Коррекционно - развивающие занятия с детьми страшего дошкольного возраста по оптимизации общения в детском саду
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

 

     В результате своей работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими.
     В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в рамках всего дошкольного учреждения.
Целью данной программы является создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок».
Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов.

1. Разминка детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.
4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).
5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы.
6. Заключительная часть — расслабляющие упражнения.

Занятия проводятся еженедельно в  подготовительных группах детского сада по подгруппам.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Необходимые материалы

  • Бумага — толстый альбом или набор бумаги для чертежных работ каждому ребенку; несколько листов ватмана (на всех); примерно один рулон обоев (3 куска по 3 м);
  • гуашь — 1 коробка на 3-х детей;
  • кисти — на каждого ребенка;
  • цветные карандаши — на каждого ребенка;
  • тушь — 3-4 банки цветной и обязательно — черная;
  • свечки тонкие — каждому ребенку;
  • папка для работ — каждому ребенку.

Музыкальное обеспечение

Записи с лирической, романтической, ритмичной музыкой.

Работа с рисунком

Особенность данной работы состоит в том, что ребенок после окончания рисования дает своей работе какое-то название и рассказывает о ней. После этого этапа всегда следует другой: «Как ты думаешь (чувствуешь), можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Давай попробуем... Тебе нравится? Ты все сделал так, как хотел? Что получилось, а что — нет?» То есть психолог организует деятельность ребенка как движение к позитивному изменению, осознанию и созданию целостности.
Кроме того, эта работа строится так, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность на следующем этапе взаимодействовать в парах, тройках, а потом — и всей группой, что способствует развитию общения, умения договориться и организовать общую деятельность, саморегуляцию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korrekcionno_-_razvivayushchie_zanyatiya.doc156 КБ

Предварительный просмотр:

     В результате своей работы по исследованию межличностного общения в группах старшего дошкольного возраста выяснилось, что большинство детей испытывают трудности во взаимоотношениях с окружающими.
    В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в рамках всего дошкольного учреждения.
Целью данной программы является создание условий для оптимизации общения в сфере «взрослый — ребенок» и «ребенок — ребенок».
Структуру занятий можно представить в виде последовательных этапов.

1. Разминка детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.
2. Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывания художественных текстов или рассказывания сказки либо истории.
3. Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где психолог является организатором дискуссии и приводит детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.
4. Рисование по теме (с диагностической либо профилактически коррекционной целью).
5. Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей: проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка и общую сплоченность группы.
6. Заключительная часть — расслабляющие упражнения.

Занятия проводятся еженедельно в  подготовительных группах детского сада по подгруппам.
В конце всего цикла занятий организуется выставка детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы с психологом.
На родительских собраниях следует познакомить родителей с целями и задачами работы с детьми, рассказать о содержании занятий, о помощи, которую родители могут оказать детям дома, о необходимых для работы материалах.

Необходимые материалы

  1. Бумага — толстый альбом или набор бумаги для чертежных работ каждому ребенку; несколько листов ватмана (на всех); примерно один рулон обоев (3 куска по 3 м);
  2. гуашь — 1 коробка на 3-х детей;
  3. кисти — на каждого ребенка;
  4. цветные карандаши — на каждого ребенка;
  5. тушь — 3-4 банки цветной и обязательно — черная;
  6. свечки тонкие — каждому ребенку;
  7. папка для работ — каждому ребенку.

Музыкальное обеспечение

Записи с лирической, романтической, ритмичной музыкой.

Работа с рисунком

Особенность данной работы состоит в том, что ребенок после окончания рисования дает своей работе какое-то название и рассказывает о ней. После этого этапа всегда следует другой: «Как ты думаешь (чувствуешь), можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Давай попробуем... Тебе нравится? Ты все сделал так, как хотел? Что получилось, а что — нет?» То есть психолог организует деятельность ребенка как движение к позитивному изменению, осознанию и созданию целостности.
Кроме того, эта работа строится так, чтобы от рисования «в одиночку» была возможность на следующем этапе взаимодействовать в парах, тройках, а потом — и всей группой, что способствует развитию общения, умения договориться и организовать общую деятельность, саморегуляцию.

Занятие 1.

  1. Приветствие.

Цель:

     Здравствуйте, дети! Мы – группа. Нам предстоит заниматься вместе, поэтому очень важно поприветствовать друг друга. Приятно, когда тебя называют по имени. Значит, тебя ценят, уважают, любят. У меня в руках сердце. В сердце человека заключены тепло, любовь, дружба. Я предлагаю его вам…

     Дети стоят в кругу, им предлагается разучить приветствие, которое нужно пропеть:

- Добрый день, Саша! (улыбнуться и предать сердечко).

- Добрый день, Маша! (Называются имена детей по кругу).

- Добрый день, Яна Анатольевна!

- Добрый день, солнце! (Все поднимают руки, затем опускают).

- Добрый день, небо! (Аналогичные движения).

- Добрый день, всем нам! (Все разводят руки в стороны, затем опускают).

  1. Игра «Мое имя».

Цель: способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.

     Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

     После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе.

  1. Принятие правил.

Цель: ознакомление детей с основными правилами, целями, задачами.

     Детям предлагаются правила работы в группе.

- Никого не обижай, никого не унижай!

- Слушай внимательно!

- Хочешь сказать, подними руку!

- Будь на своем месте!

     Ребятам предлагается потренироваться в соблюдении правил: поиграть в игру «Испорченный телефон».

а) Дети делятся на 2 команды. По цепочке нужно передать шепотом словечко так, чтобы оно не изменилось и не потерялось. Последний ребенок в цепочке сигнализирует высоко поднятой рукой, когда получит слово.

б) Ребенок, которому должны передать слово, делает вид, что спит. Каждый передающий должен «разбудить» другого, делая это бережно и осторожно. Таким образом мы тренируемся соблюдать 2 правила: «никого не обижай» и «слушай внимательно». В конце игры проверяются слова, особо отмечаются дети, «разбудившие» других тихонечко, поглаживая по голове, по плечу.

  1. Игра «Угадай, кого не стало».

Цель: развитие внимания, наблюдательности, принятие детьми друг друга.

     Дети должны догадаться, кто вышел из комнаты, и описать его.

  1. Рисование на тему «Автопортрет».
  2. Упражнение «Порхание бабочки».

Цель: расслабление и развитие воображения.

     Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги прямые, слегка раздвинуты.

Текст: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движением ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

7. Прощание.

     Все встают в круг и предают в ладошке соседу свое настроение, улыбаясь самой доброй улыбкой. Психолог дарит детям сердечко и кладет его каждому в ладошку. Просит и детей подарить ему что – нибудь на память. Говорит детям:

- Вроде у вас нет ничего с собой, но у вас есть теплота ваших сердец, котороу можно почувствовать, дотронувшись до ваших ладошек.

Игра «Рукопожатие по кругу».

Занятие 2.

1. Приветствие  «Давайте поздороваемся».

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

     Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

2. Беседа на тему «Дружба».

Цель: способствовать созданию комфортной обстановки для каждого участника.

- Что такое дружба?

- Чем она помогает людям?

- Каким нужно быть, чтобы с тобой хотелось дружить?

- А каким – не нужно?

- А у вас есть друзья? Какие они?

3. «Помоги другу» или «Самая дружная пара».

     Дети делятся на пары. Одному из пары завязывают глаза. На полу между двумя стульями раскладываются крупные игрушки. Второму ребенку из пары необходимо провести партнера от одного стула к другому так, чтобы ни одна игрушка не была сбита.

4. «Пересядьте все т, кто…»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, а так же продолжение группового знакомства.

     Мы все очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи.

     Ведущий предлагает пересесть всем, кто…

- любит бегать,

- радуется хорошей погоде,

- имеет младшую сестру,

- любит мороженое.

- ложится спать вовремя,

- убирать игрушки,

- любит дарить цветы и т. д.

     При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое?  У кого есть младшая сестра?  и т. д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

5. «Кого укусил комарик».

Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внеш ней стороне круга, гладит детей по спинам, одно го из них незаметно от других он тихонько щип лет - «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и пле чи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и догадываются, «кого укусил комарик».

6. «Волшебник».

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи. Затем одному из них завязывают глаза и ставят в круг на другое место. Ему необходимо представить себя волшебником и, почувствовав плечи друзей, угадать, кто стоит рядом с ним.

7. Рисунок на тему «Я в детском саду».

8. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ТИХОЕ ОЗЕРО»

      «Лягте в удобное положение. Вытянитесь и рас слабьтесь. Теперь закройте глаза и слушайте меня.

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого, прекрасного озера. Слышно лишь ваше дыха ние и плеск воды. Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите щебет птиц и стре котанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит, воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло сол нца. Вы спокойны и неподвижны, как это тихое утро. При ятная истома охватывает вас, вы чувствуете себя спокойными и счастливыми, вам лень шевелиться. Каждая клеточка ваше го тела наслаждается покоем и солнечным теплом. Вы отды хаете...

А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощу щения не покинут нас в течение всего дня».

9. «Всем-всем до свиданья».

Дети ставят свои кулачки «столбиком», затем громко кричат: «Всем-всем до свиданья» и уби рают кулачки.

Занятие 3.

1. Приветствие  «Давайте поздороваемся».

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

     Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им.

2. «Вспомним чувство».

     Каждый ребенок получает картинку с изображением того  или иного чувства (можно использовать для этого «Азбуку настроений»). Затем он без слов, используя только мимику, демонстрирует свое чувство группе. Детям необходимо догадаться, какое чувство было изображено у него на карточке.

3. «Какие чувства мешают дружить».

     Ведущий говорит детям, что у каждого человека есть свое любимое чув ство. Кто-то чаще радуется, кто-то обижается, кто-то злится, кто-то завидует. Кто-то всегда бо ится, а кто-то всех любит. Ведущий предлагает де тям подумать, какие чувства могут помогать дру жить, а какие мешать.

4. «Я хочу с тобой подружиться».  

     Выбирается водящий, который произносит слова «Я хочу подружиться с», а дальше опи сывает внешность одного из детей. Ребенку нуж но себя узнать, быстро подбежать к водящему, пожать руку. Далее водит он.

5. «С кем я подружился».

     Для этой игры нужна коробка с прорезанными по бокам 4- 6 отверстиями по размеру детской руки. Соответственно 4-6 участников засовыва ют руки в коробку ( ее придерживает ведущий), закрывают глаза. Затем находят чью-то руку, зна комятся с ней, а потом угадывают, с чьей рукой они познакомились, подружились.

7. «Подари подарок другу».

     Дети бросают друг другу мячик и называют по дарки, которые они подарили бы, если бы были волшебниками, например: «Я дарю тебе всегда голубое небо» и т.п.

8. «Внутри круга»

      Ребята, вот мы сейчас дружно и весело вместе играли, а бывало ли с вами такое, когда другие дети не принимали вас в игру? Расскажите... Что вы делали в таких случаях? (Ответы детей.)

     Давайте встанем в один большой круг и крепко сце пимся руками. Один из нас останется за кругом и попы тается прорваться внутрь и остаться в нем. Только, по жалуйста, будьте осторожны, чтобы никому не причи нить боль. (Игра продолжается до тех пор, пока она интересна детям, если кто-то из детей не смог попасть в круг в течение одной минуты, тогда группа сама пус кает ребенка, а кто-то другой выходит из него и про должает игру.)

Вопросы для обсуждения

Что вы делали, чтобы проникнуть в круг?

Что вы чувствовали когда были частью круга?

Как вы думаете, как стать ребенком, с которым все хотят все играть?

9. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПОЛЕТ ВЫСОКО В НЕБЕ».

 «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами летнее теплое солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя аб солютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы види те птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в сто роны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук взмахивающих крыльев, когда они энергич но рассекают воздух.

Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица Представьте, что это ваши крылья медленно движутся вверх и вниз. Представьте, что это вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья распростерты в стороны. Ваши кры лья рассекают воздух, упираясь в его плотные массы. Наслаж дайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воз духе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот мы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо, отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

10. Прощание.

     А в заключение давайте прямо в кругу попрыгаем пару минут под веселую музыку с выкрика ми: «Нам ве-се-ло! Нам ра-дост-но!»

Занятие 4.

1. Приветствие  «Давайте поздороваемся».

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

2. «Конкурс хвастунов».

Цель: гармонизация притязания на признание.

     Сегодня мы проведем необычный конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Но хвастаться мы будем соседом справа. Посмотрите внимательно на своего соседа справа. Подумайте, какой он, что умеет делать, что у него хорошо получается.

После конкурса определяем победителя – лучшего «хвастуна».

Обсуждение:

- что понравилось больше: хвастаться или слушать, как рассказывают о тебе?

3. Сегодня, мы с вами «полетим в космос на другую планету». А на чем мы полетим в космос?

Давайте попробуем запустить в космос ракету. Космонавт занимает место в корабле (на стуле), а мы будем мотором этого корабля. Сядем на корточки вокруг стула и начнем запускать ракету. Следите за моей рукой. Когда рука внизу вы шепотом говорите «у-у-у», потом поднимаемся, голос усиливается, затем с громким криком «ух» подпрыгиваете и поднимаете руки вверх.

4. «Мигалки».

Цель: развивать внимание.

     А прилетели мы с вами  на планету Мигунов. Сейчас поиграем в их любимую игру.

Около ведущего – пустой стул. Ведущий подмигивает кому – нибудь и тот, кому подмигнули должен перебежать на пустой стул. Соседи перебежчика пытаются его удержать. Кто внимательнее всех?

5. «Скульпторы и глина».

Цель:

А сейчас прогуляемся по космопарку. Разделимся на пары. 1 в паре – глина, 2 – скульптор. Скульпторы лепят из глины какую – нибудь фигуру и дать ей название на космическую тему. Смена ролей.

6. Прогулялись мы с вами по космическому парку, полюбовались на космических животных и растения. А теперь вспомним про животных земных.

Игра «Кошки, собачки, коровки».

Цель: развивать умение внимательно слушать; взаимодействовать в группе.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Я подойду к каждому из вас и шепотом скажу название какого – нибудь животного. Запомните его хорошенько, так как потом вы станете этим животным. Никому не проговоритесь. Теперь завяжем глаза. Через 1 мин. Я попрошу вас заговорить так, как говорит ваше животное. Вам нужно найти животных, которые говорят так же как вы. Вы можете ходить по комнате и услышав свое животное, двигаться ему на встречу. Дальше, взявшись за руки, вы идете вдвоем и вместе ищете, говоря на своем языке. Готовы? Все навострили ушки? Начинаем!

7. Упражнение на релаксацию «ВОЛШЕБНЫЙ СОН».

     Дети находятся в позе покоя. Взрослы дает им установку: «Сейчас, когда я буду читать стихи, вы закроете глаза. Начинается «Волшебный сон». Внимательно слушайте и повторяйте про себя мои слова с закрытыми глазами. «Волшебный сон» закончится, когда я скажу: «Открыть глаза».

Реснички опускаются, глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают…

Ноги тоже отдыхают, отдыхают, засыпают (2 раза),

Шея не напряжена и расслаблена…

Губы чуть приоткрываются,

Все чудесно расслабляется (2 раза),

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать! Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем, их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться! Всем открыть глаза и встать!

Занятие 5.

1. Приветствие  «Слушай хлопки».

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

1 хлопок – за руку

2 хлопка – плечами

3 хлопка – спинками

Топну – поменяться партнерами

2. Разминка «Дотронься до…»

Цель: развивать внимание друг к другу, сплочение.

     Детям называется цвет. Все должны мгновенно с ориентироваться, обнаружить у участников в одежде этот цвет и дотронуться до него.

3. Игра «Зеркало» (работа в парах).

Цель: развивать внимание друг к другу, эмоциональное раскрепощение.

     Представьте, что вы вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – люди. Люди ходят мимо зеркал, делают любые движения, а зеркало должно точно отражать движения и выражения лиц. Смена ролей.

4. Игра «Сколько нас?»

Цель: развивать слуховое восприятие, произвольность.

     Один ребенок сидит на стуле, в центе комнаты. Дети должны без шума пройти мимо него. Если ребенок вдруг слышит шорох или шум от проходящего, следовательно, проходящий должен вернуться на свое место.

5. Игра «Кони и всадники».

Цель:                                                                                                                                                                                Дети делятся на пары – один ребёнок превращается в “коня”, другой во “ всадника”. “Коням” завязывают глаза, а всадники встают сзади, берут за локти и готовятся ими править. На скачках задача “коня” - бегать быстрее, а задача “всадника” – не допускать столкновения с другими конями. Если пара падает, то выбывает из игры.

Обсуждение:

- Какую роль было выполнять труднее и почему?

- Что испытали «конь» и «всадник»?

- Почему происходили столкновения с другими парами?

6. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «ПЛЫВЕМ В ОБЛАКАХ»

     «Лягте и займите удобное положение. Закройте глаза. Дышите легко и медленно. Вообразите, что вы находитесь на природе, в прекрасном месте. Теплый, тихий день. Вам приятно, и вы чувствуете себя хорошо.

     Вы абсолютно спокойны.

     Вы лежите и смотрите вверх на облака – большие, белые, пушистые облака в прекрасном синем небе.

     Дышите свободно.

     Во время вдоха вы начинаете мягко подниматься над землей. С каждым вдохом вы медленно и плавно поднимаетесь на встречу большому пушистому облаку. Вы поднимаетесь еще выше на самую верхушку облака и мягко утопаете в нем.

     Теперь вы плывете на вершине большого пушистого облака. Ваши руки и ноги свободно раскинуты в стороны, вам лень шевелиться. Вы отдыхаете.

     Облако медленно вместе с вами начинает опускаться все ниже и ниже, пока не достигнет земли.

     Наконец, вы благополучно растянулись на земле, а ваше облако вернулось к себе домой на небо. Оно улыбается вам, вы улыбаетесь ему. У вас прекрасное настроение. Сохраните его на весь день».

Занятие 6.

1. Приветствие

Цель: создать психологически непринужденную атмосферу.

2. Разогрев Упражнение «Шум дождя».

Цель: сплочение группы, развитие внимания и произвольности действий, работа с ритмом.

     Каждому ребенку предлагается в определенном ритме выполнять одно из следующих действий: потирать ладони, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, постукивать ногами об пол, похлопывать ладошками по ногам и т.п. дети включаются постепенно, по сигналу ведущего. После этого рекомендуется продолжать свои действия с закрытыми глазами. Ведущий может варьировать громкость звучания «дождя». В обратном порядке ведущий постепенно «выключает» каждого ребенка (с помощью прикосновения).

3. Создание проблемной ситуации                                                                                                                                                                                - Представьте, ребята, что мы все оказались в сказочной стране, где живут волшебники. А волшебники всегда фантазеры. А еще какие они, волшебники?
Ответы детей.
Послушайте стихотворение:

Сапожник починяет нам ботинки,
А плотник — табуретку и крыльцо.
Но только у волшебника в починке
Светлеют наши мысли и лицо!

Какая сложная работа:
Счастливым сделать хоть кого-то!
На миг удачу принести,
От одиночества спасти.
А самому потом тихонечко уйти!

- Правильно, волшебники добрые, великодушные и скромные. А мы могли бы быть хоть чуточку волшебниками? Помните, в фильме «Золушка» маленький паж говорит: «Я не волшебник, я только учусь!»? Давайте поиграем в игру, в которую обязательно играют все начинающие волшебники.

4. Упражнение «Превращения»                                                                                                                                                          Цель: развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.
Ведущий предлагает детям:                                                                                                                                                  а) нахмуриться как:                                                                                                                                                      — осенняя туча,
— рассерженный человек;

б) позлиться, как:

— злая волшебница,
— два барана на мосту,
— голодный волк,
— ребенок, у которого отняли мяч;

в) испугаться, как:

— заяц, увидевший волка,
— птенец, упавший из гнезда,
— котенок, на которого лает злая собака;

г) улыбнуться, как:

— кот на солнышке,
— само солнце,
— хитрая лиса,
— будто ты увидел чудо.

5. Упражнение “ Волшебники”.                                                                                              Цель:                                                                                                                                                                                                            Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывает кисти рук.

6. Игра «Сочинение сказки»                                                                                                                                     Цель: сплочение группы, освоение участниками новых ролей, развитие речи, воображения, мышления; отреагирование актуальных эмоциональных состояний.                                                                                                                                                           - Я скажу предложение и передам мячик соседу. Он должен добавить к предыдущему высказыванию свое, связанное с ним по смыслу.
Вы ведь знаете, что все волшебники иногда делают самые необычные и неожиданные вещи. Вот и нам нужно связать в своей сказке два совершенно не связанных предложения: начинаться наша сказка будет словами: (I вариант) «Однажды по улице проехал грузовик...», а заканчиваться: «Поэтому у Деда Мороза зеленая борода»; (II вариант) «Мама купила в магазине рыбу...» и «Поэтому вечером пришлось зажигать свет».

7. «Бабочки и роботы».

Цель: развивать внимание, слуховое восприятие; эмоциональную сферу.

     Группа делится на 2 команды «роботы» и «бабочки». Под музыку дети двигаются, сменяя друг друга под ритм музыки.

8. Рисование на тему “ Волшебные зеркала”                                                                          Цель:

     Психолог предлагает нарисовать себя в трёх зеркалах , но не простых, волшебных: в первом- маленьким и испуганным; во-втором – большим и весёлым; в третьем- небоящимся ничего и сильным.                                                                                                            После задаются вопросы :                                                                                                                              - Какой человек симпатичнее? На кого ты сейчас похож? В какое зеркало ты чаще смотришься?

9. Упражнение на релаксацию «Волшебный сон»                                                                                               Цель: саморасслабление.
Реснички опускаются...
Глазки закрываются...
Мы спокойно отдыхаем (2 раза),

Сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряженье улетело...
И расслаблено все тело (2 раза),

Будто мы лежим на травке,
На зеленой мягкой травке...
Греет солнышко сейчас...
Руки теплые у нас...
Жарче солнышко сейчас...
Ноги теплые у нас...
Дышится легко... ровно... глубоко...

(Длительная пауза)

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
    Дети открывают глаза.

Занятие 7.

1. Приветствие.                                                                                                                          Цель: настрой на совместную работу, развивать внимание.                                                            Дети стоят в кругу. Ведущий называет 2 имени, эти ребята выходят в круг и здороваются ладошками.

2. Разогрев Упражнение «Шум дождя».

Цель: сплочение группы, развитие внимания и произвольности действий, работа с ритмом.

     Каждому ребенку предлагается в определенном ритме выполнять одно из следующих действий: потирать ладони, щелкать пальцами, хлопать в ладоши, постукивать ногами об пол, похлопывать ладошками по ногам и т.п. дети включаются постепенно, по сигналу ведущего. После этого рекомендуется продолжать свои действия с закрытыми глазами. Ведущий может варьировать громкость звучания «дождя». В обратном порядке ведущий постепенно «выключает» каждого ребенка (с помощью прикосновения).

3. Дискуссия

Ведущий рассказывает детям о том, что у всех людей в мире иногда бывают ситуации, когда они ссорятся со своими родными или друзьями. В этот момент им бывает очень грустно, обидно, иногда они даже сердятся на других и задают вопросы:

  1. Нужны ли ссоры?
  2. Что чувствует поссорившийся с кем-то человек?
  3. А тот, с кем он поссорился?
  4. Если обоим бывает плохо, то можно ли сделать так, чтобы ссор не происходило вообще?
  5. А что сделать, чтобы их стало меньше и они не были такими уж серьезными?
  6. А как можно помирить двух поссорившихся друзей?

Дети вспоминают детские шуточные «мирилки», например: дети цепляют друг друга за полусогнутые мизинцы и говорят: «Мирись, мирись, мирись — и больше не дерись! А если будешь драться, то я начну кусаться!»
Ведущий поясняет шуточный характер «мирилки» и предлагает детям вспомнить или придумать другие варианты.

4. Игра «Ругаемся овощами»                                                                                                          Цель: легализация агрессивных чувств и действий; снятие запрета на их проявление; отреагирование актуальных, энергетически и эмоционально заряженных состояний участников.

- Иногда в ссоре, если она все-таки произошла, очень трудно удержаться от обидных слов. Но чтобы эти слова не принесли ущерба окружающим, можно их «приручить». Как? А вот как!
Представьте, что поссорились два приятеля. Но вдруг оказалось, что они оба забыли все обидные слова; остались лишь слова — названия овощей (фруктов, рыб, птиц, цветов и т.д.). И вот приятели и хотят поругаться, а с их языка слетают только «овощи».
дети перекидывают друг другу подушку и называют названия овощей вместо ругательного слова. Темп нарастает вводится 2 подушка.

— Капуста!
— Сам ты капуста зеленая!
— А ты — огурец!
— А ты — редиска!
— А ты — помидорище!

Затем ведущий интересуется у них, легко ли так ругаться. Что почувствовал каждый? Возникла ли охота кричать и ссориться? Игра повторяется несколько раз с разными участниками.

5. Игра «Ласковые слова»

- Мы с вами научились сдерживать обидные слова, а теперь поучимся придумывать ласковые слова.
Давайте встанем в круг и по очереди будем передавать друг другу вот этот красивый шарик. Пока шарик у вас в руках, вы можете придумать ласковое слово и вместе с шариком передать его своему соседу, а он — своему и так — по кругу.
Далее дети отвечают на вопросы.

  1. Вам понравилось играть в эту игру?
  2. Какие слова были самыми приятными?
  3. Что труднее — произносить обидные слова или приятные?
  4. А что приятнее слышать?

Затем ведущий подводит итоги занятия, обобщая ответы детей.

7. Игра «Путанка» (с водящим)                                                                                                                                                                      Цель: принадлежность к группе.                                                                                                         Дети запутываются руками. Водящий их распутывает.

8. Рисунок на тему «Дружба двух цветов»

- Ребята, я хочу рассказать вам историю о дружбе двух цветов. Было это давно. Жили-были на свете два цвета — желтый и синий. Желтый очень гордился тем, что он такой же, как солнце и как песок на берегу моря в ясную солнечную погоду. Неподалеку от желтого жил синий цвет. Он тоже считал себя очень важным и ни в чем не хотел уступать желтому цвету.
Так они и жили, споря друг с другом, кто же из них важнее.
— Я самый важный, ведь солнце и то такого же цвета, как я!
— Нет, самый важный я! Смотри — и небо синее, и море синее. Без меня не обойтись!
Вот так спорили-спорили они и однажды чуть было совсем не поругались. Но в этот момент подул ветер и перемешал желтый и синий цвет.
Так родился зеленый цвет, а из него — трава, цветы, деревья! И на свете стало так хорошо: теперь и море, и солнце, и небо, и трава — все разноцветное!
А желтый и синий поняли, что были они не правы, что каждый из них хорош по-своему и что если они будут дружить, появится зеленый цвет, а без него теперь никто уже не сможет обойтись!
Вот и мы, ребята, постараемся подружить желтый и синий цвет, голубой и красный, желтый и красный — и посмотрим, чем их дружба нас порадует.
Разделитесь на пары, пусть каждый выберет один цвет, о котором я только что говорила. После этого начнем раскрашивать лист — каждый со своей стороны. Сначала цвета будут совсем разными, но чем ближе к серединке листа вы будете двигаться, тем больше ваш цвет должен соединиться с цветом вашего партнера, вы должны подружить свои цвета, так чтобы середина листа у вас приобрела какой-то третий цвет.

После выполнения задания следует обсуждение.

9. Упражнение на релаксацию и развитие воображения «РАДУГА».                                                  «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами радуга.                                                                                                      Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя, как купание в озере. Ощути эту свежесть.                                                                                                                                                                   Следующий – желтый. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.                                                                      Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.                               Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

Занятие 8.

1. Приветствие «Эхо».                                                                                                                        Цель: сплочение детей, настрой на совместную работу.                                                                                 – Тот, кто сидит справа от меня назовет свое имя и прохлопает его по слогам в ладоши. Мы должны за ним все повторить хором. Так все называют и прохлопывают свои имена по кругу.

2. Инсценировка.

Однажды в лесу встретились два слоненка. Они были знакомы между собой и поэтому, поздоровавшись, сразу завели разговор.
– Послушай, — сказал розовый слоненок, — мы с тобой давно друзья, а я не знаю, где ты живешь и как зовут твою маму.
— А ты приходи в гости — и сам обо всем узнаешь! Это не секрет! — отвечает ему зеленый слоненок.
— Хорошо! Сегодня мы можем сходить в гости к тебе, а завтра — ко мне! – обрадовался розовый слоненок. – Я обязательно приготовлю что-нибудь вкусненькое и покажу новую игру.
— Лучше расскажи прямо сейчас, что это за игра, мне так не терпится узнать! — сказал зеленый слоненок.
— Нет! Тогда тебе будет ни чуточки не интересно. Это — секрет! — ответил ему розовый слоненок.
— Да, жаль, что это секрет, но ничего не поделаешь, придется потерпеть до завтра!

3. Дискуссия

Вот такой разговор мы нечаянно услышали на лесной тропинке.
Далее ведущий задает вопросы.

  1. Ребята, а что это такое — секреты?
  2. Для чего они нужны?
  3. А у вас есть секреты?
  4. А как надо относиться к чужим секретам?

4. Игра «Бывает — не бывает»

- Сейчас я буду рассказывать о детях, которые говорили о своих секретах, а вы должны хором отвечать, бывает так или не бывает.

  1. Галя сказала: «У меня есть секретная мысль, и никто, кроме меня, ее не узнает!»
  2. Саша сказал: «У моей кошки есть секрет, но она никому не говорит о нем».
  3. Валя сказала: «Мой секрет в том, что неизвестно, есть у меня секрет или нет!»
  4. Сережа сказал: «У всех людей есть секреты».
  5. Аня сказала: «Секреты бывают большие и маленькие, прекрасные и ужасные».

5. Игра «Секрет»                                                                                                                                                                       Цель: развитие социальной активности детей.
Всем участникам ведущий кладет в ладошки по «секрету» из красивого сундука (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т.д.), кладет и зажимает в кулачок. Участники ходят по помещению и, снедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет.
Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает всем найти общий язык.

6. Упражнение “ Ласковый мелок”                                                                                                  Цель:                                                                                                                                                    Дети разбиваются на пары . По очереди рисуют на спине друг другу различные предметы. Тот кому рисуют должен угадать , что нарисовано. Анализируем чувства и ощущения.

7. Рисунок на тему «Мои ужасные и прекрасные секреты»

- Ребята, перегните, пожалуйста, свои листы пополам и на одной половине листа нарисуйте свой ужасный секрет, а на другой — свой прекрасный секрет. Но никому не говорите, где у вас ужасный, а где прекрасный!
Когда вы нарисуете, покажите рисунки своим соседям и предложите им угадать, где у вас какой секрет.
После выполнения задания следует обсуждение.

Занятие 9

«Наши страхи»

1. Приветствие

Цель: настрой на совместную работу, развивать внимание.                                                            Дети стоят в кругу. Ведущий называет 2 имени, эти ребята выходят в круг и здороваются ладошками.

2. Сценка по произведению К.И. Чуковского «Тараканище»

Цели. Развитие умения выражать различные эмоциональные состояния, имитация преувеличенного чувства страха.
Ведущий предлагает детям исполнить сценки, где звери пугались «страшного» и усатого тараканища, используя при этом выразительные движения: задрожать от страха, спрятаться, убежать и т.д. По окончании инсценировки ведущий просит объяснить пословицу: «У страха глаза велики».

3. Упражнение «Расскажи свои страхи»

Цели. Выявление реальных страхов детей, развитие умения говорить о своих негативных переживаниях открыто в кругу сверстников, формирование социального доверия.
Начинает рассказывать о своих страхах взрослый: «Когда я был таким маленьким, как вы, то...» Затем задает вопрос: «А у вас такое бывало?», «А кто еще боится чего-то, расскажите!» Дети по желанию рассказывают о ситуациях, когда им было страшно. Ведущий каждый раз просит поднять руки тех, у кого было что-то похожее. (Ведущий должен следить, чтобы сюжеты рассказов не повторялись, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.)

4. Рисование на тему «Нарисуй свой страх»

Цели. Снятие страхов, осознание своих страхов.
Дети рассаживаются за столами и рисуют. Звучит тихая музыка. Затем ведущий просит детей по желанию рассказать: что страшное он изобразил, предлагает оставить рисунки со страхами в кабинете у психолога на ночь, а дома подумать и на следующем занятии рассказать: появлялся ли страх опять, как можно с ним справиться.

5. Комплекс «Музыкальная мозаика»

Цели. Ауторелаксация, развитие умения двигаться в такт музыкальным фрагментам разных темпов.
Звучит плавная музыка, под эту музыку движения детей мягкие, текучие, переходящие одно в другое; под импульсивную — резкие, сильные, четкие, рубящие; под лирическую — тонкие, изящные, нежные; под спокойную тихую музыку — стоят без движения и «слушают» свое тело.

6. Рефлексия

Занятие 10.

«Наши страхи» (продолжение)

1. Приветствие.

2. Беседа о страхах

Цели. Уменьшение тревожности; развитие уверенности в себе.
Ведущий просит детей ответить на вопросы: «Все ли страхи плохие? Бояться — это плохо или хорошо? А бывает ли страх «хорошим»? Например, если мама боится за тебя — это плохо? Бывают ли полезные страхи? Как вы думаете, кто больше боится — дети или взрослые?».
Далее рассматривает с детьми рисунки, сделанные на прошлом занятии, которые предварительно развешаны на стене кабинета, и спрашивает: кто какой страх изобразил? Как побороть его? А может, его можно пожалеть? Ведь он стал маленьким, если помещается на альбомном листочке?

3. Рисование на тему «Я тебя больше не боюсь!»

Цель. Помощь в преодолении негативных переживаний.
После прозвучавших предложений о том, как можно побороть свой страх, психолог предлагает нарисовать картину на эту тему. Он раздает детям рисунки с их страхами и чистые листочки бумаги, чтобы у каждого был выбор — на чем рисовать (на старом рисунке или изобразить страх снова и способ избавления от него: закрасить, нарисовать рыцаря и т.д.). или просто порвать рисунок со страхом и выбросить его и таким образом от него избавиться.

Занятие 11.

Чудесный город. Рисунок (групповой) «Город вашей мечты»

1. Приветствие

2. Разминка — упражнение «Шум растет».

3. Создание проблемной ситуации

Ведущий. Ну вот, ребята! Как много теперь вы знаете о себе, о своих чувствах, настроениях! А я узнала о вас тоже очень многое — какими вы будете взрослыми и какие вы сейчас; какие сны вам снятся и чего вы боитесь. Я узнала, как вы умеете бороться со своими страхами и как вы общаетесь со своими друзьями, как умеете дружить.
Наверное, самым лучшим подарком для вас было бы путешествие в сказочную страну. Но нам вряд ли удастся туда быстро добраться, а вот придумать ее мы можем прямо сейчас...
Закройте глаза... (Звучит спокойная «волшебная» музыка.) Вы летите высоко-высоко в облаках... Вокруг только небо и мягкий пух, который вы раздвигаете руками... Внизу пока ничего не видно.
Но вот облака рассеиваются, и вы пролетаете над самой замечательной сказочной страной... Вот прямо под вами расстилается Город вашей мечты! Какой он большой и красивый! В нем множество улиц, рек и мостов, парков и дворцов! И в этом городе есть ваш дом, где живете только вы и ваши близкие... Где он? Спуститесь к нему поближе... Рассмотрите его... Правда, он чудесный? Запомните его таким!.. А теперь тихонечко откройте глазки! Вы увидели свой дом? Вам он понравился?

4. Рисунок на тему «Город вашей мечты»

Ведущий. Наш город, город вашей мечты, мы можем сделать почти реальным, мы можем его нарисовать! У меня есть огромный рулон бумаги, на нем для каждого найдется место, каждый нарисует свой дом таким, каким его запомнил.
Пусть Город станет самым красивым и цветным: пусть вокруг домов цветут цветы и резвятся разные зверюшки. Пусть каждый нарисует то, что очень ему дорого! Ну, за дело, Волшебники!

5. Упражнение на сплочение группы

По итогам занятий обязательно организуется выставка рисунков. Поясняется, что рисунки носят особенный характер, разъясняются цели рисования.

6. Релаксация

Занятие 12.

Подарки и сюрпризы. Рисунки подарков к Новому году

1. Приветствие.

2. Разминка — упражнение «Шум растет».

3. Создание проблемной ситуации

Ведущий беседует с детьми о том, что такое подарки, для чего они нужны и какими они бывают, помогает детям определить и обозначить словесно собственные чувства и желания, учит выстраивать иерархию желаний (от несбыточных — до реально достижимых).
Ведущий. Сядьте удобно, расправьте плечи, положите удобно руки... Дышите медленно, почувствуйте, как воздух проходит через нос в легкие... Закройте глаза и представьте, что вы в лесу. Тихо-тихо падает снег... Вы чувствуете, как снежинки опускаются вам на ресницы, лицо, одежду... Поднимите лицо вверх... Снежинки мягкие и немного холодные... Тихонько похрустывают на морозце деревья... Не слышно ни звука... А теперь мы медленно возвращаемся из сказочного зимнего леса домой. Дома стоит наряженная елка! Скоро Новый год! Скоро праздник, подарки и много гостей! Представьте, что у вас отличное настроение! Откройте глаза!

Дискуссия

Дети работают с вопросами.

  1. Что вы почувствовали, когда мысленно увидели новогоднюю елку?
  2. А кто увидел подарки?
  3. Какие подарки вы видели?
  4. А какие еще бывают подарки?
  5. Вы часто получаете подарки?
  6. А когда вам близкие дарят подарки?
  7. Вам это приятно? Что вы чувствуете?
  8. А что чувствуют те, кто подарил подарок?
  9. Да, подарки приятно не только получать, но и делать.
  10. А что вы говорите тому, кто подарил вам подарок?

4. Рисунки подарков к Новому году

Ведущий. А теперь давайте помечтаем: представьте, что у вас есть цветик-семицветик, который исполняет все ваши желания. Какое бы из них вам хотелось исполнить больше всего? Пусть каждый подумает о своем заветном желании! Закройте глазки! Подумайте, есть ли у вас такое желание, которое мог бы кто-то осуществить. А теперь представьте, что вы хотели бы получить в подарок на Новый год. Представили? Давайте нарисуем это!
Дети рисуют подарки и называют их, затем следует обсуждение.
Рисунки можно использовать в беседе с родителями как «письма к Деду Морозу» с просьбой о подарке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста с поведенческими проблемами «Волшебный цветок»

Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с поведенческими проблемами "Волшебный цветок", цель: коррекция двигательной расторможенности, агрессивных проявлений, психического напряжения, раз...

Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков. «Путешествие в сказочную страну»

Автор: Несмеянова В.И. педагог-психолог МБДОУ г.Иркутска детского сада №43Разработка коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Развитие коммуникативных навыков.«Путешес...

Конспект открытого коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста "Страна понимания"

Занятие для детей старшего длшкольного возраста. Итог работы по коррекции эмоциональной сферы психики....

Методическая разработка "Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада"

Коррекционно-развивающая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста в работе педагога-психолога детского сада.Работа педагога-психолога с детьми в дошкольном образовательном учреждении осущес...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Детский мир эмоций» (с использованием инновационных технологий)

Февраль 2018 Цель: Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.Задачи:Закрепить умение узнавать и выражать эмоциональные состояний в мимике.Развивать саморегуляцию вос...

Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми старшего дошкольного возраста «Развивающие игры»

Конспект коррекционно-развивающего занятия  педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Развивающие игры"...