Личностная и коммуникативная компетенции современного дошкольника
презентация по психологии
Рассматривается значимость развития личностнойи коммуникативной компетенции в дошкольном возрасте.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 295.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ВВЕДЕНИЕ Одним из основных условий и факторов успешной социализации детей в детском саду и подготовки к обучению в школе является формирование коммуникативной и моральной компетентности в пространстве взаимодействия ребенка со сверстниками и со взрослыми. Современное начальное школьное образование в условиях реализации ФГОС нового поколения ставит перед педагогами задачу личностного, социально‑нравственного и духовного развития ребенка , ориентируя на формирование коммуникативной компетентности, нравственных чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание другим людям, развитие навыков сотрудничества и гражданской позиции.
Определение понятий В исследованиях М. И. Лисиной, Е. О. Смирновой общение определяется как особый вид деятельности ( коммуникативной деятельности ), имеющий свои специфические структурные компоненты: потребности, предмет, мотивы и средства . Общение влияет на развитие всех сторон психического развития. Прежде всего, общение влияет на развитие познавательной сферы (развитие высших психических функций), на эмоциональное благополучие человека и на познание себя и познание законов взаимоотношения между людьми. Если значение общения в познавательной и эмоциональной сфере с возрастом убывает, то общение в процессе познания себя и социальной действительности на протяжении жизни не теряет своего значения.
Значение общения в психическом развитии В рамках культурно‑исторической концепции Л. С. Выготского общение рассматривается как одно из необходимых условий формирования высших психических функций . Согласно закону формирования высших психических функций человек рождается с натуральной психикой, отличительными чертами которой является непосредственность, неосознанность, непроизвольность. Высшие психические функции, которые отличаются произвольностью, осознанностью, опосредованностью формируются в результате присвоения культурно‑исторического опыта и проходят два этапа. Первый этап. Первый раз, с точки зрения Л. С. Выготского, ВПФ появляются в плане взаимодействия взрослого и ребенка, то есть в плане общения. Взрослый является носителем культурно‑исторического опыта. Второй этап. Второй раз ВПФ появляются в плане внутреннем, то есть становятся частью сознания человека. Общение, по мнению Л. С. Выготского, предполагает не только воздействия взрослого как носителя знаковой функции, но и отношение ребенка к окружающей действительности.
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ Л. С. Выготский определяет систему значимых отношений ребенка с окружающей действительностью на каждом возрастном этапе как социальную ситуацию развития . В каждом возрастном периоде, считает Л. С. Выготский, складывается своя особая социальная ситуация развития, которая, по его мнению, и определяет характер общения и взаимодействия ребенка со взрослым. Таким образом, общение рассматривается как необходимое условие развития познавательной сферы (Л. С. Выготский, М. И. Лисина, Ж. Пиаже и другие).
структура коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность – умение эффективно общаться, система внутренних ресурсов, необходимых для достижения эффективного общения в определенном круге ситуаций (Куницына В. Н.). Компетентность , в современной психологии понимается как сочетание знаний, опыта и способностей человека ( Цукерман Г. А.). Коммуникативная компетентность , в отличие от коммуникативных умений и навыков (те качества, которым можно научить, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей), предполагает наличие качеств, которые позволяют человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения его собственных целей общения
формирование коммуникативной компетентности Коммуникативная компетентность формируется исключительно в процессе реального взаимодействия, совместной деятельности со сверстниками. В результате исследования особенностей общения детей старшего дошкольного возраста, нами было доказано, что результат социализации, успешность общения в группе сверстников определяется не внутренними и внешними особенностями напрямую, а опосредован самим процессом протекания реального общения и взаимодействия. То есть, успешность ребенка в общении со сверстниками зависит от процесса конструирования социальной реальности: активности, чувствительности к партнеру. С нашей точки зрения, коммуникативная компетентность в процессе реального общения проявляется в способности ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и другие) , направленности на другого, чувствительности к сверстнику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетенции у дошкольников с речевыми нарушениями
В данной статье дан сравнительный анализ формирования языковой и коммуникативной компетентности дошкольников...

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.
В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению ...
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» по теме: «Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников»
ОглавлениеI. Вводная часть ...

«Развитие коммуникативных компетенций у дошкольников через организацию театрализованной деятельности».
Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети. И она является средством развития коммуникативных способностей у детей....
Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

Роль педагога дополнительного образования в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников.
Статья : Роль педагога дополнительного образования по хореографии в развитии комуникативной компетенции старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12312422","attributes":{...

Формирование коммуникативных компетенции у дошкольников с ОВЗ посредством игровой деятельности
Выступление на городском круглом столе....