Ребенок-тихоня: застенчивость или проблема? Стратегии поддержки малообщительных детей в ДОУ
консультация по психологии

Ребенок-тихоня: застенчивость или проблема? Стратегии поддержки малообщительных детей в ДОУ

 

В каждой группе детского сада есть такой ребенок: он предпочитает играть один, на вопросы отвечает тихим голосом или просто молчит, отводя глаза, в шумных играх не участвует, а на утреннике может так и не выйти из-за кулис. Родители и иногда педагоги начинают бить тревогу: «С ним что-то не так! Он не такой, как все!». Но так ли это на самом деле? Где грань между особенностью темперамента и реальной проблемой, требующей вмешательства специалиста?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok-tihonya_zastenchivost_ili_problema.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Ребенок-тихоня: застенчивость или проблема? Стратегии поддержки малообщительных детей в ДОУ

В каждой группе детского сада есть такой ребенок: он предпочитает играть один, на вопросы отвечает тихим голосом или просто молчит, отводя глаза, в шумных играх не участвует, а на утреннике может так и не выйти из-за кулис. Родители и иногда педагоги начинают бить тревогу: «С ним что-то не так! Он не такой, как все!». Но так ли это на самом деле? Где грань между особенностью темперамента и реальной проблемой, требующей вмешательства специалиста?

Застенчивость или проблема: учимся видеть разницу

Прежде всего, важно понять, что застенчивость — это не диагноз, а особенность характера, часто связанная с типом темперамента (например, меланхолик или флегматик). Такой ребенок не хуже и не лучше своих бойких сверстников — он просто другой.

Ваш ребенок, скорее всего, просто застенчив, если он:

  • Избирателен в общении: он может быть скованным с новыми людьми, но раскрепощенным и разговорчивым с близкими.
  • Наблюдает со стороны: прежде чем включиться в игру, он долго смотрит, изучает правила.
  • Имеет 1-2 друга: ему не нужна большая шумная компания, для комфорта ему достаточно одного проверенного друга.
  • В целом позитивен: он может улыбаться, быть довольным, просто выражает свои эмоции сдержанно.

Поводом для более пристального внимания и обращения к специалисту (психологу, неврологу) могут стать следующие признаки:

  • Социальная тревожность: панический страх любых социальных контактов, который проявляется не просто молчанием, а дрожью, истерикой, тошнотой перед садом.
  • Полный уход в себя: ребенок абсолютно не стремится к контакту, не смотрит в глаза, игнорирует попытки взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми (аутичные черты).
  • Регресс в развитии: на фоне стресса появились энурез, энкопрез, заикание, сосание пальца.
  • Активное отвержение сверстников: он не просто сторонится, а проявляет агрессию или плачет, когда к нему подходят другие дети.

Если вы не наблюдаете тревожных «красных флагов», скорее всего, ваш «тихоня» просто нуждается в грамотной поддержке и принятии.

Стратегии поддержки малообщительного ребенка в ДОУ

Задача педагогов и родителей — не переделывать ребенка, а создать ему комфортные условия для раскрытия его потенциала.

1. Принятие и эмоциональная безопасность. Это основа основ. Ребенок должен чувствовать, что его любят и ценят таким, какой он есть. Никогда не называйте его «букой», «молчуном» и не сравнивайте с другими детьми при нем. Фразы-поддержки: «Я рядом», «Я понимаю, что тебе может быть непросто», «Ты можешь побыть один, если хочешь».

2. «Посредничество» в общении. Не заставлять, а мягко знакомить и соединять с другими детьми.

  • Параллельная игра: предложите двум детям похожий материал рядом (например, лепить из пластилина за одним столом).
  • Роль помощника: дайте тихоне важную, но не публичную роль в игре («Ваня, ты будешь строить самый надежный гараж для наших машинок»).
  • Объединяющие интересы: «Маша, посмотри, Катя тоже очень любит рисовать принцесс. Может, вы вместе посмотрите этот альбом?».

3. Использование невербальных и опосредованных форм общения. Многим тихоням проще выражать себя не словами, а через действие.

  • Творчество: рисование, лепка, песок — вот их язык. Через рисунок можно узнать о настроении и переживаниях ребенка.
  • Игра с куклами, персонажами: разыгрывая сценки с игрушками, ребенок может проигрывать сложные для себя ситуации общения.
  • Тактильный контакт: иногда достаточно просто побыть рядом, молча посидеть, предложить пазл.

4. Создание ситуаций успеха. Публичные выступления — не их конек. Давайте им задания, где они гарантированно добьются результата, и хвалите за конкретные действия: «Ты так аккуратно склеил этот домик!», «Спасибо, что помог мне раздать листочки, ты очень внимательный».

5. Предупреждение и подготовка. Заранее предупредите ребенка о предстоящих изменениях: «Завтра к нам придет новый мальчик, его зовут Артем. Мы вместе покажем ему нашу группу». Дайте ему время морально подготовиться к утреннику, роль в котором у него есть.

6. Работа с родителями. Важно, чтобы стратегии в саду и дома были согласованы.

  • Объясните родителям природу застенчивости их ребенка.
  • Посоветуйте избегать резкой критики и публичных оценок.
  • Порекомендуйте организовывать спокойные play-даты с одним, максимально симпатичным их ребенку сверстником.
  • Обсудите важность режима дня: тихоням требуется больше времени на восстановление сил после шумных мероприятий.

Тихий, наблюдательный и чувствительный ребенок — это не проблема, которую нужно решать. Это особенность, которую нужно уважать и поддерживать. Его внутренний мир зачастую невероятно глубок и богат. Наша задача — не загнать его в шумную компанию, а дать ему тот самый «мостик», по которому он сам, в комфортном для себя темпе, сможет выйти к другим. Именно из таких детей часто вырастают вдумчивые, творческие и надежные взрослые, умеющие слушать и глубоко чувствовать.

Помните: нельзя ломать характер, но можно помочь раскрыться личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей

Данную статью можно использовать в работе с коллегами для выступления на педсовете....

Выступление на педсовете: Общая стратегия речевого развития детей

Данный материал можно использовать в работе воспитателю при подготовке выступления на педсовете....

Игровой практикум для родителей на тему "В детском саду ваш ребенок "тихоня", а дома "дикарь"

На ранних  этапах эмоционального развития ребенка родители трепетно и осторожно ухаживают за ним, все делают по расписанию, слушают советы врачей и старших, читают книги о правилах  ухода. В...

Сообщение из опыта работы на тему: «Стратегии психологического сопровождения детей с гиперактивностью»

Психологическая характеристика детей с гиперактивностьюПонятие и принципы психолого-педагогического сопровождения ребенкаСтратегия сопровождения гиперактивного ребенка в ДОУ...

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ (Рекомендации для родителей) Упражнения для поддержки тревожных детей.

Данные рекомендации в виде игр и специальных упражнений помогут ребенку старшего дошкольного возраста справиться со своим волнением и страхами перед будущей учебой в школе, повысят его самооценку, а т...

Стратегии поддержки для улучшения взаимодействия в детском саду с аутичным ребёнком.

Взаимодействие с аутичным ребёнком. 8 стратегий поддержки.Для того, чтобы общение педагога с ребенком с РАС было более эффективно, понятно для обеих сторон и комфортно, существуют 8 стратегий поддержк...