Детские страхи- современное состояние проблемы
статья по психологии (старшая группа)
Детские страхи это проблема не только детей, но в первую очередь взрослых. Неправильно сказанное слово, агрессивные действия или через мерная опека, тревожность родителей, вызывают у детей разнообразные страхи, которые изначально проявляются в виде агрессии, нервозного состояния, тревоги. Изучать , что такое детские страхи- необходимая действительность. В статье указаны авторы, как зарубежные, так и отечественные, которые изучали проблему возникновения страхов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Детские страхи - современное состояние проблемы
Специфика сегодняшнего времени, которая проявляется в повсеместно распространенной жестокости нашей социальной среды, которая порой пропагандируется средствами массовой коммуникации, несомненно, оказывает определенное влияние на психологическое и психическое развитие личности современного человека. Это, в свою очередь, создает благодатную почву для появления различных страхов.
Изучением страха в психологической и педагогической науках занимались как зарубежные ( Д. Боулби, Рэчмен, Черсворт и др.), так и отечественные ученые (А. И. Захаров, Е.Г. Макарова, Спиваковская А.С и др.).
Страх является наиболее опасной из всех эмоций, но страх не является только злом, он может служить предупреждающим сигналом и изменять направление мысли и поведение.
В отечественной и зарубежной психологии авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия « страх ». Так, А.И. Захаров, В.И. Гарбузов, М.П. Чередникова и др. рассматривают содержание страха, как тесно связанное с характером межличностных знаковых социальных взаимоотношений.
К сожалению, в большинстве случаев страхи возникают по вине самих родителей, и наш долг - предупредить возможность их проявления и оградить детей от страхов, вызванных семейными неурядицами, душевной черствостью или, наоборот, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью.
Несмотря на то, что страх – это интенсивно выражаемая эмоция, следует различать его обычный, естественный, или возрастной характер.
Обычно страх кратковременен, обратим, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоко ценностные ориентации человека, существенно не влияет на его характер, поведение и взаимоотношения с окружающими людьми. Некоторые формы страха имеют защитное значение, так как позволяют избежать соприкосновения с объектом страха.
Страх играет немаловажную роль в жизни ребёнка, с одной стороны, он может уберечь от необдуманных и рискованных поступков, а с другой - положительные и устойчивые страхи препятствуют развитию личности ребёнка, сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и повышенной тревожности.
Детский страх, как правило, не связан с какими-то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребенок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. В этом случае самые незначительные предметы и ситуации фиксируются ребенком, и именно их впоследствии он начинает бояться. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребенка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребенка с внешним миром. Ребенок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакцией на ситуацию.
Большинство детей, начиная с 3-летнего возраста боятся: оставаться одни в комнате,
заболеть, заразиться, умереть, смерти родителей, каких-то людей, папу или маму, наказания, сказочных персонажей (Баба Яга, Кощей и т. п.), опоздания в детский сад, страшных снов, некоторых животных (волк, собака, змея, паук и т. п.), транспорта (машина, поезд), стихийного бедствия, высоты, глубины, замкнутого пространства, воды, огня, крови, уколов, врачей, боли неожиданных резких звуков. Среднее число страхов у девочек выше, чем у мальчиков. Наиболее чувствительны к страхам дети 6—7-летнего возраста.
Недостаточная двигательная и игровая активность, а также потеря навыков коллективной игры способствуют развитию у детей беспокойства. Отсутствие эмоционально насыщенных, шумных и подвижных игр существенно обедняет эмоциональную жизнь. В то же время игра была и остается самым естественным способом изживания страхов, так как в ней в иносказательной форме воспроизводятся многие из вызывающих страх жизненных коллизий.
По большей части, мы сами учим наших детей бояться, какое-то неосторожное слово может навсегда отложиться в памяти ребенка и привести к непоправимым последствиям, когда малыш будет бояться уже на бессознательном уровне. Родители должны избегать негативной информации, как источника порождения страхов у детей. Больше с ними гулять, читать хорошие, добрые сказки, играть с ребенком и разговаривать, выявляя проблемы тревоги и волнения ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современное состояние проблемы детско-родительских отношений в психолого-педагогических исследованиях
Дошкольное детство - это один их самых важных этапов жизни ребенка, в значительной мере определяющий все его последующее развитие. На протяжении этого времени идет интенсивное созревание всех систем и...

Современное состояние проблемы исследования особенностей развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня
В статье освещена тема памяти, как психического познавательного процесса, описано развитие речеслуховой памяти в онтогенезе, а также нарушение развития речеслуховой памяти у детей старшего дошкол...

Современное состояние проблемы повышения педагогического мастерства педагогов ДОУ на педагогических советах
В статье рассмотрена роль педагогического совета в повышении профессионального мастерства педагогов. В первом заголовке даны взгляды разных авторов на понятие педагогическое мастерство и что оно ...

Тревожность в старшем дошкольном возрасте. Современное состояние проблемы.
Тревожность является одной из сложнейших проблем современной психологической науки и во многих работах авторы ссылаются на ее неопределенность, недостаточную разработку, неточность и...

Современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников
современное состояние проблемы сенсорного воспитания дошкольников...
Дошкольное образование: современное состояние, проблемы, перспективы.
Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности,...

«Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей. Проблема слухового восприятия устной речи». Статья
laquo;Современное состояние проблемы нарушения фонематических функций у детей.Проблема слухового восприятия устной речи». Соколова Ирина Владимировна ...
