Дефициты в поведении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), под которые следует адаптировать кабинет:
консультация по психологии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дефициты в поведении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), под которые следует адаптировать кабинет:

  • Страх пространства и нового. Признаки: замирание, плач, попытки уйти, избегание взгляда, поиск близкого взрослого, хаотичное перемещение без цели, стереотипные движения. У ребёнка высокая тревожность, сенсорная перегрузка, трудности пространственной ориентации, потребность в безопасности и предсказуемости. Нужно создать чёткие, визуально обозначенные зоны: рабочую, сенсорную/игровую, зону отдыха.
  • Проблемы с акустикой. Признаки: ребёнок закрывает уши, вздрагивает от тихих звуков, плачет при включении музыки, не реагирует на речь. Нужно работать с акустикой: положить ковры на полу и стенах, использовать мягкую мебель и тканевые шторы, которые поглощают звук. Можно предложить ребёнку наушники: шумоподавляющие или с тихой музыкой.
  • Трудности с зрением. Признаки: ребёнок щурится, отворачивается от света или ярких объектов, хаотично бегает глазами, фиксируется на бликах или движениях. Нужно контролировать освещение: по возможности затемнить кабинет, использовать рулонные шторы, жалюзи, локальные источники мягкого света.
  • Проблемы с тактильностью. Признаки: ребёнок отдёргивает руку от прикосновений или материалов, избегает ходьбы босиком, негативная реакция на определённые текстуры. Или наоборот — постоянное трение предметов, стремление к сильному давлению. Нужно предложить ребёнку тактильное разнообразие в контролируемой форме: разные покрытия на сиденьях, коробки или корзины с разными текстурами.
  • Нарушения вестибулярного аппарата или проприоцепции. Признаки: ребёнок испытывает страх высоты или движения, неуклюжесть. Или наоборот — постоянное движение, раскачивание, прыжки, потребность висеть, крепко сжимать предметы. Нужно организовать в кабинете места для сенсорной разгрузки или стимуляции: гамак, подвесные или напольные качели, утяжелённые жилеты или одеяла, массажные мячи или валики, «уголок давления»: мягкие стенки, которые можно обнимать.
  • Трудности с моторикой и передвижением. Признаки: ребёнку сложно захватывать или манипулировать предметами, плохая координация движений, проблемы с передвижением по кабинету, использованием материалов. Нужно адаптировать материалы: использовать утолщённые карандаши, ножницы с пружиной, ручки на пазлах, магнитные доски, крупные конструкторы. Также нужно создать пространство для маневрирования: обеспечить широкие проходы для колясок или ходунков, защитные накладки на острых углах мебели.

При адаптации кабинета важно начинать с малого, использовать временные решения, фиксировать реакции ребёнка на разные зоны и материалы кабинета, привлекать родителей. Также необходимо проверять все изменения на безопасность: устойчивость, отсутствие острых углов, токсичных материалов, мелких деталей, надёжность креплений. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дефициты в поведении ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), под которые следует адаптировать кабинет:

  • Страх пространства и нового. Признаки: замирание, плач, попытки уйти, избегание взгляда, поиск близкого взрослого, хаотичное перемещение без цели, стереотипные движения. У ребёнка высокая тревожность, сенсорная перегрузка, трудности пространственной ориентации, потребность в безопасности и предсказуемости. Нужно создать чёткие, визуально обозначенные зоны: рабочую, сенсорную/игровую, зону отдыха.
  • Проблемы с акустикой. Признаки: ребёнок закрывает уши, вздрагивает от тихих звуков, плачет при включении музыки, не реагирует на речь. Нужно работать с акустикой: положить ковры на полу и стенах, использовать мягкую мебель и тканевые шторы, которые поглощают звук. Можно предложить ребёнку наушники: шумоподавляющие или с тихой музыкой.
  • Трудности с зрением. Признаки: ребёнок щурится, отворачивается от света или ярких объектов, хаотично бегает глазами, фиксируется на бликах или движениях. Нужно контролировать освещение: по возможности затемнить кабинет, использовать рулонные шторы, жалюзи, локальные источники мягкого света.
  • Проблемы с тактильностью. Признаки: ребёнок отдёргивает руку от прикосновений или материалов, избегает ходьбы босиком, негативная реакция на определённые текстуры. Или наоборот — постоянное трение предметов, стремление к сильному давлению. Нужно предложить ребёнку тактильное разнообразие в контролируемой форме: разные покрытия на сиденьях, коробки или корзины с разными текстурами.
  • Нарушения вестибулярного аппарата или проприоцепции. Признаки: ребёнок испытывает страх высоты или движения, неуклюжесть. Или наоборот — постоянное движение, раскачивание, прыжки, потребность висеть, крепко сжимать предметы. Нужно организовать в кабинете места для сенсорной разгрузки или стимуляции: гамак, подвесные или напольные качели, утяжелённые жилеты или одеяла, массажные мячи или валики, «уголок давления»: мягкие стенки, которые можно обнимать.
  • Трудности с моторикой и передвижением. Признаки: ребёнку сложно захватывать или манипулировать предметами, плохая координация движений, проблемы с передвижением по кабинету, использованием материалов. Нужно адаптировать материалы: использовать утолщённые карандаши, ножницы с пружиной, ручки на пазлах, магнитные доски, крупные конструкторы. Также нужно создать пространство для маневрирования: обеспечить широкие проходы для колясок или ходунков, защитные накладки на острых углах мебели.

При адаптации кабинета важно начинать с малого, использовать временные решения, фиксировать реакции ребёнка на разные зоны и материалы кабинета, привлекать родителей. Также необходимо проверять все изменения на безопасность: устойчивость, отсутствие острых углов, токсичных материалов, мелких деталей, надёжность креплений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в воспитании ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье

С каждым годом увеличивается число семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. в статье перечислены основные периоды жизненного цикла такой семьи....

Формирование активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в условиях семьи

Консультация для родителей имеющих детей с ограниченными возможностями в развитии...

Рекомендации для родителей занимающихся дома с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

Консультация раскроет родителям несколько правил для занятий с ребёнком ОВЗ в домашних условиях...

Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья

примерное содержание программы коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ...

Памятка для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой...