Психологическая адаптация
материал по психологии

Зандакова Милана Расуловна

Психологическая адаптация ребенка к детскому саду — это процесс привыкания к новому коллективу, режиму и социальным условиям. Родителям важно проявлять спокойствие, терпение и поддержку, помогая ребенку постепенно привыкнуть, установив доверительные отношения с воспитателем и поддерживая позитивный настрой. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАРТА РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Фамилия, имя ___________________________ год рождения ____________________

Посещает МАДОУ ДСКВ «Солнышко» с __________ 201__ года

Показатель

Начало периода

Конец периода

Да (+)

Нет (-)

Да (+)

Нет (-)

Предметная деятельность:

- ест ложкой

- пьет из чашки

- пользуется туалетом

- самостоятельно находит и применяет орудия для достижения цели (использует игрушку, чтобы достать закатившийся мячик может палочкой придвинуть к себе игрушку)

- способен к элементарному самообслуживанию (одевается самостоятельно, с помощью взрослого и т.д..)

- ребенок стремиться к самостоятельности, демонстрирует «Я сам»

Сон ребенка:

- сон спокойный, глубокий, быстро засыпает

- засыпает не скоро, спит спокойно, но недолго

- засыпает с плачем, долго, беспокоен во сне

- отсутствие сна, плач

Символико-моделирующие виды деятельности:

- копирует действия взрослых (кормит куклу, укладывает ее спать и т.д.)

- использует предметы-заместители, заменяет действия словом

- имитирует движение неодушевленных предметов (полет самолета, езду автомобиля и др.), изображает животных

- активно подражает сверстникам и взрослым

- рисует «каракули» карандашом и красками, дает им названия, создает простейшие изображения

Общение:

- действия с предметами начинает выполнять по словесному указанию взрослого

- обращается к взрослому с просьбой о помощи

- активно включается в парные игры с взрослыми

- с интересом наблюдает за деятельностью сверстника, пытается контактировать

Эмоциональное развитие:

- эмоционально отзывчив, чувствителен по отношению взрослых к себе, нуждается в эмоциональной поддержке

- слушает простые музыкальные произведения, с удовольствием двигается под музыку, в музыкальных играх изображает животных, птиц и др.

- эмоционально реагирует на песенки и потешки

- проявляет чувство опасности (держится за перила лестницы и т.п.)

- дает себе общую положительную оценку (я хороший, я большой и т.п.)

Познавательное развитие:

- знает свое имя

- выкладывает плоскостные и объемные фигуры в отверстия соответствующих форм («стаканчики», «сундучок»)

- выполняет несложные конструкции из кубиков, кирпичиков, призм

- группирует предметы по цвету, величине, форме

- располагает предметы в порядке увеличения и уменьшения

Заключение:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Рекомендации:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Воспитатели:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Педагог-психолог:

______________________________________________________________________________________

Дата: «___» _________ 201 _ г.



Предварительный просмотр:

Оценка параметров адаптации

Параметры

Оценка/баллы

3

2

1

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

Положительное

Неустойчивое

Отрицательное

Социальные контакты с детьми

Инициативен, контактен

Вступает в контакт при поддержке взрослого

Пассивен, реакция протеста

Социальные контакты со взрослыми

Инициативен, контактен

Принимает инициативу взрослого

Реакция протеста, уход от контакта

Познавательная и игровая деятельность

Активен, проявляет интерес

Активен при поддержке взрослого

Пассивен, реакция протеста

Реакция на изменение привычной ситуации

Принятие

Тревожность

непринятие

Лист  психологической адаптации

Фамилия, имя ребенка______________________________________________________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________________________________________________________________

Дата поступления в ДОУ___________________________________________________________________________________________________

Возраст при поступлении___________________________________________________________________________________________________

Заболевания до поступления________________________________________________________________________________________________

Индивидуальные особенности_______________________________________________________________________________________________

Привычки________________________________________________________________________________________________________________

Дни наблюдений/ оценка параметров в баллах

Показатели психического здоровья

Эмоциональное состояние

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

Социальные контакты

с детьми

со взрослыми

Познавательная и игровая деятельность

Реакция на изменение привычной ситуации

Перенесенные заболевания, количество пропущенных дней_____________________________________________________________________

Оценка адаптационного периода:_____________________

Педагог-психолог ____________________ / Зандакова М.Р.

        



Предварительный просмотр:

Адаптационный лист ребенка.

Фамилия, имя и отчество ребенка

Возраст __________________________________             Дата рождения  ___________________     Дата поступления в д/с _______________________

Дата

Характер бодрствования

Сон

Аппетит

Эмоциональное состояние

Навыки

Засыпание

Характер сна

Длитель-ность

Игры

Речь

Контакт

Настроение

Активный  (+)

Малоактивный  (+-)

Пассивный (-)

Быстрое (+)

Медленное (-)

Спокойное (+)

Неспокойное (-)

Глубокий  (+)

Неглубокий (-)

Длительный (+)

Ускоренный (-)

Отличный

аппетит (++)

Хороший

 аппетит  (+)

Есть без аппетита(+-)

Не ест пищу(-)

С предметами (+ или - )

Сюжетные (+ или -)

Активная (+ или -)

Понимание речи  

(+ или -)

Со взрослыми

 (+ или -)

С детьми (+ или -)

Бодрое (++)

Спокойное (+)

Подавленное (+-)

Раздражительное (-)

Одевание (+ или -)

Кормление (+ или -)

Воспитатели,________________________________________________

________________________________________________

Педагог-психолог,

___________________________________________________________

Дата __________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К АДАПТАЦИОННОМУ ЛИСТУ.

Характер бодрствования:

“+” - Активный: ребенок  интересуется  и активно осваивает окружающую среду, проявляя свою любознательность и общаясь в группе с детьми.

“+-” – Малоактивный: ребенок нейтрально относиться к окружающей обстановке, чувствует себя вяло.

“-” – Пассивный: ребенок подавлен, избегает детей, агрессивен, стремится к уединению.

Сон, оценивается в соответствии указанных  критериев положительно (+), либо отрицательно (-).

Аппетит:

“++” - Отличный аппетит. Ребенок ест с удовольствием, самостоятельно.

“+” - Хороший аппетит. Ребенок ест самостоятельно.

“+-“ - Ест без аппетита, выборочно. Может просить, чтобы его покормили.

“-“ - Отказывается от еды, отвращение к еде.

Настроение:

“++” - Бодрое - весел, жизнерадостен, подвижен и  активен.

“+” - Спокойное - улыбается, хорошее настроение, спокоен.

“+-” - Подавленное - иногда задумчив, замкнут, легкая плаксивость, хныканье, подавленное настроение.

“-” - Раздражительное - сильный плач, агрессивность, не дружелюбность.

Игры, речь, контакты, навыки самообслуживания оцениваются положительно (+), либо отрицательно (-).

Степень:                                                                               Легкая                                                            Средняя                                                        Тяжелая

Рекомендации: _______________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Результаты адаптации детей

 к детскому саду

(анализ педагога-психолога)

Подготовила:

Педагог-психолог,

_______________________________

Организация периода адаптации – серьезная забота всех воспитателей нашего детского сада, особенно в младшей группе. Во время адаптации детей  к детскому саду важно знать не только особенности ребенка, но и те  проблемы, которые часто возникают, когда из семьи ребята поступают в  детский сад.

Группа №

Количество детей

Возраст детей

Группа раннего развития №

2-3 года

Вторая младшая группа №

3-4 года

Всего

 детей

Длительность адаптационного периода составляет в среднем 1-1,5 месяца, в пределах средней степени.

В результате изучения течения адаптации детей были получены следующие данные:

Группа №

Количество детей

Форма адаптации

Легкая

Средняя

Тяжелая

Группа раннего развития №

Вторая младшая группа №

 

 

Таким образом:

______ % детей с легкой  степенью адаптации – период адаптации длился примерно 7-10 дней. У детей  наблюдалось незначительное расстройство сна и аппетита, которое в  последующем быстро нормализовалось. Во время приема пищи и отхода ко сну дети капризничали, ели вяло, с неохотой. В первые дни были  недостаточно активны, иногда плакали и звали маму. По прошествии недели  у детей быстро стабилизировалось эмоциональное состояние, стали  налаживаться взаимоотношения со сверстниками и педагогами.

_______ % детей со средней степенью адаптации – привыкание проходило  от 2х недель до 1 месяца. В это время настроение малыша неустойчиво: он  часто плачет, просится домой, зовет маму, спрашивает, придет ли она за ним.  Разлука с родителями сопровождается слезами, долго не может отпустить  маму, плачет после ее ухода. От данных переживаний ребенка можно  отвлечь, утвердительно и уверенно отвечая, что мама обязательно придет за  ним и заберет домой, а затем, ободрив его, переключали внимание на  игрушки. Нарушался сон и аппетит, которые восстанавливались через 2-3  недели. Снижалась речевая и общая активность, возникали простудные  заболевания. В первые дни и недели ребята были несколько пассивны и  малоподвижны, в руках у ребят была игрушка, принесенная из дома. Постепенно дети освоили группу, стали замечать окружающую обстановку.  Включались в игру, которую организовывал воспитатель, но довольно  быстро теряли интерес. Наблюдались трудности в установлении контакта с  другими детьми. Они часто обращались за помощью взрослого. Сидели на  коленях у воспитателя или младшего воспитателя.

____ % детей с тяжелой степенью адаптации – дети подавлены, сильно  возбуждены. Ребята часто плакали, устраивали истерики, вели себя  агрессивно по отношению к ровесникам и взрослым, разбрасывали игрушки  или отнимали их у других детей. У детей резко снижался аппетит, иногда они  вовсе отказывались от еды, плохо засыпали, иногда вовсе и не спали,  капризничали. Дети постоянно звали маму, постоянно спрашивали, придет  ли она, вопрос как бы переходил в жалобный плач и требования позвать  маму, реагировали на каждый стук дверей. Наши попытки отвлечь ребенка  игрушкой, лаской, заверением, что мама обязательно придет, не завершались  успехом или помогали на очень короткий срок. Разлука и встреча с  родителями проходила очень бурно и сопровождалась слезами.

В течение всего периода адаптации поведение каждого ребенка во все  режимные моменты фиксировалось в адаптационный лист.

В адаптационный период воспитатели, старший воспитатель, педагог-психолог, медицинская сестра приложили максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.

Был составлен облегчённый план воспитательно–образовательной работы с детьми в период адаптации, который позволил воспитателям мягко облегчить детям привыкание к новым условиям жизни. В процессе работы с детьми делалось все возможное, чтобы стрессовое состояние,  которое испытывают в этот период малыши, не отразилось на его здоровье.  Физкультурно-оздоровительные мероприятия в это время помогли  снять напряжение и скованность у детей и способствовали более легкому  привыканию к новым условиям.

Стоит отметить, что в адаптационный период педагоги большое внимание обращали на следующее правила:

  • в группе была создана психически комфортная обстановка, атмосфера  радости, покоя, тепла (использовали в работе с детьми фольклорные,  театрализованные и пальчиковые игры) ;  
  • осуществлялся  постепенный прием детей по графику,  индивидуальному для каждого ребенка;
  • ежедневно за психическим состоянием детей наблюдали специалисты  на  протяжении всего периода адаптации;  
  • была создана специальная предметно-развивающая среда в группе для  самостоятельной двигательной активности детей;  
  • были организованы игры-забавы, направленные на создание  доверительных отношений между взрослым и ребенком, игры-сюрпризы и  игровые упражнения. Проводились подвижные игры («Зайка серенький сидит»,  «Пузырь», «Лохматый пес», «Кот и мыши», «Воробышки и автомобиль»)
  • группа была оформлена красиво и ярко, детей привлекали красочные пособия и игрушки

Работа с родителями. Были проведены следующие мероприятия:

  • Консультация «Адаптация ребенка к детском саду»;
  • В конце адаптационного периода мы провели родительское собрание «Адаптационный период в младшей группе»

В родительском уголке поместили информацию о работе группы,  режимных моментах.

Для информации сделали папки – передвижки, памятки для родителей:

  • «Адаптация к садику. Как избежать ошибок?»
  • «Как справится капризами ребенка при расставании с родителями?»
  • «Период адаптации есть и у родителей»

Наглядно-информационное направление дало нам возможность  донести до родителей любую информацию в доступной форме.  В беседах с родителями обращали внимание на их помощь в  воспитании самостоятельности у детей по формированию навыков  самообслуживания, направленных на удовлетворение личных повседневных  потребностей детей. В процессе самообслуживания воспитывали у детей  самостоятельность, трудолюбие, аккуратность, бережное отношение к  вещам, культуру поведения.

Были заполнены «Индивидуальные карты развития ребенка», где отмечены все данные о семье, о условиях жизни ребёнка в семье, о родных людях, имеющих тесный контакт с ребёнком и влияющих на его воспитание в  семье, данные о здоровье ребенка (течении беременности матери, перенесенных травмах, заболеваниях, операциях ребенка), о развитии ребенка до первого года жизни (когда ребенок стал держать головку, сидеть без поддержки, ползать, ходить, произнес первое слово  и т.д.), об особенностях общения с взрослыми, реакциях на замечания взрослого, навыков самообслуживания, общения с детьми.  

Также каждый родитель имел возможность проконсультироваться у педагога-психолога и в результате получить советы и рекомендации, для облегчения ребёнку периода адаптации.   С родителями детей, чей адаптационный период протекал в тяжёлой форме, были проведены дополнительные индивидуальные консультации.

После адаптационного периода было проведено анкетирование родителей. Данное анкетирование включало себя следующие вопросы.  

В результате анкетирования мы получили следующие результаты:

Как Вы думаете, каковы пути успешной адаптации к детскому саду? Что, на Ваш взгляд, нужно изменить? Что бы Вы хотели увидеть в детском саду?

  • Более вежливых воспитателей (не кричать на деток)
  • Больше творчества и образовательных программ для деток
  • Интересные занятия, индивидуальный подход
  • Хочется постоянных воспитателей

В результате можно составить общую картинку прохождения адаптационного

 периода детьми:

  • Были проблемы с питанием детей в начале адаптации: наблюдался отказ от приема 2-ого блюда. К концу адаптационного периода они разрешились – аппетит нормализовался, дети принимают все блюда меню;
  • Навыки одевания и раздевания у детей соответствуют возрасту;
  • Проблемы с засыпанием у некоторых детей благополучно разрешились;
  • Культурно-гигиенические навыки – дети понимают и пользуются унитазом, единичные случаи, вовремя сна;
  • Игровая деятельность – совместная деятельность со взрослым соответствует возрастным нормам. Дети слышат, понимают, выполняют просьбы воспитателей,  могут себя занять. Ярко выражена такая особенность – дети любят рассматривать книги, слушать чтение.

По характеристикам воспитателей, наблюдениям педагога-психолога, старшего воспитателя - совместным скоординированным усилиям педагогического коллектива детского сада адаптация детей прошла благополучно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности социально - психологической адаптации детей с нарушениями речи.

В статье рассматривается речевая деятельность как один из компонентов механизма адаптации младшего дошкольного возраста. А уровень речевого развития одним из критериев успешности адаптации. ...

Разговор по душам"Психологическая адаптация родителей, имеющих детей с нарушением слуха"

Помочь родителям правильно принять диагноз  ребёнка,определить оптимальные условия  для  развития ребёнка, его дальнейшей интеграции в обществе....

О социально – психологической адаптации

Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия ребёнка со средой.Человек должен обладать способностью приспосабливаться к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует о...

Консультация "Факторы, влияющие на психологическую адаптацию ребенка к детскому саду"

Изменение социальной ситуации в связи с поступлением ребенка в детский сад сопряжено с определенными трудностями. В связи с этим особую актуальность приобретают поиск путей и определение границ влияни...

Информация об опыте работы на тему «Взаимодействие педагога – психолога и воспитателя по созданию условий социально – психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Детский сад – целая эпоха в жизни малыша, большой новый этап, к которому важно подготовиться как ребёнку, так и родителям.Знакомство ребенка с миром, где он остается один на один со сверстниками, для ...

Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя и педагога-психолога по созданию условий социально-психологической адаптации детей младшего возраста к дошкольному образовательному учреждению»

Приложение 1Приложение к опыту Перспективный план по теме «Взаимодействие воспитателя  и педагога-психолога по созданию  условий социально-психологической адаптации детей младшего возра...