Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

 

Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий

«Мальчик-звезда»

 

Цели:

 

подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;

воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;

учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

учить детей активно защищать свою нравственную позицию;

учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;

закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для

упражнения детей в добрых поступках.

 

Материал к занятию:

 

портрет нищенки-матери;

портрет мальчика-звезды;

картонные сердечки, ярко оформленные;

две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

 

Предварительная работа:

 

чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло).

 

                                              Ход занятия

 

Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

 

Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

 

Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

 

Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

 

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

 

Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

 

Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.

 

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

 

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

 

Нужно видеть смятение детей.

 

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

 

Воспитатель читает сказку дальше.

-  Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

 

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

Игра 1. "Вежливые слова"

Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

-  Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)

-  Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)

-  Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)

-  Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)

-  Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)

-  И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

 

 

 

 


Игра 2 «Наше настроение»

 

2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.

Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

-  А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).

 

Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

 

2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"

 

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).

-  При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?

-  Какое у тебя сейчас настроение?

-  Какого цвета твоё настроение?

-  С каким запахом можно сравнить твоё настроение?

-  На что похоже твоё настроение?

Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

 

В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

-  Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

-  Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

-  А от чего зависит настроение?

-Может ли меняться настроение?

  Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»

Злой волшебник превращает детей в злых гиен.

Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

 

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)

На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их.

Беседа с детьми:

-  Что вы чувствовали, когда были обезьянками? 

-  Что вам хотелось сделать?

Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.

-  Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

-  Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.

-  Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

-  Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)

-  Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".

 

 В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malchik-zvezda.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий

«Мальчик-звезда»

Цели:

подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;

воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;

учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

учить детей активно защищать свою нравственную позицию;

учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;

закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для

упражнения детей в добрых поступках.

Материал к занятию:

портрет нищенки-матери;

портрет мальчика-звезды;

картонные сердечки, ярко оформленные;

две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

Предварительная работа:

чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло). 

                                              Ход занятия

Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

- Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.

Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

Нужно видеть смятение детей.

Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

Воспитатель читает сказку дальше.

  1. Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

Игра 1. "Вежливые слова"

Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

  1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
  2. Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
  3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
  4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
  5. Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)
  6. И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)


Игра 2 «Наше настроение»

2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.

Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

  1. А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).

Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"

Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).

  1. При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
  2. Какое у тебя сейчас настроение?
  3. Какого цвета твоё настроение?
  4. С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
  5. На что похоже твоё настроение?

Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

  1. Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
  2. Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
  3. А от чего зависит настроение?
  4. Может ли меняться настроение?

  Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»

Злой волшебник превращает детей в злых гиен.

Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)

На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их. 

Беседа с детьми:

  1. Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами?
  2. Что вам хотелось сделать?

Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.

  1. Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
  2. Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
  3. Придумайте интересную, волшебную историю.

По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

  1. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
  2. Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".

 В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств с использованием сказки Ш.Перро «Золушка»

Через сказку воспитывать  нравственные качества: доброту, любовь к человеку, близким, уважение к людям, товарищам, желание помочь им в трудную минуту....

Учебно-методический материал. Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять добр...

Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»

Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»...

конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ...

Конспект по развитию речи в подготовительной школе группе «Поможем мальчику — звезде стать добрым»

Конспект по развитию речи в подготовительной школе группе «Поможем мальчику — звезде стать добрым»...