Психологическая адаптация
материал по психологии
Психологическая адаптация ребенка к детскому саду — это процесс привыкания к новому коллективу, режиму и социальным условиям. Родителям важно проявлять спокойствие, терпение и поддержку, помогая ребенку постепенно привыкнуть, установив доверительные отношения с воспитателем и поддерживая позитивный настрой.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.92 КБ | |
| 15.11 КБ | |
| 68 КБ | |
| 373.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Фамилия, имя ___________________________ год рождения ____________________
Посещает МАДОУ ДСКВ «Солнышко» с __________ 201__ года
Показатель | Начало периода | Конец периода | ||
Да (+) | Нет (-) | Да (+) | Нет (-) | |
Предметная деятельность: | ||||
- ест ложкой | ||||
- пьет из чашки | ||||
- пользуется туалетом | ||||
- самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует игрушку, чтобы достать закатившийся мячик может палочкой придвинуть к себе игрушку) | ||||
- способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого и т.д..) | ||||
- ребенок стремиться к самостоятельности, демонстрирует «Я сам» | ||||
Сон ребенка: | ||||
- сон спокойный, глубокий, быстро засыпает | ||||
- засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго | ||||
- засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне | ||||
- отсутствие сна, плач | ||||
Символико-моделирующие виды деятельности: | ||||
- копирует действия взрослых (кормит куклу, укладывает ее спать и т.д.) | ||||
- использует предметы-заместители, заменяет действия словом | ||||
- имитирует движение неодушевленных предметов (полет самолета, езду автомобиля и др.), изображает животных | ||||
- активно подражает сверстникам и взрослым | ||||
- рисует «каракули» карандашом и красками, дает им названия, создает простейшие изображения | ||||
Общение: | ||||
- действия с предметами начинает выполнять по словесному указанию взрослого | ||||
- обращается к взрослому с просьбой о помощи | ||||
- активно включается в парные игры с взрослыми | ||||
- с интересом наблюдает за деятельностью сверстника, пытается контактировать | ||||
Эмоциональное развитие: | ||||
- эмоционально отзывчив, чувствителен по отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке | ||||
- слушает простые музыкальные произведения, с удовольствием двигается под музыку, в музыкальных играх изображает животных, птиц и др. | ||||
- эмоционально реагирует на песенки и потешки | ||||
- проявляет чувство опасности (держится за перила лестницы и т.п.) | ||||
- дает себе общую положительную оценку (я хороший, я большой и т.п.) | ||||
Познавательное развитие: | ||||
- знает свое имя | ||||
- выкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм («стаканчики», «сундучок») | ||||
- выполняет несложные конструкции из кубиков, кирпичиков, призм | ||||
- группирует предметы по цвету, величине, форме | ||||
- располагает предметы в порядке увеличения и уменьшения | ||||
Заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Воспитатели:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Педагог-психолог:
______________________________________________________________________________________
Дата: «___» _________ 201 _ г.
Предварительный просмотр:
Оценка параметров адаптации
Параметры | Оценка/баллы | |||
3 | 2 | 1 | ||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | Положительное | Неустойчивое | Отрицательное |
Социальные контакты с детьми | Инициативен, контактен | Вступает в контакт при поддержке взрослого | Пассивен, реакция протеста | |
Социальные контакты со взрослыми | Инициативен, контактен | Принимает инициативу взрослого | Реакция протеста, уход от контакта | |
Познавательная и игровая деятельность | Активен, проявляет интерес | Активен при поддержке взрослого | Пассивен, реакция протеста | |
Реакция на изменение привычной ситуации | Принятие | Тревожность | непринятие | |
Лист психологической адаптации
Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________________________________
Дата рождения___________________________________________________________________________________________________________
Дата поступления в ДОУ___________________________________________________________________________________________________
Возраст при поступлении___________________________________________________________________________________________________
Заболевания до поступления________________________________________________________________________________________________
Индивидуальные особенности_______________________________________________________________________________________________
Привычки________________________________________________________________________________________________________________
Дни наблюдений/ оценка параметров в баллах | |||||||||||||||||||||||
Показатели психического здоровья | Эмоциональное состояние | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | |
Социальные контакты | с детьми | ||||||||||||||||||||||
со взрослыми | |||||||||||||||||||||||
Познавательная и игровая деятельность | |||||||||||||||||||||||
Реакция на изменение привычной ситуации | |||||||||||||||||||||||
Перенесенные заболевания, количество пропущенных дней_____________________________________________________________________
Оценка адаптационного периода:_____________________
Педагог-психолог ____________________ / Зандакова М.Р.
Предварительный просмотр:
Адаптационный лист ребенка.
Фамилия, имя и отчество ребенка
Возраст __________________________________ Дата рождения ___________________ Дата поступления в д/с _______________________
Дата | Характер бодрствования | Сон | Аппетит | Эмоциональное состояние | Навыки | |||||||||||
Засыпание | Характер сна | Длитель-ность | Игры | Речь | Контакт | Настроение | ||||||||||
Активный (+) Малоактивный (+-) Пассивный (-) | Быстрое (+) Медленное (-) | Спокойное (+) Неспокойное (-) | Глубокий (+) Неглубокий (-) | Длительный (+) Ускоренный (-) | Отличный аппетит (++) Хороший аппетит (+) Есть без аппетита(+-) Не ест пищу(-) | С предметами (+ или - ) | Сюжетные (+ или -) | Активная (+ или -) | Понимание речи (+ или -) | Со взрослыми (+ или -) | С детьми (+ или -) | Бодрое (++) Спокойное (+) Подавленное (+-) Раздражительное (-) | Одевание (+ или -) | Кормление (+ или -) | ||
Воспитатели,________________________________________________
________________________________________________
Педагог-психолог,
___________________________________________________________
Дата __________________________
ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ.
Характер бодрствования:
“+” - Активный: ребенок интересуется и активно осваивает окружающую среду, проявляя свою любознательность и общаясь в группе с детьми.
“+-” – Малоактивный: ребенок нейтрально относиться к окружающей обстановке, чувствует себя вяло.
“-” – Пассивный: ребенок подавлен, избегает детей, агрессивен, стремится к уединению.
Сон, оценивается в соответствии указанных критериев положительно (+), либо отрицательно (-).
Аппетит:
“++” - Отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.
“+” - Хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.
“+-“ - Ест без аппетита, выборочно. Может просить, чтобы его покормили.
“-“ - Отказывается от еды, отвращение к еде.
Настроение:
“++” - Бодрое - весел, жизнерадостен, подвижен и активен.
“+” - Спокойное - улыбается, хорошее настроение, спокоен.
“+-” - Подавленное - иногда задумчив, замкнут, легкая плаксивость, хныканье, подавленное настроение.
“-” - Раздражительное - сильный плач, агрессивность, не дружелюбность.
Игры, речь, контакты, навыки самообслуживания оцениваются положительно (+), либо отрицательно (-).
Степень: Легкая Средняя Тяжелая
Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Результаты адаптации детей
к детскому саду
(анализ педагога-психолога)
Подготовила:
Педагог-психолог,
_______________________________
Организация периода адаптации – серьезная забота всех воспитателей нашего детского сада, особенно в младшей группе. Во время адаптации детей к детскому саду важно знать не только особенности ребенка, но и те проблемы, которые часто возникают, когда из семьи ребята поступают в детский сад.
Группа № | Количество детей | Возраст детей |
Группа раннего развития № | 2-3 года | |
Вторая младшая группа № | 3-4 года | |
Всего | детей |
Длительность адаптационного периода составляет в среднем 1-1,5 месяца, в пределах средней степени.
В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:
Группа № | Количество детей | Форма адаптации | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая | ||
Группа раннего развития № | ||||
Вторая младшая группа № | ||||
| ||||
Таким образом:
______ % детей с легкой степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой. В первые дни были недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По прошествии недели у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.
_______ % детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним. Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание на игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3 недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные заболевания. В первые дни и недели ребята были несколько пассивны и малоподвижны, в руках у ребят была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку. Включались в игру, которую организовывал воспитатель, но довольно быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установлении контакта с другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на коленях у воспитателя или младшего воспитателя.
____ % детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены, сильно возбуждены. Ребята часто плакали, устраивали истерики, вели себя агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки или отнимали их у других детей. У детей резко снижался аппетит, иногда они вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда вовсе и не спали, капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать маму, реагировали на каждый стук дверей. Наши попытки отвлечь ребенка игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.
В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.
В адаптационный период воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
Был составлен облегчённый план воспитательно–образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни. В процессе работы с детьми делалось все возможное, чтобы стрессовое состояние, которое испытывают в этот период малыши, не отразилось на его здоровье. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогли снять напряжение и скованность у детей и способствовали более легкому привыканию к новым условиям.
Стоит отметить, что в адаптационный период педагоги большое внимание обращали на следующее правила:
- в группе была создана психически комфортная обстановка, атмосфера радости, покоя, тепла (использовали в работе с детьми фольклорные, театрализованные и пальчиковые игры) ;
- осуществлялся постепенный прием детей по графику, индивидуальному для каждого ребенка;
- ежедневно за психическим состоянием детей наблюдали специалисты на протяжении всего периода адаптации;
- была создана специальная предметно-развивающая среда в группе для самостоятельной двигательной активности детей;
- были организованы игры-забавы, направленные на создание доверительных отношений между взрослым и ребенком, игры-сюрпризы и игровые упражнения. Проводились подвижные игры («Зайка серенький сидит», «Пузырь», «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль»)
- группа была оформлена красиво и ярко, детей привлекали красочные пособия и игрушки
Работа с родителями. Были проведены следующие мероприятия:
- Консультация «Адаптация ребенка к детском саду»;
- В конце адаптационного периода мы провели родительское собрание «Адаптационный период в младшей группе»
В родительском уголке поместили информацию о работе группы, режимных моментах.
Для информации сделали папки – передвижки, памятки для родителей:
- «Адаптация к садику. Как избежать ошибок?»
- «Как справится капризами ребенка при расставании с родителями?»
- «Период адаптации есть и у родителей»
Наглядно-информационное направление дало нам возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. В беседах с родителями обращали внимание на их помощь в воспитании самостоятельности у детей по формированию навыков самообслуживания, направленных на удовлетворение личных повседневных потребностей детей. В процессе самообслуживания воспитывали у детей самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к вещам, культуру поведения.
Были заполнены «Индивидуальные карты развития ребенка», где отмечены все данные о семье, о условиях жизни ребёнка в семье, о родных людях, имеющих тесный контакт с ребёнком и влияющих на его воспитание в семье, данные о здоровье ребенка (течении беременности матери, перенесенных травмах, заболеваниях, операциях ребенка), о развитии ребенка до первого года жизни (когда ребенок стал держать головку, сидеть без поддержки, ползать, ходить, произнес первое слово и т.д.), об особенностях общения с взрослыми, реакциях на замечания взрослого, навыков самообслуживания, общения с детьми.
Также каждый родитель имел возможность проконсультироваться у педагога-психолога и в результате получить советы и рекомендации, для облегчения ребёнку периода адаптации. С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены дополнительные индивидуальные консультации.
После адаптационного периода было проведено анкетирование родителей. Данное анкетирование включало себя следующие вопросы.
В результате анкетирования мы получили следующие результаты:
Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?
- Более вежливых воспитателей (не кричать на деток)
- Больше творчества и образовательных программ для деток
- Интересные занятия, индивидуальный подход
- Хочется постоянных воспитателей
В результате можно составить общую картинку прохождения адаптационного
периода детьми:
- Были проблемы с питанием детей в начале адаптации: наблюдался отказ от приема 2-ого блюда. К концу адаптационного периода они разрешились – аппетит нормализовался, дети принимают все блюда меню;
- Навыки одевания и раздевания у детей соответствуют возрасту;
- Проблемы с засыпанием у некоторых детей благополучно разрешились;
- Культурно-гигиенические навыки – дети понимают и пользуются унитазом, единичные случаи, вовремя сна;
- Игровая деятельность – совместная деятельность со взрослым соответствует возрастным нормам. Дети слышат, понимают, выполняют просьбы воспитателей, могут себя занять. Ярко выражена такая особенность – дети любят рассматривать книги, слушать чтение.
По характеристикам воспитателей, наблюдениям педагога-психолога, старшего воспитателя - совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла благополучно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.
В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...
Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"
Помочь родителям правильно принять диагноз ребёнка,определить оптимальные условия для развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....
О социально – психологической адаптации
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует о...
Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"
Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...
Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...

«Эмоционально-психологическая адаптация детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению»
Рабочая программа по психологии...








