Из опыта работы воспитателя "Роль игры в воспитании детей".
материал по теме

Для взрослого человека главное занятие – труд, для школьников – учеба, Для детей – дошкольников – игра. В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в д/саду и в семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов, подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положение того взрослого, которого подражает. В роли взрослого он пытается осуществить его деятельность и поведение. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (н-р кормление куклы), ребенок закрепляет формы поведения и отношений между близкими. Приобретает первые трудовые навыки. Все происходит в том случае, если игры малыша проходят под наблюдением взрослого. Если не руководит игрой малыш с ранних лет, то у 4-летнего ребенка будет отсутствовать умение играть, как самостоятельно, так и с партнером. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или укачиванию куклы. Не находя игрушкам другого применения, дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (родителей, бабушки) с ребенком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребенка реализуется его нравственный опыт, накопленный в д/саду и семье. Играя с дочерью или сыном, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры. Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребенку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал (н-р кубики); превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки; использовать, как чемодан для кукольной одежды. В игровом хозяйстве ребенка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи», «девчоночьи». Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие игрушек не означает их обилия. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающих лишь размерами, машин разных марок), ограничивается его игровой опыт, интересы, а, следовательно, и развитие. Когда разговор заходит о месте хранения игрушек, взрослые обычно жалуются на недостаток места. Но наблюдения показывают, что даже при наличии отдельной детской комнаты детям не выделяется игровой уголок. Игрушки обычно хаотично хранятся в ящиках, коробках узлах. Если игрушки малыша не находятся в поле зрения, он не может начать игру, создать игровую ситуацию, т.к. не умеет еще планировать игру. Наличие постоянного места для хранения игрушек не означает того, что малыш может играть только здесь. Он стремиться играть там, где находятся старшие члены семьи. Нуждаясь в постоянной помощи, поддержке, поощрениях, местом для игры он выбирает комнату бабушки, в которой можно играть; кухню, если там находится мать. Изменение игровой обстановки вызывает у детей новые игровые ассоциации, влияет на выбор темы, обогащает игровой и нравственный опыт. Не ограничивайте игровое пространство ребенка, не запрещайте переносить игрушки из-за того, что, наигравшись, ваш ребенок отказывается убирать их. Домашние игрушки заменяют ребенку братьев и сестер, если их у него нет. Но игрушки развивают игру лишь при наличии детского опыта, а у младшего дошкольника еще мал. Малыш не умеет пользоваться игрушкой. Не может играть самостоятельно. Но скоро опыт истощается, игрушка становиться неинтересной. Подскажите ребенку новые игровые действия, поиграйте вместе с ним, посоветуйте, какую роль можно взять на себя, играя с игрушкой, проследите ролевое поведение ребенка, его отношение к игрушке. Игру малыша развивает обращение к его прежнему опыт: « Как мама разговаривает с Таней?». Вопросы наталкивают на продолжение игры или на новую игру: « Ты кормила своих детей? Они, наверное, есть хотят» или «Как же Дружку обойтись без домика? Ему холодно» и т.д. Играя вместе с ребенком, следите за своей речью. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнера вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, его мысли разделяют, с ним хотят играть. Время от времени вместе с ребенком осматривайте его игровое хозяйство. Если малыш нечаянно сломал игрушку, не спешите выбрасывать ее. Это сделать никогда не поздно. Конечно, детская игрушка часто стоит недорого, ее можно заменить подобной, но знайте, что со старой игрушкой у сына (дочери) связаны приятные воспоминания. Иное дело, если ребенок намеренно ломает игрушки. Тогда его поведение заслуживает осуждения, и все члены семьи должны быть в этом единодушны. Отремонтированная взрослым в присутствии малыша игрушка становится ему дороже новой. Ремонт игрушки может обыграться по-разному: если у мишки оторвалась лапа, ухо, взрослому можно на время превратиться в доктора Айболита, а ребенку предложить роль мед.сестры (подержать, подать или просто стоять рядом). Не признавать детскую игру – значит недооценивать ее важность, т.к. все сюжеты игр – это ваша жизнь, переведенная на детство. Сын подражает отцу, дочь – матери: их разговоры, взаимоотношения, манеры общения со взрослыми и детьми. Знакомыми и незнакомыми людьми. У сына на примере отца формируется представление о том, каким должен быть мужчина: трудолюбивый, решительный, смелый, заботливый. Он любит, жалеет, уважает жену, как женщину, как мать; благороден, предупредителен, помогает по хозяйству. Велико в семье роль матери. Именно мать служит примером для дочери в умении уважать мужа, быть другом, мудрым советчиком, умеющей вести домашнее хозяйство. В некоторых семьях существует неоправданная ориентация на «женскую» и « мужскую» работу. Детей надо учить всему тому, без чего не обойтись в жизни, чтобы незнание чего-то делало человека беспомощным. А потому правильно поступают те родители, которые активно включают дошкольников в жизнь семейного коллектива. Ребенок с первых лет жизни приучается к обязанностям, которые потребуются ему в будущей семейной жизни. Ребенку, знавшему родительскую заботу, внимание, радость совместных переживаний, будет нетрудно со временем создать хорошую собственную семью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей

В российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой основную цель: воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым,...

Мой город, моя страна, моя планета. Из опыта работы по наравственно - патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Духовно - нравственное патриотическое воспитание дошкольников - одна из самых актуальных тем в работе с дошкольниками. Предлагаю вашему вниманию материал по нравственно - патриотическому воспитанию ст...

Представление опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Гражданско-патриотическое воспитание — как одно из направлений социально-личностного развития детей, что является важной частью педагогической деятельности....

Сообщение из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей на тему "50 уроков нравственности"

Только целенаправленные и последовательные занятия в сфере морального и духовного развития могут стать эффективной силой воспитания личности ребенка. Подобные занятия могут иметь форму доверительной и...

Презентация опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет.

Опыт работы по духовно-нравственному воспитанию детей 6-7 лет...

Доклад обобщение опыта работы презентация Тема: «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через взаимодействие семьи и ДОУ»

СЛАЙДРодина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.(Н. Карамзин) На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуально...