Проективная методика "Рисунок человека"
статья по психологии

Ламбина Анастасия Игоревна

Описание проективной методики исследования для дошкольного и школьного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risunok_cheloveka.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методика «Нарисуй человека»

1) на основе теста Флоренс Гуденаф «Рисунок человека», направленного на диагностику уровня интеллектуального развития у детей через анализ детализации рисунков. в 1926 г.

2) Разработана К.Маховер в 1946 г. на основе теста Ф. Гудинаф. Представляет собой проективную рисуночную методику, предназначенную для диагностики личности, в т.ч. в детском и подростковом возрасте.

3) В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест» (Goodenough—Harris Drawing Test). В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет.

Данная методика была разработана Карен Маховер в 1946 г. на основе теста Флоренс Гуденаф «Рисунок человека», направленного на диагностику уровня интеллектуального развития у детей через анализ детализации рисунков[2]. Изучение полученных рисунков показало, что они далеко не всегда отображают интеллектуальный уровень обследуемых. Часто дети с одинаковым умственным возрастом выполняли различные рисунки. Постепенно эта процедура стала использоваться все чаще в клинико-диагностических целях и стала предлагаться испытуемым всех возрастов. Индивидуальные рисунки стали изучаться в сочетании с ассоциациями, даваемыми пациентами, а также клиническими данными.

В 1963 г. Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием «Гудинаф-Харрис рисования тест». В варианте, предложенном Д. Харрисом, после завершения рисунка мужчины обследуемому предлагают изобразить женщину, а затем нарисовать свой портрет.

1. Обследуемому предлагается один лист бумаги (в зоне доступа находятся дополнительные листы), карандаш (простой или/и цветные), ластик;

2. Дается инструкция: «Нарисуйте человека, какого хотите».

На всевозможные вопросы, которые, как правило, носят уточняющий характер («а какого человека?»), следует отвечать уклончиво, например: «любого», «рисуй какого хочешь». На любые выражения сомнений можно сказать: «ты начни, а дальше легче будет».

В ответ ребенок не обязательно создаст полноценный рисунок человека. Он может нарисовать человека частично, нечто вроде бюста или в виде карикатуры, мультипликационного героя, абстрактного изображения. В принципе любой рисунок может предоставить важную информацию о ребенке, тем не менее если рисунок не удовлетворяет требованиям, ребенка просят взять другой лист бумаги и нарисовать человека еще раз, теперь в полный рост, целиком: с головой, туловищем, руками и ногами.

Инструкция повторяется до тех пор, пока не будет получен удовлетворительный рисунок фигуры человека. Все вопросы и реплики ребенка в процессе рисования, особенности его поведения, а также такие манипуляции, как стирание элементов рисунка и дополнения необходимо фиксировать. То же самое касается времени рисования.

3. Психологом протоколируется весь процесс рисования, комментарии обследуемого, зоны затруднения, невербальные реакции и др.;

4. После того, как обследуемый закончил рисовать первую фигуру, дается вторая часть инструкции: «Нарисуйте человека противоположного пола».

Важно зафиксировать, фигура какого пола появится первой, а какая второй, это поднимает вопрос о половой идентичности, гомосексуальности, отношении полов;

5. Заключительная беседа.

Строится на основании рисунка, его особенностей и анализа элементов, в процессе которой исследователь может прояснить все неясные моменты рисунка. С помощью беседы, благодаря выражению испытуемым отношений, чувств, переживаний, исследователь может получить уникальную информацию, касающуюся актуального эмоционального, психологического состояния испытуемого.

Во время этой беседы с ребенком вы можете попросить его разъяснить или прокомментировать имеющиеся на рисунке неясные детали, сомнительные или нечеткие места. Спросите также, какая часть тела, по его мнению, получилась лучше всего и почему, а какая часть самая неудачная, почему.

Другой вариант беседы с ребенком - попросить его сочинить историю об этом человеке.

Все вопросы, реплики, стирания и дополнения рисунка, а также время рисования фиксируются в протоколе.


АНАЛИЗ

К данной методике в полной мере применимы все общие моменты, касающиеся рисуночных тестов, а также интерпретационный материал теста «Дом — Дерево — Человек» в той его части, которая относится к рисунку человека.

Образ тела на рисунке чутко реагирует на воздействие раздражителей, нарушающих ровное течение эмоциональной жизни ребенка. Поэтому в рисунке человеческой фигуры будут символически отражаться проблемы, возникшие в результате осознания ребенком своих чувств. Таким образом, рисунок становится глубинным портретом личности. В соответствии степени расстройства и образ тела, в его графическом представлении, может стать отличным от нормальных и общепринятых представлений — от небольших отклонений в деталях до полного разрушения. Среди наиболее распространенных отклонений — изображение фигуры с разрозненными частями тела, отсутствие человека на рисунке, поразительно неуместные детали, стирание только что нарисованной человеческой фигуры, застывшие роботоподобные фигуры. Такие случаи могут наблюдаться в рисунках детей с серьезными расстройствами нервной системы.

Выводы сделать очень легко. В целом рисунок ребенка должен соответствовать приведенному описанию. Чем его рисунок ближе к этому образцу, тем выше уровень его развития. Присвойте каждому положительному ответу один балл и суммируйте полученные баллы. Нормально умственно развитый ребенок должен набрать в соответствии со своим возрастом указанные внизу баллы.

В пользу ребенка говорят такие дополнительные детали рисунка, как трость, портфель, роликовые коньки и т.д., но при условии, что эта деталь является уместной в данном рисунке или даже необходимой для данного изображенного человека, например меч для воина. На рисунке могут присутствовать и негативные знаки, на которые следует обратить внимание, поскольку они могут свидетельствовать об определенных проблемах:

На лице нет глаз; один глаз на лице в анфас; два глаза на лице в профиль.

Нет носа, нос в виде одной вертикальной линии или точки.

Нет рта или одномерный рот в виде горизонтальной линии.

Нет туловища или туловище в виде палочки.

Нет рук (одна рука у фигуры в анфас), нет пальцев.

Кисти в виде рукавиц, кисти-обрубки или круги без пальцев.

Нет ступней.

Нет одежды и нет никаких половых признаков.

Голень шире бедра и другие нарушения пропорций тела.

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры, например, такие, которые перечислены выше. Если мы исходим из того, что рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление последнего. Вслед за образом тела рисунок ребенка может пострадать полностью или частично либо просто стать незначительно отличающимся от общепринятого. Среди серьезных отклонений, такие, как изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Подобные случаи свидетельствуют о серьезных проблемах и расстройствах.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

Каждая часть изображенной фигуры приобретает особое символическое значение, поскольку в нем проявляются отголоски эмоциональной и социальной жизни ребенка. При интерпретации данного теста неприемлемы поспешные заключения. Исследования показывают, что способы и манера выражения эмоций, переживаний, конфликтов и других аспектов психической жизни ребенка изменяются в зависимости от ситуации и варьируются от человека к человеку. Поэтому не нужно ставить какой-то диагноз на основе единичного знака, в процессе анализа необходимо учитывать рисунок как целое.

РИСУНКИ

3 года - Первая форма изображения человека (дяди, тети) — это так называемый головоног, представляющий собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки — руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы. Типичный головоног изображен на рис. 1. Подобный рисунок вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.

5 лет - На шестом году жизни ребенок овладевает представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

6 лет - К шести годам ребенок часто рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы

ДЕПРЕССИЯ: Рисунок Гриши Н. (рис. 31) плотно заштрихован с особо сильным нажимом (зачернен), что свидетельствует о состоянии острой тревоги, высокой эмоциональной напряженности. Вместе с тем, размер рисунка не только не увеличен, что было бы естественно при острой тревоге, но даже несколько уменьшен. Следовательно в данном случае имеется тревожная депрессия. Возможно снижение самооценки (рисунок расположен в нижней половине листа). Можно полагать, что неаккуратность и диспропорциональность рисунка обусловлены остротой состояния, которое в целом оценивается как пограничное (невротическое).

Графическая методика «Человек под дождем» Е. Романова, Т. Сытько.

Методика «Человек под дождем» ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов.

Цель проективной методики «Человек под дождем»-— диагностика особенностей совладания со сложными ситуациями, готовность человека справляться с трудностями, а также применяемые защитные механизмы.

Тест был разработан двумя психологами — Е. Романовой и Т. Сытько. Сегодня его широко используют для того, чтобы узнать:

  1. возможности человека к адаптации
  2. устойчивость человека к воздействию разнообразных стрессовых ситуаций. Этот тест специально разработан для тех, кто не является специалистом в области проективных методик — его не нужно расшифровывать с помощью сложных формул. Этой методикой могут с успехом пользоваться врачи, педагоги, родители, а также все те, кто просто любит «тестировать» своих друзей.

Методика проведения исследования

На чистом листе бумаги формата А4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе — человека под дождем. Сопоставление двух рисунков позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

ИНСТРУКЦИИ

Инструкция №1: «Пожалуйста, нарисуйте человека». Инструкция №2: «Нарисуйте человека под дождем».

Интерпретация

Экспозиция, положение на листе (читать со слайда)

В остальном при интерпретации следует опираться на методику «Человек». Например, изображение, смещенное влево, возможно, связано с наличием импульсивности в поведении, ориентацией на прошлое, в ряде случаев с зависимостью от матери. Изображение, смещенное вправо, указывает на наличие ориентации на окружение и, возможно, зависимость от отца.

+Если рисунок расположен преимущественно в верхней части листа, это может означать, что у человека высокая самооценка, он недоволен своим положением в обществе, ему не хватает признания. Если при расположении в верхней части листа фигура очень маленькая, то человек считает себя своего рода непризнанным гением. Если рисунок располагается большей частью в нижней части листа, то у его автора может быть низкая самооценка, неуверенность в себе, подавленность, нерешительность, страхи, связанные с самопредъявлением, незаинтересованность в своем положении в обществе. Положение рисунка по горизонтальной оси (лево-право): — если рисунок расположен больше в левой части, человек больше опирается на прошлый опыт, склонен к самоанализу, нерешителен в действиях, пассивен; — если большая часть рисунка располагается в правой части листа, то перед нами человек действия, который реализует задуманное, активен и энергичен.

Атрибуты дождя.

Дождь — помеха, нежелательное воздействие, побуждающее человека закрыться, спрятаться. Характер его изображения связан с тем, как человеком воспринимается трудная ситуация: редкие капли — как временная, преодолимая; тяжелые, закрашенные капли или линии — тяжелая, постоянная.

Необходимо определить, откуда дождь «приходит» (справа или слева от человека) и какая часть фигуры подвергается воздействию в большей степени. Интерпретация проводится в соответствии с приписываемыми значениями правой и левой стороны листа или фигуры человека.

По линиям, которыми изображен дождь, можно судить об отношении автора рисунка к окружающей среде. Уравновешенные, одинаковые штрихи, в одну сторону, говорят о сбалансированной окружающей среде. Беспорядочные штрихи — окружающая среда тревожная, нестабильная. Вертикальные штрихи говорят об упрямстве, решительности. Короткие, неровные штрихи по всему полю и отсутствие всех защит указывает на тревогу и восприятие окружающей среды как враждебной.

Тучи являются символом ожидания неприятностей. Важно обращать внимание на количество облаков, туч, их плотность, размер, расположение. В депрессивном состоянии изображаются тяжелые грозовые тучи, занимающие все небо.

Лужи, грязь символически отражают последствия тревожной ситуации, те переживания, которые остаются после «дождя». Следует обратить внимание на манеру изображения луж (форму, глубину, брызги). Важно отметить, как расположены лужи относительно

фигуры человека (находятся ли они перед или за фигурой, окружают человека со всех сторон или он сам стоит в луже).

+Лужи символизируют нерешенные проблемы. Нужно обратить внимание, слева или справа от персонажа находятся лужи: если слева, значит, человек видит проблемы в прошлом, если справа — предвидит их в будущем. Если человек стоит в луже, это может означать неудовлетворенность, потерю ориентиров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек под дождем. Проективная методика. Диагностика

Данная методика направлена на диагностику психоэмоционального состояние детей и взрослых. По ходу выполнения и последующего обсуждения можно определить личную силу  "Я", а также способы...

Проективная методика «Рисунок человека» (К.Маховер, Ф.Гудинаф)

Определение индивидуальных особенностей личности...

Проективная методика «Рисунок человека»

Данная методика предназначена для определения индивидуальных особенностей личности....

Проективная методика «Дом-Дерево-Человек»

Позволяет выявить степень выраженности незащищенности, тревожности, недоверия к себе, чувства неполноценности, враждебности, конфликтности, трудностей в общении, депрессивности....

Пакет проективных тестов: «Рисунок человека», «Совместный рисунок», «Варежки», «Рисунок не-существующего животного», «Кактус», «Рисунок семьи», «Дом-дерево-человек», «Семья животных»

Рисунок человека, графическая методика "Кактус", тест "Страхи в домиках", тест "Несуществующее животное", тест "Рисунок семьи", тест "Дом. Дерево. Человек....