Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Радуга настроения"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Бакшалиева Ольга Ионасовна

Программа предназначена дя детей от 3 до 14 лет с эмоционльными нарушениями с ипользованием инноввационной технологии "Флортайм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maket_programmy_2025_raduga_nastroeniya.docx65.96 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Принята на заседании

педагогического совета

Утверждена приказом

ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр»

«__»__________20___ г.

Протокол №________

«_______________________»

«__»__________ 20_____ г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа «Радуга настроения»

Возраст обучающихся: несовершеннолетние 3-14 лет.

Срок реализации: курс реабилитации

Объем программы: 10 часов.

Составитель программы:

Бакшалиева Ольга Ионасовна

должность: педагог-психолог

Ст-ца, Тбилисская

2025

Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Всем известно, что дети с ограниченными возможностями, нарушением эмоционально-волевой сферы, расстройством аутистического спектра замыкаются, закрываются и прячутся от окружающего мира и даже от близких им людей – родителей. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений.  

Игра – это не только любимое занятие детей, она очень важна для развития личности. Именно в ней формируются основные новообразования, развитие коммуникации, речи, логического и творческого мышления, освоение социальных правил. В игре ребенок учится справляться со своими чувствами, эмоциями, проживает и решает сложные, запутанные ситуации. Такой эмоциональный настрой создает фундамент для здорового развития, а это позитивно как с точки зрения психологического, так и физиологического развития.

Не существует детей, которые не любят играть, но есть такие, для которых игра - это тяжелая, запутанная и непонятная деятельность. Они боятся открыть свой внутрений мир другим, боятся сделать шаг вперед и переступить через трудности. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений – все это входит в концепцию Floortime. На занятиях дети  овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга настроения» имеет социально-гуманитарную направленность: направлена на социальную адаптацию, развитие регуляции эмоций у ребенка и позитивных отношений с окружающими.

Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3;

Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.

Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);

Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»;

Устав ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».

Актуальность программы обусловлена тем, что у каждого ребенка имеются свои социальные проблемы и трудности, но детей с ограниченными возможностями и расстройством аутистического спектра объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы целенаправленного полноценного общения и развития эмоций.

К числу наиболее актуальных проблем относятся трудности в общении, которые испытывают дети с  нарушениями в поведении и эмоциональной сфере.

Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с эмоционально-личностной сферой несовершеннолетних к особенностям и условиям работы с детьми-инвалидами, имеющими психологические проблемы. Среди основных приемов работы можно выделить использование беседы, элементов игротерапии, сказкотерапии, моделирование ситуаций, направленных на регуляцию эмоций и развитие позитивных отношений с окружающими.

Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы обусловлена важностью гармонизации отношений детей с окружающей средой и их социализация посредством «Флортайм» (англ. «Floortime», «время на полу», «время, проведенное в игре на уровне ребенка»). Избранные методы, технологии, формы, средства и ценностно-смысловое содержание позволяют эффективно решать выявленную проблему. На занятиях воспитанники получат знания и о том, как справляться с временными трудностями в эмоциональной сфере и приобретут навыки позитивного общения с окружающими.

Адресат программы: несовершеннолетние 3-14 лет.

Объем программы: 10 часов.

Режим занятий: 2-3 раза в неделю по 20 минут.

Форма занятий: индивидуальные и групповые.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: развитие регуляции эмоций у ребенка и позитивных отношений с окружающими.

Задачи программы:

Обучающие: обучать спонтанному взаимодействию, умению преодолевать тревожность, эмоциональное напряжение, негативизм и агрессивность.

Развивающие: развивать навыки включения в познавательную деятельность.

Воспитательные: воспитывать мотивацию на самопознание, способность принимать и понимать друг друга.

Коррекционные: корректировать способы социального поведения в различных ситуациях.


  1. Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Радуга настроения»

п/п

Наименование

разделов

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

Раздел 1.  Радуга настроения

10

5

5

ВСЕГО

10

5

5

  1. Содержание программы

Раздел 1 «Радуга настроения»

Занятие 1. «Эмоциональный настрой»

Теоретическое занятие: беседа на знакомство с помощью коммуникативной игры.

Практическое занятие: задания на формирование умения принимать правила проведения занятий, развитие самопознания и рефлексии.

Занятие 2. «Повторение»

Теоретическое занятие: беседа на закрепление эмоционального контакта.

Практическое занятие: закрепление умения принимать правила проведения занятий, развитие самопознания и рефлексии.

Занятие 3. «Свободный выбор»

Теоретическое занятие: беседа о настроении ребенка.

Практическое занятие: задания на формирование навыка коммуникации через игровую деятельность и развитие зрительно-моторной координации.

Занятие 4. «Повторение»

Теоретическое занятие: беседа о настроении ребенка.

Практическое занятие: закрепление навыка коммуникации через игровую деятельность и рекомендации по выполнению игры в домашних условиях.

Занятие 5. «Радость»

Теоретическое занятие: беседа знакомство с эмоцией радость.

Практическое занятие: задания на формирование умения выразить радость и развитие эмоций.

Занятие 6. «Повторение»

Теоретическое занятие: закрепление знаний об эмоции радость.

Практическое занятие: закрепление умения выразить радость и рекомендации по выполнению заданий в домашних условиях.

Занятие 7. «Через туннель»

Теоретическое занятие: беседа о важности умения внимательно слушать выполнять инструкцию, уважать и принимать себя. Обсуждение, достижение определенного мнения по обсуждаемой проблеме.

Практическое занятие: игры на формирование умение общаться, и повышать интерес к другим людям.

Занятие 8. «Повторение»

Теоретическое занятие: закрепление умения внимательно слушать выполнять инструкцию.

Практическое занятие: игры на формирование умение общаться, и повышать интерес к другим людям.

Занятие 9. «Помощники»

Теоретическое занятие: знакомство с понятием взаимодействие, изучение способов совместной работы.

Практическое занятие: игры на развитие навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения,  зажатости, двигательной расторможенности, негативизма. Развитие умения исполнять инструкцию.

Занятие 10. «Повторение»

Теоретическое занятие: закрепление знаний о понятии взаимодействие и навыка работы на занятии.

Практическое занятие: закрепление умения общаться, и повышать интерес к другим людям. Снижение эмоционального напряжения,  зажатости, двигательной расторможенности, негативизма.

Занятие 11. «Шнуровка»

Теоретическое занятие: пальчиковая гимнастика, направленная на развитие умения исполнять инструкцию.

Практическое занятие: игры на развитие навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения,  зажатости, двигательной расторможенности, негативизма.

Занятие 12. «Повторение»

Теоретическое занятие: пальчиковая гимнастика, направленная на развитие умения исполнять инструкцию.

Практическое занятие: закрепление навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения,  зажатости, двигательной расторможенности, негативизма. Рекомендации по выполнению игр в домашних условиях.

1.5.        Планируемые результаты

После изученного материала программы обучающиеся будут знать: общие представления о возможностях регуляции эмоций, способах позитивных отношений с окружающими

Несовершеннолетние будут уметь: успешно реализовывать  приобретенные и освоенные технологии, необходимые для повседневной жизни.

Воспитанники будут владеть: способами взаимодействия с окружающими в соответствии с особенностями нервной системы и навыками спонтанного взаимодействия.

        

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Радуга настроения»

№   п/п

Дата проведения

Название разделов и тем занятий

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1. Радуга настроения

6

2

4

1

Занятие 1.1. «Эмоциональный настрой»

1

2

4

2

Занятие 1.2. Повторение

1

2

4

3

Занятие 1.3. «Свободный выбор»

1

2

4

4

Занятие 1.4. Повторение

1

2

4

5

Занятие 1.5. «Радость»

1

2

4

6

Занятие 1.6. Повторение

1

2

4

7

Занятие 1.7. «Через тунель»

1

2

4

8

Занятие 1.8. Повторение

1

2

4

9

Занятие 1.9. «Помощники»

1

2

4

10

Занятие 1.610. Повторение

1

2

4

11

Занятие 1.11. «Шнуровка»

1

2

4

12

Занятие 1.12. Повторение

1

2

4

ВСЕГО

10

4

6

2.2. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение

Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются доступные условия и материально-техническое обеспечение: для занятий требуется специально оборудованный кабинет; маты, бумага формат А 4, ручки, карандаши, мяч, шары, шнуровка, игрушечная машинка. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

  1. Формы контроля (аттестации) планируемых результатов

Программа предусматривает оценивание уровня развития детей, их способностей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы.

  1. Оценочные материалы

Диагностические мероприятия осуществляются с помощью метода педагогического наблюдения и могут быть дополнены тестовыми методиками.

Для оценки диагностических характеристик людей с ОВЗ применяются опросники и шкалы.

Практическое применение опросников и оценочных шкал позволит контролировать эффективность работы каждого получателя социальных услуг. Использование оценочных шкал позволяет обеспечить более высокое качество психологической реабилитации.

Предусмотрены оценочные шкалы и опросники:

Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам: тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева); рисуночный тест «Кактус»; включенное наблюдение и проективная методика «Сказки Дюсса»;

опросники «Самочувствие, активность, настроение» (тест «САН» - сокращенный вариант по Б.С. Виленскому);

шкала самооценки уровня тревоги Спилберга-Ханина;

шкала уровня депрессии по А.Ф. Кудряшову.

Для патопсихологической диагностики при нарушениях сфер психической деятельности используются:

расстройства внимания – таблицы Шульте, корректурная проба;

расстройства памяти – тест десяти слов;

расстройства восприятия – пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана;

расстройства мышления – тест на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение;

расстройства интеллекта – тест Равена.

Комплекс мероприятий по психологической реабилитации для лиц с ментальными нарушениями разрабатывается индивидуально, с учетом имеющихся нарушений.

Шкалы и опросники являются инструментом оценки, а не просто собранием вопросов. Практическое применение опросников и шкал диктует следующие требования: надежность, валидность, чувствительность.

2.5. Методическое обеспечение программы

Методические материалы

Реализация программы основывается на следующих принципах:

принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;

принцип единства коррекционных и развивающих задач;

принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;

принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;

принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;

принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;

принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.

Методы работы:

словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);

творческий (элементы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерпии);

игровой (использование упражнений в игровой форме).


Педагогические технологии используемые при реализации программы

№ п/п

Название

Цель

Механизм

Результат 

применения

1.

Технология развивающе

го обучения

Развитие личности и ее способностей

Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы»

Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом

2.

Личностно-ориентиро-

ванная технология

Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности

Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения

Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей

3.

Здоровьесбе

регающая технология

Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья

Создание совокупности организационных, обучающих условий

Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления

4.

Игровая технология

Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта

Включение обучающихся в процесс игровой деятельности

Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника

5.

Технология дифференци

рованного обучения

Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей обучающихся

Подбор методов индивидуального обучения

Обучающиеся усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом

6.

Арт-терапевтическая технология

Гармоничное развитие обучающихся, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства

Воздействие различных средств искусства на психику обучающихся.

Осуществление коррекции нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии

Кадровое обеспечение:

Программа реализуется специалистом, имеющим высшее образование, прошедшим курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение в социальной сфере» 2019 год, курсы повышения квалификации по программе «Обучение специалистов учреждений, предоставляющих услуги населению, сурдопереводу» 2022 год.


Раздел 3. Список используемой литературы

Основная

  1. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов // 2-е изд., испр. и доп. / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – Москва: Издательство Юрайт, 2023 г.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2020г.
  3. Праведникова И. Нейропсихология. Игры и упражнения /И. Праведникова – М.: АЙРИС-пресс, 2018 г.
  4. Шваб Е. Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия: (Серия В помощь школьному психологу) (Из опыта работы школьного психолога) / Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель: 2020 г.

Дополнительная

  1. Донцов Д. А., Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцева. – Москва: Общая психология. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов / Издательство Юрайт, 2023 г.
  2. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология. 1999.
  3. Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология учебник и практикум для вузов/ Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов, 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2023.

Интернет-источники

  1. Аверин В.А., Психология детей и подростков// Электронный ресурс/ https://cupdf.com/document/-55721262497959fc0b9079db.html?page=2
  2. Блейлер Е. А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928.

2. Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга // Электронный ресурс/ https://www.litres.ru/book/mihail-kipnis-106795/bolshaya-kniga-luchshih-igr-i-uprazhneniy-dlya-lubogo-8588209/chitat-onlayn/

4. Мухина В.С. Возрастная психология// Электронный ресурс/ https://www.phantastike.com/age_psychology/vozrastnaya_psihologiya_muhina/html

5. Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева) - Инструкция - стр. 1// Электронный ресурс/ https://gigabaza.ru/doc/66338.html

6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции // Электронный ресурс/ xn-90aukhw.xn--p1ai


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"

Оглавление1.     Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"

Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками  старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»

Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"

Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет   реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»

Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно.  В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»

Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...