Сценарий коррекционно-развивающего занятия с детьми с ТНР 4-5 лет.
план-конспект занятия по психологии

Сулейманова Любовь Викторовна

Сценарий коррекционно-развивающего занятия с детьми с ТНР 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий коррекционно-развивающего занятия

Сулейманова Любовь Викторовна

МБДОУ «Горный ДС»

Название коррекционно-развивающего занятия

«Правила поведения на занятиях»

Категория участников коррекционно-развивающего занятия и их возраст

Дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 4-5 лет

Цель: развитие эмоционально-волевой и коммуникативной сферы детей.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

- изучение правил поведения на занятиях;

- закрепление умения различать и сравнивать разные эмоции, ситуации;

- формирование способности устанавливать контакты;

- обучение раскатыванию из воздушного пластилина шаров разного размера левой и правой рукой, обеими руками в разные стороны;

- продолжение обучения умению ориентироваться в пространстве.

Коррекционно-развивающие:

- развитие памяти, мышления, внимания, воображения, связной речи;

- развитие умения расслаблять мышцы, освоение позы покоя;

- сплочение детей;

- развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры);

- развитие мелкой и общей моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук;

- стабилизация психоэмоционального состояния.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание культурного общения и поведения;

- воспитание эмпатии.

Необходимые материалы для проведения занятия:

игрушка гномик, значки с изображением эмоций, задание с изображением разных поведенческих ситуаций «что хорошо, что плохо», цветные карандаши, воздушный пластилин разного цвета.

Место, которое занимает данное занятие в коррекционно-развивающей программе (название):

«Правила поведения на занятиях».

Описание хода коррекционно-развивающего занятия

Название этапа коррекционно-развивающего занятия

Формы организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (упражнение, игра, беседа и т.п.)

Цель организации деятельности участников коррекционно-развивающего занятия (цель упражнения, игры, беседы и т.п.)

Инструкция для участников коррекционно-развивающего занятия по выполнению действий в каждом упражнении, игре и т. п  

Комментарий педагога-психолога относительно выполнения задания

Результат действий участников по достижению планируемых результатов в каждом задании коррекционно-развивающего занятия

1

Организационный

Упражнение-приветствие:

- Здравствуй друг! – при этом происходит рукопожатие.

- Как дела? - разводят руки в стороны.

-Где ты был? - берут аккуратно за ушко своего партнера.

- Я скучал! - правая рука к сердцу, глаза в глаза.

-Ты, пришел…- руки на плечи друг другу.

-Хорошо! – объятия.

Создание эмоционального настроя, благоприятной обстановки на занятии, формирование навыков активного позитивного взаимодействия

(сплочение детей).

Сегодня мы поприветствуем друг друга вот так.

Рассказ и показ действий упражнения-приветствия.

Выберите себе значок с таким смайликом, который показывает ваше настроение сейчас.

Значки прикалываются детям на одежду.

Дети поприветствовали друг друга в игровой форме, осознали свое эмоциональное состояние и обозначили его смайликом. Созданы положительный эмоциональный настрой на занятие, благоприятная эмоциональная  

обстановка.

2

Мотивационный

Игра «Кто к нам пришел?».

Сообщение темы занятия, выяснение знают ли дети правила поведения и умеют ли различать, сравнивать и называть эмоции (радость, грусть), стимуляция интереса к предстоящей деятельности, воспитание эмпатии

Психолог: к нам на занятие кто-то пришел.  Он в красном колпачке, сидит наверху и не спускается, кто это? (Дети находят гномика.)

Наверно у него что-то случилось.

Гномик: ребята, помогите мне, со мной приключилась беда, никто не хочет со мной играть, почему?! Все говорят о каких-то правилах поведения.

Психолог:

- Как вы думаете какое сейчас настроение у гномика?

- Поможем ему познакомиться с правилами поведения?

А вы выполняете какие-нибудь правила поведения в садике?

Тема нашего занятия «Правила поведения».

Вы сегодня расскажете гномику правила, которые уже знаете.

Названа тема занятия. Выяснено знают ли дети правила поведения и умеют ли различать и называть эмоции (радость, грусть). У детей появился интерес к занятию.

3

Практический

Игра «Размышляй-ка».

Игра «Давай поздороваемся».

Динамическая пауза «Танец в кругу»

Подвижная игра «Пожалуйста».

Пальчиковая гимнастика.

- Мы делили апельсин!

Много нас

А он один

Эта долька для котят

Эта долька для утят

Эта долька для ужа

Эта долька для чижа

Эта долька для бобра

А для волка кожура!

Разозлился волк - беда,

Разбегайтесь кто куда!

Задание «Что хорошо, что плохо».

Игра «Мячик правил».

Телесно-ориентированное упражнение «Мячик».

Нейролепка.

Игра «Волшебный сон».

Развитие мышления, внимания, воображения, связной речи.  

Повторение правила поведения «Здороваться при встрече»,  

развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры),

развитие внимания и памяти,  

формирование способности устанавливать контакты (сплочение детей).

Продолжение обучения умению ориентироваться в пространстве, повторение правила поведения «Играть дружно»,развитие общей моторики.

Развитие общей моторики, произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры), внимания и памяти.

Развитие мелкой моторики рук, мышления, памяти, внимания, воображения, умения осознавать свои эмоции.

Развитие мелкой моторики рук, внимания, мышления, умения наблюдать и сравнивать.

Закрепление правил поведения, развитие общей моторики.

Обучение приемам, приводящим к релаксации.

Развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных

движений рук (обучение раскатыванию из воздушного пластилина шаров разного размера

левой и правой рукой, обеими руками в разных направлениях),

умения различать и называть эмоции, наблюдать и сравнивать тактильные ощущения.

Расслабление мышц, освоение позы покоя, коррекция эмоциональной сферы.

- Раз вы решили помочь гномику, тогда слушайте его историю.

Гномик рассказывает о том, как он отправился на лесное представление, ел в зрительном зале мороженое, испачкал Волчонка и Лисенка, во время спектакля ел конфеты и громко шуршал обертками. Почему все окружающие были недовольны моим поведением? (он не знал правил поведения).

- Как гномику помочь?

Обсуждение ситуации из жизни гномика.  

Вот первое правило.

- Ты приходишь на занятие. 

Будешь ты учиться, в путь!

Поздороваться со всеми

Ты сначала не забудь!

- Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «давай поздороваемся». Мы будем друг друга приветствовать.

Когда я хлопну 1 раз, вы поздороваетесь с помощью рук, вот так. (пожатие)

Когда я хлопну 2 раза, вы будете кивать друг другу головой, вот так.

- Какое правило вы показали гномику?

- Покажем гномику следующее правило?

Ты друзей не обижай,

Не дерись и не толкай.

- Покажите, как вы умеете это делать. Повторяйте движения за мной! Не забывайте про правило.

Мы играем целый день,

Целый день играть не лень.

Ты, смотри, не отставай,

Все за нами повторяй.

Мы сейчас пойдем направо,

А потом пойдем налево.

В центре круга соберемся,

И на место все вернемся.

Мы тихонечко присядем

И немножечко приляжем.

Мы поднимемся тихонько,

И попрыгаем легонько.

Пусть попляшут наши ноги,

И похлопают ладони.

Повернемся мы направо,

Не начать ли все сначала?

-  Какое правило показали гномику?

- Ребята, а давайте напомним гномику волшебные вежливые слова. (вспоминаем и называем)

- А теперь гномик будет давать вам задания, а вы должны будете их выполнять, но только если он скажет «пожалуйста». Если не скажет это волшебное слово, вы просто будете стоить на месте и нечего выполнять не будете. Понятно? Будьте очень внимательны.

Поднимите правую руку пожалуйста и т.д.

Присядьте

Встаньте

Попрыгайте

Улыбнитесь

Покружитесь

Похлопайте в ладоши

Поднимите левую руку

Встаньте на одну ногу

Разведите руки в стороны.

Покажите

кулачок- "апельсин»," перед собой

левая рука растопырена – это "мы",

взгляд переводим на кулачок и  

отгибаем один пальчик,

отгибаем другой пальчик,

отгибаем третий пальчик,

четвертый,

пятый,

встряхиваем бывшим кулачком -- словно кожурой,

руки прячем за спину.

- А теперь поменяйте руки и выполните еще раз.

- Помогите гномику исправиться. Посмотрите и скажите хорошо или плохо он поступает. Картинки, на которых он поступает плохо, зачеркните.

Педагог-психолог бросает мячик ребенку, тот, поймав его, называет правило и перебрасывает мячик обратно.

А теперь вы сами превращаетесь в мячики. Надуваем живот, разводим руки в стороны, показывая круг. Затем мячик сдувается. Сдуваем живот, сводим руки и обнимаем себя.

Попрыгайте как мячики.

- Из воздушного пластилина каждый из вас слепит себе мячик, а затем мы поиграем с мячами. Выбирайте тот цвет пластилина, который сейчас больше всего хочется взять.

Дети мнут пластилин в руках и рассказывают о своих ощущениях, по желанию делят его на две части, катают цветные шары между ладонями, левой рукой, правой рукой. Те, кто решили слепить два мячика, затем катают обеими руками. Можно слепить и много маленьких мячиков.

- Попробуйте бросить свой мячик сверху на стол и расскажите, что получилось.

- Как называется эта эмоция?

Дети удивляются и радуются тому, что получились мячики-прыгуны, играют с ними, потом раскладывают на тарелочки сохнуть.

Дети лежат на полу, закрыв глаза. Педагог-психолог произносит слова: наши ноги отдыхают, наши руки отдыхают. Наши глазки отдыхают, отдыхают, засыпают. Напряжение улетело и расслаблено всё тело. И послушный наш язык быть расслабленным привык. Нам дышится легко, ровно и глубоко. Дети лежат так несколько минут.

Вы правы, надо выучить с ним правила поведения.

Гномик внимательно наблюдал за игрой, ему понравилось, как вы дружно играли, выполняли правила игры и теперь он знает, что при встрече надо здороваться.

Вы дружно играли, умеете разные движения выполнять.

Молодцы!

Понравилась вам игра? Посмотрите на свой значок. Изменилась ваша эмоция по сравнению с началом занятия?

Гномик понял, что правила – это значит правильно!

Вы показали и назвали гномику правила, он их запомнил, ему пора домой, он благодарит вас и прощается.

Мячики попрыгали и сели на стульчики.

Красивые мячики у вас получились!

- Отдохнули?

Вы сегодня выполнили много разных заданий, наше занятие заканчивается.

Внимательно прослушали, запомнили, проанализировали и обсудили ситуацию.

Научились здороваться разными способами, проявили продуктивную активность на занятии, позитивное отношение друг к другу. Внимательно слушали, запомнили и потом выполняли правила игры.

Повторили правило «Играть дружно». Выполнили упражнения, способствующие развитию умения ориентироваться в пространстве кабинета и развитию общей моторики.

Внимательно выслушали правила игры, запомнили и следовали им. Выполнили определенные движения по заданию педагога.

Научились выполнять

пальчиковую гимнастику, обратили внимание на свое эмоциональное состояние.

Сравнили разные поступки и делали правильные выводы.

Закрепили правила поведения, выполнили движения с мячом.

Напряжение и расслабление мышц, глубокое дыхание.

Научились лепить мячики из воздушного пластилина. Рассказали о своих тактильных ощущениях. Назвали эмоцию «Удивление».

Дети осваивают позу покоя, учатся контролировать свои действия и ощущения.

4

Рефлексивный

Подведение итогов, рефлексия, прощание.

Обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия.

Дети открывают глаза, рассаживаются на стульчики.

Психолог:

- Кто у вас был в гостях?

- Зачем приходил?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было самым трудным?

- Какое настроение у вас сейчас? Если нужно, поменяйте значок со смайликом.

- На этом наше занятие закончилось, мне осталось сказать вам еще одно правило. Думаю, вы догадываетесь, что это за правило.

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: ………..«До свидания!»

-  Молодцы! Очень надеюсь, что вы будете использовать все правила, с которыми познакомились. Познакомьте своих родителей с ними. До свидания!

Дети поделились впечатлениями, мыслями, отметили своё настроение и оценили свой результат работы на занятии, осознали, что получилось легко, что было трудно выполнить, попрощались.  Педагог-психолог подвел итог занятия.

Самоанализ проведенного коррекционно-развивающего занятия

Занятие построено в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для детей с ТНР, с учетом возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностей детей 4-5 лет.

Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам АОП ДО.

Необходимые материалы, методы и приёмы, подобранные для проведения занятия, соответствуют цели, задачам и теме. Его длительность соответствует требованиям СанПиН и составила 20 минут.

Занятие имеет четкую структуру и состоит из логически выстроенных и объединенных одним сюжетом этапов: организационный, мотивационный, практический (основной) и рефлексивный.

Организационный этап провела в форме упражнения-приветствия «Здравствуй, друг!», чем создала у детей положительный эмоциональный настрой, благоприятную эмоциональную   обстановку, что подтверждено выбором детей для обозначения своего настроения веселого смайлика.

На мотивационном этапе для привлечения интереса к занятию был предложен сюрпризный момент – появление сказочного персонажа, который просит у детей помощи. Произошло переключение внимания к предстоящей деятельности и стимуляция интереса к ней, названа тема занятия и выяснено, имеются ли у детей необходимые для дальнейшей работы знания.

Практический этап был подчинён главным задачам коррекционно-развивающей деятельности, цель и все поставленные задачи в ходе него достигнуты.   Для этого использованы разнообразные игры и упражнения: пальчиковая гимнастика, задание с цветными карандашами, игра-размышление, нейролепка, подвижные игры, телесно-ориентированное упражнение, релаксационная игра, динамическая пауза, что позволило обеспечить разумную смену видов деятельности.

На этапе рефлексии я давала возможность высказаться каждому ребенку, дети делились впечатлениями, мыслями, отметили своё настроение и оценили свой результат работы на занятии. Я поблагодарила детей за активную работу.   Каждый из этапов достиг поставленной перед ним цели.

Считаю, что занятие соответствовало интересам детей и уровню их подготовки. Такие технологии как, сказкотерапия, нейролепка, игровая терапия сделали занятие увлекательным и доступным.   Дети познакомились со сказочным персонажем и помогали ему запомнить правила культурного поведения, что позволило развивать у детей умение осмысленно выполнять правила поведения на занятиях и в группе детского сада. Это было понятно из высказываний детей в ходе практического и рефлексивного этапов.  Из воздушного пластилина слепили себе игрушку. Различные игры, задания и упражнения способствовали поддержанию интереса, активизации мыслительной деятельности воспитанников в процессе всего занятия, релаксации во время определенных игр.

Анализ деятельности детей во время занятия показал, что они проявляли познавательную и двигательную активность, наблюдали за своими ощущениями и эмоциями, сравнивали и называли их, старались контролировать свои эмоциональные состояния, движения разных частей тела, использовали уже имеющиеся знания и умения.   Я проявляла гибкость, перестраивалась, если это было нужно во время обсуждения или игры, учитывая интересы и особенности детей, поддерживая, таким образом, высокую работоспособность и организованность, удерживая внимание детей.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной группе по теме "Животные жарких стран".

Уважаемые коллеги и родители! Представляю вам конспект логопедического занятия, на котором дети учатся в игровой форме грамотно произносить слова и строить предложения....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Сценарий коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего возраста «Страх темноты»

Предлагаемое занятие рассчитано на работу с детьми  4-5 летФорма работы:  подгрупповая  (5-6 человек)...

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Овощи".

Конспект коррекционно-развивающего занятия. Для детей старшего дошкольного возраста....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в старшей группе по теме "Игрушки".

Предлагается конспект группового занятия для детей с общим недоразвитием речи, в котором представлены лексико-грамматические задания направленные на развитие и обогащение словарного запаса таких детей...

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую сказку»

План-конспект коррекционно-развивающего комбинированного занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие в Морскую  сказку»Цель: Способствовать гармоничному развитию и пси...

Интерактивные презентации для коррекционно-развивающих интегрированных занятий с детьми с ТНР. Интерактивные игры для индивидуально – подгрупповой работы с использованием интерактивного «Умного зеркала»

Материал содержит описание опыта работы по использованию интерактивных презентаций для интегрированных занятий и примеры интерактивных игр для "Умного зеркала Artik Me". Презентации к заняти...