Сказкотерапия как средство развития детей.
статья по психологии

Аникеева Наталия Григорьевна

“Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью, которого, можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…” В.А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_kak_sredstvo_razvitiya_detey.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия как средство развития детей.

“Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество-

верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью,

которого, можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами…”

В.А. Сухомлинский

Воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать – давать детям возможность приобретать знания, умения, навыки и использовать их в жизни.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Обучение, воспитание и творческое развитие детей элементами сказкотерапии позволяет раскрыть и развить индивидуальные способности каждого ребенка.

В основе этого лежит идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями. Частая смена, чередование действий дает возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

Интегрированные формы занятий позволяют решать образовательно-воспитательные задачи, задачи по расширению двигательной активности детей, по развитию музыкально-ритмических способностей. Такая форма работы приносит несомненную пользу. У детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшается координация движений; ориентировка в пространстве; внимание становится более концентрированным.

Многие ученые-сказковеды пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций. Но я пользуюсь традиционной классификацией, которая предполагает три крупных разряда:

сказки о животных;

бытовые сказки;

волшебные сказки.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут - потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар - пискун», «муха - горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Использованием драматизации как приема я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности.

Воспитывать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей; обучать – давать детям возможность приобретать знания, умения, навыки и использовать их в жизни.

Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими сказками для детей и на этой основе решает комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания. Она привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием.

Обучение, воспитание и творческое развитие детей элементами сказкотерапии позволяет раскрыть и развить индивидуальные способности каждого ребенка.

В основе этого лежит идея обогащения духовного мира ребенка, насыщения его жизни яркими, необычными, интересными событиями. Частая смена, чередование действий дает возможность расширить объем внимания, преодолеть гиподинамию.

Интегрированные формы занятий позволяют решать образовательно-воспитательные задачи, задачи по расширению двигательной активности детей, по развитию музыкально-ритмических способностей. Такая форма работы приносит несомненную пользу. У детей расширяется объем двигательных умений и навыков; улучшается координация движений; ориентировка в пространстве; внимание становится более концентрированным.

Многие ученые-сказковеды пытались упорядочить огромный и пестрый сказочный материал. Существует множество различных классификаций. Но я пользуюсь традиционной классификацией, которая предполагает три крупных разряда:

                       сказки о животных;

                       бытовые сказки;

                       волшебные сказки.

Сказки утверждают ребенка в правильных отношениях к миру. Тянут репку и дед, и бабка, и внучка, и Жучка, и кошка – тянут - потянут, а не вытянуть им репки. И только когда пришла на помощь мышка, вытянули репку. Конечно, емкий художественный смысл этой иронической сказки станет до конца понятным маленькому человеку лишь когда он вырастет. Ребенку же доступна лишь та мысль, что никакая, даже самая малая сила не лишняя в работе: много ли сил в мышке, а без нее не могли вытянуть репку.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса...»; поет коза перед дверью дома: «Вы, детушки! Вы, козлятушки! Отопритеся, отворитеся...»; поют волк, медведь и другие персонажи. Сказки изобилуют веселыми присловьями: «лиса при беседе краса», «заюнок -кривоног по горке скок», «комар - пискун», «муха - горюха» и др. Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно, концентрируя в себе поэтический смысл сказок. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Сказка не дает прямых наставлений детям (типа «Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.

Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить - можно попасть в беду, а уж если так случилось - не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации; сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить. Наказ слушаться родителей, старших звучит в сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка». Страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость - в сказках «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т.д.
Необходимо воспитывать у детей избирательное отношение к произведениям, умение ориентироваться в мире сказок. Так же нужно выработать правильное отношение к сказке и чтению; воспитывать навыки совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста.

При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.

Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.

Сказка ценна своим непосредственным воздействием на ребенка, где мораль естественно вытекает из действий и поступков героев. Поэтому назначение многих методических приемов состоит в том, чтобы облегчить детям процесс слушания и понимания (помочь запомнить сказку, глубже пережить ее). Конечно, приемы способствуют и лучшему усвоению текста, более глубокому восприятию его в целом.

Этим целям соответствует, прежде всего, такой прием, как выразительность чтения.

Сущность выразительного чтения по сравнению с деловым, логическим чтением в его эмоциональной насыщенности. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить тут же еще 1-2 раза. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие. Необходимо повторение этого материала и на других занятиях, чтобы достичь наиболее глубокого восприятия, предотвратить забывание. Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с занятиями рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети. Задача воспитателя поощрять разнообразное изобразительное творчество.

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок).

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, воспитатель может использовать ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие – показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками. Эти приемы употребляют чаще всего в младших группах.

Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.

Привлечением детей к участию в драматизации удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.

Драматизация используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.

Значение драматизации как приема обучения и в том, что дети от слушания текста, небольшого его анализа переходят к действию и воспроизведению текста.

Использованием драматизации как приема я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.

Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» - нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.

Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Таким образом, ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Таким образом, ребенок учится корректировать свои действия, у него улучшается кукловождение. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Актуальность данной темы связана с тем, что сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей. Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитания, а также формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. В связи с этим, отказ от данного способа воспитания детей представляется, если не ошибкой, то заметным упущением со стороны образовательных учреждений и родителей.

Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А также высший психический процесс - воображение.

Метод сказкотерапии связан с развивающим, личностно-ориентированным обучением и всесторонним воспитанием личности ребенка и может использоваться в учреждении любого типа в любой возрастной группе (от 3 лет до 7 лет) детского сада.

Необходимость внедрения сказкотерапии связана с тем, что дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказкотерапия как средство развития детейдошкольного возраста»...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Родительское собрание на тему:« Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»...

Самообразование Сказкотерапия, как средство развития детей дошкольного возраста»"

Сказкотерапия, как средство развития  детей дошкольного возраста»...

Сценарий творческой встречи с родителями и детьми на тему: «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

Цель: Познакомить родителей со сказкотерапией, как эффективном методе работы с детьмиЗадачи:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребенка;Создать доверительную атмосферу в группе родителей...

Родительское собрание на тему: « Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста»

laquo;Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение ...

"Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"

Отчёт по проекту "Сказкотерапия - как средство развития детей дошкольного возраста"...