Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
статья

Притуляк Галина Петровна

Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Притуляк Г.П. воспитатель

                                                                МБДОУ  Октябрьский детский сад «Звездочка»

Здоровьесберегающие технологии, как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

      Новаторские течения  в настоящее время совершенствования нашего социума  оказывают первостепенное влияние  в области дошкольного образования.

            Ни для кого не секрет, что ухудшение физического состояния современных детей в последнее время приобретает все большую актуальность.

     Статистика Министерства здравоохранения констатирует, что здоровыми являются только 13% детей дошкольного возраста, это является следствием того, что у детей отсутствует представление  о ценности собственного здоровья.

У детей дошкольников  в это время происходит формирование главных аспектов здоровья, этот период является сензитивным для привития привычек здорового образа жизни, которые, в согласовании с приемами здоровьесбережения, дают весьма позитивные результаты. В дошкольном детстве  прослеживаются очень близкие и доверительные отношения ребенка со значимыми взрослыми, что отличает его от школьного возраста и дает возможность педагогу более полноценно взаимодействовать с родителями  в направлении улучшения физического развития детей. В современном дошкольном образовании используются различные технологии, которые позволяют личности ребенка развиваться и решать определенные  проблемные ситуации, игровые и компьютерные технологии. Рядом с опробированными  на практике, появляются  инновационные, одной из них является «здоровьесберегающая технология». Попробуем разобраться, что кроется под этим термином. Опираясь на работы В.Д. Сонькина, мы можем сделать вывод, что к здоровьесберегающим технологиям относятся:

 - условия обучения и воспитания ребенка (отсутствие стресса, адекватность требований , а также адекватность методик обучения и воспитания);

- рациональная организация образовательного процесса:

- соответствие образовательной и физической нагрузки возрастным особенностям дошкольника:

- эффективно организованный двигательный режим.

Взяв за основу классификацию здоровьесберегающих технологий Деркунской В.А., в нашем детском саду мы придерживаемся следующих задач и средств здоровьесбережения:

  • Медико-профилактические мероприятия, такие как – совместная работа с мед.персоналом: мониторинг здоровья и физического развития детей, закаливание (утренняя гимнастика, облегченная форма одежды, хождение босиком до и после сна, полоскание горла, хождение босиком по пуговичному массажеру), организация здоровье сберегающей среды в группе.
  • Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
  • Мероприятия по обеспечению социально-психологического благополучия дошкольников совместно с психологом.
  • Мероприятия по здоровьесбережению и здоровьеобогащению педагогов ДОУ.
  • Мероприятия по валеологическому просвещению родителей.

При внедрении здоровьесберегающих технологий результат подразумевает прежде всего формирование необходимых знаний ,привычек здорового   образа жизни, применение этих знаний на практике, обеспечение условий для сохранения здоровья ребенка. Доминирующий принцип, который присущ только образовательным здоровьесберегающим технологиям- это конечно же систематический мониторинг физического состояния дошкольников и контроль за динамикой  развития  организма  детей (начало- конец учебного года), все это дает возможность представить целостную картину о состоянии здоровья ребенка. Грамотно созданная и правильно оформленная здоровьесберегающая среда - это одна из основных причин, следствием которой является улучшение здоровья непосредственных участников педагогического процесса в ДОУ.

Создание здоровьесберегающей среды предполагает решение следующих  задач:

- интеграция процесса укрепления здоровья ребенка в каждом ДОУ при помощи средств физического воспитания, реализация условий совершенствования двигательной деятельности во время нахождения на свежем воздухе.

-восприятие детьми менталитета, традиций русской культуры, максимальная приближенность к нравственно-духовным возможностям социума.

-активное внедрение цепочки семья-педагог-ребенок в работу по укреплению здоровья дошкольника, оптимизации креативных способностей.

-формирование  привычек к здоровому образу жизни и активного жизненного кредо.

При реализации планируемых задач возможно использование следующих средств:

-внедрение в образовательный процесс различных видов здорового образа жизни  (гимнастика Стрельниковой, су-джок гимнастика, пальчиковая, корригирующая, релаксационные упражнения) и формирование практических умений оказывать посильную помощь при укусах, ожогах и травмировании  кожных покровов, а так же внедрение в мировоззрение детей понятия необходимости соблюдения  культурно-гигиенических навыков;

-психотренинги, различные виды терапии  (фито, аква,аромо),аэробика, массаж, аудиофизкультура;

-правильная  рекоструктивная  двигательная нагрузка ребенка( спортивные досуги, тропинки здоровья, этноигровые развлечения, физминутки, экскурсии, пикники);

Приобретение устойчивой привычки к здоровому образу жизни создает необходимость использования здоровьесберегающих технологий во всех видах деятельности в дошкольных образовательных  учреждениях. Для того, чтобы методы и приемы здоровьясбережения давали  положительную динамику, необходимо создание оптимизированной предметно - развивающей среды в ДОУ.

При проверке результативности применения в нашем ДОУ здоровьесберегающих технологий мы отметили высокий уровень двигательной активности                              воспитанников         профилактических, оздоровительных, физкультурно-развлекательных событий.  В ДОУ имеется прекрасно  укомплектованный спортивный зал, методические разработки и пособия, изготовленные педагогами, использование которых, прививает нашим детям желание заниматься физкультурой и спортом, формирует активную жизненную позицию, повышает уровень физической подготовки детей.

Нахождение воспитанников на свежем воздухе, при участии их в любых видах  оздоровительных мероприятий на прогулках - является одним из важных факторов  деятельности учреждения при выполнении задач здоровьесбережения.

На территории нашего учреждения размещена спортивная зона, оборудованная различными тренажерами, беговой дорожкой, трассой  с припятствиями, различными мини-площадками для развития определенных групп мышц.

Зоны спорта в каждой группе, укомплектованные  различным спортивным инвентарем, дают возможность детям развивать физкультурно-оздоровительные навыки. Так же используются передвижные модули, мобильные комплексы для упражнений по сохранению равновесия, ходьбе, прыжках, беге в различных направлениях.

В каждой группе имеются атрибуты, изготовленные  по разным методикам ( Монтессори, Стрельниковой и т.д. ), которые являются неотъемлемой частью организационно-профилактических моментов общеразвивающей направленности. Педагоги нашего сада творческие личности, вносят креативные идеи при оформлении  атрибутов, пособий, при изготовлении определенных тренинговых приспособлений для спортивных зон в группах. Весь инструментарий и оборудование  находится в шаговой доступности для детей.

Внедрение здоровьесберегающих технологий  в работу ДОУ – это система, основанная на совокупности педагогического сопровождения, профилактических процессов, лечебно-физкультурного воздействия на ребенка  специфическими и неспецифическими средствами.

В профилактической работе по снижению заболеваемости гриппом, ОРВИ для воспитанников организованы фитобары в каждой группе, регулярная витаминизация, в меню включаются лук, чеснок, лимон ,отвар шиповника. Проводятся процедуры: «соляные пещеры», орошение носа морской водой, полоскание горла (старший возраст), употребление фитонцидов.

Психологические тренинги и тестирование проводит психолог, занятия с которым формирует первоначальные развивающие образы времяпрепровождения воспитанников в детском саду.

Планирование организации образовательной деятельности  в области физического развития основывается на диагностике, которую проводят педагоги в группах.

Разнообразность  и взаимозаменяемость двигательной активности  и покоя детей младшего, среднего и старшего возраста позволяет совершенствовать двигательный режим, используется прием чередования активного всплеска с релаксационными упражнениями.

Разнообразие видов мероприятий, позволяющих активизировать мышечный процесс, укреплять позитивное отношение детей к активному образу жизни - аэробика, утренняя гимнастика, релаксация,  физминутки, спортивные клубные часы, праздники, досуги, флеш-мобы, тропы здоровья, позволило коллективу сформировать мнение детей и родителей в необходимости и постоянстве их проведения.

Нашей гордостью являются семейные спортивные праздники, в которых активное участие принимают дошкольники и их родители.

Основой доверия родителей всем рекомендациям и советам воспитателей являются положительные результаты оздоровления детей, высокий уровень физического развития дошкольников.

Наш детский сад работает в тесном контакте с родителями воспитанников. Воспитатели грамотно используют огромный арсенал педагогического багажа  (консультации ,»круглые столы», ассамблеи мам и пап ,спектакли с участием родителей, мастер-классы, викторины, конкурсы).

При опросе родительской аудитории мы выяснили , что наибольшей популярностью и востребованностью пользуются арт-тренинги, беседы со специалистами, мастер-классы, где родители могут понять, как на практике правильно организовать определенные моменты воспитания ребенка, учатся на практике использовать полученные знания.

Благодаря грамотной организации, методическому обеспечению, учета интересов детей и родителей, эффективности образовательных событий, позитивного восприятия - мы диагностировали высокий уровень осознания детьми ценности своего здоровья, желания укреплять его, заниматься спортом, вести здоровый образ жизни.

Для всесторонней образованности физического оздоровления детей требуется совокупность педагогических инновационных технологий, психологического сопровождения и системный подход, основанный на классических образцах педагогики.

                                                                                                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

Педагогический проект на тему: «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьё...

Интегрированное занятие с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста «Приключения колобка»

Интегрированное занятие  с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста  «Приключения колобка»...

Конспект совместной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зимующие птицы».

Конспект совместной образовательной деятельностис использованием здоровьесберегающих технологий  как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста. Тема: «Зи...

Перспективный план образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова...

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А. на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»

ОБОБЩЕНИЕ опыта работы воспитателя Плаховой Н.А.на тему: «Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»...