Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях у детей с РАС 7 лет.
план-конспект занятия по психологии (подготовительная группа)
Основные этапы коррекции :
Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционно-развивающего процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Педагог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.
Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этап - усиление активности, предметно-манипулятивный. Здесь непосредственно идет активное занятие с различными дидактическими материалами.
Формирование пространственной ориентировки занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребенка.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие восприятия и пространственной ориентации на коррекционно-развивающих занятиях у детей с РАС 7 лет.
Основной задачей образовательного процесса в условиях коррекционной работы является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков.
Коррекционно-развивающие занятия проводят узкие специалисты (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед) согласно образовательному маршруту, проводятся в индивидуально и в групповой форме на основе диагностических данных и педагогического наблюдения.
У детей с расстройством аутистического спектра (РАС) нарушена пространственная ориентация. В связи с этим, развитие восприятия и пространственной ориентации занимает особое место в коррекции познавательной активности ребенка с РАС.
На первых этапах работы с аутичными детьми рекомендуется предлагать им игры с жесткой последовательностью действий и четкими правилами,
Основные этапы коррекции :
Первый этап — установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятия. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Педагог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами.
Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего коррекционно-развивающего процесса. Перед педагогом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается с помощью создания постоянной устойчивой обстановки занятий, поощрением любой, даже минимальной активности ребенка. На данном этапе занятий не рекомендуются директивная игровая терапия. Педагог присутствует в качестве наблюдателя за ребенком в процессе его игр, фиксирует реакции ребенка, отмечает, что вызывает у ребенка отрицательные и положительные эмоции.
Коррекционные воздействия на данном этапе должны быть направлены на реализацию ребенком собственных резервов и механизмов базальной аффективной. Это достигается с помощью разнообразных приемов, направленных на изменение аффективного состояния. Например: общая релаксация, снятие патологического напряжения, уменьшение тревожности, увеличение активности ребенка. На данном этапе очень важна роль родителей, их положительная установка на занятие и активность в его организации.
Второй этап - усиление активности, предметно-манипулятивный. Здесь непосредственно идет активное занятие с различными дидактическими материалами.
Формирование пространственной ориентировки занимает особое место в коррекции познавательной активности аутичного ребенка.
Специалисты работающие с данной категорией детей выделяют несколько уровней формирования пространственной ориентировки :
Такими уровнями являются;
• ориентировка в собственном теле;
• ориентировка в расположении объектов по отношению к собственному телу;
• ориентировка во взаимоотношения внешних объектов между собой;
• ориентировка во временных представлениях.
По мнению М. М. и Н. Я. Семаго формирование пространственных представлений у детей с аутизмом должно проходить поэтапно.
Первый этап предполагает обучение детей умению различать отношения предметов и их частей по вертикали (знакомство с предлогами «на», «под»).
На втором этапе рекомендуется приступать к формированию умения понимать отношения в горизонтальной плоскости («рядом», «около»).
На третьем - работать над развитием понимания таких пространственных отношений, как «справа», «слева», «за», «перед», «между» и пр.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где ему будет необходимо действовать по образцу, то есть осуществлять самостоятельный анализ образца с точки зрения пространственных отношений предметов и их частей.
Ребенок благополучно справится с этой задачей в процессе развития конструктивных умений, а также участвуя в специально организованных дидактических играх «Запомни и найди», «Найди и назови», где ребенку предлагаются карты с изображениями предметов, по-разному расположенных по отношению друг к другу.
Формирование пространственных отношений и представлений необходимо сочетать с развитием осязательного восприятия. Имеется большое количество дидактических игр, которые позволяют через осязание совершенствовать восприятие формы, величины, объема, температуры, пространственного расположения предметов. На своих коррекционно-развивающих занятиях с детьми с РАС, на уровне в ориентировке во взаимоотношении внешних объектов между собой я использую в работе:
- Методику «Игры с тенями», которая предполагает построение конструкций из геометрических форм и создание их проекций, а также моделирование конструкций в соответствии с их плоскостными, фронтальными и боковыми проекциями. Этот вид конструктивной деятельности способствует эффективному формированию у детей гибких динамических пространственных представлений, а также умения представлять объемное тело, основываясь на его плоскостном изображении, что составляет основу графического моделирования конструкций. «Игры с тенями» направлены на развитие регулятивного компонента интеллектуальной деятельности в целом. Занятия способствуют усвоению сложных пространственных сенсорных эталонов, оказывают положительное влияние на развитие :
• Способности к пространственному анализу
• Пространственного мышления
• Общего умственного развития
• Образного мышления
• Воображения
• Психомоторики
- Игровой набор «Тактильное домино», который предназначен для развития тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия. С помощью этого набора формируются представления о фактуре предметов (пушистый, гладкий, шершавый, мягкий, твёрдый, тёплый, холодный и т. д., об оттенках цветов, о пространственном расположении предметов. Воспитывается умение понимать «правила игры», работать в группе, развиваются навыки социального взаимодействия. Набор «Тактильное домино» особо эффективен при работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы.
- Методика коррекции конструктивной деятельности. Она эффективна и помогает определить недоразвитие пространственного анализа и синтеза.
Используется с целью развития или коррекции :
• аналитико-синтетической и эвристической деятельности;
• пространственного анализа и синтеза;
• образов-представлений;
• психомоторики;
• эмоционально-волевой регуляции деятельности.
Таким образом, на коррекционно-развивающих индивидуальных занятиях при использовании данных методик и дидактических материалов можно эффективно проводить коррекцию и развитие восприятия и пространственной ориентации с детьми с расстройством аутистического спектра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий). Составила Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 компенсирующего вида Ковальчук Е.В.
Методические разработки коррекционно-развивающей системы занятий для детей с нарушением зрения подготовительная группа (10 занятий)Составила: Музыкальный руководитель I кв. категории ГБОУ №1764 к...

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ
Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и об осенних изменениях в природе....

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми младшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...

Конспект группового коррекционно-развивающего психологического занятия для детей подготовительной группы компенсирующей направленности
Развитие произвольности, является основой готовности к школьному обучению! Дети с недостаточно сформированной произвольностью хуже включаются в процесс обучения, и даже при нормальном уровне интеллект...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра...
