление и речь. В данной статье рассматривается значение нейромоторики в контексте коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, и предлагаются рекомендации по ее применению.

Понимание нейромоторики

        Нейромоторика включает в себя процессы, обеспечивающие координацию движений и их связь с психическими процессами. У детей с нарушениями речи часто наблюдаются проблемы не только с вербальным общением, но и с общей моторикой, что может препятствовать полноценному развитию. Исследования показывают, что моторные навыки тесно связаны с когнитивными процессами, и их развитие может способствовать улучшению речевых навыков.

Влияние нейромоторики на развитие высших психических функций

Внимание: Упражнения, направленные на развитие мелкой и крупной моторики, способствуют улучшению концентрации внимания у детей. Например, занятия с конструкторами, рисование и лепка помогают детям сосредоточиться на задаче, что в свою очередь формирует навыки целенаправленного внимания.

Память: Двигательные активности, такие как игры с мячом или хороводы, могут быть использованы для тренировки памяти. Дети запоминают последовательности движений, что способствует формированию долговременной памяти и улучшению речевых навыков через ассоциации.

Мышление: Развитие моторики непосредственно связано с когнитивными процессами. Игры на развитие пространственного мышления, такие как «найди путь» или «построй мост», способствуют развитию логического мышления и способности к решению проблем.

Речь: Нейромоторные упражнения, направленные на развитие артикуляционной моторики, играют важную роль в коррекции речевых нарушений. Занятия с артикуляционной гимнастикой помогают детям осваивать правильное произношение звуков и слов, что является основой для развития речевых навыков.

Практические рекомендации

Комплексный подход: Важно использовать интегрированные методы, которые объединяют физическую активность с речевой коррекцией. Это может быть реализовано через игры, направленные на развитие моторики и речи одновременно.

Индивидуализация занятий: Каждое занятие должно быть адаптировано к уровню развития ребенка и его потребностям. Это поможет поддерживать интерес и мотивацию к занятиям.

Использование игровых методов: Игровая форма обучения способствует лучшему восприятию информации и делает занятия более увлекательными. Включение элементов игры в нейромоторные упражнения может значительно повысить их эффективность.

Регулярность занятий: Для достижения положительных результатов необходима систематичность в проведении занятий. Регулярные тренировки способствуют укреплению нейромоторных связей и формированию новых навыков.

Заключение

        Нейромоторика является важным инструментом в развитии высших психических функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Ее интеграция в коррекционную работу может значительно улучшить не только речевые навыки, но и общие когнитивные способности детей. Применение нейромоторных упражнений в сочетании с игровыми методами и индивидуальным подходом может стать эффективной стратегией в помощи детям с речевыми нарушениями, способствуя их всестороннему развитию и социальной адаптации.

Список использованной литературы:

  1. Артемова К. С. Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии /Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. 2013. —  № 5. — С. 90-92.
  2. Барабанов Р.Е., Веремейчик Н.С. НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ // Научное обозрение. Педагогические науки. 2022. № 5. С. 41-45; 
  3. Логвина Е. Н. Нейромоторика  /  Е. Н. Логвина —  «Автор»,  2020


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные приемы для развития высших психических функций у дошкольников

В материале описаны различные игровые  приемы по развитию высших психических фуккций у детей дошкольного возраста....

Развитие высших психических функций у дошкольников с ОВЗ

Данная методическая разработка может пригодиться в работе психолога в социальной сфере...

Картотека игр, упражнений, заданий для детей 4 – 7 лет по развитию высших психических функций (восприятие, воображение, память, мышление и речь)

В материале  определены задачи для развития психических функций и подобраны игры и упражнения для их развития....

Презентация. Пескотерапия, как инновационный метод развития высших психических функций у дошкольников.

Пескотерапия, как инновационный метод развития высших психических функций  у дошкольников....

Нейромоторика как инструмент развития высших психических функций у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Нейромоторика - важный аспект в развитии детей, особенно у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Она включает в себя процессы, обеспечивающие координацию движений и их связь с психическими процесс...