Статья
статья (подготовительная группа) по теме

Сладковская Наталья Александровна

Статья об использовании компьютерных технологий при работе с детьми с общим недоразвитием речи и синдромом дефицита внимания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sladkovskaya.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сладковская Наталья Александровна

Учитель-логопед ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1913

г. Москва

Особенности обучения чтению и письму дошкольников с ОНР и синдромом дефицита внимания.

В настоящее время число детей, которые с большими трудностями  осваивают письменную речь,  возрастает. Исследования  Русецкой М.Н. (2003), Бенько Л.А. (2002), Аманатовой М.М. (2005) и других авторов показывают увеличение в общеобразовательных школах численности школьников с дисграфией и дислексией. Г.В. Чиркина (2004) указывает, что дислексия и дисграфия являются наиболее распространенными проявлениями (около 80%) трудностей обучения. Учителя-логопеды все чаще фиксируют жалобы родителей на невнимательность, неусидчивость детей, а также на отсутствие мотивации к обучению чтению и письму. Ведь осваивать письменную речь  так трудно! И, с точки зрения детей, совсем неинтересно! Особенно, если этот процесс идёт «из-под палки»!

Одна из причин данного нарушения - наличие синдрома дефицита внимания (СДВ) без гиперактивности или синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром дефицита внимания— это сложный симптомокомплекс, основой которого является незрелость отделов головного мозга, отвечающих за правильное восприятие пространств, окружающих ребёнка (Пугач В.Н., 2010).

По данным психолога В.Н.Пугача общим фоном дисграфии и дислексии является синдром дефицита внимания. В свою очередь, по статистике (Заваденко Н.Н., 2008) дети с синдромом дефицита внимания  в 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дискалькулию. Психическое развитие таких детей временно отстаёт на 1.5-1.7 года.

Синдром дефицита внимания  наблюдается у детей в возрасте от 3 до 15 лет, но наиболее часто проявляет себя в дошкольном и младшем школьном возрасте. Пик проявления синдрома гиперактивности приходится на возраст 4-6 лет, что совпадает с критическими периодами в развитии речевой функции.

Пластичность мозга ребенка, его высокий компенсаторный потенциал нередко определяют диссоциацию, несогласованность в работе  относительно сохранных невротических функций с наличием структурного дефекта в веществе мозга, который, однако, может неожиданно проявить себя в критические возрастные периоды детства. Раннее выявление причин и механизмов формирования нарушений ЦНС позволяет адекватно и своевременно провести коррекцию, оказать помощь ребенку в преодолении трудностей развития речевых, интеллектуальных и коммуникативных функций (Ясюкова Л.А. , 2009).

Каждая часть мозга контролирует определенные поведенческие и мыслительные процессы. Считают, что СДВГ затрагивает более одного участка мозга. В зависимости от того, какой участок мозга затронут, у ребенка может проявляться больше признаков дефицита внимания или гиперактивности.

Ребенок с синдромом дефицита внимания не может полностью обработать определенные виды информации. Одни хуже понимают то, что они видят, другие— то, что они слышат. Например, даже если педагог дает четкие устные указания, это сообщение не регистрируется в мозгу ребенка. В результате у ребенка могут возникнуть трудности в изучении одного или более школьных предметов. Но особенно страдает письменная речь.

СДВ/СДВГ в обязательном порядке сопровождается следующими феноменами (по данным психолога В.Н. Пугача, 2009):

  • "Феномен разбитого зеркала": ребёнок видит буквы в зеркальном отображении, что в дальнейшем влияет на овладение письменной речью;
  • "Феномен соскальзывания взгляда": при медленном чтении взгляд ребёнка "срезает" длинные слова, поэтому ребёнок читает вместо "паровоз" - "пароход", что приводит к так называемым ошибкам «угадывания» при чтении.

Широко известно, что начинать работу по пропедевтике дисграфии и дислексии необходимо еще в дошкольном возрасте. Особенно, если речевым нарушениям сопутствует СДВ/СДВГ(или наоборот: на фоне СДВГ возникают нарушения речи). Правда, такой диагноз зачастую ставится как раз в школе, когда и возникают трудности в обучении.  А ведь важно, как можно раньше распознать предпосылки этих самых трудностей  и начать коррегировать их  ещё до школьного обучения.

На протяжении шести лет мы проводили в ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1913   работу по предупреждению нарушений письма и чтения у дошкольников с СДВГ.

Новые информационные технологии становятся  средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими  СДВГ и, как следствие, нарушения речи. Повсеместное  внедрение компьютерных технологий открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной науки и  техники.

Компьютер помогает учителю-логопеду  развивать  интеллект ребенка, совершенствует и одновременно облегчает весь  педагогический  процесс, вовлекает, плавно, ненавязчиво, незаметно, самого ребёнка в этот процесс, создаёт  элементы  развивающей среды, индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку и положительного эмоционального фона. Применение компьютера становится всё более необходимым. Оно мотивирует  обучение, возрастает  его эффективность, способствует всестороннему  развитию ребенка.

Дети с удовольствием занимаются на компьютере, их не надо «заставлять» это делать, они сами бегут, с удовольствием работают, да ,  именно работают на компьютере! Существует множество специальных программ, развивающих игр, помогающих при обучении чтению и письму, таких, как «Баба Яга учится читать», «Уроки тётушки Совы. Азбука- малышка»,  но, как ни странно, самой любимой и используемой в работе стал обычный  текстовый редактор, то есть печатание на компьютере.

Дети– дисграфики  (особенно с проявлениями синдрома дефицита внимания)  боятся даже начать писать, они волнуются, заранее прогнозируя неуспех. Работа  на компьютере частично снимает эти проблемы, ведь не нужно бесконечно писать и переписывать. Сами по себе задания    разнообразны  и привлекательны, что очень важно при СДВГ, поэтому они вызывают положительные эмоции и неподдельный интерес. Ещё нашим воспитанникам  очень нравится то, что в текстовом редакторе  легко можно исправить ошибку («чтобы никто не узнал»), заменить слово, вставить пропущенную букву. Не нужно утомительно и долго писать и переписывать. Да и в тетрадях появляются только правильные ответы, без исправлений (распечатываются только верно выполненные задания).

Но мы не можем забывать и о вреде компьютерного излучения, о его влиянии на глаза. Поэтому нужно разумно подходить и к этому вопросу: работа должна быть действительно разнообразной. Через несколько минут нужно обязательно выполнить гимнастику для рук и глаз.

Приведем примеры:

  1. Работа на синтаксическом уровне.

Основная задача: развитие языкового анализа и синтеза.

Примерные виды заданий:

- разделить записанные без пробелов между словами предложения:

Вотдубудубакот. УТаниутка.

Определить количество слов и пробелов между ними;

-расставить границы предложения:

Наступила осень на деревьях пожелтели листья птицы улетели на юг.

Определить, сколько предложений.

«Собери предложение»:

Утка Кати у

Коля горки с скатился

«Исправь ошибки»:

Ваня катается с гора. (Ваня катается с горы.)

«Сколько слов в предложении?»:

Миша и Оля пошли в лес. Дети собирают грибы в лесу. У Оли  в руках корзинка.  Ребята  пробирались по узкой тропинке. Впереди показалась деревня.

Сколько предложений в тексте?

2. Работа на лексическом уровне.

Основная задача: развитие словаря, развитие лексико-грамматического строя речи.

Примерные виды заданий:

-соединить  имена прилагательные с нужными именами существительными:

а)

Чай                                        шерстяная

Кофта                                            горячий

Сапоги                                чёрные

Ведро                                           железное

б)

чай                                        горячие

солнце                                горячая

батарея                                горячее

грелки                                    горячий

-подобрать глаголы к существительным:

«Кто что делает?»:

Собака                                пищит

Кошка                                    мычит

Корова                                мяукает

Мышка                                лает

-работа над синонимическим рядом

«Как сказать по-другому?»

-«Скажи наоборот»  (соединить антонимы) :

Широкий                                маленький

Высокий                                низкий

Большой                                узкий

Длинный                                короткий

3. Работа на уровне смешиваемых букв.

Основная задача: развитие фонематического анализа и синтеза.

Примерные виды заданий:

вставить пропущенные буквы:

к_т      н_тк_    со_        сы_   сы_   _ом  _ом

 исправить ошибки:

соп – суп  атка -утка

 вставить слоги:

Ма__на (Марина), Во___дя (Володя)

 заменить букву:

Изменяя 1 букву, сделать из слова «суп» слово «сын» (суп-сук-сок-сон-сын).

Таким образом, работа в текстовом редакторе над  заданиями, предназначенными  для  коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии.

В то же время, эта же, казалось бы, элементарная программа  помогает учителю - логопеду в работе: при первичном обследовании все данные заносятся и сохраняются в памяти компьютера, затем, при дальнейшей работе, можно сравнивать результаты, выявлять динамику.

Очень удобна она  и при ведении документации, оформлении конспектов, подготовке к занятиям: ведь теперь не нужны «горы» бумаги, достаточно диска с электронной картотекой, напечатанными текстами, картинками.

Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных компьютерных программ (в том числе, и текстовый редактор). Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

В ГОУ Детский сад компенсирующего вида № 1913 стараниями педагогического коллектива под руководством заведующей Т.И. Кузнецовой и опытных наставников-учителей-логопедов, таких как Л.Л. Василевская,  налажена система взаимодействия с общеобразовательными школами, куда поступают на дальнейшую учебу выпускники нашего дошкольного образовательного учреждения. На протяжении последних шести лет мы регулярно получаем сведения об успеваемости  305 выпускников  нашего детского сада не только от учителей школ, но также и от их родителей.

Все дети, особенности обучения в школе которых ,  мы пристально отслеживали, поступили в среднюю группу детского сада для детей с нарушениями речи с диагнозом общее недоразвитие речи, 2 уровень речевого развития.

На момент поступления в среднюю группу детского сада (4 года) у этих воспитанников было выявлены следующие нарушения речи: очень скудный словарь, речь невнятная, резко нарушена слоговая структура, нарушены все группы звуков, речь фразовая (простое предложение, состоящее из лепетных слов, из слов+ жесты, из 2 слов) .

Через 3 года обучения в детском саду по программе логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи (ФиличеваТ.Б., ЧиркинаГ.В., ТумановаТ.В., 2010) дети были выпущены в общеобразовательную школу. Речевое развитие детей на момент выпуска из детского сада соответствовало норме. Звукопроизношение соответствовало  возрасту, сохранялись единичные случаи  нарушения слоговой структуры сложных слов, аграмматизмов. Связная речь сформирована.

Большинство дошкольников овладело начальными навыками чтения и письма.

Среди всех дошкольников мы выделили группу детей, которым был поставлен диагноз СДВГ. Всего таких детей было 32 человека, т.е. 10% от общего количества выпускников образовательного учреждения.

Несмотря на проведенную коррекционную работу, у этих детей, по нашим наблюдениям, остались негрубые нарушения внимания, небольшое снижение объема памяти. Эти нарушения, по нашему мнению, и обусловили более низкий уровень усвоения навыков письма и чтения у данной категории детей. К сожалению, несмотря на разнообразные приёмы и средства коррекции, у таких детей снижена мотивация к школьному обучению, для них ведущей деятельностью остаётся ИГРА. Другими словами, говорить о ГОТОВНОСТИ к школьному обучению в полной мере нельзя. Хотя занятия на компьютере положительно влияют именно на интерес к учёбе. Такие дети с удовольствием читают с компьютера, выполняют различные упражнения, впечатывают нужные буквы, слова, целые предложения.

У детей с синдромом дефицита внимания  к школьному периоду могут оставаться следующие проявления: ребёнок не может долго оставаться сосредоточенным; испытывает трудности в последовательном выполнении заданий; легко отвлекается; с трудом переключается на другие виды деятельности; неорганизован или теряет вещи; забывчив.

У детей с синдромом дефицита внимания + гиперактивных: трудно контролировать свои побуждения; может  перебивать  других  (ему сложно дожидаться своей очереди);  они легко расстраиваются или раздражаются; постоянно находятся в движении (иногда бесцельном); не учатся на своих ошибках.

В этом случае компьютерные технологии играют свою положительную роль: ведь только взрослые дети, успешно выполняющие различные задания, могут быть допущенными до РАБОТЫ  на компьютере.

Нами было выявлено, что у детей с СДВГ в первом классе возникают  небольшие трудности, связанные с темпом усвоения учебного материала. Как ни странно, но в первый год обучения такими детьми чтение и письмо  усваиваются лучше, чем математика. Ведь начальные навыки письма и чтения, полученные детьми на занятиях с учителем- логопедом, улучшают их стартовые возможности, значительно облегчают им процесс адаптации к школьным условиям, освобождают энергию и время  на овладение другими разделами  программы.

Во втором классе, к сожалению,  картина резко  меняется. У 30-ти  таких школьников проявились нарушения письма и чтения, то есть, практически у 90% детей.

Конечно же, на помощь нашим детям приходят наши коллеги- учителя – логопеды, работающие на школьном логопункте. С ними  налажен обмен информацией об особенностях речевого развития бывших воспитанников дошкольного учреждения, о наличии предпосылок к возникновению дисграфии или дислексии. Логопеды школ информируют нас об успехах детей в усвоении программы по чтению и письму, о возникновении трудностей в обучении. К сожалению,  сегодня наметилась тенденция к сокращению количества школьных логопунктов, что способствует увеличению численности детей, страдающих нарушениями письма и чтения в школе. По нашим наблюдениям, если коррекционная работа по преодолению дислексии и дисграфии начинается сразу же  в 1 классе, к 3-му классу в помощи логопеда на логопункте нуждаются только 50% детей, страдающих СВДГ и нарушениями речи.

Список литературы:

Брязгунов И.П., Касатикова Е.В.Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2008

Васильева Г.Н. Оптимизация процесса обучения чтению младших школьников с нарушениями речи: Дис. ... канд. пед. наук / Г.Н. Васильева. - М., 2004

Дробышева Н.Н. «Дошкольник и компьютер». – Материалы Кузбасской региональной научно-практической конференции «Информация образования в регионе. Школа ХХI века», 2008.

Заваденко Н.Н., Петрухин А.С., Соловьев О.И. Минимальные мозговые дисфункции у детей. - М., 1997.

 «Компьютер в специальном образовании» - материалы Интернет-сайта ЛогоПункт. ру.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер. М, 2007.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи/ Автор-составитель Чиркина Г.В., М., 2010

Романчук О.И. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. М.,2010

Ясюкова Л.А, Пугач В.Н. Педагогическая  компенсация нарушений внимания и поведения у детей М., 2009»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...


 

Комментарии

Сладковская Наталья Александровна

материал для учителей-логопедов
Пуговкина Марина Александровна, воспитатель детского сада № 1913

Отличный материал для молодых специалистов (учителей-логопедов, воспитателей групп с общим недоразвитием речи и др.) Действительно, огромная заслуга учителей-логопедов в работе с такими детьми. Спасибо за Ваш труд!