Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Законы безусловной любви к ребенку»
консультация по психологии
Цель: привлечь внимание родителей к умению проявлять свою лбовь к детям.
Задачи:
- создать условия для понимания родителями своей роли воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи;
- помощь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
- отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком;
- вырабатывать более адекватное представления о детских возможностях и потребностях:
- формировать у родителей мотвацию самовоспитания и саморазвития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №4 «Сказка» Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей «Законы безусловной любви к ребенку» Подготовили: педагоги -психологи Яруллина А.Я.
|
Цель: привлечь внимание родителей к умению проявлять свою любовь к детям.
Задачи:
- Создать условия для понимания родителями своей роли в воспитании и обучении ребенка, осознания значимости предлагаемой квалифицированной помощи.
- Помочь родителям оценить стиль своего взаимодействия с ребенком и изменить его, если необходимо.
- Отрабатывать навыки конструктивного взаимодействия с ребенком.
- Вырабатывать более адекватные представления о детских возможностях и потребностях.
- Формировать у родителей мотивацию самовоспитания и саморазвития.
Ход занятия:
Добрый вечер, уважаемые родители, приглашаю вас в "круг радости". Мне очень приятно видеть вас вновь. Цель нашей встречи - выстраивание доброжелательных отношений с детьми. Давайте поприветствуем, друг друга, называем имя и одно - два слова о своем ребенке.
Природу родительской любви люди понимают по-разному. Для одних любовь – это неусыпный контроль, для других постоянное выражение нежности. Что же значит любить своего ребенка? Достаточно ли мы любим своих детей? Адекватно ли выражаем свою любовь? Не “испортим” ли мы их, если будем любить слишком сильно?
Сегодня мы хотели бы с вами поговорить о родительской любви. Хотели бы начать с того, что же такое любовь? (задается вопрос родителям и идет небольшое обсуждение)
Упражнение «Эмоциональная индукция»
Я предлагаю вам обратиться к своим детским воспоминаниям. Вам 5, 6 или больше лет, вы совсем юные, беззаботные, бесконечно счастливые. Рядом с вами взрослые, проявляющие заботу о вас. Вспомните, какие проявления родительской любви делали вас особенно счастливыми. Может быть, это будут короткие эпизоды или мельчайшие детали, но именно в такие моменты вы понимали, что вас любят, о вас заботятся.
Возможность приобщиться к собственному детскому опыту помогает иначе взглянуть на взаимоотношения с нашими собственными детьми. Совершенно очевидно, что как ранее наши родители, теперь уже мы, задаем своим детям модель эмоциональных отношений между взрослыми и детьми, которая с какими-то изменениями в будущем будет реализована в семьях наших детей. Одновременно, уже сегодня мы обучаем наших детей проявлять свои чувства по отношению к нам.
Юлия Гиппенрейтер – доктор психологических наук, считает, что любить ребенка – это значит удовлетворять одну из самых главных его потребностей. Каждому человеку независимо от его возраста, необходимо, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он чувствовал себя нужным. А ребенок без любви просто не может нормально развиваться.
Что даёт ребёнку родительская любовь? Каждым обращением к ребенку – словом, интонацией, жестом и даже молчанием – мы сообщаем ему, что то о нём.
Предлагаем вам посмотреть видеоролик
Видеоролик «Родительское программирование»
От повторяющихся знаков одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение “я хороший”, а от сигналов осуждения, неудовольствия, критика – ощущение “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание ребёнок воспринимает как сообщение “Ты плохой!”, критику – “Ты не можешь!”, невнимание – “Мне до тебя нет дела” или даже “Я тебя не люблю”. Поэтому заботясь о безопасности ребенка, его воспитании, успехах в учебе мы должны отдавать себе отчет, какое сообщение ему сейчас посылаем
Вопрос к вам, уважаемые родители: – Как вы выражаете свою любовь к детям? (Ответы родителей: говорим ласковые слова; улыбаемся ребенку; гладим по голове; целуем его; прижимаем к себе; делаем подарки, которые желает ребенок.)
Да, каждый родитель по-своему выражает свою любовь к детям. Если для взрослого человека так важны положительные эмоции, то для малыша они жизненно необходимы!
Чем младше ребенок, тем сильнее влияние информации, которую он получает от нас. К счастью с маленькими детьми родители обычно более внимательны и ласковы. Но по мере взросления и возникновения каких – либо проблем, мы всё сильнее стремимся его “воспитывать”. Мы просто не фокусируем своё внимание на том, как обращаемся с детьми. А они всегда понимают нас буквально, и тон, каким произнесены слова.
Психологи установили, что существует несколько способов выражения любви к ребенку, среди которых можно выделить самые значимые:
1. Контакт глаз;
2. Физический (или тактильный) контакт;
3. Пристальное внимание.
Каждый из этих способов принципиально важен. Чтобы дети вели себя прилично, были любопытны, имели избыток радости, могли вести себя непосредственно, надо выражать свою любовь к ним всеми способами.
Упражнение «Контакт глаз» - Как вы думаете, что значит любить ребенка с помощью контакта глаз? Я хочу сейчас пригласить два добровольца-родителя. Один родитель будет выполнять роль мамы, а другой — роль ребёнка.
Сядьте спиной друг к другу. Ситуация такова: «Ваш ребёнок не хочет убирать игрушки». Мама начинает общаться с ребёнком по этому поводу. Начали.
А сейчас сядьте лицом друг к другу и смотрите в глаза, и повторите тоже самое общение.
Вопрос к «ребёнку»: «Когда лучше воспринималась информация, когда мама сидела спиной, или когда смотрела в глаза»?
Вот видите, оказывается, что внимательнее всего ребенок слушает нас и лучше воспринимает наши слова, когда мы смотрим ему в глаза. Тяжелой для ребенка является ситуация, когда мама, общаясь с ребенком, одновременно готовит кушать, либо убирает, либо стирает. О каком контакте глаз может идти речь.
Поэтому старайтесь при общении со своим ребёнком находить такие минутки, чтобы вы могли контактировать с ним глазами, вы сами только что убедились, что это более эффективный способ донести ребёнку полезную информацию, и это очень значимый способ выражения вашей любви к нему.
И если вы столкнулись с ситуацией, когда вы недовольны ребёнком. То вы можете ему сказать так: «Ты у меня хороший, я тебя очень люблю, но сегодня ты совершил поступок, который я не одобряю»
Второй способ выражения родительской любви к ребенку - физический контакт.
Вопрос к родителям: «Как вы понимаете этот способ?». Осуществить физический контакт - это значит: прикоснуться к руке; обнять за плечи; погладить по голове; потрепать по волосам; шутливо потолкаться; прижать к себе; поцеловать и т. д.
И теперь ответьте каждый для себя на вопросы — Как часто вы это делаете? А делаете ли вообще? В каких случаях? Просто задумайтесь.
Выражение любви родителей с помощью физического контакта должно соответствовать возрасту детей. Если мы со дня рождения до 6-7 лет часто целуем детей (им это нравится, то ребенка в 8-12 лет можно обнять, прижать к себе, ласково потрепать. Девочки тянутся больше к мамам, им нравится, когда мама их целует и обнимает; мальчики же начинают это отвергать. Их больше тянет к отцам, но потребность в физическом контакте остается. Поэтому возня, борьба, похлопывание по плечу, шутливые потасовки и толкания позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость, а также чувствовать мужскую поддержку отца.
Поговорим еще о третьем способе выражения любви — пристальном внимании.
Внимание, получаемое от родителей, позволяет ребенку почувствовать, что для мамы и папы он — самый важный человек в мире. He имея возможности уделять ребенку достаточно внимания, родители часто заменяют его подарками, выполнением просьб (попросил «Машинку» - купили и т. д.).
Внимание - это насущная потребность каждого ребенка. От ее удовлетворения зависит, как ребенок оценивает себя, как его принимают окружающие. Не получая достаточно внимания, ребенок испытывает беспокойство, не чувствует себя в безопасности, тем самым нарушается его эмоциональное и психическое развитие. Необходимо ежедневно находить время, чтобы побыть с ребенком наедине.
Упражнение "Статуя ребенка"
Цель: способствовать осознанию родительского опыта, особенностей повседневных отношений с ребенком.
Инструкция: Приглашается два добровольца, который будут играть роль ребенка и родителя.
- Прошу одного из вас, временно, стать ребенком. Выберете среди присутствующих любого, в ком вы видите поддержку. (Тот, кого выбрали, становится за спиной "ребенка", приложив руки к его спине, и не отпускает его во время всего действия).
- Когда рождается ребенок, мы радуемся, думаем, какими родителями мы будем, как мы будем развивать и воспитывать нашего малыша. И вот - ваша маленькая дочь, вы спешите в детский сад, вам надо успеть на автобус. Она энергичный, любознательный ребенок, задающий много вопросов.
- Мама, что там такое посмотри! - говорит она
- (1 родитель) Некогда, смотри под ноги, вечно ты спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Не смотри! (завязываете глаза лентой).
- И вы дальше спешите в детский сад. Забегаете в автобус, встречаете там свою знакомую, начинаете с ней обсуждать прошедший день. Дочь внимательно слушает, а потом начинает задавать вопросы:
- Мама, ты слышала, как пропела птичка? Кто такой дядя Саша?
- (2 родитель) Ты, что вмешиваешься во взрослый разговор? И, вообще ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать? Не слушай! (завязываете уши ленточкой).
- Вы выходите из автобуса, и бежите с дочерью по дороге. Опаздываете:
- Ой, какой сегодня день будет! Мам, меня Малика ждет, мы с ней будем играть, я ей пообещала:
- (3 родитель) Отстань некогда сейчас, мы опаздываем! Что ты разболталась? Быстро рот закрой! Не говори! (завязываете рот)
- И вы двигаетесь дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Вы бьете ее по рукам и начинаете ругать:
- (4 родитель) Что у тебя за руки, вечно ты их суешь куда-то! Выброси, я тебе сказала! Убери руки! (завязываете руки лентой).
Но тут дочь начинает скакать и задирать ноги. Вы в ужасе кричите на нее:
- (5 родитель) Ты где этому научилась? Это что еще такое? Перестань дрыгать ногами! Стой смирно! (И завязываете ноги)
- Смотрите на часы, нервничаете, и начинаете подгонять ребенка:
- Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась? Иди быстрее! Дай руку! Гляди на дорогу не спотыкайся! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю (прошу всех присутствующих произнести громко те фразы, которые выделены). Не смотри! Не слушай! Не говори! Убери руки! Стой смирно! (родители произносят все фразы одновременно)
И ребенок начинает плакать. А вы говорите:
- (6 родитель) Что ты плачешь? Нечего реветь! Я кому сказала - перестань реветь! (на этих словах вы сильно перевязываете живот).
Мы не довольны всем, что делает ребенок, забыв о том, что это всего лишь ребенок и ему нужна наша помощь и поддержка.
Объятия:
- Если вы видите своего ребенка в таком состоянии, первое, что вы можете и должны сделать,- это обнять его, прижать к себе и держать возле себя столько, сколько нужно ребенку. (Обнимаю того родителя, который исполнял роль ребенка). Когда ему будет достаточно, он сам отойдет. Вы просто его обнимайте.
- Скажите, пожалуйста, как вы чувствовали себя в роли маленькой девочки?
- Какие чувства вы испытали?
- Что вы почувствовали, когда я вас обняла?
Рисунок «Коллективное дерево»
- Давайте представим, что наши дети саженцы, нам нужно, чтобы они росли здоровыми, сильными, красивыми, гармоничными?
Что для этого нужно? (много тепла, солнца, заботы и любви).
Задание: Нарисуйте мощный ствол с ветками и напишите на листочках все, что вы можете и хотите дать своим детям на данный момент. Это могут быть чувства, эмоции, качества характера.
Родители рассматривают дерево и рассказывают, какое оно стало сильное, красивое, в нем есть все, что они в него вложили!
- Когда это дерево наберет силу, вы сможете сами укрыться в тени его мощной листвы. Чтобы воспитать такие качества характера, ребенку нужны любовь, доверие и внимание, тогда ребенок вырастет гармоничной личностью.
Как родителям выражать свою любовь?
Говорить больше тёплых слов: “Мне хорошо с тобой”, “Я рад тебя видеть”, “Хорошо, что ты пришёл”, “Мне нравится как ты….”, “Я по тебе соскучилась”, “Как хорошо, что ты у нас есть”. Не нужно забывать и обнять ребёнка, приласкать, прикоснуться к нему. Американский семейный психотерапевт Вирджиния Сатир рекомендовала обнимать ребенка несколько раз в день, говоря. Что четыре объятия необходимы каждому человеку просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день.
"Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он стал счастливым, можно. " А. С. Макаренко
Круг "От сердца к сердцу"
- Давайте сейчас поделимся своими впечатлениями по такой схеме:
1. Я узнала:
2. Меня заставило задуматься то, что:
- Спасибо за активную работу! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"
В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...

Деловая игра с элементами тренинга "Как сделать предметную среду комфортной для ребенка".
Предлагаются упражнения и задания для активизации и систематизации знаний педагогов ДОУ о предметно-развивающей среде....

Собрание – тренинг для родителей (законных представителей) обучающихся с ТНР "Домашняя игротека"
Актуальность собрания-тренинга объясняется стремлением учителя-логопеда повысить качество и эффективность коррекционной работы.Цель: мотивация родителей к участию в коррекционно-образовател...
Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"
Семинар-практикум "Обучение дошкольников элементам грамоты"...
Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей) «Мой ребенок особенный»
Круглый стол с элементами тренинга для родителей (законных представителей)«Мой ребенок особенный»...

Игровой тренинг для родителей (законных представителей) «По тропинкам родительской любви»
Цель: оптимизация и гармонизация внутрисемейных отношений посредством игровых упражнений; формирование навыков эффективного взаимодействия.Задачи:способствовать созданию положительных эмоций детей и р...

Семинар-практикум для педагогов «Элементы технологии ТРИЗ в совместной деятельности педагога и детей в ДОУ».
ТРИЗ (теория решения изобретательных задач) – это одна из самых эффективных методик, которая активирует познавательные навыки и развивает творческое мышление у детей....
