Модель развивающей среды в условиях ФГТ.
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

предметная развивающая среда- одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В Федеральных Государственных Требованиях  даны такие основные понятия: «Предметно – развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon razvivayushchaya_sreda.zip12.49 КБ

Предварительный просмотр:

Модель развивающей среды в условиях  ФГТ.

Актуальность проблемы:

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе более двух последних десятилетий активно изучается средовой подход в реализации целей воспитания. Активно изучается вся совокупность принципов, способов использования возможностей развивающей среды в реализации целей воспитания. Важной задачей для нас становится осмысление особенностей развивающей среды, которая должна через свое содержание и свойства обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, воспитание духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, способствующей проявлению и развитию творческих, художественных способностей ребенка, позволяющей проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

    Таким образом, предметная развивающая среда - одно из условий полноценного развития ребенка дошкольного возраста. В Федеральных Государственных Требованиях  даны такие основные понятия: «Предметно – развивающая среда» система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Прежде всего, развивающая предметная среда детства должна отвечать следующим психолого-педагогическим критериям:

•Соответствие уровню психического развития ребенка;

•Системность,

•Многофункциональность,

•Сомасштабность ребенку,

•Трансформируемость,

•Модульность,

•Вариативность по содержанию и функциональным возможностям.

      В построении среды в группе мы руководствовались принципами доктора педагогических наук, академика Новосёловой Светланы Леонидовны и Федеральными Государственными Требованиями.

Модель развивающей среды составлена с учетом реальных условий:

  • Программы развития ребёнка-дошкольника «От рождения до школы»; игровой технологии ознакомления дошкольников с предметным миром О.В.Дыбиной.
  • Принципов построения развивающей среды (активности, творчества,     самостоятельности, стабильности-динамичности, безопасности...)
  • Основных видов деятельности (игровая, продуктивная,речевая…)
  • Интересов детей группы. (Выявлены желания ребят).
  • Особенностей детей. (Так как в группе преобладает количество девочек, то развивающая среда подчинена их интересам).

При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать полоролевую специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.(ФГТ)

Для себя мы поставили задачи, которые будут решаться в процессе взаимодействия ребенка со средой:

- расширять кругозор;

- уточнять, конкретизировать вновь приобретаемые и имеющиеся знания;

- активизировать собственные познавательные интересы.

- развивать психические процессы.

- развивать моторику (общую, мимическую, мелкую, артикуляционную).

- развивать у детей самостоятельность, активность, творчество.

   

Настоящие федеральные государственные требования к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, являются обязательными для дошкольных образовательных учреждений имеющих государственную аккредитацию.

В нормативных документах, в ФГТ названы основные формы организации образовательного процесса:

- совместная деятельность взрослого с детьми,

- самостоятельная деятельность ребенка. 

 Предметно – развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в двух основных моделях организации образовательного процесса, включающих:

  1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

 2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально и  учебную модель, которая реализуется только в работе с детьми от 6 до 7 лет.

Определение самостоятельной деятельности: «Самостоятельная деятельность  – есть свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально».

Главная сущностная характеристика здесь – это создание предметно-развивающей среды.

Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка.

 Программа «От рождения до школы» предусматривает выделение:

- микро и

-  макросреды

и их составляющих.

 Макросреда - это ближайшее окружение детского сада (участок, соседствующие жилые дома и учреждения, ближний сквер, парк).

Микросреда - это внутреннее оформление помещений.

  • Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим.
  • Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
  • Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.

         С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть разделено на 3 части:

          • зону для спокойной деятельности;

          • зону для деятельности(активная), связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п.);

         • рабочую зону.

          Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему – сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы…

  • Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
  • Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Активный сектор занимает самую большую площадь в группе, т.к в праздники группа превращается в актовый зал. Мебель легко трансформируется и  при необходимости быстро убирается. Для театрализованных действий на струну, прикрепленную к потолку подвешивается тюлевая штора и зал превращается в театр.

Рабочий сектор занимает 25% всей группы, так как там предполагается размещение оборудования для организации совместной и регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют условные границы в зависимости от конкретных задач момента, при необходимости можно вместить всех желающих, так как дошкольники «заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним.  

               

В спокойном секторе центры удалены немного друг от друга, чтобы дети могли уединиться. Центр правильной речи и продуктивной деятельности находятся на границе спокойного и рабочего сектора. При желании ребенок может разместиться с материалом как за столом в рабочем секторе, так и на диванчике в спокойном секторе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста

  В развитии ребенка образование и среда  играют большую роль, чем наследственность…  Вопрос  в том, какое образование  и какая среда лучше всего развива...

Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)

Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...

ПРОЕКТ МОДЕЛИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ.

В данной статье описан проект модели для создания предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности (с ОНР) для детей старшего дошкольного возраста. Данный проект наполнения предметно...

Модель развивающей среды старшего дошкольного возраста

Модель развивающей среды для детей старшего дошкольного возраста.          Как воспитать успешного, самостоятельного, инициативного, творческого ребенка в ...

модель развивающей среды, способствующей формированию звуковой культуры речи

Данный материал разработан в помощь воспитателям по формированию звуковой культуры речи у воспитанников. В таблице подобраны пособия для мини-среды, находящиеся в группах....

Презентация " Модель развивающей среды в группе раннего возраста "Солнышко" "

В  презентации схематично представлена модель развивающей среды в  группе раннег возраста "Солнышко". В презентации применяются условные обозначения....

Модель развивающей среды в группе

Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает....