Чем занять ребенка с расстройством аутистического спектра дома?
консультация по психологии (старшая группа)

Башкова Анна Викторовна

Практические рекомендации и примеры занятий для дома, адаптированные под детей 4–7 лет с расстройством аутистического спектра (РАС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Чем занять ребенка с расстройством аутистического спектра дома?

  1. Организация дня и среды
  • Чёткий распорядок. Визуальное расписание с картинками/пиктограммами помогает предсказуемости: утро, игры, обед, тихая активность, прогулка, занятия, сон. Меняйте расписание постепенно.
  • Зоны для активности. Отведите в комнате места: для уединения/спокойствия, для развивающих игр, для сенсорных упражнений и для творческих занятий.
  • Ограничьте отвлекающие факторы во время занятий: звук телевизора, яркие мигающие игрушки, лишние предметы на столе.
  1. Сенсорные и регуляционные занятия
  • Сенсорные коробки с крупами, фасолью, песком или шариками (неперекатывающиеся контейнеры, следите за безопасностью). Предложите ложечки, формочки, игрушки для копания.
  • Игры с текстурами: ткани, пластилин, кинетический песок, мятая бумага. Можно делать «сенсорный путь» — ходьба босиком по разным поверхностям.
  • Мягкие качели, обнимательные пледы, утяжелённые покрывала (при согласии специалиста) для успокоения.
  • Дыхательные и простые йога-упражнения: «дуй на перышко», «пузырьки мыла», растяжки под спокойную музыку.
  1. Развитие коммуникации и социальных навыков
  • Игры с визуальными подсказками: карточки с действиями/предметами. Просите ребёнка выбрать карточку, разложить по порядку.
  • Ролевые мини-сценки: простые последовательности (покормить куколку, полечить плюшевого мишку). Используйте предметы-приманки, чтобы побудить к обмену.
  • Игры «по очереди» с короткими ротациями: бросать мяч друг другу, собирать конструктор по очереди — давайте 1–2 хода за раз.
  • Песни с движениями и ритмом для совместной вовлечённости (повторяющиеся рефрен-песенки облегчают запоминание).
  1. Игры и задания для моторики и координации
  • Конструкторы с крупными деталями, пазлы на 6–12 элементов, нанизывание бусин на шнурок.
  • Простые спортивные задания в квартире: «перепрыгнуть через линию», баланс на узкой ленте, броски мячом в цель.
  • Игры с мячом, бросание/ловля руками — для развития глазомерно-ручной координации.
  1. Творчество и мелкая моторика
  • Рисование пальцами, штампики, раскраски с толстым контуром, наклейки.
  • Аппликации из бумаги, выдавливание пластилина, лепка простых форм.
  • Музыкальные занятия: погремушки, барабан, простые ритмичные инструменты. Пойте короткие песенки, повторяющиеся фразы.
  1. Игры, развивающие внимание и мышление
  • Сортировка по форме/цвету/размеру. Используйте контейнеры и мешочки.
  • Игры «найди пару», «что лишнее», простые карточные игры с визуальными правилами.
  • Небольшие поисковые игры: «найди игрушку по картинке», спрячьте предмет в комнате и дайте подсказки.
  1. Поощрение самостоятельной игры
  • Коробка с «самостоятельными занятиями» из нескольких безопасных игрушек и карточки с подсказкой: «играй 10 минут». Начинайте с короткого времени и постепенно увеличивайте.
  • Используйте таймер с визуальным отсчетом (песочные часы, таймер-пластинка), чтобы ребёнок видел время саморегуляции.
  1. Интересы ребёнка как ключ
  • Подстраивайтесь под специфические увлечения (например, поезда, цифры, животные): превращайте их в площадки для обучения (сортировка, счёт, ролевые игры).
  • Включайте любимые темы в занятия по коммуникации, сенсорике и моторике, чтобы поддержать мотивацию.
  1. Подготовка к изменениям и переходам
  • Предупреждайте заранее: визуальные или вербальные сигналы за 5 и 1 минуту до перехода.
  • Используйте «переходные ритуалы»: песенка, короткая игра или карточка, чтобы облегчить смену деятельности.
  1. Поведенческая структура и поощрение
  • Простые ясные инструкции: по одной задаче за раз, короткие фразы.
  • Похвала и подкрепление конкретного поведения: «Молодец, ты убрал кубики!» Вместо общих фраз используйте описание действия.
  • Маленькие награды за выполнение: наклейки, дополнительное время с любимой игрушкой, прогулка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения ребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровожденияребенка с расстройством аутистического спектра, воспитанника средней группы ДОУ2016-2017 учебный год   Составитель:педаг...

"В семье ребенок с расстройствами аутистического спектра. Учимся понимать и взаимодействовать"

В материале раскрывается проблема развития и воспитания детей с расстройствами аутистического спектра....

«Сенсорные игры как средство развития познавательного интереса ребенка с расстройством аутистического спектра».

Сенсорными мы условно называем игры, цель которых дать ребенку новые чувственные ощущения.В работе рассказывается о разнообразных видах сенсорных игр с детьми РАС....

Консультация для родителей «Как понять ребенка с расстройством аутистического спектра»

Поведение, эмоции, мотивы родителей складываются в сложный комплекс методов и способов взаимодействия с ребёнком. На успешность отношений напрямую влияют чувства, семейные ценности, понимание ответств...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ (социально-коммуникативное развитие ребенка с расстройством аутистического спектра)

Аутизм – это нарушение развития, которое обычно характеризуется задержкой и нарушением социальных навыков, речи и поведения. Они не хуже и не лучше обычных детей, они просто другие. Эти дети нуж...

Работа с ребенком, имеющим расстройство аутистического спектра, в детском саду.

Данная статья содержит рекомендации, которые могут помочь педагогам организовать работу с ребенком с РАС в группах, не специализирующихся на работе с детьми с аутизмом....

Руководящий контроль - фундамент отношений с ребенком с расстройством аутистического спектра.

Иногда мы даже и не подозреваем, что у ребенка есть какие-либо способности, потому что он не желает с нами сотрудничать, и показать нам то, что он знает. Более того, ребенок не позволяет нам его ...