Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада.
консультация по психологии

Адаптация к условиям детского сада - сложный период в жизни ребенка. У кого-то она протекает незаметно, а у кого-то с наличием психоэмоциональных, физических проблем. Такие дети нуждаютя в повышенном внимании и устранении возникающих негативных проявлений адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл адаптация дошкольников 24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Елиференко Надежда Владимировна

Педагог-психолог

МБДОУ Детский Сад №19 "Антошка"

г.Белгород

Проблемы адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Адаптация дошкольников к детскому саду — сложный процесс, который может протекать по-разному. Очень часто мы наблюдаем при этом различные проблемы:

  • Психоэмоциональные реакции: повышенная раздражительность, плаксивость, перепады настроения, частые капризы и истерики.
  • Физические проблемы: нарушение графика сна и бодрствования, низкий аппетит, привередливость в еде, откат навыков.
  • Снижение устойчивости к инфекционным заболеваниям — в период адаптации снижается устойчивость к инфекциям.

Условно процесс адаптации детей дошкольного возраста к детскому саду можно разделить на три этапа:

  1. Период дезадаптации — ребёнок находится в состоянии стресса и постоянного напряжения, трудно даётся расставание с родителями.
  2. Период адаптации — ребёнок начинает общаться с воспитателем и другими детьми, участвует в играх, но по-прежнему скучает без родителей и часто спрашивает о них.
  3. Период компенсации — эмоциональный фон стабилизируется, физиологические показатели приходят в норму. Процесс адаптации завершается, ребёнок привыкает к детскому коллективу, воспитателям и новому режиму дня, спокойно отпускает родителей на целый день.

На адаптацию дошкольников влияют различные факторы, например:

  • Состояние здоровья и уровень развития. Хорошо развитый и почти не болеющий ребёнок проще справляется со сложностями социальной адаптации. Тяжелее всего привыкают к детскому саду дети с ограниченными возможностями здоровья или частными простудными и хроническими заболеваниями.
  • Возраст ребёнка — чем младше ребёнок, тем тяжелее протекает адаптационный период, поскольку ещё не окреп иммунитет и повышена потребность в родительской заботе и внимании. Сложнее адаптация происходит у детей до двух лет, после двух лет они легче приспосабливаются к новым условиям
  • Индивидуальные особенности. Дети одной возрастной категории могут вести себя по-разному в период адаптации: одни могут впасть в стрессовое состояние, другие — первые дни внешне не показывать беспокойства, но спустя несколько дней их напряжение выплескивается наружу.
  • Уровень развития умений и навыков — к началу посещения дошкольного учреждения дети должны обладать всеми необходимыми умениями: ходить на горшок, держать ложку, пить из чашки, частично сами одеваться и раздеваться, а также уметь попросить взрослого о помощи.
  • Уровень социализации — в детском саду ребёнку предстоит контактировать с большим количеством детей и взрослых, хорошо, если у него уже есть такой опыт общения. Отсутствие опыта общения со взрослыми и детьми негативно сказывается на адаптации. Особенно страдают дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребёнок, бабушка-ребёнок), ограничен рамками семьи.

Рассмотрим типы адаптации у детей дошкольного возраста :

Лёгкая адаптация к саду, как правило, проходит за 3 — 4 недели и имеет следующие признаки:
- он без слёз и истерик заходит и остаётся в группе, легко прощается и встречает родителей ;
- отзывается на имя, при обращении глядит в глаза педагогам; способен озвучить свою просьбу о помощи и желании ;
- часто первым идёт на контакт с ровесниками, играет рядом с игрушками, общается по поводу игровых действий ;
- способен занять себя игрой, рассматриваем книг на короткий промежуток времени;
- с лёгкостью подстраивается под дневной распорядок жизни сада - кушает, спит, активен на прогулках, в группе и на занятиях;
- адекватно реагирует на просьбы указания, одобрительные или неодобрительные реплики воспитателя;
- рассказывает или показывает в игре дома родителям, как проходил его день, занятия в саду.
В целом поведение ребёнка остаётся неизменным, он весел, активен, интересуется новым, развивается в своём темпе согласно общим нормативам развития.

Затрудненная адаптация /средней тяжести длится от полутора месяцев до трех.
При этом ребёнок почти всегда не хочет расставаться с мамой, плачет, грустит заранее, начинает болеть, демонстрирует выраженные негативные реакции на сад, однако ещё рано говорить о его дезадаптации и неспособности влиться в детский коллектив. Признаки такой затруднённой адаптации:
- с трудом расстаётся с мамой, плачет после разлуки;
- при попытке отвлечь только ненадолго забывает о расставании, не включается в игру, ждёт у кабинки или окна родителей ;
- мало общается со сверстниками и воспитателем, не играет, не выполняет простые просьбы и указания взрослых ;
- с трудом придерживается правил и распорядка жизни сада, избирательно кушает, не спит в садике;
- бурно или не адекватно реагирует на замечания, обижается, плачет;
становится зачинщиком конфликтных ситуаций с другими детьми, ломает игрушки.
Такой тип адаптации может затянуться, осложниться психосоматикой, поведенческими нарушениями, привести к задержке психического развития.

Тяжёлая адаптация / дезадаптация у детей.
Продолжительность трудностей привыкания к саду может составлять от 3 месяцев до нескольких лет. В особо тяжёлых случаях говорят о полной дезадаптации и невозможности посещения дошкольного учреждения, это типичные "несадовские дети". Дети с признаками дезадаптации могут ярко проявлять агрессию и активный протест, разрушительность при посещении сада, в последствии эти, безусловно, сильные личности, склонны к фиксации негативных поведенческих реакциях.

Признаки тяжелой адаптации:
- выраженное нежелание контактировать с ровесниками и взрослыми;
слёзы, истерики, ступор при расставании с родителями в течение долго времени, практически всегда;
- отказ заходить из раздевалки в игровое помещение;
- нежелание играть, принимать пищу, ложиться в кроватку - все вызывает протест, слезы;
- агрессивность либо замкнутость, апатия;
- неадекватное реагирование на обращение к нему воспитателя (слёзы, испуг, реакции ступора ),выраженный регрессии в развитии, возвращение на более ранним стадии психического развития.

Воспитателям важно установить доверительные отношения с детьми, создать в группе тёплую и домашнюю атмосферу, вовлекать детей в групповые и индивидуальные интересные игры. При возникновении сложностей педагог может порекомендовать консультацию психолога.

Рекомендации для родителей

  • Подготовить ребёнка заранее. Рассказывать о детском саде позитивно, но честно: «В садике есть новые друзья, игрушки, воспитатели, которые за тобой будут смотреть». Читать книги о детском саде.
  • Настроить домашний распорядок на детсадовский: подъём, сон, питание. Это поможет избежать шока в первые дни.
  • Поддерживать ребёнка за каждый маленький шаг: «Ты зашёл в группу сам — молодец!». Избегать угроз и наказаний: они усиливают тревогу.
  • Научить малыша навыкам самообслуживания: самостоятельно есть, умываться, посещать туалет.
  • Минимизировать стрессовые факторы — удобная одежда, привычные вещи (любимая игрушка, плед). Не перегружать первые дни новыми занятиями.

Для поддержки адаптации можно использовать, например:

  • Ролевую игру «Детский сад у нас дома» — дома разыгрывать утренние сборы, прощание и игру в группе.
  • Кукольный театр — использовать кукол или мягкие игрушки, чтобы показать уход мамы и возвращение.
  • Изучение эмоций — рисовать вместе эмоции, как ребёнок себя чувствует утром и вечером, говорить о чувствах: грусть, радость, страх, удивление.
  • Мини-сюрпризы — оставлять ребёнку небольшую открытку или игрушку в группе, чтобы дать ощущение «маминой поддержки».

Важно помнить: у каждого ребёнка свой темп адаптации — некоторые дети привыкнут за 2–3 дня, а другим может потребоваться месяц. Если спустя месяц ребёнок постоянно плачет и не идёт в сад, проявляет сильную агрессию или тревожность, имеет нарушения сна или аппетита, стоит обратиться к педагогу-психологу или детскому психотерапевту для индивидуальной поддержки.

Список литературы:

  1. Аванесова В. Н. Обучение самых маленьких в детском саду. — М.: Просвещение, 2005.
  2. Аксарина М. Н. Воспитание детей раннего возраста. — М.: Медицина, 2007.
  3. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. — Воронеж: Учитель, 2006.
  4. Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. — М.: Просвещение, 2003.
  5. Волков Б. С., Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. — М.: Педобщество, 2003.
  6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация ребёнка в детском саду: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. — Москва: Академия, 2008.
  7. Найбауэр А. В. Создание условий адаптации детей раннего возраста к детскому саду. — Москва: Сфера, 2013.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада"

Адаптация – это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям. С поступлением ребёнка в дошкольное образовательное учреждение  в его жизни происходят ряд серьёзных изменений: безукориз...

Проблема адаптации дошкольников к условиям детского сада.

Адаптация – это самый сложный период в жизни маленького ребенка, поступившего в ДОУ. С поступлением ребенка в дошкольное образовательное   учреждение  в его жизни происходит ряд с...

«Проблема адаптации детей к условиям детского сада. Осуществление работы с детьми в адаптационный период в условиях ДОУ»

В презентации раскрывается сущность понятия "адаптация", а также описываются приемы работы с детьми в период адаптации к ДОУ....