сюжетно-ролевая игра в детском саду
материал по теме

Сюжетно-ролевая игра

Вторая младшая  и средняя группы

В игре нет прямой зависимости ребенка от взрослого, в ней он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано.

Наблюдая за игрой детей 3-4лет, замечаешь, что каждый ребенок играет со своей игрушкой. Для совместной игры ребята не объединяются, некоторые вообще не играют, а только наблюдают. Часто возникают конфликты из-за игрушек: многим хочется поиграть с пушистой кошкой, маленьким самосвалом, которых не хватает на всех.

Мы решили объединить детей в совместные игры, выработать доброжелательное отношение друг к другу, умение договариваться, во что и как они будут играть.

   Для объединения детей в совместных играх мы использовали различные приемы. Например, Рома возит грузовую машину, а Эльфан что-то начал строить, беря время от времени детали из строителя. Предлагаю Роме подвозить Эльфану детали, и чтобы быстрее была закончена постройка, подключаю к ней Илью. «Илья помоги, пожалуйста, Эльфану» - прошу я. Игра обретает новый характер, в ней участвует уже группа детей. В конце игры обратила их внимание на то, какую хорошую дорогу для машин построили мальчики. Потом когда дети будут, что-то строить, они будут объединяться.

Еще один пример. Я внесла двух кукол в нарядной одежде и сказала: «К нам пришли гости, давайте угостим их чаем». Девочки довольно охотно откликнулись на это предложение. Тая усадила кукол за стол, поставила чашки с блюдцами, Карина поставила на плиту чайник и разлила куклам чай. К Каролине, которая наблюдала в стороне, я обратилась с просьбой помочь Карине и Таи помыть посуду. Возникла игра с новым сюжетом. Позднее в эту игру дети станут вносить, что-то новое, свое: к примеру, кормить кукол, укладывать их спать, гулять и т.д.

Сюжеты игр развиваются как через самостоятельные, так и через дидактические игры во время занятий. Содержание каждой из них дает конкретные примеры положительного отношения друг к другу, а также  к игрушкам и предметам. Можно провести дидактическую игру «Магазин игрушек», в процессе которой дети будут давать характеристику игрушкам, учиться вежливо, разговаривать с продавцом. У ребят появятся новые знания, опыт, который они успешно применят. Такие игры как: «Уложи куклу спать», «День рождения куклы Тани», «К нам гости пришли», способствуют развитию речи.

Совместная игра доставляет детям большое удовольствие, именно здесь появляются первые ростки дружбы, начинаются первые переживания.

Постепенно нужно учить детей самостоятельно строить сюжет и реализовывать его, используя знания, полученные при наблюдении за окружающей жизнью, слушании сказок, потешек, рассказов. Наблюдения нужно строить так, чтобы в центре находился обязательно человек, осуществляющий трудовую деятельность. Например, наблюдая с детьми работу шофера, няни, врача, обратить внимание на то, что шофер работает на машине и привозит продукты, няня  наводит чистоту в комнатах, накрывает столы, моет посуду, врач лечит детей и    взрослых. Таким образом, внимание детей переключается от игровых действий, связанных с предметом, к игровым действиям, связанным с ролью. Однако одного этого не достаточно для возникновения игры. Нужно показать детям, как использовать полученные знания, какой игровой материал выбрать.

Остановимся на любимой детьми игре в больницу. Сначала их нужно познакомить с книгой К. Чуковского «Айболит», обратить внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате. Затем рассмотреть иллюстрации, изображающие то, как Айболит лечит зверюшек (ставит градусник, дает лекарства).  Дальше побеседовать с детьми о том кто из них был в поликлинике и что там делал. Затем посетит врача в детском саду, посмотреть весы, шкаф, где хранятся лекарства, бинты, вата, коробочки со шприцами и т.д. понаблюдать за работой врача. Объяснить, что врач и медсестра заботятся о здоровье, делают прививки, чтобы никто не болел.

Потом можно перейти к игре. Сказать детям: «Я буду врачом. Приходите ко мне лечить своих кукол-дочек». Заранее в определенном месте приготовить уголок для больницы. Роль врача для первого раза берет на себя взрослый, чтобы формировать деятельность детей, которые учились играть, разговаривая между собой.

Врач. Здравствуйте, садитесь, пожалуйста.

Аделина. Здравствуйте, дочка моя заболела.

Врач. Давайте послушаем вашу дочку. Дыши глубже! Хорошо. Теперь повернись спиной. Дыши.

Дети внимательно наблюдают за действиями врача, слушают, как он разговаривает с больными.

Врач. Ваша дочка простудилась, я выпишу ей лекарства. Она скоро поправится. До свидания.

Аделина. До свидания.

     Все дети приходят на прием со своими любимыми игрушками и зверятами, да же те которые раньше не принимали участия.

В дальнейшем в игру нужно вводить новые атрибуты: банки, шприц, палочки для смазывания царапин. Заинтересовавшись, дети будут активнее включаться в игру. А когда они будут больше знать о профессии врача, провести игру в больницу, роль врача

поручить более активным детям. Чтобы поддерживать интерес к игре, усложнить ее содержание, можно ввести роль - медсестры.

Можно организовать сразу две игры: в семью и в больницу, в детский сад и в больницу.

Большое значение имеет содержание игры, в процессе которой формируется личность ребенка, воспитываются такие качества как доброта, заботливость, вежливость, любовь к труду, уважительное отношение к людям труда.

Сюжетно-ролевые игры открывают большие возможности для воспитания у детей желания и умения трудиться. «Катя у твоей куклы не убрана постель, стряхни простыню, аккуратно заправь одеяло», - говорю я, и девочка принимается за работу, приучаясь в игре выполнять элементарные трудовые действия.

Продуманная обстановка, интересные игрушки, дружное общение с товарищами – все это позволяет ребенку играть с удовольствием, в хорошем настроении. Для воспитания доброжелательных взаимоотношений с детьми рассматривали картины из серии «Мы гуляем». Ребята получали наглядный урок коллективной игры, учились правильному отношению друг к другу.

Ребята постепенно усваивали правильные выражения. Во время игры нужно всегда приходить детям на помощь: выбрать нужные игрушки, место для игры, распределять роли. В результате игра стала  неотъемлемой  частью жизни и деятельности детей, у ребят появились такие качества как активность, уверенность в себе, умение объединяться небольшими группами и, главное,  дружить.

Старший дошкольный возраст

В старшую группу дети приходят с определенным запасом игровых  навыков: умеют, строит план-сюжет, распределять роли, применяя считалки, самостоятельно подготавливать обстановку для игры, хорошо усвоили навыки коллективного общения. Уже ни у кого из детей нет сомнения, что с товарищами играть интереснее, чем одному.  

Объединяются в играх на основе личной симпатии друг к другу и интереса к тем или иным играм, и игровые группировки стают устойчивыми. Игра приносит детям радость и удовлетворение.

Однако наблюдается разобщенность мальчиков и девочек вследствие разной направленности их игровых интересов. Поэтому при руководстве играми детей старшего дошкольного возраста решаются следующие задачи: формирование умения самостоятельно организовываться в группы для общей игры, совместно обдумывать содержание игр, согласовывать свои действия с участниками игры; воспитывать умение самостоятельно и справедливо разрешать споры, привычку помогать товарищам, бережно относиться к их играм, радоваться их успехам.

В этих группах больше используются косвенные приемы  педагогического воздействия: организация предметно-игровой среды, постановку перед детьми проблемных игровых задач в форме вопросов, советов, обсуждение с ними плана игры.  Особое внимание обращается на организационный период игры, в котором заключены большие воспитательные возможности и от которого во многом зависит дальнейшее ее развитие.

Предложить мальчикам сюжетно-ролевую игру «Пароход», несколько дней группа детей т дружно строила его, четко разделив между собой обязанности. Когда пароход был готов, ребята распределили роли капитана, штурмана, радиста и матросов. Но дальше возникли разногласия. Капитан предлагал идти за белыми медведями, штурман хотел плавать по Каме, радист по – Волге; мнения матросов тоже разделились. Каждый предлагал свое, не желая выслушивать предложения товарища, и игра прекратилась. Чтобы сохранить интерес к игре со стороны ее участников, я собрала их вместе и спросила, какой пароход они построили. Обратившись к капитану, уточнила, что пароход пассажирский.  Показала ребятам фотографии пассажирских пароходов, рассказала о рейсах, которые они совершают. Во время беседы у детей складывался план дальнейшей игры: вмести наметили маршрут путешествия, выяснили, какие игрушки надо сделать. Во время беседы я побуждала каждого члена команды высказывать свое мнение. В конце беседы отметила, что команда дружная, выбрала интересный путь для плавания.

Такие беседы помогают детям осознать свои действия и поступки в совместной игре, преодолеть возникающие разногласия.

Для того чтобы приобщить мальчиков и девочек к совместным играм, мы предлагали мальчикам построить из крупного строителя дом для кукол, машину, девочкам – помочь им в строительстве. Коллективное строительство объединило, сплотило детей. Увлеченные общим замыслом, они стали дружелюбно относиться друг к другу, проявляли стремление помочь товарищу.

Мальчики  стали активны не только сооружая какие-то постройки, но и подключались и играм девочек, беря на себя роль папы или брата. Дети могут длительное время играть  интересно и увлекательно, самостоятельно придумывая  дальнейший ход игры.    

Анализируя игры, мы обращали внимание на самые интересные моменты, оценивали поведение детей.

Чтобы помочь детям в развитии сюжетов игр разной тематики, мы применяем самые разнообразные приемы и методы: показ иллюстраций, фотоальбомов о людях разной профессий, чтение художественной литературы, беседы о профессиях.

Постепенно наши дети стали увлекаться играми, и  игры продолжались одну, две недели.

Мы увидели, что если дети  увлеченно играют долгое время, то совместное достижение цели, преодоление трудностей доставляют им радость, дружеские чувства становятся привычными.

Товарищеские взаимоотношения в играх постепенно переходят и в повседневную жизнь: ребята стают более организованными, чуткими и внимательными друг к другу, заинтересованными в успехе каждого и всего коллектива, стают больше помогать друг другу в выполнении заданий и разного рода поручений. Постоянное руководство играми,

 Начиная с младшей группы, способствует     формированию у детей таких положительных качеств, как дружелюбие, самостоятельность, организованность.          

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации и проведению Недели игры в детском саду. Сюжетно-ролевая игра "Магазин".

Данный материал содержит опыт работы педагога по организации и проведению недели игры в старшей группе....

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду Консультация для воспитателей

Дошкольник учится играя. Сюжетно-ролевые игры в детском саду...

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: СЮЖЕТНО -РОЛЕВЫХ ИГР НА УЧАСТКЕ ДЕТСКОГО САДА»

В процессе игры ребенок познает окружающий мир, постоянно сталкивается с необходимостью решения многочисленных задач, максимально и разносторонне проявляет себя, применяя на практике имеющиеся навыки,...

Тема статьи: «Потенциал сюжетно-ролевой игры - как одно из ведущих условий реализации образовательной программы дошкольного образования. Действия педагога, направленные на поддержку сюжетно-ролевых игр дошкольников в детском саду».

Влияние воспитателя на развитие ребенка. Дошкольное детство – самый важный период становления личности. Oсновным видом деятельности детей дошкольного возрaста, является игра. Основные моменты ме...

Весело играть в сюжетно ролевые игры в детском саду

Во второй младшей группе происходит качественное изменение в деятельности детей. предметная деятельность уступает ведущую роль игре. Значимое место среди игр занимают сюжетно-ролевые игры. Научить реб...