Главные вкладки

    Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось кколичество пожаров, которые произошли по вине селовека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является обычной игрушкой.

    Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt.doc144 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педагогический  проект на тему:

    «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

    Творческое название: « Чтобы не было беды»

    Автор проекта: Микляева О.В.

    МБДОУ-д/сад № 8 « Аистёнок»

    г. Мичуринск

    Участники: дети , родители,

                    воспитатели,педагоги-     специалисты                                

    Тип проекта:

    По доминирующей деятельности:                                творческий, игровой

    По характеру координации проекта:                        гибкий, творческий

    По времени:                                                        долгосрочный ( 9 месяцев)

    По характеру контактов:                         коллективный, в рамках ДОУ

    Форма представления:                                                презентация

    Аннотация: Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно

    назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является обычной игрушкой.

    Я пришла к выводу, что необходимо изменить отношение детей и их родителей к этой проблеме, объединить усилия ДОУ и родителей для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, ведь детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности.

    Цель проекта: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

    Задачи проекта:

    1. формировать умение реально оценивать возможную опасность, помочь детям запомнить правила пожарной безопасности, прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара;
    2. воспитывать чувство осторожности и самосохранения, уверенность в своих силах, чувство благодарности людям, которые помогают в трудных ситуациях;
    3. показать родителям знания и умения детей, приобретённые в ходе реализации проекта, вовлечь их в образовательный процесс ДОУ.

    Проблемные вопросы:

    1. Как организовать совместную деятельность родителей и воспитателей по формированию у детей целостного представления о пожарной безопасности.
    2. Какие формы образовательной работы будут способствовать развитию у детей навыков противопожарной безопасности.

    Гипотеза: Если воспитание детей в русле ответственности за собственную безопасность и безопасность окружающих, соблюдение противопожарных норм и правил- постоянный процесс, в котором участвуют все: и педагоги, и родители, и сотрудники пожарной охраны, тогда жизнь наших детей будет в безопасности.

    Принципы реализации проекта:

    1. систематическое изучение наиболее вероятных причин возникновения пожаров;
    2. целенаправленное изучение правил безопасного поведения в детском саду, дома, на улице, в лесу.
    3. принцип креативности, позволяющий  формировать новые знания, умения, навыки в области противопожарной безопасности ребёнка на базе уже имеющихся знаний;
    4. принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребёнок и забота о его здоровье и безопасности.

    Ожидаемые результаты:

    1. повышение  у детей уровня знаний  о пожарной безопасности;
    2. становление готовности детей самостоятельно решать задачи безопасного и разумного поведения в непредвиденных ситуациях, формирование устойчивых навыков самосохранения, навыков осознанного безопасного поведения;
    3. создание необходимых условий для организации деятельности по пожарной охране и безопасности детей в ДОУ;
    4. координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями и сотрудниками ДОУ. Изменение отношения родителей к данной проблеме.

    I этап-Организационно-подготовительный.

    Цель: определение основных направлений реализации проекта, подборка программно-методического обеспечения.

       Содержание                                 Формы работы                         Сроки проведения

    Постановка проблемы                        Самообразование

    Обогащение предметно-                Оформление уголка ППБ,

    развивающей среды                       подборка дидактических игр

                                                                                                    Август

    Подготовка программно-                     Подбор литературы,

    методического обеспечения               наглядного материала

    для реализации проекта

    Изучение опыта работы                        Посещение ГПО,

    педагогов других ДОУ по                 использование интернет-

    теме проекта                                             ресурсов

    I I этап- Рефлексивно-диагностический.

    Цель: выявление исходных показателей знаний воспитанников и их родителей по теме проекта.

    Содержание                                 Формы работы                         Сроки проведения

    Уточнение представлений                 Беседы, наблюдения,

    детей о ППБ, их личный                первичный мониторинг

    опыт

                                                                                                    Сентябрь

    Выявление уровня знаний                Анкетирование,

    родителей по данной теме                индивид. и групповые

                                                    консультации, тренинги

    Составление тематического                Самообразование

    перспективного планирования

    I I I этап- Практический.

    Цель: реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности.

    Содержание                                 Формы работы                         Сроки проведения

    Ознакомление с темой                                 Беседы,

    проекта, постановка                                  занятия

    проблемной ситуации

    Реализация проблемы через                        Занятия в традиц.

    активное внедрение различных                и нетрадиционных

    форм работы с детьми                                    формах, экскурсии,                                                                                            ознакомление с худ.                                                                                        литературой                        Сентябрь-

    Приобщение к проблеме                         Изготовление атрибутов                май

    в предметно-развивающей среде                 к сюжетно-ролевым играм,                                                                                макетов для закрепления ППБ

    Ознакомление с ППБ в                                 Досуги, развлечения,

    досуговой деятельности                        праздники, спортивные                                                                                мероприятия

    Решение  проблемы                                КВН, выставки детского

    во взаимодействии с                                       творчества, консультации,

    родителями                                        беседы, папки-передвижки        

    Формы реализации проекта:

    1. Занятия.
    2. Досуговая деятельность.
    3. Игровая деятельность.
    4. Экскурсии, встречи.
    5. Исследовательская деятельность.
    6. Продуктивная деятельность детей.

    Формы реализации проекта на занятиях.

    Познавательная деятельность:

    1.  «Огонь-друг, огонь-враг»

    2. «Почему поезд бывает пожарным?»

    3. «Спичка- не игрушка, огонь- не забава»

    4. «Искру потуши, беду отведи до удара»

    5. «Стихия- огонь»

    6. «Электрические приборы в доме»

    7. «Пожарная безопасность  в лесу»

    8. «Знакомство со службой 01»

    9. «Чтобы не было беды, лучше правила учи»

    Развитие речи:

    1. «Чтение стихотворения С.Маршака «Пожар», беседа по содержанию»

    2.Заучивание стихотворений, пословиц на данную тему.

    3. «Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

    4.Загадки по правилам пожарной безопасности.

    5. Составление творческих рассказов на тему.

    6. Постановка кукольного театра «Кошкин дом»

    7.Моделирование ситуаций.

    8. Литературная викторина «Огонь в литературе»

    9. Составление рассказов с заданными словами, по картинкам.

    10.Чтение, беседа, моделирование ситуаций по рассказам «Бумажный самолётик», «Украшаем ёлку»

    11. Инсценировка стихотворения И.Солнышко «Пожарная машина»

    Ознакомление с художественной литературой:

    1. С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Дядя Стёпа», «Сказка про спички»

    2. Б. Житков «Что я видел», «Пожар», «Дым»

    3.Л.Толстой «Пожарные собаки», «Солдат»

    4.Е.Пермяк «Как человек с огнём подружился», « Как Огонь Воду замуж взял»

    5. О. Сенатович «Осенний пожар»

    6. Н. Белянина «На досуге»,  «От горящей спички летом»

    7. Т. Фетисов «Куда спешат красные машины?»

    8.И.Демьянов «Коробок-чёрный бок»

    Беседы:

    1. «Огонь -наш друг»

    2.»Как люди овладели огнём»

    3. «О пользе огня в жизни человека»

    4. Эта спичка-невеличка.

    5. «Отчего происходят пожары»

    6. «Отчего происходят пожары» с рассматриванием иллюстраций

    7. Беседы о труде пожарных с рассматриванием иллюстраций, плакатов.

    8.Рассматривание иллюстраций с изображением экипировке пожарного, беседа.

    9. «В жизни всегда есть подвигу место» с чтением стихотворений С.Маршака «Рассказ о неизвестном герое», «Дядя Стёпа»

    10.Беседа с рассматриванием иллюстраций о правилах безопасного поведения возле ёлки»

    11. Рассматривание иллюстраций с изображением  пожарной машины, беседа о её назначении.

    12.Беседы по иллюстрациям, плакатам на тему «Огнеопасные предметы»

    13. «Электрические предметы в доме»

    14. Рассматривание и беседа по плакатам «Пожарная безопасность»

    15. «Действия при пожаре»

    16. Беседа о правилах безопасного поведения на природе с рассматриванием иллюстраций

    17 . Правила безопасности в детском саду.

    Формы реализации проекта в досуговой деятельности:

    1.Развлечение на тему: «Добрый и злой  огонь»

    2.Спортивное развлечение: «Пожарная дружина»

    3.Утренник «Мы пожарными растём»

    4.Литературно- спортивное развлечение  по пожарной безопасности.

    5.Викторина на тему: «Пожарным можешь ты не быть»

    6.Досуг на тему: «Что мы знаем об огне»

    7. Музыкальное развлечение « Не шали с огнём»

    8. Блиц-турнир «Пожарная безопасность»

    9.Литературная викторина «Огонь в литературе»

    10. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

    Формы реализации проекта в игровой деятельности.

    Дидактические игры:

    «Угадай профессию»

    «Собери картинку»

    «Кому что нужно для работы»

    «Опасные соседи»

    «Слушай внимательно»

    «Если возник пожар»

    «Это я, это я, это все мои друзья»

    «Доскажи словечко»

    «Что на картинке?»

    «Огнеопасные предметы»

    «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару?»

    «Занимательная шкатулка»

    «Чудесные спички»

    Моделирование возможных опасных ситуаций на макете, в игровом уголке:

    «Определи место знаков в квартире»

    «Пожароопасные места в квартире»

    «Пожар в подъезде»

    «Твои первые действия при пожаре»

    «Человек горит»(вспыхнула одежда)

    «Если пожар небольшой»

    «Пожар в подъезде»

    «Если возник пожар»

    «Если в квартире много дыма»

    «Пожар в соседнем доме»

    «Горит автомобиль»

    Игровые тренинги с телефоном.

    Сюжетно-ролевые игры:

     « Позвони 01»

    «Пожарные»

    «Наш дом»

    «Пожарная часть»

    Формы реализации проекта в продуктивной деятельности детей.

    1. Организация выставки детских рисунков « Я и огонь»
    2. Аппликация плаката «Не забудьте отключить»
    3. Иллюстрирование причин пожаров « Отчего происходят пожары»
    4. Конструирование из бумаги « Пожарный автомобиль»
    5. Конструирование из строительного материала « Пожарная часть»
    6. Лепка « Пожарный расчёт» ( фигурка человека в спец. одежде в движении)
    7. Оформление выставки детско-родительского  творчества по ППБ.

    8.Творческое рисование «Придумай знак по правилам поведения в лесу»

     9. Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

    10. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Огневик и облачные слоны»

    Формы реализации проекта в исследовательской деятельности.

    Опытническая  деятельность:

    1. «Чем можно потушить огонь?»

     2. «Огонь дышит»

    3. «Водой масло не затушишь»

    4.  «Предметы из какого материала подвержены наиболее быстрому возгоранию?»

    5. «Почему во время пожара часто происходят взрывы»

    6. « Пожары загрязняют воздух»

    Формы реализации проекта посредством экскурсий, встреч.

    1. Экскурсии в пожарную часть .

    2.Экскурсия по детскому саду. Знакомство с пожарным уголком в ДОУ.

    3.Встречи с пожарным инспектором.

    4. Знакомство с системой оповещения, эвакуационными путями. Учебная эвакуация.

    Формы работы с родителями.

    Консультации:

    1. «Опасные предметы в доме»

    2. «Детям о труде пожарных»

    3. «Новогодние забавы»

    4. «Знакомим детей со службой 01»

    5. «ребёнок один дома»

    6. «Детям об электричестве»

    7. «Откуда опасность?»

    8. «Учим детей правильному поведению в лесу»

    9. «Безопасность наших детей- в наших руках»

    Папки-передвижки:

    1. «Спички детям не игрушка»

    2. «Как правильно установить ёлку»

    3. Пожарная безопасность»

    4. «Средства пожаротушения в доме»

    5. «Если загорелась одежда»

    6. «Возможные причины возникновения пожаров»

    7. «Безопасность детей дома от спичек до бытовой химии»

    Информационные стенды:

    1. «01»

    2. «Соблюдай правила пожарной безопасности»

    3. Осторожно, огонь!

    4. «Огонь в литературе»

    5. «Практические рекомендации по действиям людей при пожаре»

    Беседы:

    1. «О необходимости обучения детей правильному поведению во время пожара»

    2. «Чтобы не было беды»

    3. «Безопасность в вашем доме»

    4. «Если в доме начался пожар»

    Мероприятия, совместные с родителями:

    1. Родительское собрание «Что должны знать дошкольники о правилах пожарной безопасности»

    2. Конкурс  семейных работ на противопожарную тематику.

    3. Досуг «Мы пожарными растём»

    4. Музыкальное развлечение «Не шали с огнём»

    5. Конкурс детско-родительского творчества «Не играй с огнём»

    I V этап- Заключительный.

    Цель: осуществление педагогического мониторинга и определение дальнейших форм  реализации проекта.

    Содержание                                 Формы работы                         Сроки проведения Анализ знаний, умений и                 Беседы, занятия,        

    навыков детей по теме                        наблюдения, итоговый

    проекта                                        мониторинг                                         Май

    Анализ полученных  знаний и             Развлечения, викторины,

    умений родителей, их интерес               анкетирование

    к данной проблеме                              родителей

    Определение дальнейшей                         Корректировка

    деятельности по формированию                перспективного плана,

    у детей навыков  пожарной                        форм работы по

    безопасности                                        данной проблеме

    Мониторинг развития детей подготовительной к школе группы навыкам пожарной безопасности.

    Свойства огня (вредный и полезный огонь)

    По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Свойства огня»:

    1. повышение выше среднего уровня на 31%;
    2. снижение уровня ниже среднего до 0%.

    Причины возникновения пожаров

    По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Причины возникновения пожаров »:

    1. повышение выше среднего уровня на 34%;
    2. снижение уровня ниже среднего до 0%.

    Правила пожарной безопасности

    По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Правила пожарной безопасности »:

    1. повышение выше среднего уровня на 30%;
    2. снижение уровня ниже среднего до 0%.

    Знания о труде пожарных

    (названия и назначения орудий труда, предметов одежды)

    По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Знания о труде пожарных»:

    1. повышение выше среднего уровня на 24%;
    2. снижение уровня ниже среднего до 0%.

    Действия при пожаре

    По результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детьми знаний и навыков по критерию «Действия при пожаре»:

    1. повышение выше среднего уровня на 39%;
    2. снижение уровня ниже среднего до 0%.

    Общий уровень развития детей подготовительной группы навыкам пожарной безопасности.

    Вывод: по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика усвоения детей навыков пожарной безопасности:

    1. повышение процента уровня выше среднего на 40% ( знания детей носят обобщенный характер, ребенок не только называет правило, но и дает характеристику последствий);
    2. у 67% детей имеется определенный объем знаний, они пытаются объяснить правила, раскрыть их пользу для человека;
    3. низкий уровень снизился на 9% и составил к концу учебного года 0%.

    Проведённая работа дала положительные результаты. У детей активизировался словарный запас, появился интерес и расширились знания об окружающей действительности и работе пожарных, выработались практические навыки поведения в чрезвычайных ситуациях, что поможет детям сохранить их жизнь и здоровье.

    Литература.

    Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. Безопасность.Учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста . СПБ: Детство - Пресс, 2008

    Аралина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности.М.:Скрипторий 2003,2007

    Давыдова М.А. Спортивные мероприятия для дошкольников 4-7 лет: М.:Вако, 2007

    Житков Б.С.Что я видел. М.:Эксмо,2010

    Иванова Т.В.Пожарная безопасность. Подготовительная группа.Разработки занятий.М.:Корифей, 2011

    Каминская Н.В.Чудесные спички.//Ребёнок в детском саду,№2,с.42,2006

    Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.М.:Айрис-пресс, 2008

    Максимчук Л.В. Что должны знать дошкольники о пожарной безопасности. М.:Центр педагогического образования, 2008

    Маршак С.Я. Кошкин дом. Ростов-на-Дону:Проф-Пресс, 2010

    Маршак С.Я.Пожар. М.:Астрель,2005

    Маршак С. Рассказ о неизвестном герое.М.:Детская литература,1984

    Паустовский К.Г. Барсучий нос.М.:Малыш,1977

    Паустовский К.Г. Заячьи лапы.М.:Детская литература,2010

    Пермяк Е. Рассказы.М.:Стрекоза,2010

    Пидручная С. Огонь-наш друг,огонь-наш враг!//Дошкольное воспитание,№5, с.47,2006

    Пикулева Н. Пожарная безопасность.//Дошкольное воспитание, № 4, с.114, 2007

    Подольный Р. Как человек огонь приручил.М.:Малыш, 1981

    Прилепко Е. Формирование знаний о противопожарной безопасности.//Дошкольное воспитание,№5,с.39,2006

    Толстой Л.Н. Пожарные собаки.М.:Малыш, 1986

    Фалькович Т.А. Развитие речи, подготовка к освоению письма.М.:Вако, 2005

    Фетисов Т. Куда спешат пожарные машины.м.:Малыш, 1979

    Циферов Г.М. Жил на свете слонёнок.М.:Малыш, 1975

    Чуковский К.И. Путаница.М.:Самовар, 2003

    Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет.М.:Сфера, 2008

    Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности.М.:Сфера, 2008

    http://festival.1 september.ru

    http://www.ivalex.vistcom.ru/obz25.htm

    http://www.forchel.ru/387-igry-po-pozharnoj-bezopasnosti.html

    http://www.ivalex.vistcom.ru/konsultac609.html

    http://wiki.iteach.ru/index.php

                                                                    


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

    "Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста"...

    Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

    Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

    Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    . За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...

    Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

    Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

    Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

    Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....