МЕТАФОРИЧСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ
консультация по психологии

Белоножко Мария Николаевна

МЕТАФОРИЧСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ КАК ИНСТРУМЕНТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов-психологов ДОУ: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Слайд 1: Тема выступления: «Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста».

Цель психологического сопровождения образовательного процесса в ДОУ: максимальное содействие в создании психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений, в первую очередь детей.  Поэтому появляется необходимость внедрять современные, удобные и эффективные методы работы с детьми. Одним из таких методов является метафорические ассоциативные карты.

Сегодня мы познакомимся с одним из направлений арт-терапии- метафорическими ассоциативными картами, правилами работы с ними, рассмотрим обзор существующих колод МАК, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста, познакомимся с некоторыми техниками работы.

Слайд 2: Определение МАК

Метафорические ассоциативные карты (сокращённо — МАК) — это наборы картинок величиной с игральную карту или открытку с яркими изображениями людей, животных, пейзажей и ситуаций, с помощью которых можно глубже погрузиться в бессознательное и помочь человеку распознать свои проблемы и переживания, получить ответы на важные вопросы, разобраться со своими мечтами и страхами и понять, что делать дальше. (Главное, чтобы карты в колоде были объединены общей идеей).

Слайд 3: Немного об истории метода:  

Первая колода метафорических ассоциативных карт была создана в 1975г Эли Раманом, канадским профессором искусствоведения. Он хотел вынести искусство из галерей и приблизить его к людям. Эта колода карт получила название «ОН» (междометие на английском языке, выражающее удивление).

Морис Эгетмейер (немецкий психолог) заметил, что с помощью карт «ОН» можно мгновенно расположить человека к откровенной беседе, и стал издателем и популяризатором метафорических карт «ОН».

Позднее совместно с психотерапевтом Джо Шлихтером были разработаны правила и принципы использования карт, как психологического инструмента.

Слайд 4: Механизм работы карт

Метафорические карты в работе:

Порождают проекции

Запускают цепь ассоциаций

Позволяют выразить себя через метафору

Помогают организовать терапевтическое взаимодействие

Проекция: То есть карты являются стимулом, вызывающим поток ассоциаций, содержащих информацию о внутреннем мире человека. Благодаря проекции как процессу психологической защиты, внутреннее воспринимается как происходящее извне. Человек приписывает кому-то или чему-то собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера.

Поэтому, важен душевный отклик человека (ребёнка) на попавшую ему картинку. И важно, что увидит хозяин карты, какую историю. На одной и той же картинке разные дети могут увидеть разные истории.

Закон диссоциации: Ощущение безопасности при работе с картами связывают с диссоциацией как психическим процессом, также относимым к механизмам психологической защиты.  В состоянии диссоциации человек ощущает себя находящимся вне события, воспринимает его со стороны. Рассказывая об изображённых на картинках героях, он сохраняет ощущение нереальности происходящего и это предает уверенность в безопасности.

Метафора позволяет соединить карточный образ с реальностью («петля в реальность»). Тот есть эти механизмы позволяют обходить психологические защиты и из нашего бессознательного доставать информацию, что делает МАК волшебными.

Слайд 5: Преимущества

Если мы применяем в работе МАК, то перед нами открываются следующие преимущества:

- Карты воспринимаются ребёнком как игра, и это снимает эмоциональное напряжение и тревожность.

- Карты облегчают установление контакта между ребёнком и психологом, т.к. дети с увлечением рассматривают картинки.

- Создают атмосферу безопасности и доверия.

- Дают нам дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что можно использовать в дальнейшем для работы.

- С помощью карт мы развиваем эмоциональный интеллект, коммуникативную сферу, познавательные процессы.

-  МАК запускают механизмы внутренних ресурсов, поиска механизмов выхода из критической ситуации.

Слайд 6: Правила использования МАК

- МАК можно использовать в работе с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо разговаривает и может рассказать о том, что он видит на карте.

- Не стоит предлагать карты, если у ребёнка сильный дефект речи.

- Не стоит использовать с ребёнком с РАС, психотическими заболеваниями, т.к. ребёнок может не увидеть грань между картой и реальностью.

- Чем меньше ребёнок, тем меньше карт должно быть в колоде (часть карт можно просто убрать, достаточно около 15 карт).

- В работе с дошкольниками лучше использовать колоды с понятными для них изображениями.

- Абстрактные колоды с детьми дошкольниками не используются.

- Если ребёнок отказывается от игры с картами, то не стоит его заставлять.

- Работать можно как индивидуально, так и с подгруппой детей.

- Упражнения должны быть просты и понятны ребёнку, чтобы ему было интересно заниматься.

Слайд 7: Направления работы

Диапазон применения техник с МАК огромен и зависит от знаний, фантазии психолога.

Основными направлениями работы с детьми с использованием МАК являются:

1. Диагностика (например, настроения,  семейной системы, травмирующих ситуаций и т.д.)

2.  Развитие 

 - эмоциональной сферы

- коммуникативной сферы (освоение техник общения со сверстниками, правила и нормы поведения),  

когнитивных процессов: творческого воображения, внимания, памяти, мышления.

- развитие речи

 3. Коррекция детско-родительских отношений в консультировании, неконструктивного поведения (враньё, драчливость), заниженной самооценки.

Слайд 8. Колоды МАК

Существует большое количество колод МАК. Есть те, которые работают с какой-то определённой темой, а есть более универсальные. Но не все карты подходят для работы с детьми дошкольного возраста.

В работе мною используются следующие колоды карт,  отражающие различные эмоции и чувства,

1. МАК «Монстрики» (Авторы: Ютта Гох-Корона и Кристиан Корона)

2. МАК «Сказочные герои» (Автор: Никифорова Л.А.)

3.  На слайд вынесла еще МАК «Волшебный сундучок» (Авторы: Лебедева М.А.Ю Васильева И.)

4. МАК «Кактусы»

Слайд 9: Сюжетные колоды МАК

В качестве сюжетных колод мною используются —

- МАК «Расправь свои крылья» (Автор: Крюгер Камилла).

- МАК «Дружок» (Автор: Ирина Фёдорова)

- МАК «Я и все –все-все» (Автор: Крюгер Камилла).

Они отличаются по содержанию. Например, МАК «Дружок» и «Я и все-все-все» можно использовать для развития коммуникативных навыков, для работы с детско-родительскими отношениями, с эмоциональной сферой. МАК «Расправь свои крылья» подойдёт для развития познавательных процессов, развития речи.

Слайд 10: Портретные колоды МАК

Из портретных колод мне понравились колоду «Роботы», автором которых является Татьяна Ушакова. И карты «Эмоциональные лица» (картинки взяты из интернета).

Их можно использовать как диагностический инструментарий и, как коррекционный.

Слайд 11: Техники в работе с детьми дошкольного возраста с применением МАК.

Развитие эмоционально-волевой сферы (индивидуальная работа)

А сейчас я хотела бы вас познакомить с некоторыми техниками, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста

На слайде представлены техники на развитие эмоционально-волевой сферы (индивидуальная работа)

1. «Весёлое-грустное» («Расправь свои крылья». «Сказочные герои»)

Цель: создать условия для обучения ребёнка определению эмоциональной окраски сюжета картинки и озвучивания своих чувств по отношению к сюжету.

 Описание упражнения (10-12 карт):

  • Предлагаем ребёнку вытаскивать по одной карте и определять какое настроение возникает при взгляде на картинку—весёлое или грустное и говорить, почему ребёнок так решил.

2. «Монстрик и настроение» («Монстрики»)

Цель: развитие способности распознавать различные эмоциональные состояния.

  • Предлагаем выбрать карточку (можно в закрытую). И задаём вопросы:  Как ты думаешь, что чувствует монстрик?  Почему он себя так чувствует? Найди на картинке (пиктограмме) такое же настроение.

Слайд 12: Развитие эмоционально-волевой сферы (подгрупповая работа)

На данном слайде представлены техники на развитие эмоционально-волевой сферы, которые можно использовать в подгрупповой коррекционно-развивающей работе.

1.  «Покажи и угадай» («Монстрики», «Сказочные герои», «Дружок»)

Цель: развитие эмоционального мира детей

 Описание упражнения:

  • Перед детьми раскладываются карты. Карты кладутся в закрытую. Детям предлагается наугад вытянуть карту так, чтобы не видели другие. Посмотрев на изображённую эмоцию, ребёнок, ничего не произнося (молча), должен изобразить эту эмоцию с помощью мимики и жестов, а другие ребята должны угадать, что это за эмоция или чувство.

2. «Зеркало» («Монстрики», «Сказочные герои»)

Цель: Развитие способности распознавать эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Описание упражнения:

  • Предлагаем встать парами по желанию, кто с кем хочет, лицом друг к другу. Детям раздаются карточки, например, с монстриками. Ребенок, с помощью движений, мимики, жестов передаёт настроение своего героя. Задача «зеркала» скопировать всё и отгадать настроение.

Слайд 13: Развитие коммуникативной сферы (подгрупповая работа)

Метафорические ассоциативные карты хорошо использовать на занятиях по развитию коммуникативной сферы дошкольников.

На слайде представлены следующие техники

1.«Разыграем историю» (Я и все-все-все». «Дружок»)

  • Детям предлагается разыграть историю, которую отражает рисунок. Потом проводится беседа.
    2. «Пожелание соседу» («Расправь свои крылья») -

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Описание упражнения:

  • Предлагаем детям в закрытую выбрать по одной карте из колоды и на её основании делает позитивное пожелание соседу справа (или слева).

Провести с коллегами 3. «Какой кошмар-Какая прелесть» («Дружок»)

Цель: развитие креативности и гибкости мышления. Эмоциональная гимнастика.

  • Встать в круг.

В закрытую достать карту. Один игрок говорит: Какой кошмар-ёж то колючий! Другой-Какая прелесть ёж -то лапочка!

-Что легче было: восхищаться или ужасаться?

- Это умение поможет в жизни?

 

 Слайд 14: Развитие познавательной сферы (индивидуальная работа)

Далее представлены техники на развитие познавательных процессов (творческого воображения, внимания, памяти, мышления, воображения), которые можно использовать в индивидуальной коррекционно-развивающей работе.

1. «Кто сбежал из волшебного зоопарка?», или «Что пропало» («Расправь свои крылья»)

Цель: развитие зрительной памяти

Описание упражнения

  • На столе выкладывается ряд картинок (количество зависит от возраста и уровня развития детей). Ребёнку предлагается запомнить их. Затем он закрывают глаза, а психолог убирает одну из карт. Ту, карту, которую он убрал кладёт в общую стопку к другим картам.  Задача детей найти карту в общей колоде (количество карт в общей колоде необходимо уменьшить).  

2. «Собери похожие картинки» (Расправляя крылья», «Дружок»)

Цель: развитие умения находить сходства между картинками.

Описание упражнения

  • Из колоды можно ребёнку предложить выбрать карты похожие друг на друга по каком-либо признаку. Например, на всех картах изображено время года лето, все герои с радостным настроением и т.д.  

Слайд 15: Развитие познавательной сферы (подгрупповая работа)

Сейчас я поделюсь примерами игр, направленных на развитие когнитивных процессов, которые можно применять в подгрупповой работе с детьми.

1.«Что изображено на карте?» «Расправляя крылья»

Цель: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Описание упражнения

Из колоды берётся любая карта. Затем эта карта передаётся по кругу. Задача детей, как можно больше запомнить деталей на карте. Затем психолог задаёт детям вопросы по карте, а задача детей, как можно точнее ответить на них. Вопросы могут быть самые разные. Например: Сколько героев на карте? Какое время года? Что делает тот или иной герой? И т.д.

2.«Запретная картинка» («Расправляя крылья», «Монстрики»)

Цель: развитие внимания, наблюдательности.

Описание упражнения:

Психолог определяет “запретную картинку” (или группу картинок), например, запретными являются картинки с изображением явлений природы или определённым персонажем и т.д. Далее психолог показывает детям картинки по очереди, а задача детей выполнить какое-то действие на “запретную картинку”. Это могут быть хлопки, топанье ногами и т.д.

Слайд 16: Диагностическая работа и психокоррекция

Мак можно использовать так же в диагностической и психокоррекционной работе:

- если у ребёнка постоянные конфликты со сверстниками,

Если видно, что у ребёнка психологическая травма,

-если есть неврологические симптомы (грызет ногти),

-для поиска источника внутрисемейного напряжения, которое отражается на ребёнке,

- если у ребёнка неконструктивное поведение и т.д.

1.«Моё настроение» («Монстрики», «Дружок»)

Цель: Помочь ребёнку определить эмоциональное состояние до работы и после.

  • Предлагаем выбрать карточку, которая отражает твое настроение.

2.«Моя хвостатая семья» («Я и все-все-все», «Дружок»)

Ребёнку предлагается выбрать картинку, которая похожа на его семью (можно задать вопросы по типу «рисунка семьи»).

О чем мечтают? Чем любят заниматься?

3. «Похожий на меня» («Роботы»)

Представь себе, что ты-создатель роботов. Тебе нужно создать робота, похожего на тебя». Какая голова больше подходит тебе? И т.д.

- Назови Робота.

- Что ему нравится?

- Чем он любит заниматься?

- Как он живет?

- Есть ли у него друзья? И т.д.

Слайд 17: Литература

Техники для работы беру из книги:

-  Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании.

-  И из книжечек-методичек, которые прилагаются к метафорическим картам.

Слайд 18: Контакты

Очень хотелось бы получить вашу обратную связь. Давайте для этого с вами тоже воспользуемся метафорическими картами. На слайде вы видите изображение деревьев. Скажите номер дерева, которое ассоциируется у вас с сегодняшним семинаром и, что это означает для вас. Можно охарактеризовать, одним словом.

«Пожелание соседу» («Расправь свои крылья»)

  • Предлагаем детям в закрытую выбрать по одной карте из колоды и на её основании делает позитивное пожелание соседу справа (или слева).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метафорические ассоциативные карты в работе педагога-психолога

Профилактика профессионального выгорания педагогов ДОУ...

Тренинг для педагогов с использованием метафорических ассоциативных карт

Образ дерева в культуре и психологии часто сравнивают с человеком и его жизнью. Это не случайно, потому что между человеком и деревом много общего — в характера...

Конспект НОД с использованием метафорических ассоциативных карт по развитию эмоциональной сферы старших дошкольников.

Структура НОД.1.      Эмоционально-психологический настрой на игру-занятие.2.      Мотивационно-ориентировочный этап. Игра «Волшебный мешочек эм...

Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов

Метафорические ассоциативные карты в профилактике эмоционального выгорания педагогов...

Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста

В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...

«Ассоциативные карты, карты Проппа в работе с дошкольниками по развитию речевого творчества»

В дошкольном возрасте, помимо речевой готовности к словесному творчеству, формируются и определенные психологические предпосылки. Известный ученый А.В. Запорожец рассматривает воображение как психичес...

Мастер-класс: Метафорические ассоциативные карты «Душа в картинках»

Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми, родителями, педагогами....