Консультация для воспитателей « ДОУ и семья в подготовке к школе»
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Дьякова Ольга Хамитовна

   Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу.В консультации даны методы изучения семьи, а также принципы и формы работы с родителями при подготовке детей к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 « ДОУ и семья в подготовке к школе»

   Задачи воспитания и развития решаются успешно только в том, случае, когда дошкольное учреждение поддерживает связь с семьёй и вовлекает её в свою работу. На протяжении многих лет система дошкольного образования существовала достаточно изолированно от семьи, полностью принимая на себя проблемы образования и развития детей, которые поступали в детские учреждения. Сотрудничество ДОУ с родителями развивалось преимущественно по пути поиска разнообразных путей пропаганды педагогических знаний, но в сложившейся социально-экономической ситуации этого уже недостаточно.

   По итогам анкетирования было выявлено, что у большинства родителей переход детей в школу вызывает беспокойство, чувство страха, неуверенность за своего ребёнка. Практика убедительно показывает, что осознанное, активное включение родителей в совместный процесс воспитания позволяет значительно повысить эффективность подготовки детей к школе. К проблемам, негативно влияющим на качество образования и процесс развития личности детей старшего дошкольного возраста, относятся:

-- тестирование дошкольников при приёме в школу;

-- форсированная целевая специальная подготовка к школе;

-- отсутствие познавательной мотивации к учению;

-- психотравмирующий характер познавательного общения          

    родителей с ребёнком в семье;        

-- жёсткий контроль взрослыми всех видов детской деятельности;

-- отсутствие у детей самостоятельности, инициативности, умения

    планировать свою деятельность;

-- боязнь ошибок и отрицательных личностных оценок.

  Возникающие проблемы приводят к различным негативным факторам, таким как проявление неврозов, угасание самостоятельности и творческой активности, снижению умственной активности, искажениями в развитии, динамике ухудшения здоровья.

  Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе означает создание единого образовательного пространства развития ребёнка, которое поддерживается как детским садом, так и семьёй.

Принципы такой работы заключается в: непрерывности и единстве общественного и семейного воспитания; системности и плавности; доверии и сотрудничестве между педагогами и родителями.

Важные условия интеграции: корректировка воспитательных позиций родителей и педагогов; ориентация на потребности, интересы семьи и ребёнка; реализация идеи самоценности дошкольного детства в семье и ДОУ; организация жизни ребёнка с позиции всестороннего личностного развития; развитие самостоятельной игры как ведущей деятельности в дошкольном возрасте.

  Интеграция образовательных задач приводит: к развитию познавательных, художественных и коммуникативных способностей, на которых в дальнейшем строится система научных понятий, формируется мировоззрение; полноценному и своевременному развитию специфических дошкольных видов деятельности, которые позволяют учитывать особенности возраста, в них осваивается познавательное содержание, формируются новые физиологические функции; нахождению ребёнком индивидуального стиля общения со взрослыми и сверстниками, преодолению затруднений, возникающих   в процессе общения, стимулировать  личностного роста, повышению уверенности в собственных силах и формированию положительного отношения к социальному миру.

  Интеграция образовательных задач при подготовке детей к школе включает три блока: информационно-аналитический, содержательно- методический, контрольно-оценочный.

 Информационно-аналитический блок предполагает: сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучения семей, их трудностей в подготовке детей к школе, запросов на получение педагогической информации с помощью тематического опроса, а также педагогическое  просвещение с использованием интерактивных форм: индивидуальные и подгрупповые консультации по актуальным вопросам подготовки к школе, информационные листовки – памятки, библиотека родителей, видеотека.

 Содержательно- методический блок предполагает организацию общения взрослых с ребёнком и педагогов с родителями и детьми, создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения. Используются такие формы взаимодействия, как игротеки, открытые занятия, выставки выходного дня, презентации детских достижений, галереи детского рисунка, смотры совместного творчества, театральная пятница, встречи с интересными людьми, викторины, издание семейных газет, журналов, защита семейных проектов.

 Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности взаимодействия ДОУ и семьи. Используются экспресс- методы сразу после проведения того или иного мероприятия: оценочные листы, книга отзывов, самоанализ педагогов, фотовыставки о проведении праздников, театрализованных представлений, занятий.

  Применяются также методы оценки отсроченного результата: собеседование с детьми, учёт активности родителей, повторная диагностика или анкетирование.

   Существует несколько показателей эффективности работы детского сада с семьёй: появление у родителей интереса к содержанию занятий;

-- возникновение дискуссий по инициативе родителей;

-- увеличение числа вопросов к педагогу, касающихся                    

    формированию личности ребёнка, его внутреннего мира;

-- размышление родителей о правильности используемых ими

    методов воспитания;

-- повышение активности родителей при анализе педагогических

    ситуаций.

 Интеграция образовательных задач ДОУ и семьи при подготовке детей к школе обеспечивает решение многих проблем адаптации и успешного обучения выпускников на последующих ступенях образовательной системы.

 И в заключении хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского: «Воспитание – не сумма мероприятий и приёмов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребёнка». Только с таким подходом можно обеспечить ребёнку полноценное развитие и дорогу в успешную школьную жизнь.

Система работы ДОУ с семьёй

       

 Принципы работы с родителями

 

 Методы изучения семьи

 Целенаправленность, систематичность,

 плавность.

 Дифференцированный подход к работе

 с родителями с учётом многоаспектной

 специфики каждой семьи.

 Возрастной характер работы с

 родителями.

  Доброжелательность, открытость.

Анкетирование.

Наблюдение за ребёнком.

Посещение семьи ребёнка

Обследование семьи

ребёнка с помощью

проективных методик.

Беседа с ребёнком.

Беседа с родителями.

Формы работы с родителями

 

 Общие

  Групповые

  Индивидуальные

Педагогические консультации,

беседы, семинары,

тренинги, конференции

Совместное проведение

занятий, досугов

 Клубы по интересам: национальные

 традиции, молодая семья,

 профессиональные интересы

Участие родителей в

методических

мероприятиях:

изготовление костюмов,

организация видеосъёмки

         Дни открытых дверей

Педагогическая гостиная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Обучение детей грамоте при подготовке к школе"

Знакомство детей со звуковой стороной слова простыми формами его анализа,проявление интереса к словам и звукам....

Консультация для родителей подготовительной группы: «Семья в подготовке к школе»

Уж очень мы хотим видеть наше обожаемое дитя умным, развитым не по годам и никогда не задумываемся, что даем детям неимоверную нагрузку, несвоевременные знания....

Консультация "ДОУ и семья в подготовке к школе"

Сегодня перед детским садом стоит задача - привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком. Помочь стать своему ребенку настоящим другом и авторитеттным наставником в преддверии школы....

Консультация для воспитателей «Обучение детей грамоте при подготовке детей к школе»

Этапы ознакомление  со звуковым строением слова, его звуковым анализом детей средней, старшей и подготовительной группы...

Консультация для родителей "Семья в подготовке к школе"

Консультация для родителей "Семья в подготовке к школе"...

Консультация для родителей подготовительной группы: «Семья в подготовке к школе»

Консультация для родителей подготовительной группы:«Семья в подготовке к школе»...