Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Радуга настроения"
рабочая программа по психологии (старшая группа)
Программа предназначена дя детей от 3 до 14 лет с эмоционльными нарушениями с ипользованием инноввационной технологии "Флортайм"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 65.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство труда и социального развития Краснодарского края
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Принята на заседании педагогического совета | Утверждена приказом ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр» | |
«__»__________20___ г. Протокол №________ | «_______________________» «__»__________ 20_____ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа «Радуга настроения»
Возраст обучающихся: несовершеннолетние 3-14 лет.
Срок реализации: курс реабилитации
Объем программы: 10 часов.
Составитель программы:
Бакшалиева Ольга Ионасовна
должность: педагог-психолог
Ст-ца, Тбилисская
2025
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
- Пояснительная записка
Всем известно, что дети с ограниченными возможностями, нарушением эмоционально-волевой сферы, расстройством аутистического спектра замыкаются, закрываются и прячутся от окружающего мира и даже от близких им людей – родителей. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений.
Игра – это не только любимое занятие детей, она очень важна для развития личности. Именно в ней формируются основные новообразования, развитие коммуникации, речи, логического и творческого мышления, освоение социальных правил. В игре ребенок учится справляться со своими чувствами, эмоциями, проживает и решает сложные, запутанные ситуации. Такой эмоциональный настрой создает фундамент для здорового развития, а это позитивно как с точки зрения психологического, так и физиологического развития.
Не существует детей, которые не любят играть, но есть такие, для которых игра - это тяжелая, запутанная и непонятная деятельность. Они боятся открыть свой внутрений мир другим, боятся сделать шаг вперед и переступить через трудности. Для того чтобы помочь таким детям, необходимо учитывать их особенности развития, их индивидуальность и понимать систему отношений – все это входит в концепцию Floortime. На занятиях дети овладевают ключевыми способностями, отсутствующими или нарушенными в процессе их развития: способностью к приятным и теплым отношениям с окружающими, целенаправленному и полноценному общению (поначалу жестами, потом нередко и словами) и, в различной степени, логическому и творческому мышлению.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Радуга настроения» имеет социально-гуманитарную направленность: направлена на социальную адаптацию, развитие регуляции эмоций у ребенка и позитивных отношений с окружающими.
Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273-Ф3;
Концепция развития дополнительного образования на 2022-2030 годы от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующие до 1 января 2027 года.
Методические рекомендации «Структурирование программы дополнительного образования», разработанные ГКУ КК «Краевой методический центр» (г. Краснодар, 2022 год);
Лицензия на осуществление образовательной деятельности ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»;
Устав ГКУ СО КК «Тбилисский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями».
Актуальность программы обусловлена тем, что у каждого ребенка имеются свои социальные проблемы и трудности, но детей с ограниченными возможностями и расстройством аутистического спектра объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы целенаправленного полноценного общения и развития эмоций.
К числу наиболее актуальных проблем относятся трудности в общении, которые испытывают дети с нарушениями в поведении и эмоциональной сфере.
Новизна программы связана с адаптацией современных технологий работы с эмоционально-личностной сферой несовершеннолетних к особенностям и условиям работы с детьми-инвалидами, имеющими психологические проблемы. Среди основных приемов работы можно выделить использование беседы, элементов игротерапии, сказкотерапии, моделирование ситуаций, направленных на регуляцию эмоций и развитие позитивных отношений с окружающими.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы обусловлена важностью гармонизации отношений детей с окружающей средой и их социализация посредством «Флортайм» (англ. «Floortime», «время на полу», «время, проведенное в игре на уровне ребенка»). Избранные методы, технологии, формы, средства и ценностно-смысловое содержание позволяют эффективно решать выявленную проблему. На занятиях воспитанники получат знания и о том, как справляться с временными трудностями в эмоциональной сфере и приобретут навыки позитивного общения с окружающими.
Адресат программы: несовершеннолетние 3-14 лет.
Объем программы: 10 часов.
Режим занятий: 2-3 раза в неделю по 20 минут.
Форма занятий: индивидуальные и групповые.
- Цель и задачи программы
Цель программы: развитие регуляции эмоций у ребенка и позитивных отношений с окружающими.
Задачи программы:
Обучающие: обучать спонтанному взаимодействию, умению преодолевать тревожность, эмоциональное напряжение, негативизм и агрессивность.
Развивающие: развивать навыки включения в познавательную деятельность.
Воспитательные: воспитывать мотивацию на самопознание, способность принимать и понимать друг друга.
Коррекционные: корректировать способы социального поведения в различных ситуациях.
- Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Радуга настроения»
№ п/п | Наименование разделов | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | ||
1 | Раздел 1. Радуга настроения | 10 | 5 | 5 |
ВСЕГО | 10 | 5 | 5 | |
- Содержание программы
Раздел 1 «Радуга настроения»
Занятие 1. «Эмоциональный настрой»
Теоретическое занятие: беседа на знакомство с помощью коммуникативной игры.
Практическое занятие: задания на формирование умения принимать правила проведения занятий, развитие самопознания и рефлексии.
Занятие 2. «Повторение»
Теоретическое занятие: беседа на закрепление эмоционального контакта.
Практическое занятие: закрепление умения принимать правила проведения занятий, развитие самопознания и рефлексии.
Занятие 3. «Свободный выбор»
Теоретическое занятие: беседа о настроении ребенка.
Практическое занятие: задания на формирование навыка коммуникации через игровую деятельность и развитие зрительно-моторной координации.
Занятие 4. «Повторение»
Теоретическое занятие: беседа о настроении ребенка.
Практическое занятие: закрепление навыка коммуникации через игровую деятельность и рекомендации по выполнению игры в домашних условиях.
Занятие 5. «Радость»
Теоретическое занятие: беседа знакомство с эмоцией радость.
Практическое занятие: задания на формирование умения выразить радость и развитие эмоций.
Занятие 6. «Повторение»
Теоретическое занятие: закрепление знаний об эмоции радость.
Практическое занятие: закрепление умения выразить радость и рекомендации по выполнению заданий в домашних условиях.
Занятие 7. «Через туннель»
Теоретическое занятие: беседа о важности умения внимательно слушать выполнять инструкцию, уважать и принимать себя. Обсуждение, достижение определенного мнения по обсуждаемой проблеме.
Практическое занятие: игры на формирование умение общаться, и повышать интерес к другим людям.
Занятие 8. «Повторение»
Теоретическое занятие: закрепление умения внимательно слушать выполнять инструкцию.
Практическое занятие: игры на формирование умение общаться, и повышать интерес к другим людям.
Занятие 9. «Помощники»
Теоретическое занятие: знакомство с понятием взаимодействие, изучение способов совместной работы.
Практическое занятие: игры на развитие навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения, зажатости, двигательной расторможенности, негативизма. Развитие умения исполнять инструкцию.
Занятие 10. «Повторение»
Теоретическое занятие: закрепление знаний о понятии взаимодействие и навыка работы на занятии.
Практическое занятие: закрепление умения общаться, и повышать интерес к другим людям. Снижение эмоционального напряжения, зажатости, двигательной расторможенности, негативизма.
Занятие 11. «Шнуровка»
Теоретическое занятие: пальчиковая гимнастика, направленная на развитие умения исполнять инструкцию.
Практическое занятие: игры на развитие навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения, зажатости, двигательной расторможенности, негативизма.
Занятие 12. «Повторение»
Теоретическое занятие: пальчиковая гимнастика, направленная на развитие умения исполнять инструкцию.
Практическое занятие: закрепление навыков совместной работы, снижение эмоционального напряжения, зажатости, двигательной расторможенности, негативизма. Рекомендации по выполнению игр в домашних условиях.
1.5. Планируемые результаты
После изученного материала программы обучающиеся будут знать: общие представления о возможностях регуляции эмоций, способах позитивных отношений с окружающими
Несовершеннолетние будут уметь: успешно реализовывать приобретенные и освоенные технологии, необходимые для повседневной жизни.
Воспитанники будут владеть: способами взаимодействия с окружающими в соответствии с особенностями нервной системы и навыками спонтанного взаимодействия.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Радуга настроения»
№ п/п | Дата проведения | Название разделов и тем занятий | Количество часов | ||
Всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
Раздел 1. Радуга настроения | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Занятие 1.1. «Эмоциональный настрой» | 1 | 2 | 4 | |
2 | Занятие 1.2. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
3 | Занятие 1.3. «Свободный выбор» | 1 | 2 | 4 | |
4 | Занятие 1.4. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
5 | Занятие 1.5. «Радость» | 1 | 2 | 4 | |
6 | Занятие 1.6. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
7 | Занятие 1.7. «Через тунель» | 1 | 2 | 4 | |
8 | Занятие 1.8. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
9 | Занятие 1.9. «Помощники» | 1 | 2 | 4 | |
10 | Занятие 1.610. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
11 | Занятие 1.11. «Шнуровка» | 1 | 2 | 4 | |
12 | Занятие 1.12. Повторение | 1 | 2 | 4 | |
ВСЕГО | 10 | 4 | 6 | ||
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое оснащение
Для реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы имеются доступные условия и материально-техническое обеспечение: для занятий требуется специально оборудованный кабинет; маты, бумага формат А 4, ручки, карандаши, мяч, шары, шнуровка, игрушечная машинка. При организации кабинета учитываются санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.
- Формы контроля (аттестации) планируемых результатов
Программа предусматривает оценивание уровня развития детей, их способностей в начале занятий, а также итоговый контроль в конце срока реализации программы. На каждом занятии специалист, реализующий программу, проводит текущий контроль по предметным показателям, используя различные методы социально-педагогической работы.
- Оценочные материалы
Диагностические мероприятия осуществляются с помощью метода педагогического наблюдения и могут быть дополнены тестовыми методиками.
Для оценки диагностических характеристик людей с ОВЗ применяются опросники и шкалы.
Практическое применение опросников и оценочных шкал позволит контролировать эффективность работы каждого получателя социальных услуг. Использование оценочных шкал позволяет обеспечить более высокое качество психологической реабилитации.
Предусмотрены оценочные шкалы и опросники:
Система организации контроля реализации программы предполагает отслеживание основных показателей эмоционального состояния и поведения детей через наблюдение и осуществление диагностических процедур по методикам: тест «Волшебная страна чувств» (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева); рисуночный тест «Кактус»; включенное наблюдение и проективная методика «Сказки Дюсса»;
опросники «Самочувствие, активность, настроение» (тест «САН» - сокращенный вариант по Б.С. Виленскому);
шкала самооценки уровня тревоги Спилберга-Ханина;
шкала уровня депрессии по А.Ф. Кудряшову.
Для патопсихологической диагностики при нарушениях сфер психической деятельности используются:
расстройства внимания – таблицы Шульте, корректурная проба;
расстройства памяти – тест десяти слов;
расстройства восприятия – пробы Ашафенбурга, Рейхардта, Липмана;
расстройства мышления – тест на классификацию, исключение, силлогизмы, аналогии, обобщение;
расстройства интеллекта – тест Равена.
Комплекс мероприятий по психологической реабилитации для лиц с ментальными нарушениями разрабатывается индивидуально, с учетом имеющихся нарушений.
Шкалы и опросники являются инструментом оценки, а не просто собранием вопросов. Практическое применение опросников и шкал диктует следующие требования: надежность, валидность, чувствительность.
2.5. Методическое обеспечение программы
Методические материалы
Реализация программы основывается на следующих принципах:
принцип единства диагностики и коррекции, который обеспечивает целостность педагогического процесса;
принцип единства коррекционных и развивающих задач;
принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей получателей социальных услуг;
принцип целостности восприятия предполагает наполнение жизни получателей социальных услуг яркими впечатлениями и переживаниями от восприятия окружающего мира;
принцип интегративности программы заключается во взаимосвязи различных видов деятельности получателей социальных услуг;
принцип доступности и последовательности предполагает построение учебного процесса от простого к сложному;
принцип деятельностного подхода - любые знания приобретаются получателями социальных услуг во время активной деятельности.
Методы работы:
словесный (используется при освоении нового материала, объяснении правильных приемов работы, исправлении и предупреждении ошибок);
творческий (элементы изотерапии, сказкотерапии, музыкотерпии);
игровой (использование упражнений в игровой форме).
Педагогические технологии используемые при реализации программы
№ п/п | Название | Цель | Механизм | Результат применения |
1. | Технология развивающе го обучения | Развитие личности и ее способностей | Обеспечение совместной или самостоятельной деятельности обучающихся, при которой они сами «додумываются до решения проблемы» | Развиваются мыслительные способности, активизируется самостоятельная деятельность, происходит творческое овладение предложенным материалом |
2. | Личностно-ориентиро- ванная технология | Максимальное развитие индивидуальных способностей, обучающихся на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности | Выработка индивидуального пути развития каждого обучающегося через создание альтернативных форм, индивидуальных программ обучения | Саморазвитие личности каждого обучающихся, исходя из его индивидуальных особенностей |
3. | Здоровьесбе регающая технология | Формирование, укрепление и сохранение социального, физического, здоровья | Создание совокупности организационных, обучающих условий | Приобретение привычки заботиться о собственном здоровье, реализуя специальные техники и технологии его сохранения и укрепления |
4. | Игровая технология | Создание оптимальных, соответствующих возрасту условий усвоения, обучающихся информации, знаний, получения опыта | Включение обучающихся в процесс игровой деятельности | Повышается мотивационный уровень обучающихся, мобилизуются личностные ресурсы каждого участника |
5. | Технология дифференци рованного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития способностей обучающихся | Подбор методов индивидуального обучения | Обучающиеся усваивают программный материал на различных уровнях, в соответствии с их способностями, возможностями и возрастом |
6. | Арт-терапевтическая технология | Гармоничное развитие обучающихся, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства | Воздействие различных средств искусства на психику обучающихся. | Осуществление коррекции нарушений психоэмоциональных процессов и отклонений в личностном развитии |
Кадровое обеспечение:
Программа реализуется специалистом, имеющим высшее образование, прошедшим курсы повышения квалификации «Психологическое сопровождение в социальной сфере» 2019 год, курсы повышения квалификации по программе «Обучение специалистов учреждений, предоставляющих услуги населению, сурдопереводу» 2022 год.
Раздел 3. Список используемой литературы
Основная
- Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Детский психоанализ. Школа Анны Фрейд: учебник для вузов // 2-е изд., испр. и доп. / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич. – Москва: Издательство Юрайт, 2023 г.
- Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи. – М.: Теревинф, 2020г.
- Праведникова И. Нейропсихология. Игры и упражнения /И. Праведникова – М.: АЙРИС-пресс, 2018 г.
- Шваб Е. Д. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия: (Серия В помощь школьному психологу) (Из опыта работы школьного психолога) / Е.Д. Шваб. – Волгоград: Учитель: 2020 г.
Дополнительная
- Донцов Д. А., Л. В. Сенкевич, З. В. Луковцева, И. В. Огарь; под научной редакцией Д. А. Донцова, З. В. Луковцева. – Москва: Общая психология. Введение в общую психологию: учебное пособие для вузов / Издательство Юрайт, 2023 г.
- Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей. // Дефектология. 1999.
- Шапошникова, Т.Е. Возрастная и педагогическая психология учебник и практикум для вузов/ Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов, 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2023.
Интернет-источники
- Аверин В.А., Психология детей и подростков// Электронный ресурс/ https://cupdf.com/document/-55721262497959fc0b9079db.html?page=2
- Блейлер Е. А. Аутистическое мышление. Одесса, 1928.
2. Кипнис М. Большая книга лучших игр и упражнений для любого тренинга // Электронный ресурс/ https://www.litres.ru/book/mihail-kipnis-106795/bolshaya-kniga-luchshih-igr-i-uprazhneniy-dlya-lubogo-8588209/chitat-onlayn/
4. Мухина В.С. Возрастная психология// Электронный ресурс/ https://www.phantastike.com/age_psychology/vozrastnaya_psihologiya_muhina/html
5. Тест «Волшебная страна чувств» (Т. Д. Зинкевич Евстигнеева) - Инструкция - стр. 1// Электронный ресурс/ https://gigabaza.ru/doc/66338.html
6. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции // Электронный ресурс/ xn-90aukhw.xn--p1ai
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа по ОБЖ "Азбука безопасности"
Оглавление1. Пояснительная записка……………………………………..3 - 102....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа "Лего - конструирование"
Программа «LEGO -конструирование» направлена на организацию дополнительных занятий с воспитанниками старшей и подготовительной групп дошкольного учреждения....

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа социально-коммуникативной направленности «Веселые пальчики»
Направленность программы:Дополнительная общеразвивающая программа «Веселые пальчики» имеет социально-педагогическую направленность.Актуальность программы:Зачем развивать мелкую моторику ру...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа « Пластилиновая живопись»...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная Программа "Юный шахматист"
Дополнительная образовательная программа «Юный шахматист» для детей 6-7 лет реализуется в дошкольном образовательном учреждении и направлена на обеспечение целостного процесса ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Колобок»
Искусство лепки из соленого теста стало в наши дни чрезвычайно популярно. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, кот...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Познавай-ка»
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие каждого ребенка – это то, чем он будет заниматься на каждом занятии.В процессе экспериментирования ребенок получает воз...
