Программа кружка «Гео-Логик» «Играем, размышляем, познаем»
календарно-тематическое планирование по психологии
Программа кружковой работы, перспективный план работы
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования городского округа «город Якутск»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – Детский сад № 9 «Якутяночка»
_____________________________________________________________________________
677000, г. Якутск, ул. Чернышевского 12/3, 45-03-67, 45-11-99, e-mail: detsad9@yakadm.ru
Программа кружка «Гео-Логик»
«Играем, размышляем, познаем»
на 2025-26 учебный год
Разработала;
педагог-психолог МБДОУ ЦРР Д/С №9 «Якутяночка»
Собакина А.Ф.
г.Якутск, 2025 г.
Пояснительная записка
Направленность программы «Гео-логик»
-по содержанию является: социально - педагогической;
-по функциональному назначению: учебно - познавательной;
-по форме организации: групповой;
-по времени реализации: одногодичной.
Данная программа разработана с учетом: основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи», программа «Школа 2000», пособия «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко; пособия «Развитие интеллектуальных способностей дошкольника» Л.Ф.Тихомирова, интерактивная программа «Адалин».
Формирование и развитие математических — представлений у дошкольников, является основой интеллектуального развития детей, способствует общему умственному воспитанию ребенка-дошкольника.
Организация кружка «Гео-логик» дает возможность развивать познавательную активность, интерес к математике, развивать логическое мышление.
Предлагаемая программа «Гео-логик» по своему содержанию является социально-педагогической. Особенность этой работы заключается в том, что данная деятельность представляет систему увлекательных игр и упражнений для детей с цифрами, геометрическими фигурами, тем самым позволяет качественно подготовить детей к школе. Организую деятельность на основе интересов, потребностей и склонностей детей, тем самым стимулируя желания детей заниматься математикой.
Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса.
Решается она в основном средствами занимательности в обучении математике. Математика дает реальные предпосылки для развития логического мышления.
Задача педагога помочь детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность, руководить умственной деятельностью детей, организовывать и направлять ее.
По функциональному предназначению программа, учебно-познавательная, т.к. она позволяет выяснить уровень подготовки каждого ребёнка к обучению математики, а также определить области знаний и умений, в которых ребёнок испытывает трудности и оказать ему соответствующую помощь,
Новизна программы в том, что ребёнок не просто учиться считать, а овладевает элементами логических действий сравнения, классификации, обобщения.
В программе предлагаются увлекательные игры и упражнения для развития логического мышления, позволяющие качественно подготовить детей к школе.
Актуальность программы позволяет в доступной и интересной форме целенаправленно и ускоренно формировать восприятие. В ней прослеживается последовательный переход от простых к более сложным видам восприятия. Дети старшего дошкольного возраста в игровой форме учатся выделять и обобщать признаки предметов, чисел; определять последовательность событий; у детей развиваются мыслительные операции анализа и синтеза.
Педагогическая целесообразность: эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста одна из актуальных проблем современности. В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами логического мышления, основными приемами: сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другими, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических способностей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена ещё и тем, что занятия кружка «Гео-логик» укрепляют интерес к математике, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние детей. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное мышление, повышать интеллектуальный уровень детей.
Кружковая работа построена по принципу максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала (от простого к сложному). Организация обучения построена таким образом, что позволяет
- обеспечивать познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания;
- участвовать в процессе выполнения заданий каждому ребёнку;
- использовать индивидуальный и дифференцированный подходы к детям;
- детям получать радость и удовольствие в награду за свой труд.
Цель программы: создание условий для развития элементарных приемов логического мышления, как способов познавательной деятельности у дошкольников.
Задачи:
Развивающие:
1. Развивать логическое мышление и основных мыслительных операций.
2. Развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
3. Развивать самостоятельности, инициативность, самоконтроль.
Образовательные:
1.Закреплять счет в пределах 10.
2.Закреплять представления геометрических фигурах и их свойствах.
3.Обучать ориентировки во — времени, пространстве, на плоскости.
Воспитательные:
1.Воспитывать познавательную активность.
2.Воспитание потребности к математическим занятиям.
3.Воспитывать чувство коллективизма, товарищества.
Отличительные особенности: Деятельность представляет систему занимательных игр, которые закрепляют знания детей о числе, величине, геометрической фигуре, помогают упражняться в ориентировке во времени и пространстве. — Игры — способствуют формированию математического мышления, стимулируют творческое — воображение, воспитывают настойчивость, волю, усидчивость, целеустремленность.
С помощью логических игр дети тренируют внимание, память, восприятие.
Преимущество программы и в том, что дети постоянно находятся в движении, оказывают друг другу помощь, ощущают исследуемый предмет, абстрагируют в предметах одно, два, три, четыре свойства.
Для того, чтобы увидеть результаты достижений каждого ребёнка использую — диагностику личностного роста и продвижения, шкалу оценивания результатов.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы нужны для того, чтобы показать достоверность полученных результатов освоения программы для проведения своевременного анализа своей деятельности. Использую открытое занятие, как форму подведения итогов работы по программе.
Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:
1. Начальный контроль (октябрь);
2. Итоговый контроль (май).
Возраст детей участвующих в реализации программы 5-7 лет.
Срок реализации: | год — 50 ч.
Формы занятий: Занятия включают организованную, теоретическую и практическую часть. Организованная часть обеспечивает наличие необходимого материала к занятиям, теоретическая часть включает необходимую информацию по теме, практическая часть позволяет усвоить детям материал, а педагогу выявить степень усвоения ЗУН детьми и спланировать индивидуальную работу. Игровые занятия, которые включают различные виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, двигательную, коммуникативную, конструктивную.
Режим занятий: с детьми 5-7 лет занятия проводятся 2 раза в неделю.
Продолжительность одного занятия 25-30 минут.
Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
Занятия по математике помогут детям сформировать определённый запас математических знаний и умений. Дети научатся думать, рассуждать, выполнять умственные операции.
В ходе занятий дети получают устойчивые знания, умения и навыки, поэтому к концу учебного года дети будут знать:
- отличительные признаки геометрических фигур (квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, ромб, трапеция, овал);
- нестандартные методы решения различных математических задач.
Будут уметь:
- различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
- использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
- ориентироваться в пространстве и на плоскости;
- сравнивать предметы по длине, высоте, толщине, цвету, форме;
- различать основные цвета и их оттенки;
- считать в пределах 10, устанавливать равенство и неравенство двух групп предметов;
- ориентироваться в пространстве (слева, справа, вверху, внизу, на, под, рядом, сбоку)
- составлять целое из частей;
- следовать инструкциям и работать по схемам.
Занятие №l
Диагностика
1. Знакомство. Игра «Передай мяч»
2. Диагностика
1. Геометрические фигуры. 1 и2 можно вместе
2. Цвет.
3. Счет.
4. Цифры. Педагог раздает детям цифры от 1-10.
5. Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет образно-логического мышления
6. Логическое мышление
1. Геометрические фигуры. 1 и2 можно вместе «Эталонные фигуры «Ларчик ковролин».
Каждый ребенок берет по фигуре, которую назвала педагог: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник.
2. Цвет.
Дети сидят вокруг стола. Посередине стола коробочка с эталонными фигурами.
- Сегодня в гости к нам пришли геометрические фигуры. Давайте с ними поиграем. Возьмите зеленые треугольники… Дети выбирают фигуры по цвету, которые называет педагог
2 вариант: «Назови фигуру».
Дети работают за столами. У каждого ребёнка карточки с изображением геометрических фигур. Ориентировка на листе.
- Как называется геометрическая фигура, расположенная в правом верхнем углу?
- Какого цвета?
- Как называется геометрическая фигура, расположенная в левом углу?
- Какого цвета?
- Найди синюю геометрическую фигуру;
- Как она называется?
- В каком углу она расположена?
- Назови геометрическую фигуру, расположенную в центре;
- Какого она цвета?
3. Счет.
- В фиолетовом лесу наступила осень. Откуда мы узнаем‚ что наступила осень, /ответы детей. и вдруг подул сильный ветер и разбросал все листья по лесу. Дети по одному подходят к фиолетовому лесу и собирают лепесточки, по заданию педагога.
4. Цифры. Педагог раздает детям цифры от1 -10.
- ребята, покажите мне цифру 1.....10
После каждой игры педагог записывает данные в таблицу.
5. Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет образно-логического мышления
Цель: Исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Оборудование: Картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний.
На каждой из этих картинок один из четырех изображенных предметов лишний. Педагог предлагает ребенку внимательно посмотреть на картинки и определить, какой предмет и почему является лишним.
На решение задачи отводится 3 мин. Картинки можно предъявлять по одной.
Анализ результатов
10 баллов — ребенок решил задачу меньше чем за 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними;
8—9 баллов — ребенок правильно решил задачу за время от 1 до 1,5 мин;
6—7 баллов — ребенок справился с задачей за 1,5—2 мин;
4—5 баллов — ребенок решил задачу за 2—2,5 мин;
2—3 балла — ребенок решил задачу за 2,5—23 мин;
0— 1 балл — ребенок за 3 мин не справился с заданием.
Выводы об уровне развития:
— очень высокий — 10 баллов;
— высокий — 8—9 баллов;
— средний — 4—7 баллов;
— низкий — 2—3 балла;
— очень низкий — 0—1 балл.
6. Логическое мышление.
Цель методики: оценивание элементарных образных представлений ребенка об
окружающем мире и о логических связях И отношениях, существующими между
некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.
Материал: картинка с изображением довольно нелепых ситуаций с животными, на дереве свинья ‚ рыба, кот...
Суть методики: ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания:
«Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или
неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен |будешь сказать, как на самом деле должно быть».
Примечание: Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами.
Оценка результатов:
10 баллов | (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке `нелепиц, успел: удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. |
8—9 баллов | ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 1 — 3 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. |
6-7 баллов | ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но 3 — 4 из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. |
4—5 баллов | баллов ребенок заметил все имеющиеся | нелепицы, | но 5-7не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть |
2 —3 баллов | балла за отведенное время ребенок не успел заметить 1-4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло |
0-1 балл | за отведенное время ребенок — успел — обнаружить меньше 4 из 7 имеющихся нелепиц. |
Замечание: 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.
Выводы об уровне развития:
10 баллов — очень высокий
8-9 баллов высокий |
4-7 баллов средний
2-3 балла | низкий
0-1 балл — очень низкий.
Перспективный план работы
Кружок проводится 2 раза в неделю.
Дата | № занятия | Содержание |
07.10.25 | Занятие №l | Диагностика: 1. Геометрические фигуры. 1 и2 можно вместе 2. Цвет. 3. Счет. 4. Цифры. Педагог раздает детям цифры от 1-10. 5. Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет образно-логического мышления 6. Логическое мышление |
09.10.25 | Занятие №2 | «Счет» «Цифра 1 и2» «Найди цифру 1,2» Интерактивная игра «Адалин» |
14.10.25 | Занятие № 3 | «Найди цифру 3» Игра «Назови по имени» Материал: малыш Гео «Осень в Фиолетовом лесу» «Горячее-холодное» Интерактивная игра «Адалин» |
16.10.25 | Занятие №4 | «Мой любимый фрукт» «Пара» «Одинаковое – разное» Интерактивная игра «Адалин» |
21.10.25 | Занятие №5 | «Мой любимый фрукт» «Цифра 4» «Пересчитай предметы» «Цифры 3 и 4» Интерактивная игра «Адалин» |
23.10.25 | Занятие №6 | «Моя любимая игрушка» «Ванька - Встань-ка» «Корректурная проба» «Съедобное - несъедобное» Интерактивная игра «Адалин» |
28.10.25 | Занятие №7 | «Моя любимая игрушка» «Найди варианты» Интерактивная игра «Адалин» |
30.10.25 | Занятие №8 | «Волшебники» «4-лишний» «Обобщение» Интерактивная игра «Адалин» |
06.11.25 | Занятие №9 | «Назови слова...» Игра «На что это похоже?» «Столько же» «Найди отличие» Интерактивная игра «Адалин |
07.11.25 | Занятие №10 | «Математические задачи» «Наведи порядок» лото «Хлопни-топни» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
11.11.25 | Занятие №11 | «Логические концовки» «Цифра 5» «Как это можно использовать?» «Хлопни-топни» Интерактивная игра «Адалин» |
18.11.25 | Занятие №12 | «Полезно - вредно» «Говори правильно» «Мяч» Интерактивная игра «Адалин» |
20.11.25 | Занятие №13 | «Сравнение» «Дорисуй» Интерактивная игра «Адалин» |
25.11.25 | Занятие №14 | «Подбери признаки» «Хлопни, топни» Интерактивная игра «Адалин» |
27.11.25 | Занятие №15 | «Загадки – шутки» «Колраблики» «Вопрос-ответ» Интерактивная игра «Адалин» |
02.12.25 | Занятие №16 | «Мой любимый фрукт» «Заполни клетку» «Что я загадала?» «Паровозик» «Волшебные фигуры» Интерактивная игра «Адалин» |
04.12.25 | Занятие №17 | «Повтори движение» «Вспомни быстрее» Игры со счетными палочками «Волшебные фигуры» Интерактивная игра «Адалин» |
09.12.25 | Занятие №18 | «Назови» «Все, что летает» «Классики» «Поиск недостающего предмета» Интерактивная игра «Адалин» |
11.12.25 | Занятие №19 | «Что бывает..» «Цифра 6» «Поиск недостающей фигуры» «Потеряшка» Интерактивная игра «Адалин» |
16.12.25 | Занятие №20 | «Отгадай» «Веселый рассказ» «Счетные палочки» «Поиск недостающей фигуры» Интерактивная игра «Адалин» |
18.12.25 | Занятие №21 | «Вопросы» «Сравни» «Кто первый» «Поиск недостающей фигуры» Интерактивная игра «Адалин» |
20.01.26 | Занятие №22 | «Мой любимая еда» «Паровозики цифр» «Логическая задачи» «Поиск недостающей фигуры» Интерактивная игра «Адалин» |
22.01.26 | Занятие №23 | «Угадай-ка» «Игры со счетными палочками» «Продолжи ряд» «Кто первый» Интерактивная игра «Адалин» |
03.02.26 | Занятие №24 | «Найди закономерность и подбери пару к слову» «Игры со счетными палочками» «Цифра 7» «Кто первый» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
05.02.26 | Занятие №25 | «Цифра 8» «Реши задачку» «Посчитай на ощупь» «Классики» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
10.02.26 | Занятие №26 | Подбери «Мяч» «Отрицание» «Цифра 9» «Умозаключение» Интерактивная игра «Адалин» |
12.02.26 | Занятие №27 | «Цифра 10» Подбери «Умозаключение» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
17.02.26 | Занятие №28 | Ответь «Заполни таблицу» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
19.02.26 | Занятие №29 | Разложи по порядку Подумай и реши «Количество и счет» «Классики» Интерактивная игра «Адалин» |
25.02.26 | Занятие №30 | «Мое любимое животное» Подумай «Количество и счет» «Игры со счетными палочками» Интерактивная игра «Адалин» |
26.02.26 | Занятие №31 | «Послушай рассказы и ответь на вопросы» «Найди лишний» «Кто первый» «Игры со счетными палочками» Интерактивная игра «Адалин» |
03.03.26 | Занятие № 32 | «Подумай и реши задачи» «Найди лишнюю фигуру» «Кто первый» Интерактивная игра «Адалин» |
05.03.26 | Занятие № 33 | «Прочитай веселые стихи» «Найди ошибку» Интерактивная игра «Адалин» |
10.03.26 | Занятие №34 | «Полезно - вредно» «Классики» «Найди ошибку» Интерактивная игра «Адалин» |
12.03.26 | Занятие №35 | Разложи Игра «Посади дерево» «Умозаключение» «Классики» Интерактивная игра «Адалин» |
17.03.26 | Занятие №36 | «Посади дерево» «Найди цветы по адресу» «Умозаключение» Интерактивная игра «Адалин» |
19.03.26 | Занятие №37 | «Мяч» «Умозаключение» «Обобщение» «Кто первый» Интерактивная игра «Адалин» |
24.03.26 | Занятие №38 | «Назови число» «Посчитай на ощупь» «Умозаключение» Интерактивная игра «Адалин» |
26.03.26 | Занятие №39 | «Назови по порядку» «Умозаключение» «Раздели» Интерактивная игра «Адалин» |
07.04.26 | Занятие №40 | «Посчитай на ощупь» «Умозаключение» «Смысловое соотнесение» «Аналогии» Интерактивная игра «Адалин» |
09.04.26 | Занятие №41 | Упражнение «Мой любимый фрукт» Игра «Посади дерево» «Математические задачи» «Продолжи ряд» Интерактивная игра «Адалин» |
14.04.26 | Занятие №42 | Разложи по порядку «Продолжи ряд» «Кто первый» «Квадрат» Интерактивная игра «Адалин» |
16.04.26 | Занятие №42 | Итоговая диагностика: 1. Геометрические фигуры. 1 и2 можно вместе 2. Цвет. 3. Счет. 4. Цифры. Педагог раздает детям цифры от 1-10. 5. Тест «Что здесь лишнее?» для детей 4-6 лет образно-логического мышления 6. Логическое мышление |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Занимательная логика"
Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Рабочая программа кружка « Занимательная логика » направлена на овладение детьми дошкольного возрас...
Программа кружка «Сказочные лабиринты игры» Развивающие игры В.В.Воскобовича 3-4 года
ПРОГРАММА «Сказочные лабиринты игры»Развивающие игры В.В.Воскобовича3-4 года...

Программа кружка "Занимательная логика"
Программа содержит пояснительную записку, содержание работы по темам, календарно-учебный график, методическое обеспечение. Интересна для педагогов дополнительного образования....
Программа кружка "Занимательная логика"
Перед школьным возрастом у детей начинает закладываться понятийное, словесно – логическое мышление. Поэтому для его освоения, роста уровня интеллектуального развития, творчества необходимо: • формир...

Программа кружка «Цветная логика» (Сенсорное развитие. «Блоки Дьенеша»)
Младший дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного развития всех органов и систем организма ребенка, формирования разнообразных умений и поведения малыша. У детей трех лет быстро сове...

Программа по дополнительному образованию (кружок) "Играем, размышляем, познаем!" для детей от 3 до 4 лет
Программа кружка социально-педагогической направленности для детей 3 - 4 года...

программа кружка "Азбука логики"
Цель данной программы – развитие у детей логического мышления, внимания, памяти и умения рассуждать через систематическое знакомство с основами логики в игровой и доступной форме, что способству...
