Уроки тишины Марии Монтессори
консультация по психологии
Уроки тишины Марии Монтессори
Всем известно, что детей нужно научить правильно, говорить, правильно вести себя за столом, правильно взаимодействовать с людьми и т.д. Но известно ли, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 416.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки тишины
Марии Монтессори
Консультация педагога-психолога родителям
Всем известно, что детей нужно научить правильно, говорить, правильно вести себя за столом, правильно взаимодействовать с людьми и т.д. Но известно ли, что кроме этого у детей необходимо воспитывать умение внимательно слушать, умение не только говорить, но и молчать, умение сдерживать порывы к ненужным действиям, к бесцельному разговору, умение быть неподвижным?
Дисциплина обязательно должна быть деятельной, активной.
Обычно мы считаем индивида дисциплинированным только с той поры, как он станет молчаливым, как немой, и неподвижным, как паралитик.
Но это личность уничтоженная, а не дисциплинированная,
говорит Мария Монтессори.
Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах специальные уроки тишины. Это совсем короткие уроки, по несколько минут. И представляют собой не только отдых для центральной нервной системы, но и развитие волевых качеств.
Так что же это за уроки тишины???
На уроке тишины детям предлагается прислушаться к тишине, а потом спрашивают у них, что слышали и заметили.
Педагог показывает, как нужно правильно сидеть, обращая внимание детей на то, как лежат руки и как правильно на полу стоят ноги, на правильную осанку, на дыхание с закрытым ртом. Таким образом, детей постепенно приучают быть неподвижными и молчаливыми.
Это эффективный способ развития волевых качеств у ребенка.
Уроки тишины, также является средством для воспитания внимания.
После урока можно спросить, что было слышно, и дети рассказывают о том, что они слышали, и многие говорят: «Слышал, как кто-то ходит», «в коридоре кто-то разговаривает».
Важно то, что некоторые дети начинают прислушиваться не только к внешним звукам, но и к внутренним, например, к биению собственного сердца.
Эти упражнения, при условии покоя и тишины, дают ребенку изоляцию впечатления, внутреннее сосредоточение.
Конечно, такой эффект достигается не сразу, и требует знания особой техники, но некоторые упражнения можно проводить и дома:
5) Лепесток.
Материал: лепестки роз (не сухие). Предложить детям закрыть глаза и протянуть ладошки. Ребенку положить в ладошки по одному лепестку. Предварительно дать инструкцию: «Я сейчас что-то положу в руки, а ты должен догадаться что это. Это можно потрогать, понюхать. Когда угадали, открываем глаза. Ребенок, открывший глаза кладет лепесток в вазу с водой. Обсудить, кто как догадался, что при этом испытывали, какие чувства.
6) Говорим шепотом.
Все какое-то время должны разговаривать только шепотом. Это условие выполняют не только дети, но и взрослые. В результате ребенок должен стараться расслышать слова, произносимые тихо и издали. Это, по мнению Монтессори, требует от него настороженного внимания, готовности улавливать звуки.
7) Бесшумное движение.
Ребенок двигается неловко и шумно, потому что не умеет иначе. Нужно знакомить его с различными степенями неподвижности, ведущей к тишине. Для этого используются специальные упражнения. Например, дети получали задание встать со стула шумно, а потом, наоборот тихо, не делая резких движений, не двигая стул и не раскачивая его. Также ходить на цыпочках. На полу в комнате каждого ребенка обязательно начертанная линия. Ребенок по просьбе педагога должен был пройти вдоль линии на носочках так, чтобы его почти не было слышно. Упражнение может усложняться: требуется бесшумно двигаться на цыпочках между стоящих в некотором беспорядке стульев, не задевая их. Точно так же детей специально тренировали в умении бесшумно передвигать предметы на полках, осторожно брать их оттуда и ставить на место - обязательно на то же самое место.
Есть шесть распространенных причин, почему дошкольники в группе кричат, как в лесу. Они связаны как с настроением ребенка в данный момент, так и с проблемами в воспитании.
Причина 1. Эмоциональный накал.
Дошкольники, особенно младшие, просто не умеют сознательно отслеживать, не мешает ли их крик или иные эмоции кому-то другому.
Причина 2. Резонансное состояние.
Если у ребенка нет возможности выразить эмоции сразу или он постоянно испытывает стресс, чувствует, что его не слышат, злится, – он может начать орать, как только появится возможность. Например, дома ребенок тихо терпит, но, когда приходит в детский сад, – выплескивает все, что может.
Причина 3. Шум вокруг.
Чем шумнее в группе, тем громче дети говорят, чтобы перекричать шум. Например, в группе может стать шумно, если вдали что-то сверлят, а на улице скрипят качели.
Причина 4. Усталость.
Когда дети устают, они растормаживаются, хуже управляют движениями и делают что-то «лишнее», нефункциональное. Голосом в таком состоянии дети тоже с трудом могут управлять.
Причина 5. Особенности личности.
Если ребенок гиперактивный, педагогически запущен, часто ведет себя демонстративно, истерит, хочет доминировать, протестует – он будет громко выражать свои эмоции. Хочу такой сайт
Причина 6. Латентное научение.
Дети часто получают противоречивую информацию о шуме. Например, родители кричат на ребенка: «Не шуми!» Воспитатель повышает голос, чтобы угомонить детей, и громко говорит: «Потише!» Ребенок видит и слышит, что все орут, но ему почему-то запрещают.
Дошкольник верит действиям, а не словам!!!
Не требуйте от детей постоянной тишины!
При этом старайтесь регулировать уровень шума в группе. Постоянный шум утомляет самих детей, снижает концентрацию их внимания, может повышать артериальное давление. Из-за этого растет напряжение в группе, всем становится труднее общаться, дети больше жалуются друг на друга.
Поэтому задача воспитателя, и Вас Уважаемые родители – научить детей регулировать свою громкость, а не ограничиваться невыполнимым правилом: «Нельзя шуметь». Несложные приемы, игры с детьми о которых мы говорили выше помогут создать в группе и дома благоприятную атмосферу, где все будут друг друга слышать и при этом не придется разговаривать шепотом.
Подготовила: Педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №250» Котова Анна Александровна
Источник: МБУ ДО ГППЦ «Потенциал», ссылка: http://www.potencial22.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок тишины "Связь звука и движения" по системе М.Монтессори в средней группе
Урок тишины по системе М.Монтессори«Связь звука и движения»(в средней группе) воспитатель МБДОУ"Детский сад общеразвивающего вида №10 г.Шебекино Белгородской области"...

Особенности проведения уроков тишины и упражнений в «кругу» по системе М.Монтессори
Сообщение из опыта работы...

Методические рекомендации по проведению «трёхступенчатого урока» (Монтессори)
В Монтессори – группах детского сада проводятся уроки, которые значительно отличаются от традиционных уроков. Рассмотрим их отличительные особенности, а также определим ряд требований к подобным...

Трехступенчатый урок по методу Марии Монтессори.
Трёхступенчатый урок (занятие) по методу М.Монтессори. Это урок, который состоит из трех этапов или ступеней. Он применяется для того, чтобы дать ребенку новые понятия, пополнить его словарный з...

"Конспект урока по методике Марии Монтессори в ДОУ"
Вашему вниманию предлагаю конспект презентации урока по методике М.Монтессори....

Уроки тишины Марии Монтессори
Одна из самых красивых и гармоничных методик развития ребенка имеет итальянские корни, она основана Марией Монтессори в 19 веке. Ее суть заключена во фразе «Помоги мне это сделать самому» ...

Буклет "Уроки тишины М. Монтессори"
Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах специальные уроки тишины. Это совсем короткие уроки, по несколько минут, и представляют собой не ...
















