Роль педагога дополнительного образования в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников.
статья на тему

Ондрак Елена Сергеевна

Статья : Роль педагога дополнительного образования по хореографии в развитии комуникативной компетенции старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Роль педагога дополнительного образования по хореографии в развитии коммуникативной компетенции старших дошкольников.

Самая главная формула успеха — знание,

 как обращаться с людьми.

Теодор Рузвельт

Согласно новым требованиям ФГОС в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

В детский сад поступают дети с разным уровнем развития коммуникативных навыков.  Некоторые из них не имеют опыта общения (или он малозначимый) со сверстниками. В ряде исследований убедительно показано, что в дошкольном возрасте происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети уже в 4-5 лет становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие - не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее коммуникабельных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Ведь именно те дети, которые уверенны в себе, свободно могут общаться с окружающими их людьми. Общение со сверстниками происходит в различных видах деятельности детей, в том числе и в совместной деятельности по хореографии. Особым потенциалом для развития навыков невербального общения является танец. В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. В педагогике музыкального образования вопросами, связанными с использованием элементов невербального общения в танцах, занимались А. И. Буренина, Л. В. Виноградов, Й. Вуйтак, В. А. Жилин, В. Р. Каневский, К. Орф, А. Остертаг, Е. И. Поплянова, И. Э. Сафарова, Т. Э. Тютюнникова.

 Й. Вуйтак считал, что танец является социальной деятельностью, поэтому он способствует социализации детей. Все авторы, рассматривавшие те или иные пути введения детей в танцевальное творчество, отмечали: в этом процессе у детей развиваются определенные коммуникативные умения, необходимые для общения друг с другом, взрослым.

Танец – самый древний и красивый способ общения, способ самовыражения. Помимо «спортивной» функции- развития и понимания тела, приобретении пластики и грации, танец несет в себе коммуникативную и психологическую функцию. Как жест и мимика- танец-это выражение чувств и эмоции. Причем выражение это происходит не совестно, т.е. не рациональным способом, а инстинктивно- телесно. Поэтому язык танца универсален, в нем нет рамок. Каждое танцевальное движение несет в себе смысловую нагрузку- определенный код. Этот код-отношение танцующего к музыке, к тому, что он «играет» танцем.

Разные виды коммуникации на хореографии  Очевидно, поэтому в методике музыкально-ритмического воспитания детей появился термин «коммуникативный танец», который, по мнению В. А. Жилина, является художественной деятельностью, включающей комплекс определенных танцевальных упражнений, направленных на установление общения между детьми.

 В старшем возрасте трудности также возникают при взаимодействии девочек и мальчиков - многие не хотят вставать в пару. Коммуникативный танец - благодатный вид деятельности в решении проблемы взаимопонимания старших дошкольников со сверстниками, ведь каждый ребенок становится партнером другого.

Несмотря на то, что все авторы подчеркивали такую важную составляющую музыкально-ритмической деятельности детей, как установление положительных отношений средствами невербального общения, коммуникативный танец недостаточно используется в практике дошкольных учреждений. Невербальные средства общения в танце не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание партнеров, но и являются средствами художественной выразительности. Поэтому стало возможным появление в педагогике музыкального образования понятия «коммуникативный танец» (В. А. Жилин, А. И. Буренина, И. Э. Сафарова).

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

 Особое внимание уделяется умению детей ориентироваться в пространстве (движение по кругу, квадрату, диагонали, «змейками»«восьмёрками», парами, тройками, цепочками, со сменой партнёра, направления движения и т. п.). Ребёнок учится соблюдать дистанцию, находить свои тропинки и избегать столкновений. Используются также специальные упражнения на реакцию, сосредоточенность, концентрацию внимания, балансировку, напряжение и расслабление.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения - легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Компоненты коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание, кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или повторяющуюся часть.

Танец способствует визуальному развитию чувства формы: различные части иллюстрируют различное движение. Взаимодействие с другими танцовщиками помогает ребенку ориентироваться в пространстве и выстраивать интересные геометрические образования: движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, мельницу, квадраты, змейки. Разучивая танцы, дети познают себя, сверстников, знакомятся с культурой различных стран и открывают для себя разнообразие национальных характеров и традиций.

Коммуникативные танцы можно использовать в различных формах работы с детьми: на музыкальных занятиях, на праздниках, в свободной деятельности. Ведь их разучивание не занимает много времени, так как танцевальные движения просты и повторяются несколько раз, но обязательно с новым партнером.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

Такой вид деятельности возможен там, где все присутствующие являются не только участниками, но и создателями танцевального действия. Особенно актуально это при проведении совместных праздников и развлечений для детей и их родителей.

Общение и опыт взаимодействия со сверстниками очень важны для процесса развития детей. Коммуникативный танец может стать одним из средств развития навыков общения старших дошкольников.

В своей работе я использую :

-формы (занятия хореографие, ритмической и портерной гимнастики, открытые занятия для родителей и педагогов, игры и развлечения.)

- способы (групповой, подгруппа, индивидуальная работа, работа в паре, тройке)

-Метод (словесное сопровождение, показ лексического материала )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диалог – как средство развития коммуникативной компетенции старших дошкольников.

В презентации рассматриваются вопросы развития диалогоческой речи дошкольников  - задачи по формированию речевых и социально-этических умений детей, их содержание, этапы работы по обучению  ...

Консультация для педагогов «Развитие коммуникативной компетенции ребёнка-дошкольника»

Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание. Каково значение коммуникатив...

Роль сюжетно – ролевой игры в развитии коммуникативных умений старших дошкольников

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, ...

Презентация "Развитие коммуникативной компетенции старших дошкольников посредством использования приемов технологии ТРИЗ" 

В связи с переходом на Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования необходимо научить детей владеть конструктивными способами и средствами  общения – взаимо...

Консультация для педагогов. Игровые технологии в развитии коммуникативных компетенций детей старшего дошкольного возраста.

Мы живем в век технологий, которые активно развивают и облегчают нам во многом жизнь. Гаджеты и компьютерные технологии связаны с нашей повседневной жизнью напрямую. Но не смотря на очевидные плюсы ис...

Развитие коммуникативных компетенций старших дошкольников посредством детского телевидения "Огонек - ТВ"

Данный педагогический опыт может быть использован в дошкольных образовательных учреждениях педагогами, специалистами, педагогами дополнительного образования, родителями для формирования у детей коммун...