Преодоление утомляемости детей и педагогов в детском саду
статья (подготовительная группа) на тему

Прощенко Лариса Викторовна

Статья о применении здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                

У ребёнка 3-7 лет на этапе дошкольного развития в условиях интенсивного pocтa в крайнем напряжении находятся все механизмы адаптации, и избыточные нагрузки на неокрепший организм могут привести к необратимым процессам. Грустная статистика показывает, что подавляющее большинство детей знакомо с болезнями. Медицина сегодня это медицина болезней, медицина ремонтная, но не здоровья, не истинно профилактическая, не валеологическая медицина. Дети, возвращаясь в образовательное учреждение после болезни, не успевают восстановиться. У них повышена утомляемость, неустойчиво внимание, процесс выздоровления может продолжаться долго. Педагог должен знать диагноз каждого переболевшего ребёнка, специфику его заболевания и рекомендации врача, сроки реабилитации и особенности режима. Необходимо помочь ребёнку справиться с недомоганием, мотивируя его на преодоление препятствий и формируя сознательное отношение к своему здоровью. Педагогическая интуиция и прозрение должны сохранять и психическое здоровье детей в норме. Педагогу следует направлять своё внимание на внутренние ощущения детей, понимая, что у них преобладает непроизвольное внимание: ребёнок способен сосредоточиться лишь на том, что ему нравится, а не на том, что «надо».

Опытный педагог умеет определёнными приёмами преодолеть утомляемость воспитанников. На занятиях по английскому языку с детьми 5-6лет соблюдаются факторы образовательной среды, значимые для сохранения здоровья, среди которых:

-        организация  процесса  воспитания и  образования  (длительность занятий для детей старшей группы 25 мин., для подготовительной – ЗО мин.):

-        методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность:

санитарно-гигиенические    условия    (проветривание    помещения,    температурное соответствие, чистота и т. д.):

-        двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики):

психологический     фон    занятий    (внешний     вид.     речь,    такт,    отзывчивость,  доброжелательность педагога);

-учёт внешних факторов (день педели, время занятия).

Помимо  этого, во  избежание традиционной моторио-инактивационной рабочей noзы (сидя), на занятиях проводятся динамические паузы в виде подвижных, сюжетно-ролевых игр, песенок с движениями (Action Songs).

На занятиях целесообразно использовать режим динамических поз: дети знают, что они могут слушать других  или смотреть видеосюжеты (2 – 3 мин.) в положении свободного стояния. Эффективными упражнениями для поддержания активности детей на занятиях оказались те, которые активизируют базовое телесно - координаторное чувство на фоне стояния. Эффективными упражнениями для поддержания активности детей на занятиях зрительно-поискового мотивационного «водительства». Методика сенсорно-координационных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов выполняется следующим образом. В четырёх верхних углах кабинета фиксируются яркие, привлекающие внимание образно-сюжетные изображения (средние размеры картин от 0.5 до одного листа). Непременным требованием к изображению является то, чтобы детали были чётко различимы от наиболее удалённого места. Естественно, речь идёт о детях, не имеющих зрительных нарушений. Все вместе картины составляют развивающийся в логической последовательности единый сюжетно-образный комплекс. В зависимости от характера занятия один - два раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. По команде педагога «1-2-3-4» дети начинают фиксировать взгляд по очереди на цифре, соответствующей картинке. При этом они совершают синхронно сочетаемые движения глазами, головой и туловищем. Продолжительность фиксации одного изображения в самом начале таких упражнении составляет в среднем 0.5 секунды. Постепенно время такой фиксации сокращается. Порядок счёта через 30 секунд меняется на противоположный: «4-3-2-1». В заключительной части тренажа (30-40 сек.) режим счёта задаётся в случайной последовательности, например: «1-4-2-3. 2-1-3-4». Общая продолжительность всего тренажа занимает в среднем 1.5 мин.

Повысить эффективность психомоторных функций помогают энергичные ритмические повороты головы (при этом закрепляются понятия «вправо-влево» - «to the right-to the left»).

О пользе массажа известно с давних пор. Аурикулярный массаж (массаж ушной раковины) помогает лучше работать и развиваться различным системам организма, нормализует состояние нервной системы, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности. По утверждению восточных целителей, ушная раковина является пультом управления всего тела. Некоторые учёные представляют аурикулу как эмбрион в перевёрнутом виде: мочка уха соответствует голове, а по мере продвижения вверх к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, органы туловища и конечности. Интенсивное растирание ушей позволяет «разбудить» весь организм. Оттягивание мочки помогает организму успокоиться. Длительность аурикулярного массажа определяется появлением покраснения ушной раковины и чувства тепла в ней.

Эффект от массажа ушной раковины усиливается, если к нему добавить массаж и упражнения для кистей рук, которые являются ещё одним «экраном» состояния систем и органов человека.

«Массаж рук». «Моем» кисти рук, сильно трём ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трём по ноготкам другой. «Стиральная доска» оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, лёгкие, печень, кишечник. Создаётся ощущение лёгкости и радости внутри организма.

This is the way I wash my hands.    Вот как мне надо ручки мыть.

Wash my hands, wash my hands.    Ручки мыть, ручки мыть.

This is the way I wash my hands      Вот как мне надо ручки мыть

So early in the morning!                   Весёлым утром ранним!

Движения большого пальца к себе и от себя (указательные местоимения «это - то» -«this - that»).

«Мельница». Слегка сцепляем пальцы рук и большими пальцами изображаем мельницу.

When the wind blows.           Если ветер трудится.  Then the mill goes.              Мельница крутится.

When the wind drops.           Ветер дуть устаёт -

Then the mill stops.               Сразу мельница встаёт.

Now the wind is blowing.     Ветер трудится сейчас.

So the mill is going.               И ветряк пустился в пляс.

        Классики педагогики провозгласили величайшую педагогическую истину: «Воспитатель сам должен быть воспитан ». Следуя данной истине, можно утверждать, что здорового, жизнерадостного человека может воспитать лишь здоровый, жизнерадостный человек. Мы учим детей и расслабляться, и активизировать внимание, и отдыхать. Но не секрет, что очень часто педагог сам чувствует усталость. Напряжённость педагогической деятельности может вызвать утомление, которое, являясь физиологической реакцией организма на работу, ведёт к неэкономному расходованию энергии, уменьшению резервных сил, проявлению нервозности в работе.

        Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Для работников ДОУ рекомендованы комплексы упражнений, которые спо собствуют предупреждению застойных явлений крови в нижних конечностях и туловище, усилению притока кислоро да к головному мозгу : «Пятиминут ка бодрости»

                Комплекс №1

        (И. п. – сидя на стуле)

1.Руки за голову. Сильно прогнувшись назад, покачаться, опираясь ногами об  пол 3—4 раза

2.Сидя на краю стула, руки на по ясе, ноги широко расставлены, опираются на всю ступню. Повороты туловища вправо и влево, не отрывая ног от пола, по 2—3 раза.

3.Сидя на краю стула, ноги на шири не плеч. Разводя руки в стороны ла донями вверх, сильно прогнуться. Опустить руки и голову вниз, рас слабиться, 3—4 раза.

4.Из упора на сиденье поднять ноги в «угол», 3—8 раз. Или, держа ноги на весу, отжаться на руках, 3—6 раз.

5.Круговые движения головой впра во и влево, по 3—4 раза

6.Сидя на краю стула, ноги широко расставлены. Руки развести в стороны, прогнуться. Сгибая руки за голову, выполнить накло ны поочередно вправо и влево, по 2—3 раза.

7.Сидя на стуле, поочередно массажировать ноги (поглаживающие, затем сдавливающие и по тряхивающие движения рук направлять только вверх по голени).

Комплекс  № 2

(И. п. — стоя за стулом)

  1. Руки на спинке стула Подняться на носки, опуститься на всю ступню,8—10 раз.
  2. Сильно прогнувшись назад, руки вверх, ногу отставить назад на носок, смотреть в потолок. Опу стить руки и голову, приставить ногу, расслабить плечи. Повто рить 4 раза, поочередно меняя ноги.
  3. Руки на спинке стула Начав с полу приседаний, перейти на глубокие
    приседания, 8—10 раз.
  4. Руки на поясе. Поворот туловища вправо, затем влево, 2—3 раза.

Комплекс №3

В комплекс входят упражнения с предметом (две гантели весом до 0,5 кг). Упражнения взять по выбо ру из комплексов № 1 и 2.

        Довольно эффективным средством повышения работоспособности является купание, плавание в бассейне. После приёма гидропроцедур необходимо тщательно досуха вытереть всё тело и растереть его полотенцем или простынёй до небольшого покраснения.

        Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами.При утомлении с признака ми повышенной возбудимости по казаны мероприятия и средства, вхо дящие в группу успокаивающих, при явлениях депрессии — меро приятия из группы тонизирующих.

Ко многим фармакологическим средствам, применяемым с лечеб но-профилактической целью для уменьшения утомления и восстанов ления трудоспособности, следует под ходить осторожно, чтобы не нанести себе вред.

        Гораздо проще использовать простые заповеди психогигиены, которые помо гут  снимать психоэмоциональное на пряжение, не прибегая к лекарствам. Нужно научиться «сбрасывать напряжение» — мгновенно расслабляться при достижении высокого уровня нервной нагрузки. Для этого понадобятся на выки аутотренинга и самовнушения, с которыми можно ознакомиться в многочислен ных пособиях . С помощью этого метода вырабатывается умение управлять собой в сложных ситуациях.

        Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Иссле дования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон, в том числе и сон кратковременный (от 5 до 30 мин). В идеале нужно отдыхать периодически (в конце каждого часа работы по 2—5 мин).

        Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог, К. С. Станиславский утверждал что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Тех ника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попы тайтесь усилием воли переклю читься вниманием и мышлением на предметы, которые обыч но вызывают у вас положитель ные эмоции.

        В настоящее время для профилактики утомления всё чаще применяется функциональная музыка. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряжённости, переключает внимание. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья, моря, дождя, водопада.

        Подводя итог краткому обсуждению способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье детей и взрослых.

Городской отдел образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка – детский сад № 27 «Сказка»

Педагогические чтения

Преодоление утомляемости детей и педагогов в детском саду

                                                                Прощенко Л. В.,

воспитатель МДОУ ЦРР – Д/С № 27 «СКАЗКА»

г. Саяногорск, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Консультация для педагогов ДОУ "Трудовое воспитание детей на прогулке в детском саду"

В данном материале даны рекомендации по организации трудового воспитания на прогулке в детском саду  у детей разного возраста....

Консультация для педагогов: «Формирование здорового образа жизни у детей через совместную работу детского сада и семьи»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста всегда находилась в центре внимания педагогов, интерес к ней не ослабевает и сегодня, поскольку изменение социальных условий привело н...

Консультация для педагогов на тему: «Гендерное воспитание детей дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семье.»

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Под влиянием воспитателей и ро...

Семинар-практикум для педагогов детского сада «Современные здоровьесберегающие технологии в работе педагога-психолога детского сада с детьми ТНР».

- Мы много раз задавали сами себе вопрос, что же самое главное есть в жизни человека?Важным является очень многое, но все же без здоровья, нет жизни.        Когда мы...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...

Опыт работы педагога-психолога детского сада. Психологическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду общеразвивающего вида.

В статье представлен опыт работы педагога-психолога по работе с детьми с ОВЗ в ДОУ. Материал будет полезен для педагогов-психологов впервые осуществляющих работу по психологическому сопровождению дете...