ПРОГРАММА индивидуального психолого-педагогического сопровождения, как часть адаптированной образовательной программы ребенка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение на ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soprovozhdenie_petrov.docx30.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

Ханты – Мансийский район

«Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»

Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения, как часть адаптированной

образовательной программы,

ребенка старшей группы (4-5 лет)

с задержкой психического развития

Симчук Варвара

Педагог-психолог: Журба Л.И.

Воспитатель: Девяткова Е.В

2024 г.

Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождениепредназначено для проведения коррекционной работы с ребенком 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития.

Характеристика ребенка.

1. Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде заинтересованности. В коллективе чувствует себя комфортно. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач наблюдается обращение за поддержкой к взрослому. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования уравновешенный. Познавательная активность на среднем уровне, самоконтроль в норме. Деятельность ребенка активная. Обижается в случае не понимания его речи, замыкается.

2. Операционные характеристики деятельности: зависим от влияния внешней среды и внешних стимулов. Произвольная регуляция собственной деятельности на среднем уровне, необходим постоянный внешний контроль и поддержка со стороны взрослого. Легко отвлекаем при выполнении задания, нуждается во внешней мотивации и контроле деятельности, использует помощь взрослого. Способы выполнения: перебор вариантов, целенаправленные пробы.

3. Развитие высших психических функций:

Память: объем зрительной, слуховой памяти в норме. Объем кратковременной памяти достаточен для успешного запоминания новой информации.  

Восприятие: зрительное восприятие формы в норме.

Внимание: внимание снижается на фоне утомления и пресыщения, уровень развития произвольного внимания средний, легко отвлекаемый. Устойчивость и концентрация внимания на уровне ниже среднего. Быстро утомляется.

Мышление: наглядно-действенные: соответствует среднем уровню, задачи решает методом проб и ошибок.  

наглядно-образное: соответствует среднему уровню.

4. Развитие деятельности:

Игра - использование предмета-заместителя, совместная деятельность – играет со сверстниками.

Продуктивная деятельность:

Рисование – соответствует уровню среднему.

Лепка — восприятие объема - соответствует среднему уровню развития.

Конструирование и аппликация - использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу – соответствует уровню развития.

5. Развитие крупной и мелкой моторики: Моторика рук – развита нормально, ведущая рука – правая.

6. Развитие речи. Словарь не соответствует возрасту. Общается с помощью мимики и жестов. Понимает элементарные инструкции. Понимает обращенную речь.

Цель: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ТНР при ЗПР.

Задачи:

  • развитие, совершенствование и коррекция познавательных
    процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
  • развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, агрессивно защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
  • развивать пальцевую и артикуляционную моторику;
  • Развитие звукопроизношения, слухового внимания, моторики, артикуляции, силы голоса, дыхания;
  • сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: словами, фразами, правильно построенными предложениями;
  • учить внятно выражать свои просьбы и желания;
  • учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
  • профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;

Психолого - педагогическое сопровождение строится на основе следующих принципов:

- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанника и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка);

- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений;

- принцип вариативности;

- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия;

- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагога будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в сопровождении:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей здоровья и развития ребенка;
  • дыхательная гимнастика;
  • Песочная терапия;
  • Арт терапия;
  • Релаксация;
  • пальчиковая гимнастика;

Основные направления в работе:

  1. Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
  2. Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
  3. Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений.
  4. Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков

Взаимодействие с родителями:

- информирование родителей о ходе коррекционной работы: индивидуальные консультации, открытые занятия, собрания.

- оформление информационных листовок, памяток.

- объяснение особенностей выполнения домашних заданий.

Основная форма работы с ребенком – индивидуальные занятия. Продолжительность занятия 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных способностей ребенка), периодичность – 2 раза в неделю.

Содержание коррекционно-развивающей работы

Цель

Наименование форм работы, упражнений

Занятие № 1

Развитие мыслительных операций; стимулирование внимания, точного и быстрого реагирования на сигнал, расширение объема внимания и развитие памяти.

Игра «Кто это или что это?»,

- Игра «Позы»,

 - Задание «Выложи цифры так, как только что видел на доске»,

 - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки».

Занятие № 2

Расширение словарного запаса; развитие активного внимания, способности к согласованному взаимодействию; развитие мыслительных процессов.

- Игра «Цветы»

-Игра «Лиса с лисятами и сокол»

- Задание «Разложи карточки по рядам и столбцам…»

-  Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Плывем в облаках».

Занятие № 3

Развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям; развитие активного внимания.

- Игра «Слушай хлопки»,

 - Задание «Выложи фигуры так, как только что видел»,

 - Задание «Разложи карточки на группы»

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море»

Занятие № 4

Развитие мыслительных процессов; развитие зрительной памяти и внимания.

- Игра «Чем похожи?»

 - Игра «Поезд»,

-Задание Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Занятие № 5

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к согласованному взаимодействию; развитие слухового внимания и памяти

Игра «Что это?»,

- Игра «Посуда»,

- Задание «Нарисуй два треугольника, один квадрат, один прямоугольник,

 - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки»

Занятие № 6

Развитие аналитического мышления; развитие воображения, слухового внимания; увеличение объема внимания; развитие памяти  

-Игра «Подбери картинку к паре»,

- Игра «Придумай движение»

-Задание «Выложи кружки в той последовательности, как только что видел,

- Игра «На что это похоже?»

Занятие № 7

Развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков, делать умозаключение и устанавливать закономерности в изображении

- Задание «Подбери четвертую фигуру»,

-Игра «Палочки»,

- Игра «Угадай: какой фигуры не стало?

 - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Радуга»

Занятие № 8

Развитие логического мышления; развитие воображения, моторно слуховой памяти; расширение и активизирование детского словаря.

- Задание «Назови три предмета белого, синего, красного цвета»,

- Игра «Запомни позу»

- Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Воздушный шарик»

Занятие № 9

Расширение и активизация словаря на основе умения использовать прошлый опыт; формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий

-Задание «Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким?»

 -Игра «Запретное число»,

-Задание «Посмотри внимательно и выложи также»

-Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки»

Занятие № 10

Развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к волевому управлению поведением; развитие воображения, снятие усталости

- Игра «Угадай по описанию»

 - Игра «Транспорт»

 - Задание «Нарисуй три треугольника и один круг, первую фигуру зачеркни»

 -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Что мы представляем, когда слушаем музыку».

Занятие № 11

Развитие объема внимания; развитие мышления и речи; формирование способности управления своим поведением; развитие памяти, представления о форме.

- Игра «Будь внимателен»

 - Задание «Вспомни и назови предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник

 - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки».

Занятие № 12

Развитие внимания и объема памяти; развитие словарного запаса; развитие аналитического мышления.

- Игра с мячом «Что к чему подходит»,

 -Игра «Птицы»,

 - Задание «Посмотри внимательно, какие предметы, в какой последовательности на ней расположены»

- Упражнение на релаксацию

Занятие № 13

Развитие навыков анализа и синтеза; развитие внимания; развитие воображения

- Задание «Разложи картинки по кучкам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом»

 - Игра «Слушай хлопки»

 - Задание «Дорисуй, чтобы получилась картинка»

Занятие № 14

Развитие целенаправленного слухового внимания, развитие моторно-слуховой пространственной памяти

-Игра «Поставь пальчик»,

-Игра «Запомни свое место»

- Задание «Придумай загадку»,

 - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро».

Занятие № 15

Развитие логического мышления; развитие слухового внимания, воображения; развитие мелкой моторики; снятие напряжения и возбуждения.

-Игра «Самый смекалистый»

 -Игра «Запомни позу»

-Задание «Дорисуй, чтобы получилась сюжетная картинка»

-Игра «Слушай свое имя»

-Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро»

Занятие № 16

Развитие мышления и речи; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал

-Игра «Картинки-загадки»,

-Игра «Профессии»,

- Задание «Запиши буквы, как запомнил»

 -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро»

Направление

Задачи

Содержание коррекционно-развивающей работы

Установление контакта с ребенком

1. Формирование эмоционального контакта.

2. Развитие активности.

3. Развитие контактности.

4. Развитие восприятия воображения.

5. Пространственная координация.

6. Развитие зрительного и осязательного восприятия.

7. Развитие речевого общения.

8. Развитие личностно - мотивационной сферы.

Диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы.

 - игры «Ручки», «Хоровод».

- игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки

-Зашифрованный рисунок. Сложи узор.

 -Психотехнические игры: Найди место для игрушки, собери фигурки (доска Сегена).

 -Позови мячом. Закончи фразу.

- Моя семья.

-Развитие сюжетной игры.

 -Развитие подвижно-ролевой игры «Обезьянка – озорница»

 -Развитие подвижно-соревновательных игр «Строим дом для друзей», «Самый ловкий».

Ознакомление с окружающим миром

1. Развитие способности к переключению.

2. Развитие концентрации внимания.

3. Развитие произвольного внимания. 4. Развитие объема памяти.

 5. Развитие произвольного внимания.

- Формирование представлений о смене времен года.

-  Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними.

 - Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь).

- Формирование представлений о значении труда взрослых.

-  Формирование представлений о домашних, диких животных, животных других стран и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни.

Речевое развитие.

1. Развитие восприятия геометрических фигур.

 2. Развитие точности восприятия.

3. Развитие цветоразличия.

- Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов.

- Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении.

- Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций.

- Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам.

- Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы.

- Обучение ответам на вопросы: «Кто это», «Что это?»

- Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в упражнениях, стихотворениях.

Формирование элементарных математических представлений.

1. Развитие восприятия длительности временного интервала.

2. Развитие представления о частях суток.

3. Развитие представления о временах года.

4. Развитие пространственного представления

 5. Развитие наблюдательности.

- Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный).

- Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме.

- Обучение сравнению двух и более предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения).

- Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного, равно).

- Обучение прямому счету до 10. Учить соотносить цифры 1,2,3,4,5 с количеством предметов.

- Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительным.

Сенсорное развитие.

1. Развитие мыслительных процессов: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков.

2. Развитие гибкости ума и словарного запаса.

3. Развитие сообразительности.

- Развитие ориентировки в цвете

- Формирование внимания к неречевым звукам, умение узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек).

- Развитие зрительного восприятия, умение сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый, квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий-голубой-розовый) предметы.

- Освоение элементарно комбинаторики размещение по заданному признаку: цвету, величине.

- Формирование умения узнавать предметы на ощупь.

Развитие психических функций.

1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях.

2. Развитие приема ассоциативного и опосредованного запоминания предметов а процессе игровой и непосредственной образовательной деятельности.

- Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи.

- Воспитание слухоречевой памяти при восприятии двухступенчатых инструкций. - Развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками.

- Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных).

- Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений

Развитие мелкой моторики рук.

1. Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (с вертикальным и горизонтальным разрезами).

-  Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 8-10 прорезями.

-Построение фигур более чем из 10 палочек.

 - Работа с палочками Кюизенера. Развитие графических навыков.

- Учить правильной посадке.

- Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист.

- Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром.

Развитие временных и пространственных представлений

1. Развитие воображения и творческих способностей

- Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади).

 - Формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, ночь), различать и называть их.

Планируемые результаты освоения психолого-педагогического сопровождения.

- Сформированость представление о самом себе, овладение элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.

- Сотрудничество со взрослыми и сверстниками, овладение навыками продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности. * Сформированность адекватного восприятие окружающих предметов и явлений.

- Сформированность перцептивных действий (рассматривание, выслушивание, ощупывание). Овладение системой сенсорных эталонов. Соединение сенсорного опыта со словом.

- Овладение единым процессом осознания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

- Усвоение количественных и качественных отношений между предметами. Сопоставление предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимание, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.

-У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.

- Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.

- Развитие мелкой моторики, выделение каждого пальца.

Используемая литература.

1. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.

2. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001

3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.

4. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.

5. Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2016

6. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014.

7. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айриспресс,2010.

8. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области   Программа индивидуального с...

Открытое занятие по Основам математических знаний в старшей группе (5-6 лет) с Задержкой психического развития. Тема: »Веселый счет».

Данное занятие рассчитано на детей старшего преддошкольного возраста.в нем показано как в игровой форме модно использовать приемы обучения счету.научит решать простые задачи в пределах10....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.

По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...

Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»

Цель: Создать условия для развития познавательного интереса  к  изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях

Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации:  2017-2018 учебный год...

Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных  проживающих там....

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.

Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...