Социализация как основа социального развития детей раннего возраста
статья по психологии

Кошелькова Валерия Евгеньевна

Социализация детей раннего возраста представляет собой фундаментальный процесс, определяющий формирование их личности, мировоззрения и взаимодействия с окружающим миром. В этот период ребенок активно осваивает первые социальные нормы, правила поведения и формирует базовые навыки общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация как основа социального развития детей раннего возраста  

        Социализация детей раннего возраста представляет собой фундаментальный процесс, определяющий формирование их личности, мировоззрения и взаимодействия с окружающим миром. В этот период ребенок активно осваивает первые социальные нормы, правила поведения и формирует базовые навыки общения. Семья, как первичный институт социализации, играет ключевую роль в этом процессе, закладывая основу для дальнейшего развития. Однако на ранних этапах жизни не менее важны и другие источники социализации, такие как сверстники, воспитатели, а также культурная среда, в которой ребенок растет. Понимание механизмов ранней социализации позволяет педагогам и родителям создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка, учитывая его индивидуальные особенности и потребности.

        В последние десятилетия исследователи разных теоретических школ подчеркивают значимость социального опыта маленьких детей для их психологического здоровья и гармоничного развития. Социализация в раннем возрасте представляет собой процесс, в котором ребенок уваивает социальные нормы и образцы поведения, первоначально существующие во внешнем мире. В теории Л.С. Выготского подчеркивается, что все высшие психические функции формируются сначала в социальном контексте, а затем становятся внутренними свойствами личности. Это означает, что ранний социальный опыт ребенка, включая взаимодействие с взрослыми и сверстниками, играет огромную роль в развитии его личности и формирования базовых ценностей [7].

         Как отмечают Т.В. Ермолова и М.С. Кирюшкина, процессы социализации в раннем детстве связаны с формированием чувствительности к социальным ожиданиям, что выступает критерием готовности ребенка к продуктивному общению вне семейного круга. Эта способность помогает детям адаптироваться к новым условиям, что особенно важно при поступлении в детский сад [13].

        Проблема социального развития детей дошкольного возраста очень актуальна, т. к. основной установкой Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывая тем самым возможности позитивной социализации дошкольника. Социализация детей раннего возраста довольно длительный и многоплановый процесс. При более успешном протекании адаптационного процесса ребёнок пытается принимать на себя определённую роль, отображаемую обществом и постепенно, шаг за шагом приобретает опыт поведения в соответствии с требованиями социума. В педагогике такие особенности называются факторами социализации.

        По мнению Л.И. Божович, социализация в раннем возрасте особенно значима, так как именно в этот период закладываются основы личности и мотивов поведения. Она отмечала, что ранний возраст – это критический период для формирования самосознания и эмоционально-волевой регуляции поведения. В этом возрасте дети начинают усваивать социальные ожидания, учатся соотносить свои действия с реакциями окружающих, что становится базой для их дальнейшего личностного развития [3].

        Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Одним из ключевых аспектов развития в раннем возрасте является социоцентрированное поведение, которое проявляется в стремлении ребенка соответствовать ожиданиям окружающих, вовлекаться в коллективную деятельность и соблюдать принятые нормы. Исследования показывают, что дети, которые с раннего возраста проявляют инициативу в коммуникации со сверстниками и взрослыми, легче адаптируются к образовательным учреждениям, реже испытывают стресс и демонстрируют более высокий уровень социальной компетентности [13].  Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Следовательно, все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир “взрослых” предметов, преобладают мотивы сотрудничества. Взрослый становится для ребёнка образцом человеческих действий с предметами. Теперь необходимо соучастие взрослого, одновременная практическая деятельность вместе с ним, выполнение одного и того же дела. В ходе такого сотрудничества ребёнок одновременно получает и внимание взрослого, и его участие в действиях ребёнка и, главное — новые, адекватные способы действия с предметами [27].

        Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить [10].

        Развитие социальных эмоций играет ключевую роль в социализации ребенка. А.Л. Венгер отмечал, что уже в раннем возрасте дети проявляют сложные формы социального реагирования, включая сочувствие, привязанность, подражание и эмпатию. Исследование показали, что дети, обладающие развитой социальной чувствительностью, лучше адаптируются в коллективе и быстрее осваивают принятые в обществе нормы поведения [6].

        Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап социализации ребёнка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений [22].

        Российский психолог Р.С. Немов считал, что «социализация – это процесс и результат усвоения ребёнком социального опыта», а следовательно, в период адаптации малыш становится культурным, воспитанным и образованным членом общества [11].

        В период раннего возраста социальная ситуация развития характеризуется переходом от совместной деятельности с взрослым к постепенному выделению собственного «Я» и зарождению инициативного поведения ребёнка. Взрослый при этом остаётся центральной фигурой в социализации, выступая как носитель социального опыта и образец для подражания.

Игра в раннем возрасте носит предметно-манипулятивный характер, но уже содержит элементы ролевого поведения. Через подражание взрослым и использование предметов-заместителей ребёнок начинает осваивать социальные действия: кормит куклу, «укладывает» игрушку спать, имитирует разговор по телефону. Эти игровые действия отражают формирование первых ролевых представлений и зарождение социального поведения.

Хотя полноценная сюжетно-ролевая игра формируется только в дошкольном возрасте, именно в раннем детстве закладываются её основы. Ребёнок стремится быть «как взрослый», овладевает простейшими нормами поведения, учится проявлять внимание к другому и реагировать на элементарные правила взаимодействия [28].

Согласно данных экспериментальных исследований, проведенных в Московском государственном психолого-педагогическом университете, дети, которые в раннем возрасте активно участвуют в совместных игровых взаимодействиях со сверстниками, показывают более выраженные формы просоциального поведения. Это включает такие навыки, как сочувствие, помощь, следование групповым правилам и инициативность в общении [13]. Такие формы поведения формируются не случайно, а в результате осознанной социализации в группе. Постепенно расширяется круг значимых лиц для ребёнка, в который начинают входить сверстники как партнёры по игре [27].

        Эмоциональная жизнь у детей начинает формироваться в раннем возрасте и во многом определяется будущими социальными условиями. Отрыв от дома и родных при поступлении в детский сад, знакомство с незнакомыми для ребёнка людьми может стать для него серьёзной психологической травмой. Для того, чтобы избежать психологической травмы в период адаптации необходимо проникнуть маленький мир ребёнка и содействовать более комфортному, без травматичному привыканию ребёнка к новым социальным условиям [11].

        Исследования показывают, что дети, обладающие опытом до поступления в детский сад, легче проходят адаптацию и быстрее интегрируются в новые условия. В исследованиях Т.В. Ермоловой и М.С. Кирюшкиной подчеркивается, что процесс адаптации ребенка к детскому саду зависит от уровня его социальной компетентности и предшествующего опыта взаимодействия со сверстниками. Дети, которые ранее посещали развивающие группы, участвовали в коллективных играх и имели позитивный опыт общения со взрослыми, адаптируются значительно быстрее и реже демонстрируют признаки дезадаптации, такие как тревожность, агрессивность или избегание контактов [13]. Таким образом, подготовка ребенка к поступлению в детский сад должна включать активное развитие его коммуникативных и поведенческих навыков.

        Обратимся к учению отечественных исследователей, занимавшихся проблемами адаптации детей раннего возраста и особенностями социализации детей Н.М. Аксарина [1], Н.Д. Ватутина [5], Р.В. Тонкова-Ямпольская, они выделяли всю сложность процесса адаптации и важность правильной его организации для более успешного решения всех вопросов всестороннего развития личности ребёнка. В основе адаптационной деятельности заложен принцип триединого представления о здоровье: единства физического, психического и духовно-нравственного здоровья.

        Важнейшей задачей социализации детей раннего возраста является обеспечение гармоничного перехода от домашней среды к социального окружению. Именно в этот период ребенок сталкивается с первыми сложностями адаптации: новым режимом, расширением круга общения, необходимостью взаимодействия со сверстниками и взрослыми вне семьи. Поступление в дошкольное учреждение становится ключевым этапом в процессе социализации, где основным видом деятельности выступает игра. Игровая деятельность не только помогает ребенку освоить нормы и правила поведения, но и способствует развитию эмоциональной устойчивости, навыков коммуникации и сотрудничества. Благодаря игре ребенок учится выражать свои эмоции, понимать других, находить общие интересы и решать конфликты, что крайне важно для его социального развития. Особое внимание в период адаптации следует уделять эмоциональной поддержке ребенка. Участие педагога и родителей в совместных играх, создание благоприятной атмосферы и мягкое введение в коллектив способствуют снижению уровня тревожности и формированию доверия к окружающим.

        Таким образом, социализация детей раннего возраста представляет собой сложный, но крайне важный процесс, который закладывает основу для их дальнейшего успешного взаимодействия с обществом. Грамотно организованная адаптация, опирающаяся на игру как ведущий вид деятельности, позволяет создать условия для гармоничного личностного развития каждого ребенка. Так, социализация в раннем возрасте – это не только процесс усвоения социальных норм, но и формирование способности ребенка осознанно взаимодействовать с окружающими, выражать свои эмоции и учитывать эмоциональное состояние других. Вклад научных школ Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгера позволяет глубже понять механизмы этого процесса и разработать эффективнее стратегии педагогического сопровождения детей в раннем возрасте. Осознанное включение игровых форм взаимодействия, создание комфортной социальной среды и развитие у детей эмоциональной отзывчивости является залогом успешной адаптации и дальнейшего благополучного развития личности.  Исследования показывают, что раннее развитие социоцентрированного поведения способствует более успешной адаптации к образовательным учреждениям и созданию базы для дальнейшего психологического благополучия. Следовательно, родители и педагоги должны осознанно включать в образовательный процесс механизмы поддержки социальной активности детей, уделяя особое внимание играм, групповым взаимодействиям и моделированию различных социальных ситуаций [13].

        Социализация в раннем возрасте выступает не только как важнейшая составляющая общего развития ребенка, но и как системообразующий фактор, определяющий его дальнейшую адаптацию в обществе, становление личности и эмоционально-поведенческую устойчивость. В ходе теоретического анализа подтверждается мысль, что процесс социализации носит комплексный, многоуровневый характер и охватывает как усвоение норм и правил поведения, так и формирование базового доверия к миру, чувствительности к социальным ожиданиям и способности к сотрудничеству. Социоцентрированное поведение - это социальная активность ребёнка, направленная на взаимодействие с окружающими (взрослыми и сверстниками). Проведенный обзор литературы и теоретических подходов (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эдьконин, А.Л. Венгер и др) демонстрирует, что социоцориентированное поведение не является врожденным или автоматически развивающимся качеством: оно формируется под влиянием социального опыта, качества взаимодействия со значимыми взрослыми, особенностей семейной среды, а также педагогических условий в образовательных организациях. Особенно важна роль игры как ведущего вида деятельности, выступающей средством освоения социальных ролей и формирования поведенческих стратегий.

        Адаптация к условиям дошкольной образовательной организации становится для ребенка первой проверкой его социальной готовности. Здесь на первый план выходит значимость созданной педагогами среды – эмоционально безопасной, насыщенной возможностями для взаимодействия и поддерживающей инициативу ребенка. От того, насколько чутко и грамотно взрослые сопровождают процесс социализации, зависит, перерастет ли он в устойчивые навыки социальной компетентности, или, наоборот, станет источником тревожности и фрустрации.

        Таким образом, на этапе раннего детства социализация должна рассматриваться как приоритетная педагогическая задача, требующая системного подхода, внимательного отношения к индивидуальным особенностям ребенка, а также усилий семьи и педагогов. Только в условиях сотрудничества и уважительного диалога с ребенком возможно формирование у него устойчивых социоцентрированных форм поведения, обеспечивающих успешную интеграцию в общество и закладывающих основу для личностного благополучия в будущем.

        


Список использованной литературы

  1. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. М.: Медицина 2007. С. 304.
  2. Бабаева, Т. И.  Социально-эмоциональное развитие старшего дошкольника : учебник для вузов / Т. И. Бабаева, Л. С. Римашевская. — Москва : Издательство Юрайт, 2025. — 111 с.
  3. Божович Л. И. Избранные психологические труды. М., 1995.
  4. Валитова, И. Е. Клинико-психологическая концепция психического дизонтогенеза в раннем возрасте: монография / И. Е. Валитова. – Брест: Брест. гос. ун-т им. А. С. Пушкина, 2019. – 298 с.
  5. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение, 1993.
  6. Венгер А. Л. Развитие социальных эмоций у детей 6-7 лет // Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. М., 1988.
  7. Водолагина, Л. Ю. Раннее стимулирующее развитие детей. Комплексное сопровождение / авт.-сост. Л. Ю. Водолагина, И. А. Шевцова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 77 с.
  8. Выготский Л. С. Проблема развития // Собр. соч. : в 6 т. Т. 4. М., 1984.
  9. Галигузова Л. Н. Становление отношения к сверстнику в раннем возрасте // Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет / Под ред. Е. О. Смирновой. Москва-Воронеж, 2001.
  10. Громова О.Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром. Методическое пособие / О.Е. Громова. М. : ТЦ Сфера, 2012. 224 с.
  11. Денишева Н.Г. Социализация детей раннего возраста в период адаптации // Материалы МСНК "Студенческий научный форум 2025". – 2021. – № 8. – С. 68-69; URL: https://publish2020.scienceforum.ru/ru/article/view?id=456 (дата обращения: 06.01.2025).
  12. Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: науч.-метод. пособие / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб.: КАРО, 2013. – 336 с.
  13. Ермолова Т. В., Кирюшкина М. С. Связь социоцентрированного поведения детей раннего возраста с особенностями их адаптации к детскому саду // Психолого-педагогические проблемы образования в России. - 2013. №3. – С. 41 – 45.
  14. Запорожец А. В. Основные проблемы онтогенеза психики // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
  15. Иллеш Е. Э., Венгер А. Л. Изменение отношений ребенка со взрослым // Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. М. : Педагогика, 1988.
  16. Кипхард, Эрнст Й. Как развивается ваш ребёнок? Таблицы сенсомоторного и социального развития: От рождения до 4-х лет / Эрнст Й. Кипхард; [пер. с нем. Л. В. Хариной]. – М.: Теревинф, 2019. – 112 с.
  17. Комисаренко Т. И. О психологической реабилитации детей с нарушениями социальной адаптации. Тверь, 1994.
  18. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  19. Лобунова К.М Роль дополнительного образования в развитии личности учащихся. г. Витебск
  20. Мамайчук, И. И. Помощь психолога ребёнку с задержкой психического развития. Научно-практическое руководство / И. И. Мамайчук, М. Н. Ильина. – СПб: Речь, 2004. – 352 с.
  21. Мастюкова, Е. М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии / Е. М. Мастюкова. – М.: Владос, 1997. – 304 с.
  22. Программа по социально-личностному развитию для дошкольников «Я в мире людей» // инфоурок. URL: https://infourok.ru/programma-po-socialnolichnostnomu-razvitiyu-dlyadoshkolnikov-ya-v-mire-lyudey-2818308.html (Дата обращения: 06.01.2025)
  23. Рубинштейн С. Л. Бытие и создание. М., 1957.
  24. Смирнова Е. О., Ермолова Т. В., Галигузова Л. Н., Мещерякова С. Ю. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. М., 2003.
  25.  Степура, Н. А. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии: учеб. -метод. пособие / Н. А. Степура, Л. Ф. Бурдыко, И. А. Носко, под ред. Н. В. Михалковича. – Мозырь: Белый Ветер, 2007. – 146 с.
  26. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста: учеб. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2
  27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального
  28. Шлегель О.В., Кузьмина О.В., Титова Н.А., Свитальская О.В., Сибуль И.Э. Личностное развитие как цель программы воспитания в детском садике Актуальные проблемы педагогики и психологии 2021. Т.2, № 4.
  29. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М. : Педагогика, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста.

материал для воспитателей по сенсорике, рассматривается опыт работы...

РАЗВИТИЕ СЕНСОРИКИ - ОСНОВА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его знакомства с окружающим миром, общения и освоения общественного опыта...

«Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей раннего возраста».

Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств: у него есть глаза,...

Сенсорное развитие - как основа умственного развития детей раннего возраста

Сенсорное воспитание служит основой познания мира, спешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной мере зависит от уровня сенсорного развития детей.В истории дошкольной пед...

Консультация «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе...

Консультация для воспитателей «Сенсорное воспитание – как основа умственного развития детей раннего возраста»

     Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в п...