«ПСИХОДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Советы психолога
консультация по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Порошина Анастасия Игоревна

Современная психологическая диагностика  — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihodiagnostika.docx16.93 КБ

Предварительный просмотр:

Психодиагностика детей дошкольного возраста

Современная психологическая диагностика  — психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизических особенностей человека

Психодиагностика включает в себя также и область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.

Психологическая диагностика детей дошкольного возраста в ДОУ

Применительно к дошкольному возрасту  психодиагностика  определяется как деятельность по психологическому изучению ребенка на протяжении дошкольного детства, в контексте семьи и образовательно-развивающей среды детского образовательного учреждения.

Психологическая диагностика в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это углубленное психолого-педагогическое изучение воспитанников на протяжении всего периода обучения, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, её потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.

Предметом психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения являются индивидуально-возрастные особенности детей, причины нарушений и отклонений в их психическом развитии.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования нового поколения психолого-педагогическая диагностика определяется как оценка развития и его динамики у детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования. Отмечается, что участие ребёнка в психолого-педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психолого-педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Практическое применение психодиагностики детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Повышение интереса к проблемам психодиагностики в дошкольном образовании в последние годы во многом связано с развитием психологических служб, которые появились в дошкольных образовательных учреждениях, логопунктах, детских психолого-медицинских центрах и др. Профессиональный психолог  способен оказать консультативную психологическую помощь родителям и педагогам в воспитании детей дошкольного возраста; помощь детям, имеющим высокий уровень способностей; детям, у которых нарушен ход нормального развития личности; детям с особыми образовательными потребностями; детям с ОВЗ и др.

Таким образом, можно выделить несколько областей практического использования результатов психодиагностической работы в дошкольном образовательном учреждении.

Во-первых, психодиагностика интенсивно применяется в целях оптимизации процессов обучения и воспитания в ДОУ. С её помощью может решаться целый ряд задач, стоящих перед работниками дошкольных образовательно-воспитательных учреждений: например, определение готовности ребенка к школьному обучению, реализация личностно-ориентированного подхода выявление нарушений в личностной сфере и др.

Во-вторых, областью практического применения результатов психодиагностических исследований в дошкольных образовательных учреждениях является консультационная и коррекционно-развивающая работа. В данном случае важной задачей психодиагностики является поиск причин возникновения конкретной проблемы у ребенка (педагогическая запущенность, отставание в развитии, сложности в детско-родительских отношениях, навязчивые страхи и т. д.) и выбор способов и приемов, способствующих их разрешению.

Психодиагностические задачи могут решаться различными способами: длительное наблюдение за ребенком; наблюдение в реальных условиях его жизни, например, наблюдение за поведением ребенка в детском саду. Помимо наблюдения в психодиагностике получили распространение специальные методики, позволяющие получить оценку той или иной психической характеристики конкретного индивида.

Преимущества психодиагностических методик (психодиагностические методики): 1) позволяют собрать диагностическую информацию в относительно короткие сроки; 2) представляют информацию о конкретных особенностях ребенка (интеллекте, тревожности, самооценке, наиболее характерных личностных чертах и т. п.); 3) информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение обследуемого индивида с другими людьми; 4) информация, получаемая с помощью психодиагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза их эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности индивида.

Одной из современных проблем психологического сопровождения в дошкольном образовании является использование новых форм и методов, основанных на применении информационных технологий, в результате в настоящее время формируется новая парадигма психодиагностики в образовании, основанной на принципах компетентности, доступности, безопасности, простоте использования, оперативности и вариативности средств  взаимодействия психолога и ребенка.

Современная дошкольная психодиагностика включена в более широкий контекст психологического сопровождения, к ключевым принципам которого относятся следующие психодиагностика:

  • рекомендательный характер психологического заключения;
  • приоритет интересов ребенка;
  • непрерывное психодиагностическое сопровождения образовательного процесса в ДОУ.

Основные направления психодиагностической деятельности педагога-психолога ДОУ

Деятельность психологов ДОУ осуществляется в соответствии с международными профессионально-этическими стандартами (кодекс профессиональной этики психолога). Наибольшее значение для эффективной диагностики и коррекции психического развития ребенка имеют ряд принципов — принципы конкретности, ориентации на индивидуальность, безоценочности, трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью, комплексности, этичности и др. Так, в частности, принцип конкретности указывает на ситуативный характер результатов диагностических исследований. Учет принципа индивидуальности дошкольников определяет содержание форм и методов психодиагностики. Принцип безоценочности отражает неправомерность использования оценочных критериев в психодиагностическом процессе. Принцип трансформации взаимодействия человека с окружающей реальностью заключается в том, что  ребенок как субъект образовательного процесса рассматривается включенным в систему взаимосвязей с социумом, культурой, предметной средой и природой. Принцип комплексности предполагает проведение не только психологического мониторинга, но и медицинского, и педагогического. Принцип этичности определяется ответственностью, которую несет педагог-психолог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Правила проведения и особенности психодиагностики детей дошкольного возраста»

Основные рассматриваемые понятия: Психодиагностика. Значимость психодиагностического сопровождения детей в ДОУ Немного из истории психодиагностикиОсновные методы психодиагностикиМетоды психо...

Адаптация ребенка в детском саду (характеристика, особенности проявления в младшем дошкольном возрасте, советы психолога родителям) .

Первое родительское собрание в детском саду обхватывает несколько задач:знакомство с педагогическим составом и друг с другом;ознакомление родителей с режимными моментами, правилами группы и образовате...

Подборка инструментария и пособий для проведения психодиагностики детей дошкольного возраста

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детейС.Д. Збрамная Психолого-педагогическая диагностикаЗабр...

Статья "Эффективные способы преодоления проблемы жадности и лживости у детей дошкольного возраста. Советы детского психолога родителям".

Статья раскрывает возможности мультипликации и психотерапевтических сказок в преодолении проявлений жадности и лживости у малышей....

"Особенности психодиагностики детей дошкольного возраста"

Термин "психодиагностика" можно рассматривать с разных позиций: как теоретическую психологическую дисциплину и как практическую психологическую деятельность. В первом случае - это область пс...

Комплект протоколов диагностических методик для психодиагностики детей дошкольного возраста

В методическом пособии представлен комплект протоколов диагностических методик  для изучения уровня социально-психологической адаптации, психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста. ...

Кризис у детей дошкольного возраста. Советы психолога.

В течение всей своей жизни человек переживает несколько возрастных кризисов. Наибольшая их концентрация приходится на детский возраст, когда происходит активное становление личности. Зачастую родители...