Семинар - практикум на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".
материал по теме

1. Презентация на тему: "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".

2. Сообщение по теме: "Значение рисования, лепки, аппликации для всестороннего воспитания, развития познавательных способностей ребенка - дошкольника".

3.  Практическое занятие (аппликация "Цыпленок",  лепка "Мышарик",  рисование "Домик для друзей")

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Очень рано ребенок начинает также стремиться,

 самым разнообразным образом выразить

полученные им впечатления: движением,

словами, мимикой. Надо дать возможность

ему расширить область выражения складывающихся

у него образов. Надо дать ему материал: глину

для лепки, карандаши и бумагу, всякий материал

для построек и т. п., научить, как обращаться

с этим материалом. Материальное выражение

сложившихся образов служит прекрасным средством

проверки и обогащения их. Надо всячески поощрять

детское творчество, в какой бы форме оно ни выразилось».

    Н. К. Крупская


    Рисование, лепка и аппликация — виды изобразительной деятельности, основное назначение которой — образное отражение действительности. Изобразительная деятельность — одна из самых интересных для детей дошкольного возраста: она развивает познавательные способности, глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции.

     Как правило, дети любят рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, получая возможность передать то, что их взволновало, что им понравилось, что вызвало у них интерес.
    Изобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность — это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия — наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой-либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

     Дети воспроизводят в рисунке, лепке, аппликации то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки и другие работы по представлению или по памяти. Наличие такого рода представлений дает пищу работе воображения. Формируются эти представления в процессе непосредственного познания объектов изображения в играх, на прогулках, специально организованных наблюдений и т. п. О многом дети узнают из рассказов, из художественной литературы. В процессе самой деятельности представления детей о свойствах и качествах предметов уточняются. В этом участвуют зрение, осязание, движения рук.
Для познавательного развития детей большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях).

     Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, краски, глина, мелки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, кисть, ножницы). А, как известно, овладение этими действиями способствует познавательному развитию детей.
    Обучение изобразительной деятельности в настоящее время невозможно без формирования таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение. В процессе наблюдений, при обследовании предметов и их частей перед изображением детей учат выделять форму предметов и их частей, величину и расположение частей в предмете, цвет. Изображение разных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий. Вместе с тем дети учатся сравнивать предметы, явления и выделять в них общее, объединять предметы по сходству.
    Под руководством воспитателя дети постепенно приобретают способность анализировать предмет. Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого.

     Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

    На занятиях по рисованию, лепке, аппликации развивается речь детей: усвоение названий форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений предметов и явлений, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на формирование связной речи, познание окружающего мира. Педагог также активно включает детей в объяснение задания, последовательности его выполнения. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, лепке, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи.

      Формирование представлений о предметах и явлениях с необходимостью требует усвоения знаний о свойствах и качествах предметов, об их форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходство и различие, т. е. производят познавательные действия. Таким образом, изобразительная деятельность содействует сенсорному воспитанию, развитию наглядно-образного мышления и познавательных способностей. Изобразительная деятельность должна быть использована для воспитания у детей любви ко всему лучшему, справедливому, для углубления тех благородных чувств, которые возникают у них, духовно — нравственного познания.
    Детское изобразительное творчество имеет общественную направленность. Ребенок рисует, лепит не только для себя, но и для окружающих.

     Общественная направленность детского изобразительного творчества проявляется и в том, что в рисунке, лепке, аппликации дети передают явления общественной жизни.

     Изобразительная деятельность должны быть тесно связаны с теми знаниями и представлениями, которые получают дети в результате всей воспитательной работы, опираться на эти знания и представления и способствовать их закреплению и познанию.

     Значение занятий изобразительной деятельностью для духовно - нравственного воспитания заключается еще в том, что в процессе этих занятий у детей воспитываются нравственно-волевые качества: умение и потребность доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т. п. В процессе создания коллективных работ у детей воспитываются умения объединяться, договариваться о выполнении общей работы, стремление помочь друг другу.
    Основное значение изобразительной деятельности заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия, познавательного процесса  и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

     Впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Их яркость и богатство могут согреть и украсить душу на долгие годы.

       Важно помнить, что только творческая личность может воспитать подобную себе, поэтому от личности воспитателя, его увлеченности, способности участвовать в изобразительном творчестве детей зависит успех этой сложной и уникальной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности"

Искусство несет людям свет, добро, развивая интерес к изодеятельности, совершенствует познавательные способности, эстетическое воспитание, образные представления, воображение, художественно - творческ...

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразительной деятельности"

Практическое занятие по теме "Познавательное развитие дошкольника в изобразителной деятельности" состоит из трех этапов: аппликация "Цыпленок", лепка "Мышарик - друг Цыпленка" и рисование "Домик для д...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «КТО ЖИВЕТ В ДЕРЕВНЕ» НА СЕМИНАРЕ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДОУ ТЕМА: «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ»

ИНТЕГРИРОВАННОЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-РЕЧЕВОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНРТема. «Кто живет в деревне»Программные задачи. 1. Закреплять знания детей о домашних животных (названия взрослых особей и их де...

Семинар-практикум по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушение в речи»

Цель семинара-практикума: повышение профессиональной компетенции педагогов в вопросах организации познавательно-исследовательской деятельности с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития речевой активности воображения, творческого мышления и творческой активности....

Семинар-практикум для родителей Тема: «Использование нетрадиционных форм изобразительной деятельности для развития речевой активности детей старшего дошкольного возраста»

Показать актуальность нетрадиционной техники рисования в детском саду. Познакомить  с многообразием нетрадиционных техник рисования....


 

Комментарии

Семинар - практикум

Семинар - практикум на тему "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".

Семинар - практикум на тему "Познавательное развитие дошкольников в изобразительной деятельности".