"Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации". Консультация для педагогов ДОУ
консультация по психологии

Булгакова Валентина Михайловна

Одной из актуальных технологий работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  Сказкотерапия используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Консультация  предназначена для воспитателей и педагогов-психологов ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Чайка»

_______________________________________________________________

652100, Россия, Кемеровская область, Яйский район, пгт.Яя, ул. Пионерская, 5

Сказкотерапия как эффективный метод

формирования личности и ее успешной социализации

Консультация для педагогов ДОУ

Составитель:

Булгакова Валентина Михайловна,

педагог-психолог

Пгт Яя,

2025 г.

Сказкотерапия как эффективный метод

формирования личности и ее успешной социализации

 

(слайд 2) Народные и авторские, волшебные и бытовые, длинные и короткие, легендарные, комические, сатирические, докучные – каких только сказок не придумало человечество с тех пор, как научилось говорить. Что же делает этот жанр таким живучим?

Древнейший инструмент социализации и передачи опыта из поколения в поколение, сказка выросла из глубинных потребностей человеческой натуры: исследовать и понять окружающий мир, надеяться на лучшее и верить в победу добра над злом. С помощью сказки ребенку передается информация об обществе и необходимые морально-этические нормы и правила существования в нем. Сказка пробуждает воображение, вызывает слезы и смех, воспитывает такие нравственные качества, как доброта, искренность, храбрость, верность.

Главное оружие сказки – метафора. Какими бы волшебными ни были герои и приключения, мы знаем, что все сказки о нас, о человеческих чувствах и поступках. Учась «примеривать» сказку на себя, ребенок учится различать добро и зло, бороться с трудностями и страхами и находить ответы на интересующие вопросы. А самая важная цель сказки – развитие эмпатии – способности сопереживать персонажам в горе и в радости. Сказка выводит ребенка из узкого пространства собственных интересов и чувств и взращивает в нем человечность.

(слайд 3) Одной из актуальных технологий работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия.  Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.  

Сказкотерапия используется для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром.

(слайд 4) Она позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями.

Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим инструментом. Знания о мире, о философии жизни испокон веков передавались из уст в уста и переписывались, каждое поколение перечитывало и впитывало их. Сегодня под термином «сказкотерапия» понимается способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека. Именно поэтому сказкотерапию называют воспитательной системой, сообразной духовной природе человека. Многие считают, что сказкотерапия адресована только детям, причем дошкольного возраста. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не имеет границ.

(слайд 5) Значение сказок для социализации и развития личности ребенка сводится к следующим позициям:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, вытекают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-следственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: борьба добра со злом, отрыв от родителей, выбор, взаимопомощь. Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологическую защищенность. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают ребенку стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.

3. Отсутствие конкретики в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче соотносить себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев - все это позволяет детям активно воспринимать и усваивать информацию, содержащуюся в сказках.

(слайд 6)   Направления сказкотерапии:

Появление первых мифов часто объясняется процессом осмысления человеком явлений окружающего мира. В рамках сказкотерапии через сказку осмысляются разнообразные жизненные явления, события жизни, феномены духовного поиска и многое другое.

Концепция сказкотерапии базируется на пяти видах сказок:

  • художественные,
  • дидактические,
  • медитативные,
  • психотерапевтические,
  • психокоррекционные.
             

1. К художественным сказкам относятся те, которые созданы многовековой мудростью народа, и авторские истории. В них сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты.

Народные сказки. Наиболее древние в литературоведении называются мифами. Древнейшая основа мифов и сказок - единство человека и природы, а процессы «мифосложения» и «сказкотворчества» были связаны с принципом «оживотворения». Именно этот принцип используется сегодня в создании новых сказок.

Авторские художественные сказки. Они более трепетны, образны, чем народные. Именно авторские истории расскажут о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.

2. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала. При этом абстрактные символы одушевляются, создается сказочный образ мира. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.

3. Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе лучших моделей взаимоотношений, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Поэтому отличительная особенность медитативных сказок - это отсутствие конфликта и злых героев. Медитативные - позитивные образы медитативных сказок проникают в бессознательное и формируют там "энергетический фундамент личности", компенсируя дефицит эмоционального тепла.

4. Психотерапевтические сказки - сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Они всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют человека с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста. Эти сказки помогают там, где другие психологические техники бессильны; там, где нужно перейти в область философии событий и взаимоотношений. Психотерапевтическая сказка помогает изменить отношение окружающих людей к человеку, увидеть скрытые положительные стороны души.

5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Психокоррекционную сказку допускается просто читать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом, дается возможность побыть наедине с самим собой и подумать.         

В процессе сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, мифы, сказки. Все, что описано метафорой, сказкотерапия может качественно использовать, подбирая каждому соответствующий его интересам жанр.

(слайд 7)   Структура занятий по сказкотерапии:

1. Ритуал «погружения» в сказку. Создается настроение для совместной работы - прослушивание сказочных мелодий или медитация по переходу в сказочный мир.

2. Знакомство со сказкой. Происходит чтение, либо прослушивание аудиозаписи.

3. Обсуждение. Ведущий задаёт вопросы, связанные с главным героем и сюжетом всего рассказа. Обязательно определяется ценность сказки, чему она может научить детей.

4. Арт-терапевтическая работа. Рисование героев или самого интересного момента сказки.

5. Ритуал «выхода» из сказки. Например, закрыть глаза и вместе сосчитать до 3-х, на счёт «три» перенестись из мира волшебства в комнату.

6. Подведение итогов. По ответам на поставленные вопросы педагог интерпретирует личность каждого участника. По завершению он доносит свои выводы до них, делая это индивидуально или при всей группе.

(слайд 8)   Методы сказкотерапии:

  • Рассказ и создание сказок ребёнком. Когда ребёнок сочиняет сказку, он открывает свой внутренний мир. Иногда именно в сюжете проявляется то, что он не может сказать напрямую.
  • Игровые техники и ролевые игры. Совместное проигрывание сюжета, смена ролей, театрализация — всё это помогает понять себя и других. Важно, что ребёнок говорит не от себя, а через куклу или персонажа, что облегчает выражение эмоций.
  • Арт-сказкотерапия: рисование, куклы, театр теней. Рисунки, театры теней, фигурки из пластилина помогают «увидеть» чувства и смыслы.
  • Сказки на песке. Обсуждение и проигрывание сказок на песке является важным закрепляющим фактором, расслабляет  и успокаивает ребенка, снимает напряжение при обсуждении проблемной ситуации. 
  • Анализ сказки. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить её сюжет по заданным вопросам.
  • Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций.

(слайд 9)   Алгоритм сочинения сказки:

В любой сказке присутствуют следующие элементы: герой, герои, сюжет, конфликт, развязка, поэтому сюжетная линия может быть и такой:

1. Для начала мы должны выбрать героя сказки (Это может быть человек, может быть представитель животного или растительного мира, вымышленный персонаж)

2. Затем придумываем начало сказки (Жил-был…, или в некотором царстве, в некотором государстве…..)

3. Далее мы даем более подробную характеристику герою (Наделяем его характером, темпераментом)

4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом (Однажды Змей Горыныч похитил Василису Прекрасную)

5. Описываем реакцию героя на случившееся (Василиса заплакала …)

6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему.

7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение. Допускается появление героев-помощников.

8. Завершающий шаг - сказочная развязка (герой получает награду и сказка приобретает счастливое завершение)

(слайд 10)   Какие качества развивает использование сказкотерапии у ребенка:

• активность - от эмоциональной разрядки, самовыражение в речевом действии;

• самостоятельность – от поиска средств выразительности, проблемных ситуациях сказки, поиску способов самовыражения в речи и движении;

• творчество - от подражания в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;

• эмоциональность - от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;

• произвольность - от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;

• связную речь - от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.

Благодаря сказкотерапии у ребенка формируется творческое отношение к жизни, она помогает увидеть многообразие способов достижения цели, развивает скрытые способности к решению жизненных задач, появляется уверенность в своих силах, так же ребенок освобождается от негативных эмоций, ориентируется в окружающей обстановке, осознает свои сильные и слабые стороны, развивается самооценка и самоконтроль.

Сказка как ничто другое помогает воспитать самостоятельную и здоровую личность, а также формирует основы правильного поведения, навыки общения, то есть имеет важнейшее социальное значение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации» МБДОУ « Яйский детский сад «Чайка» Пгт Яя , 2025

Слайд 2

Воспитательная значимость сказки при поддержании позитивной социализации дошкольников ФГОС устанавливает основные принципы дошкольного образования (п.1.4): п риобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи и общества (п.1.4.6); у чёт этнокультурной ситуации развития детей (п.1.4.9). ФГОС определяет задачи (п.1.6): о бъединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества (п.1.6.5); ф ормирование общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных качеств, самостоятельности и ответственности ребёнка (п.1.6.6).

Слайд 3

Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева — доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, психотерапевт, автор книг по личностному развитию и достижению жизненного успеха. Сказкотерапия – это процесс образования связей между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Слайд 4

Некоторые задачи сказкотерапии в ДОУ: п омощь в адаптации в новом коллективе, навыки взаимодействия с другими людьми одного с ним возраста или старше/младше ; р азвитие представлений о внутреннем мире ребенка, умения понимать себя и окружающих; ф ормирование навыка осознавать свои эмоции и выражать их конструктивно общепринятыми действиями или словами; р азвитие интереса к собственному «Я», формирование адекватной самооценки; з накомство с социальными нормами взаимоотношений и реакций на те или иные ситуации.

Слайд 5

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. 2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизненным опытом многих поколений. 3. Отсутствие конкретики в имени главного героя и месте сказочного события. 4. Ореол тайны и волшебства, интригующий сюжет, неожиданное превращение героев Значение сказок для социализации и развития личности ребенка сводится к следующим позициям:

Слайд 6

Концепция сказкотерапии базируется на пяти видах сказок: 1.Художественные. 2.Д идактические. 3.М едитативные . 4.П сихотерапевтические . 5.Психокоррекционные.

Слайд 7

Структура занятий в рамках сказкотерапии: 1.Ритуал «погружения» в сказку. 2. Знакомство со сказкой. 3. Обсуждение. 4.Арт-терапевтическая работа. 5.Ритуал «выхода» из сказки. 6. Подведение итогов.

Слайд 8

Методы сказкотерапии: Рассказ и создание сказок ребёнком. Игровые техники и ролевые игры. Арт-сказкотерапия: рисование, куклы, театр теней. Сказки на песке. Анализ сказки.

Слайд 9

Алгоритм сочинения сказки: 1. Для начала мы должны выбрать героя сказки. 2. Затем придумываем начало сказки. 3. Далее мы даем более подробную характеристику герою. 4. Затем сталкиваем героя с проблемой, трудностью, конфликтом. 5. Описываем реакцию героя на случившееся. 6. Далее наш герой начинает искать выход из ситуации, пробует решить свою проблему. 7. В итоге Герой должен справиться с ситуацией, найти верное решение. 8. Завершающий шаг – сказочная развязка.

Слайд 10

К ачества, которые развивает использование сказкотерапии: • активность; • самостоятельность; • творчество; • эмоциональность; • произвольность; • связную речь .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Создание положительного имиджа ДОО как одно из условий ее успешного функционирования" Консультация для педагогов

Консультация для педагогов "Создание положительного имиджа ДОО как одно из условий ее успешного функционирования"Тема консультации  посвящена создание и работа над  положительным имиджем дош...

Развитие коммуникативных способностей как условие успешной социализации личности

Социализация является важным условием полноценного и гармоничного развития ребенка. Уже с самого момента рождения малыш является социальным существом, требующим для удовлетворения своих потребностей у...

ГМО - "Творческая деятельность воспитанников в ДОУ - важное условие успешной социализации личности"

Родители, педагоги как никогда раньше обеспокоины тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, успешным. В этом сложном процессе становления человека ...

Конспект сюжетно – ролевой игры: «Открываем кафе «Вкусняшка» для открытого показа на городском методическом объединении по теме: «Игровая деятельность как условие успешной социализации дошкольников» для педагогов дошкольных образовательных учреждени

Конспект сюжетно – ролевой игры:«Открываем кафе «Вкусняшка»для открытого показа на городском методическом объединениипо теме: «Игровая деятельность как условие успешной с...

Консультация "Сказкотерапия как эффективный метод формирования личности и ее успешной социализации"

Учась «примеривать» сказку на себя, ребенок учится различать добро и зло, бороться с трудностями и страхами и находить ответы на интересующие вопросы. А самая важная цель сказки – ра...

Консультация «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ

laquo;Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»....