Гелототерапия в работе педагога-психолога
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Профессия психолога до безобразия серьезная. Ну еще бы — такая ответственность: знать, как правильно, а как неправильно... А вы пробовали посмеяться над тем, что на данный момент и серьезно, и важно? А посмеяться вместе с клиентом, на время расставшись с маской «непробиваемого» авторитета?
Гелототерапия, или смехотерапия, — это направление психотерапии, использующее юмор и смех для улучшения психологического и физического самочувствия человека. Этот метод помогает осознать абсурдность ситуаций, снять напряжение и найти более эффективные решения проблем, используя различные техники — от просмотра комедий и рассказывания анекдотов до специальных упражнений вроде «йоги смеха».
Смех не только снимает обоюдное напряжение и помогает быстро установить доверительные отношения, он позволяет довести проблемную ситуацию до абсурда и таким образом достаточно безопасно ее «отыграть». Здесь на помощь психологу приходят такие всем известные жанры, как частушки, анекдоты, черный юмор (садистские стишки и рассказы). Эти жанры детского и взрослого фольклора служили в качестве психотерапевтического материала еще тогда, когда профессии психолога не было и в помине.
Если девушка переживала нерешительность своего жениха, то пропевала свою тревогу частушками:
Меня милый не цалует,
Ах какой он молодец.
Свои губы бережет он
На домашний холодец.
А вот один из очень старых анекдотов, иллюстрирующих демонстративное поведение, целью которого является обращение на себя внимания:
Идет по лесу заяц, на дереве висит волк, за ногу привязан.
— Волк, ты что делаешь?
— Вешаюсь.
— А почему за ногу? За шею надо.
— Я пробовал, дышать нечем.
Такой анекдот просто находка при работе с подростками и их родителями.
Не меньший интерес представляют различные образцы черного юмора. Это просто психотерапевтический кладезь.
У одной девочки была сиреневая кофточка. Как девочка наденет кофточку — кофточка начинает девочку душить! Девочка пожаловалась маме, и мама купила девочке новую кофточку, а старую выбросила на помойку. И в самом деле — нельзя же девочке десять лет в одной кофточке ходить!
Существует множество путей использования юмористического жанра в работе с клиентом, парами и группой. Вот некоторые из них:
1. Психолог (член группы) рассказывает анекдот (страшилку и т.п.), а членам группы необходимо дать обратную связь: «О чем он?»
2. Психолог предлагает клиенту или группе придумать частушки (садисткие стишки) на обсуждаему тему. При работе в группе каждый может придумать по строке, а затем прочитать или пропеть их. Можно поделить группу на подгруппы и устроить песенное соревнование.
3. Психолог предлагает клиенту или членам группы шутливые зачины на карточках (в зависимости от проблематики), к которым необходимо придумать продолжение. Например: садисткие стишки — «Маленький мальчик долго мечтал...», «Мальчик в квартире нашел...»; анекдоты — «Однажды пришел муж домой, а там...», «Получил Штирлиц шифровку...»; частушки – «Милый лезет целоваться, говорю: потом, потом...», «С неба звездочка упала на кривую линию...». Готовые формы зачитываются или пропеваются, а затем обсуждаются.
4. Частушки или садисткие стишки составляются из фраз конкретного клиента или членов группы, которые психолог помечает себе в процессе работы.
5. Придумывание анекдота непосредственно по проблемной (реальной) ситуации.
6. Психолог предлагает клиенту или членам группы завести «Смеховик». Это такой дневник, в который каждый будет вписывать смешные стихи, анекдоты и выражения по своей проблематике. Чем больше — тем лучше.
Рекомендую в копилку «несерьезного» психолога некоторые опробованные (надежные и валидные) анекдоты и страшилки, которые он может включать в качестве метафоры как в тренинговые занятия, так и в индивидуальные консультации.
В случае работы с неадекватной самооценкой
У Воробья спрашивают:
– Ты орел?
– Орел!!!
– А почему такой маленький?
– Болел в детстве.
Идет слон в штанах, навстречу ему муравей.
– Слон, сними-ка штаны.
– Зачем?
– Ну сними, сними...
Слон снял брюки, разложил их на траве. Муравей долго ползал по ним, смотрел, а потом и говорит:
– Да, слон, можешь надевать, мои с кармашками были.
***
Червяк, проползая вокруг травинки, неожиданно увидел другого червяка, неописуемо красивого, и тут же без памяти влюбился.
– Выходи за меня замуж! — страстно воскликнул он. — Только ты можешь меня осчастливить!
– Заткнись лучше, старый дурак! — ответил объект его страсти. — Я твой другой конец.
С целью профилактики
Нарушения поведения
Маленький мальчик в школу бежал,
Вдруг поскользнулся и в лужу упал.
Быстрым теченьем его подхватило,
Тут же в канаву сточную смыло.
Счастлив директор Сан Саныч Ботанов –
Нет в его школе теперь хулиганов.
***
Весело дети в детсаде живут,
Весело дети песни поют.
А на ветвях развешаны в ряд
Несколько плохо поющих ребят.
Дурные привычки и зависимости
Маленький мальчик компьютер купил.
День поиграл — и теперь он дебил.
***
Мальчик конфету нашел под ногами.
(Яд в шоколад был подмешан врагами).
Взял, откусил — и мальчонки не стало...
Не поднимайте с земли что попало!
***
При работе с родителями
Маленький мальчик шутки любил –
Папе лягушку в постель подложил.
Ночью ребенка змея укусила –
Мама покруче над ним подшутила.
***
Маленький мальчик диск подчищал,
Папины файлы тихонько стирал.
Папа недолго сердился на сына
И застрелил его из карабина.
Отношения сиблингов
Аленушка братца любила до слез
И, чтобы козленком мальчишка не рос,
Сестрица насыпала в лужицу яд...
Отбросил копыта единственный брат.
Помимо использования готовых анекдотов и страшилок, психолог может предложить клиенту сочинить на проблемную тему свои собственные частушки, садистские стишки или анекдоты. Главное условие — наличие чувства юмора и готовность к творчеству с обеих сторон.
Негрустных вам консультаций и тренингов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Документация психолога на ставку 0,23 по работе с младшими дошкольниками: график работы педагога-психолога в детском саду и циклограмма работы психолога в ДОУ.
Везде дается документация на 1 или 0.5 ставки педагога-психолога, работающего со всеми группами. В данном случае даны образцы документов педагога-психолога на ставку 0.23, работающегов 1 и 2 младших г...
Из опыта работы педагога-психолога Советы педагога психолога в ДОУ для родителей. Когда можно требовать послушания?
Окружающий мир часто предъявляет нам требования. Какие–то требования выполнять легко, какие-то очень трудно, а какие-то и вовсе остаются нами незамеченными. Почему так происходит?...
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»
Выступление педагога-психолога на тему «Игры и упражнения с детьми раннего возраста для создания эмоционального благополучия в работе педагога-психолога в период адаптации»Игровую деятельн...

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...

Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Тема: «Эффективность использования в работе педагога- психолога цифровых образовательных ресурсов в новой социал
Выступление из опыта работы на РМО воспитателей ДОУ педагога- психолога Мурушкиной Наталии Борисовны МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. ДергачиТема: «Эффективность исп...

ДОКЛАД В рамках РМО педагогов-психологов ДО Педагога-психолога высшей квалификационной категории Депутатовой Н.В (МОУ Костровская СОШ дошкольное отделение К1-51) По теме: «Планирование работы педагога-психолога ДО в соответствии новых единых образовате
Все образовательные учреждения РФ с 1 сентября 2023 года начали работу по единым федеральным образовательным программам.Определимся с терминологией.ФОП ДО и ФАОП ДО – единые образовательные прог...

Мастер-класс для педагогов-психологов «Приемы работы с кинетическим песком в коррекционной работе педагога-психолога»
Применение метода в решении задач коррекционной работы...
