ПРОГРАММА индивидуального психолого-педагогического сопровождения, как часть адаптированной образовательной программы ребенка старшей группы (5-6 лет) с задержкой психического развития
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение на ребенка
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
Ханты – Мансийский район
«Детский сад «Берёзка» п. Горноправдинск»
Программа индивидуального психолого-педагогического сопровождения, как часть адаптированной
образовательной программы,
ребенка старшей группы (4-5 лет)
с задержкой психического развития
Симчук Варвара
Педагог-психолог: Журба Л.И.
Воспитатель: Девяткова Е.В
2024 г.
Индивидуальное психолого-педагогическое сопровождениепредназначено для проведения коррекционной работы с ребенком 4-5 лет с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития.
Характеристика ребенка.
1. Эмоционально-волевая сфера: Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде заинтересованности. В коллективе чувствует себя комфортно. При поощрении и одобрении демонстрирует положительные эмоции. После сделанного замечания старается исправить ошибку. В случае неудач наблюдается обращение за поддержкой к взрослому. Эмоциональный фон на протяжении всего обследования уравновешенный. Познавательная активность на среднем уровне, самоконтроль в норме. Деятельность ребенка активная. Обижается в случае не понимания его речи, замыкается.
2. Операционные характеристики деятельности: зависим от влияния внешней среды и внешних стимулов. Произвольная регуляция собственной деятельности на среднем уровне, необходим постоянный внешний контроль и поддержка со стороны взрослого. Легко отвлекаем при выполнении задания, нуждается во внешней мотивации и контроле деятельности, использует помощь взрослого. Способы выполнения: перебор вариантов, целенаправленные пробы.
3. Развитие высших психических функций:
Память: объем зрительной, слуховой памяти в норме. Объем кратковременной памяти достаточен для успешного запоминания новой информации.
Восприятие: зрительное восприятие формы в норме.
Внимание: внимание снижается на фоне утомления и пресыщения, уровень развития произвольного внимания средний, легко отвлекаемый. Устойчивость и концентрация внимания на уровне ниже среднего. Быстро утомляется.
Мышление: наглядно-действенные: соответствует среднем уровню, задачи решает методом проб и ошибок.
наглядно-образное: соответствует среднему уровню.
4. Развитие деятельности:
Игра - использование предмета-заместителя, совместная деятельность – играет со сверстниками.
Продуктивная деятельность:
Рисование – соответствует уровню среднему.
Лепка — восприятие объема - соответствует среднему уровню развития.
Конструирование и аппликация - использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу – соответствует уровню развития.
5. Развитие крупной и мелкой моторики: Моторика рук – развита нормально, ведущая рука – правая.
6. Развитие речи. Словарь не соответствует возрасту. Общается с помощью мимики и жестов. Понимает элементарные инструкции. Понимает обращенную речь.
Цель: создание единого коррекционного пространства, способствующего устранению речевых нарушений, развитию познавательных процессов старших дошкольников с ТНР при ЗПР.
Задачи:
- развитие, совершенствование и коррекция познавательных
процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления); - развитие личностной сферы (в том числе снятие тревожности, агрессивно защитных реакций, формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей);
- развивать пальцевую и артикуляционную моторику;
- Развитие звукопроизношения, слухового внимания, моторики, артикуляции, силы голоса, дыхания;
- сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: словами, фразами, правильно построенными предложениями;
- учить внятно выражать свои просьбы и желания;
- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
- профилактика (предупреждение) вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе;
Психолого - педагогическое сопровождение строится на основе следующих принципов:
- принцип индивидуального подхода предполагает всестороннее изучение воспитанника и разработку соответствующих мер педагогического воздействия с учетом выявленных особенностей (выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка);
- принцип системности: обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений;
- принцип вариативности;
- принцип социального взаимодействия предполагает создание условий для понимания и принятия друг другом всех участников образовательного процесса с целью достижения плодотворного взаимодействия;
- принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагога будут эффективными, только если они поддержаны родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в сопровождении:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей здоровья и развития ребенка;
- дыхательная гимнастика;
- Песочная терапия;
- Арт терапия;
- Релаксация;
- пальчиковая гимнастика;
Основные направления в работе:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций.
- Развитие общей и мелкой моторики, пространственных представлений.
- Развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков
Взаимодействие с родителями:
- информирование родителей о ходе коррекционной работы: индивидуальные консультации, открытые занятия, собрания.
- оформление информационных листовок, памяток.
- объяснение особенностей выполнения домашних заданий.
Основная форма работы с ребенком – индивидуальные занятия. Продолжительность занятия 15-20 минут (в зависимости от индивидуальных способностей ребенка), периодичность – 2 раза в неделю.
Содержание коррекционно-развивающей работы
№ | Цель | Наименование форм работы, упражнений |
Занятие № 1 | Развитие мыслительных операций; стимулирование внимания, точного и быстрого реагирования на сигнал, расширение объема внимания и развитие памяти. | Игра «Кто это или что это?», - Игра «Позы», - Задание «Выложи цифры так, как только что видел на доске», - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки». |
Занятие № 2 | Расширение словарного запаса; развитие активного внимания, способности к согласованному взаимодействию; развитие мыслительных процессов. | - Игра «Цветы» -Игра «Лиса с лисятами и сокол» - Задание «Разложи карточки по рядам и столбцам…» - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Плывем в облаках». |
Занятие № 3 | Развитие навыков анализа, синтеза и обобщения в процессе проведения классификации по родовым категориям; развитие активного внимания. | - Игра «Слушай хлопки», - Задание «Выложи фигуры так, как только что видел», - Задание «Разложи карточки на группы» - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Отдых на море» |
Занятие № 4 | Развитие мыслительных процессов; развитие зрительной памяти и внимания. | - Игра «Чем похожи?» - Игра «Поезд», -Задание Закрой карточкой картинку, которая не подходит к остальным - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро». |
Занятие № 5 | Развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к согласованному взаимодействию; развитие слухового внимания и памяти | Игра «Что это?», - Игра «Посуда», - Задание «Нарисуй два треугольника, один квадрат, один прямоугольник, - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки» |
Занятие № 6 | Развитие аналитического мышления; развитие воображения, слухового внимания; увеличение объема внимания; развитие памяти | -Игра «Подбери картинку к паре», - Игра «Придумай движение» -Задание «Выложи кружки в той последовательности, как только что видел, - Игра «На что это похоже?» |
Занятие № 7 | Развитие логического мышления, умения сравнивать предметы, на основе выделенных признаков, делать умозаключение и устанавливать закономерности в изображении | - Задание «Подбери четвертую фигуру», -Игра «Палочки», - Игра «Угадай: какой фигуры не стало? - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Радуга» |
Занятие № 8 | Развитие логического мышления; развитие воображения, моторно слуховой памяти; расширение и активизирование детского словаря. | - Задание «Назови три предмета белого, синего, красного цвета», - Игра «Запомни позу» - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Воздушный шарик» |
Занятие № 9 | Расширение и активизация словаря на основе умения использовать прошлый опыт; формирование способности самоконтроля, самостоятельной мобилизации усилий | -Задание «Кто или что может быть высоким, холодным, коротким, твердым, жидким?» -Игра «Запретное число», -Задание «Посмотри внимательно и выложи также» -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки» |
Занятие № 10 | Развитие мыслительных операций анализа и сравнения; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности к волевому управлению поведением; развитие воображения, снятие усталости | - Игра «Угадай по описанию» - Игра «Транспорт» - Задание «Нарисуй три треугольника и один круг, первую фигуру зачеркни» -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Что мы представляем, когда слушаем музыку». |
Занятие № 11 | Развитие объема внимания; развитие мышления и речи; формирование способности управления своим поведением; развитие памяти, представления о форме. | - Игра «Будь внимателен» - Задание «Вспомни и назови предметы, похожие на круг, квадрат, треугольник - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Порхание бабочки». |
Занятие № 12 | Развитие внимания и объема памяти; развитие словарного запаса; развитие аналитического мышления. | - Игра с мячом «Что к чему подходит», -Игра «Птицы», - Задание «Посмотри внимательно, какие предметы, в какой последовательности на ней расположены» - Упражнение на релаксацию |
Занятие № 13 | Развитие навыков анализа и синтеза; развитие внимания; развитие воображения | - Задание «Разложи картинки по кучкам так, чтобы каждую группу можно было назвать одним словом» - Игра «Слушай хлопки» - Задание «Дорисуй, чтобы получилась картинка» |
Занятие № 14 | Развитие целенаправленного слухового внимания, развитие моторно-слуховой пространственной памяти | -Игра «Поставь пальчик», -Игра «Запомни свое место» - Задание «Придумай загадку», - Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро». |
Занятие № 15 | Развитие логического мышления; развитие слухового внимания, воображения; развитие мелкой моторики; снятие напряжения и возбуждения. | -Игра «Самый смекалистый» -Игра «Запомни позу» -Задание «Дорисуй, чтобы получилась сюжетная картинка» -Игра «Слушай свое имя» -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро» |
Занятие № 16 | Развитие мышления и речи; развитие словарного запаса, слухового внимания, способности слышать и реагировать на звуковой сигнал | -Игра «Картинки-загадки», -Игра «Профессии», - Задание «Запиши буквы, как запомнил» -Упражнение на релаксацию и развитие воображения «Тихое озеро» |
Направление | Задачи | Содержание коррекционно-развивающей работы |
Установление контакта с ребенком | 1. Формирование эмоционального контакта. 2. Развитие активности. 3. Развитие контактности. 4. Развитие восприятия воображения. 5. Пространственная координация. 6. Развитие зрительного и осязательного восприятия. 7. Развитие речевого общения. 8. Развитие личностно - мотивационной сферы. | Диагностика познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. - игры «Ручки», «Хоровод». - игры «Поводырь», «Птички», «Догонялки -Зашифрованный рисунок. Сложи узор. -Психотехнические игры: Найди место для игрушки, собери фигурки (доска Сегена). -Позови мячом. Закончи фразу. - Моя семья. -Развитие сюжетной игры. -Развитие подвижно-ролевой игры «Обезьянка – озорница» -Развитие подвижно-соревновательных игр «Строим дом для друзей», «Самый ловкий». |
Ознакомление с окружающим миром | 1. Развитие способности к переключению. 2. Развитие концентрации внимания. 3. Развитие произвольного внимания. 4. Развитие объема памяти. 5. Развитие произвольного внимания. | - Формирование представлений о смене времен года. - Формирование интереса к объектам и явлениям природы и умение наблюдать за ними. - Ознакомление с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями (детский сад, игрушки, мебель, посуда, одежда, обувь). - Формирование представлений о значении труда взрослых. - Формирование представлений о домашних, диких животных, животных других стран и птицах, детенышах, внешнем виде, образе жизни. |
Речевое развитие. | 1. Развитие восприятия геометрических фигур. 2. Развитие точности восприятия. 3. Развитие цветоразличия. | - Расширение понимания речи. Закрепление понимания слов. - Накопление пассивного словаря. Воспитание потребности в речевом общении. - Обучение пониманию и выполнению одно- и двухступенчатых инструкций. - Расширение, уточнение и активизация словаря по изучаемым лексическим темам. - Обучение пониманию обобщающих слов: игрушки, одежда, обувь, посуда, животные, птицы. - Обучение ответам на вопросы: «Кто это», «Что это?» - Формирование умения заканчивать фразу, договаривать за взрослым слова в упражнениях, стихотворениях. |
Формирование элементарных математических представлений. | 1. Развитие восприятия длительности временного интервала. 2. Развитие представления о частях суток. 3. Развитие представления о временах года. 4. Развитие пространственного представления 5. Развитие наблюдательности. | - Освоение геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, ромб, прямоугольник) и форм предметов (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный). - Обучение группировке предметов по цвету, величине, форме. - Обучение сравнению двух и более предметов, одинаковых или контрастных по величине, длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). - Выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, один, ни одного, равно). - Обучение прямому счету до 10. Учить соотносить цифры 1,2,3,4,5 с количеством предметов. - Формирование умения согласовывать прилагательные и числительные один, два, три с существительным. |
Сенсорное развитие. | 1. Развитие мыслительных процессов: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков. 2. Развитие гибкости ума и словарного запаса. 3. Развитие сообразительности. | - Развитие ориентировки в цвете - Формирование внимания к неречевым звукам, умение узнавать и различать неречевые звуки (две контрастно звучащие музыкальные игрушки: молоточек и дудочка, колокольчик и свисток, бубен и молоточек). - Развитие зрительного восприятия, умение сравнивать и различать контрастные по величине, форме (круглый, квадратный), цвету (красный-желтый-зеленый-синий-голубой-розовый) предметы. - Освоение элементарно комбинаторики размещение по заданному признаку: цвету, величине. - Формирование умения узнавать предметы на ощупь. |
Развитие психических функций. | 1. Увеличение объема памяти в зрительной, слуховой, осязательной модальностях. 2. Развитие приема ассоциативного и опосредованного запоминания предметов а процессе игровой и непосредственной образовательной деятельности. | - Воспитание слухового внимания при восприятии тихо и громко звучащих игрушек, тихой и громкой речи. - Воспитание слухоречевой памяти при восприятии двухступенчатых инструкций. - Развитие зрительного внимания и памяти в работе с разрезными картинками. - Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления при группировке и классификации хорошо знакомых предметов (игрушек, одежды, обуви, посуды, животных). - Выделение 4-го лишнего на уровне простых обобщений |
Развитие мелкой моторики рук. | 1. Развитие мелкой моторики рук. | - Развитие мелкой моторики в работе с разрезными картинками (с вертикальным и горизонтальным разрезами). - Усвоение навыков работы с ящиком форм (по типу доски Сегена) с 8-10 прорезями. -Построение фигур более чем из 10 палочек. - Работа с палочками Кюизенера. Развитие графических навыков. - Учить правильной посадке. - Учить рисовать точки, равномерно нанося их на лист. - Учить раскрашивать изображения, ограниченные контуром. |
Развитие временных и пространственных представлений | 1. Развитие воображения и творческих способностей | - Обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (вверху, внизу, впереди, сзади). - Формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, ночь), различать и называть их. |
Планируемые результаты освоения психолого-педагогического сопровождения.
- Сформированость представление о самом себе, овладение элементарными навыками для выстраивания адекватной системы, положительных личностных оценок, позитивного отношения к себе.
- Сотрудничество со взрослыми и сверстниками, овладение навыками продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности. * Сформированность адекватного восприятие окружающих предметов и явлений.
- Сформированность перцептивных действий (рассматривание, выслушивание, ощупывание). Овладение системой сенсорных эталонов. Соединение сенсорного опыта со словом.
- Овладение единым процессом осознания реального мира через тесное взаимодействие трех основных форм мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.
- Усвоение количественных и качественных отношений между предметами. Сопоставление предметов по форме, величине, пространственному расположению и по количеству. Понимание, что количество не зависит от величины, цвета, формы и расположения.
-У детей формируется представление о различных предметах и явлениях окружающей действительности, о человеке, видах его деятельности и взаимодействия с природой.
- Развивается речь и коммуникативные способности во всех видах детской деятельности, в повседневной жизни, в процессе общения с членами семьи, со взрослыми, сверстниками.
- Развитие мелкой моторики, выделение каждого пальца.
Используемая литература.
1. Афонькина Ю.А., Белотелова Т.Э., Борисова О.Е. Психологическая диагностика готовности к обучению детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2015.
2. «Азбука общения» под ред. Л.М.Шипициной СПб. 2001
3. Веракса А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика дошкольника. – Мозаика-Синтез, М, 2014.
4. Забрамная С.Д. Практический материал для проведения психологопедагогического обследования детей : пособие для психол.-мед.-пед. Комис. — М. :Гуманитар, изд. Центр ВЛАДОС, 2010.
5. Павлова Н. Н., Руденко Л. Комплект материалов для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.-М.: Генезис, 2016
6. Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг».- СПб.: Речь, 2014.
7. Семаго Н.Я. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст. -М.: Айриспресс,2010.
8. Шарохина В.Л., Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группы. - М.: ООО «Национальный книжный центр», 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы (ОНР)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Зеленгинская средняя общеобразовательная школа» Володарского района Астраханской области Программа индивидуального с...

Открытое занятие по Основам математических знаний в старшей группе (5-6 лет) с Задержкой психического развития. Тема: »Веселый счет».
Данное занятие рассчитано на детей старшего преддошкольного возраста.в нем показано как в игровой форме модно использовать приемы обучения счету.научит решать простые задачи в пределах10....

Программа индивидуального сопровождения ребенка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы.
По программе повышения квалификации для руководителей и специалистов ПМПК, реализуемой в рамках обучающих мероприятий Государственной программы «Доступная среда»...
Конспект занятия по изобразительной деятельности (лепка) с использованием элементов конструирования для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) Тема: «Сибирский медвежонок готовиться к зиме»
Цель: Создать условия для развития познавательного интереса к изображению диких животных методом лепки.Педагогические задачи:Образовательные:- Добиться уточнения знаний детей о диких живот...
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях
Программа индивидуального сопровождения воспитателей как часть адаптированной образовательной программы ребенка ОВЗ в условиях МБДОУ общеразвивающего видаСрок реализации: 2017-2018 учебный год...
Конспект занятия игра – путешествие «В деревню в гости» для детей старшей группы с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)
Тема: «Домашние животные» Форма организации: Подгрупповая работаЦель: Создать условия для развития познавательного интереса к своеобразной жизни в деревне и животных проживающих там....

Годовой план - график распределения программного материала для детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год.
Годовой план - график распределения программного материаладля детей старшей группы компенсирующей направленности с ЗПР (задержкой психического развития) на 2022-2023 учебный год. Задачи:Формирова...