Квест-игра для родителей второй младшей группы "Кризис 3-х лет"
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)

Богданович Виолетта Александровна

Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Квест-игра "Кризис 3-х лет"938.57 КБ

Предварительный просмотр:

Квест – игра

"У ребенка кризис 3 лет. Что делать?"

Цели игры:

·   выработать правила общения с детьми 3 лет;

· повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и развития;

· сформировать у родителей психологическую готовность общаться с ребенком, учитывая особенности кризисного периода.

Задачи:

· сформировать у родителей ответственную позицию в вопросах воспитания и развития ребенка 3 лет;

· сформулировать основные симптомы кризиса 3 лет и проблемы взаимодействия с детьми в этот период;

· развить способность понимать эмоциональное состояние ребенка, сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;

· снять эмоциональное напряжение;

· обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период кризиса.

        Предварительная работа: анкетирование родителей, фотоматериал "Жизнь ребенка в детском саду", карточки, ребус, кроссворды. Бейджики, лист бумаги, "Семизвездие", картинки с изображением животных, филворд, анаграмма.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Очень рада вас видеть.

        Прежде чем приступить к обсуждению этой важной темы, давайте поприветствуем друг друга.

        Ведущий предлагает всем участникам прикрепить бейджики с именами.

        Игра «Поприветствуем друг друга»

        Цель игры – создать творческую атмосферу. Участники берут по одной карточке, на которой написано «европеец» или «японец». Не объявляя, какая карточка им досталась, они приветствуют друг друга соответствующим способом: «европейцы» пожимают друг другу руки, «японцы» кланяются. Задача игроков – найти «своих» и поделиться на 2 группы.

        Установка
Участники объявляют, что они
ожидают от предстоящего тренинга:

· «Сегодня я научусь…»;

· «Сегодня я стану…»;

· «Отныне я буду…».

        Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий берет клубок ниток и передает его от одного участника к другому. Тот, кто получает клубок, представляется и заканчивает предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих интересах.

        Например, «…очень люблю готовить», «…собираю коллекцию…».

Ведущий: А теперь поговорим о наших детях, их качествах.

        Упражнение на сплочение группы "Вот какой он мой, ребенок!»

        Ведущий дает каждому участнику лист с изображением двух ладоней.

Задача родителей - на каждом пальце написать букву имени своего ребенка, а затем подобрать качество, которое начинается на эту букву и соответствует характеру ребенка. Родители представляют свои описания.

Ведущий: Вы рассказали о лучших качествах своих детей. На них и нужно опираться в процессе общения с ребенком. А качества, которые вам не по душе, при правильных действиях, которыми вы овладеете, скоро уйдут на второй план или совсем исчезнут.

        Задание «Особенности поведения»

        Ведущий раздает карточки с утверждениями. Задача родителей – отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

· Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

· Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

· Не воспринимает мнение других.

· Часто устраивает истерики.

· Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

· Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

· Ругается, дразнится, обзывает родителей.

· Проявляет манипуляторные действия по отношению к родителям.

· Ревнует по отношению к другим детям: может забирать игрушки, одежду, толкает, замахивается.

        - Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

        По желанию родители озвучивают свои ответы. Ведущий обобщает их.

Ведущий: На основании ваших ответов можно сказать, что многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным, делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит.

        

        Давайте опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у него не получаются. Родитель начинает нервничать, дергать ребенка, в результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику. Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок – в сад; родитель – на работу. Чтобы правильно назвать такое состояние расшифруйте ребус.

https://konspekta.net/lektsianew/baza8/11992206595.files/image008.jpg

Родители: Это кризис.

Ведущий: Верно. Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я» ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение. Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления? Их сформулировал советский психолог, исследователь высших психологических функций Лев Семенович Выготский и назвал «Семизвездием симптомов». Чтобы узнать о них, предлагаю принять участие в квест-игре.

1-й симптом – негативизм

Участники разгадывают кроссворд. Отгадывают слова по горизонтали и называют слово – симптом кризиса 3 лет, сложив получившиеся буквы по вертикали.

По горизонтали:

1. Атмосфера. (Ответ: небо.)
2. Деревенская пашня. 
(Ответ: поле.)
3. Зимующая птица. 
(Ответ: голубь.)
4. Цветок с шипами 
(Ответ: роза.)
5. Бывает слоеный. 
(Ответ: торт.)
6. Любимая детская забава. 
(Ответ: игра.)
7. Блюдо из риса. 
(Ответ: плов.)
8. Маленькая лошадка. 
(Ответ: пони.)
9. Холодное время года.
 (Ответ: зима.)
10. Средство переправы на другой берег. 
(Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм

Комментарий педагога: Негативизм – нежелание выполнять указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но тут говорят: «Иди, катайся». Он отвечает: «Не пойду». Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но специально делают то, что им запрещено.

2-й симптом – упрямство

Ведущий показывает участникам картинки с изображениями разных животных:

· волк, который смотрит вдаль;

· лиса, которая прижалась к лисенку;

· кролик, который прячется в траве;

· рычащий тигр;

· бегущий поросенок;

· белочка, которая грызет орешки;

· осел, стоящий на одном месте;

· тигр, который лежит на камне;

· кабан перед нападением;

· мирно гуляющий козлик;

· медленно бредущий медведь;

· обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем ведущий просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию: «Стал и буду стоять». В поведении одного из животных скрыта характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел.

Комментарий педагога: Приведем пример поведения ребенка 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели. Но он в течение долгого времени не соглашается вставать, хотя ему уже давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал: „Не встану “– значит, не встану!» Это «такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й симптом –строптивость

Ведущий предлагает участникам тренинга филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое обозначает упрямство, непокорство, непослушание, непокорность.

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий педагога: Ребенок недоволен всем, что предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше, он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом – своеволие

        Ведущий предлагает участникам разгадать кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово, которое получилось из букв по вертикали.

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)
2. Предмет гордости рыбака. 
(Ответ: улов.)
3. Этого нет в юрте, чуме. 
(Ответ: окно.)
4. Мужской шарф. 
(Ответ: кашне.)
5. Часть поезда. 
(Ответ: вагон.)
6. Крупа для цыплят. 
(Ответ: пшено.)
7. Жаркое время года. 
(Ответ: лето.)
8. Цветная пудра для глаз. 
(Ответ: тени.)
9. Вечнозеленое дерево. 
(Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

Комментарий педагога- Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою самостоятельность.

5-й симптом – протест, бунт против окружающих его взрослых.

Ведущий предлагает участникам уже знакомый филворд и просит найти слово, которое обозначает заявление своего несогласия, оглашаемое возражение, опровержение, заявление о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий педагога. Поведение ребенка имеет протестующий характер. Он как будто находится в состоянии конфликта со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й симптом – обесценивание ребенком личности близких ему людей.

Ведущий показывает карточки с частями слова. Участники складывают слово

И называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий педагога: ребенок перестает ценить привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й симптом - деспотизм (подавление окружающих)

Участники решают анаграмму: МЕСТОДИЗМ (или ИЗПОДСЕТМ).

Задача - переставить буквы так, чтобы получилось слово - симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога - ребенок стремиться стать хозяином положения,

Чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном случае

он впадает в истерику.

Когда участники называют все семь слов, на мольберте появляется заставка в виде семиконечной звезды - "Семизвездие симптомов", характерных для поведения ребенка 3 лет.

Ведущий: как мы видим, кризис 3 лет - это кризис отношений ребенка с

окружающими людьми. А теперь давайте посмотрим, что могут в этот

период сделать родители?

        Что могут сделать родители:

- Не придавайте большого значения упрямству и капризности. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребенка.

- Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.

- Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребенку - это бесполезно. Ругань не имеет смысла, шлепки еще сильнее взбудоражат.

- Будьте в поведении с ребенком настойчивы. Если вы сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.

- Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести.

- Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-ай-ай!» Ребенку только этого и нужно.

- Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка). «А что это там за окном ворона делает?» - подобные отвлекающие маневры заинтригуют капризулю, он успокоится».

Решение педагогических задач» - в режиме кейс – метода.

Современные родители имеют довольно неполное представление о том, что можно и чего нельзя позволять ребёнку. Данный кейс направлен на обучение родителей правильной тактике поведения при встрече с капризами ребёнка. В кейсе предложено два задания, на каждое из которых предложено по 4 варианта ответа, один из которых – правильный. Родителям предлагается ознакомиться с кейсом и выбрать правильный вариант ответа. После чего педагог, рассматривая каждый вариант решения, сам с собой дискутирует, разбирает предложенные варианты, выбирает и обосновывает итоговое решение.

Задание 1:

Марии исполнилось три года, и мама перестала узнавать её: она изменилась, стала совсем другим ребёнком. Постоянно спорит, упрямится, не выполняет требований взрослых. И в этот раз Мария никак не могла застегнуть пуговицы на кофточке. Как только мама стала помогать ей, Мария ужасно рассердилась, громко закричала: «Я сама! Я сама!».

Мама устала от её настойчивости, резкими движениями застегнула пуговицы и сказала: «Пойдём на улицу!». Мария громко плакала и топала ногами, всё так же приговаривая: «Я сама! Я сама!».

Правильно ли поступила мама Марии?

Варианты решения:

1. Мама поступила неправильно. Нужно было предложить ребёнку купить что-нибудь сладкое, если Мария успокоится. Внимание ребёнка сразу переключится, и она успокоится.

2. Мама Марии поступила правильно. Нужно уметь вовремя останавливать ребёнка, не давая ему возможность закатить маме серьёзную истерику. Ребёнок должен чувствовать строгость и любовь родителей.

3. Мама Марии поступила правильно. Строгость мамы отвлекла внимание ребёнка от желания застегнуть пуговицу. Выйдя на улицу, ребёнок сразу успокоится.

4. Мама Марии поступила неправильно. В данной ситуации следовало поддержать намерение девочки: «Ты всё сделаешь сама, умница!», «Ты уже всё сама умеешь делать!», «И пуговицы застёгиваешь сама!» – незаметно, отвлекая внимание девочки, помочь ей застегнуть пуговицы.

Правильный вариант:4.

Объяснение педагога:

В период кризиса трёх лет у ребёнка проявляется большое стремление к самостоятельности, что зачастую сопровождается капризами, упрямством. Это тот случай, когда побуждения к самостоятельности разумны. Взрослые должны быть терпимее к подобного рода стремлениям.

Задание 2:

Выйдя из магазина, Мария стала упрямиться, потому что ей не купили жевательную резинку. Вскоре упрямство переросло в истерику. Это было целое испытание для мамы. Прохожие стали обращать внимание, некоторые из них давали советы типа: «Дайте ей по одному месту. Это всегда помогает».

Матери было очень сложно сохранить спокойствие в данной ситуации. Стали приходить в голову разные мысли: «Может быть, выполнить желание дочки, а дома разберёмся?», «Нет, так нельзя, я должна её приучить, что криком и топотом она ничего не добьётся». Она решительно взяла Марию за руку и отвела в более спокойное место, чтобы выждать, когда закончится истерика.

Правильно ли поступила мама Марии?

Варианты решения:

1. Мама поступила неправильно. Нужно было проявить твёрдость в общении с ребёнком и прекратить её истерику, отругав или пристыдив окружающими их прохожими: «Посмотри, как тётя на тебя смотрит. Какая непослушная девочка!»

2. Мама поступила неправильно. Детский организм очень чувствителен к тому, какие микроэлементы ему необходимы. Если ребёнку настолько захотелось жевательной резинки, значит, в ней есть необходимые организму Марии микроэлементы. Нужно было вернуться и купить то, что требовала Мария.

3. Мама поступила правильно. В данной ситуации что-либо объяснить ребёнку сложно, лучше отвести его в сторону, где обстановка более спокойная, и постараться переключить внимание Марии на какой-либо яркий раздражитель: «Иди скорее сюда, смотри, что у меня есть!..»

4. Мама поступила неправильно. Нужно было удовлетворить просьбу дочери, купив ей жевательную резинку, а придя домой объяснить, чем было плохо такое поведение.

Правильный вариант:3.

Объяснение педагога:

Во время истерики ребёнку необходим зритель, поэтому акцентировать внимание окружающих на поведении ребёнка или внимание ребёнка на том, что на него сморят другие люди, нельзя.

Кроме того, во время эмоционального приступа чувства «владеют» ребёнком, у него вырабатывается большое количество адреналина, т.е. тех гормонов, которые вызывают стрессовое состояние. А ругань только спровоцирует дальнейшую выработку этих гормонов, и истерика продолжится. Не нужно пытаться что-либо внушить ребёнку, когда он возбуждён, ругань не имеет смысла.

Игра "Закончи мысль"

Ведущий предлагает родителям закончить предложение:

"Капризы ребенка вызывают у меня..."

"Упрямство побуждает меня..."

Затем просит объяснить, почему они закончили предложение именно так, и

Обсуждает с родителями несколько их высказываний.

Ведущий: А теперь давайте попробуем освободиться от чувства вины.

Упражнение "Мусорное ведро"

Родители пишут на листах ответ на вопрос "Что мешает жить и общаться?".

Затем мнут их, рвут и выбрасывают в мусорное ведро. Это упражнение помогает преодолеть негатив.

Самый большой дефицит, который испытывают наши дети, – это дефицит ласки. Родители порой не находят времени, забывают или, может быть, даже стесняются приласкать ребенка просто так, повинуясь какому-то внутреннему порыву. Боязнь избаловать детей заставляет родителей быть чрезмерно суровыми с ними.

Это задание позволит каждому из нас проявить чуть больше ласки, внимания, любви.

        Упражнение «Солнце любви»

        Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей. Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Воспитатель: Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют атмосферу вашего дома. Скажите вашему ребенку о том, как вы его любите – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

- Самые важные учителя для детей – родители. Родительский дом – это первая школа для ребенка. Семья оказывает огромное влияние на то, что малыш будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Сколько бы человек не прожил, он время от времени обращается к опыту из детства, к жизни в семье: «чему меня учили отец и мать».

        Я предлагаю вашему вниманию посмотреть видеоролик «Счастье – это просто» (Автор видеоролика Алиса Пашкова).

Воспитатель:

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Какие чувства вы испытывали во время просмотра видеоролика?
  • Захотелось что-нибудь сделать?
  • Изменили ли вы мнение о своих отношениях со своим ребенком?

Воспитатель: Известно, что готовых рецептов воспитания не существует. Как действовать взрослому в той или иной ситуации, решать только ему. Однако можно проиграть, сложные ситуации, обсудить их и попытаться понять, что испытывает ребенок в том или ином случае.

Рефлексия

Ведущий спрашивает участников:

С чем уходите Т.Н.?

Ответ родителей:

Сегодня я поняла..., научилась ...

Ведущий: Надеюсь, что проведенный тренинг (наша встреча) и рекомендации

будут для вас полезными, и вы будете их использовать в процессе воспитания.

Я подготовила для вас памятки. В заключении ведущий читает стихотворение

Л.А. Булдаковой

"Я сам"

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Очень недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же тяжелы Родителей оковы.

Система «Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду: Я – самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Всем спасибо за участие! До новых встреч.

Получение обратной связи от родителей.

На стенде помещен рисунок ребенка, рядом в красивой коробочке нарезаны кружочки желтого, зеленого и синего цвета. Задание родителям: «Каково Ваше отношение к занятию? Если Ваш ответ: «Было полезным, интересным», то «подарите» ребенку (приклейте) «мяч» желтого цвета. Если «Было скучно, впустую провели время» – то синего цвета. Если Вам необходима дополнительная информация о Вашем ребенке на индивидуальной консультации – зеленого цвета».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест-игра «Поиски снежинок» для второй младшей группы

Цель: Развивать интерес к участию в подвижных играх; формировать интерес и любовь к занятиям физической культурой и спортом.Задачи:– Совершенствовать физические способности детей.&ndash...

Конспект квест - игры «Уроки Мойдодыра» во второй младшей группе.

В настоящее время популярным развлечением для детей разного возраста становится игра-квест.   В чем секрет успеха такой формы досуга? Слово «Quest» переводится с английского...

Квест - игра по краеведению во второй младшей и средней группе " Ключи от города Сатка"

Актуальность данной методической разработки обоснована тем, что патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых важных задач нашего времени. Яркие впечатления о родной природе, об ис...

Квест-игра для детей средней – второй младшей группы «В гостях у сказки»

Квест-игра для детей средней – второй младшей группы «В гостях у сказки»...

Квест игра по ПДД во второй младшей группе "Поможем Светофорчику!"

Квест – это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, позволяет проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, ...

Методическая разработка. Конспект совместной образовательной деятельности квест-игра «Матрешкины помощники» во второй младшей группе

Квест-игра «Матрешкины помощники» для проведения совместной деятельности с детьми младшего возраста. Форма образовательной деятельности должна уходить от академической, учебной, поэтому я ...

Квест -игра "Потерянная сказка" во второй младшей группе

Цель:  развивать интерес детей к художественной литературе, а именно к сказкам. Развитие коммуникативных навыков.Задачи: - закрепить знание всех героев русской народной сказки «Колобок...