Главные вкладки

    Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий «Мальчик-звезда»
    план-конспект занятия (средняя группа) по теме

     

    Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий

    «Мальчик-звезда»

     

    Цели:

     

    подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;

    воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;

    учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

    учить детей активно защищать свою нравственную позицию;

    учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;

    закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

    предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для

    упражнения детей в добрых поступках.

     

    Материал к занятию:

     

    портрет нищенки-матери;

    портрет мальчика-звезды;

    картонные сердечки, ярко оформленные;

    две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

     

    Предварительная работа:

     

    чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло).

     

                                                  Ход занятия

     

    Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

     

    Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

     

    Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

     

    Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

     

    - Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

     

    Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

     

    Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.

     

    Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

    Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

     

    Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

     

    Нужно видеть смятение детей.

     

    Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

     

    Воспитатель читает сказку дальше.

    -  Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

     

    Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

    Игра 1. "Вежливые слова"

    Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

    -  Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)

    -  Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)

    -  Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)

    -  Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)

    -  Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)

    -  И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)

     

     

     

     


    Игра 2 «Наше настроение»

     

    2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.

    Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

    -  А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).

     

    Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

     

    2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"

     

    Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).

    -  При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?

    -  Какое у тебя сейчас настроение?

    -  Какого цвета твоё настроение?

    -  С каким запахом можно сравнить твоё настроение?

    -  На что похоже твоё настроение?

    Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

     

    В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

    -  Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.

    -  Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.

    -  А от чего зависит настроение?

    -Может ли меняться настроение?

      Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»

    Злой волшебник превращает детей в злых гиен.

    Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

    Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

     

    Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)

    На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их.

    Беседа с детьми:

    -  Что вы чувствовали, когда были обезьянками? 

    -  Что вам хотелось сделать?

    Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.

    -  Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.

    -  Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.

    -  Придумайте интересную, волшебную историю.

    По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

    -  Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)

    -  Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".

     

     В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл malchik-zvezda.docx21.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятий по воспитанию у дошкольников основных нравственных понятий

    «Мальчик-звезда»

    Цели:

    подвести детей к таким нравственным категориям, как добро и зло;

    воспитывать у детей активную нравственную позицию - совершать добрые поступки;

    учить сострадать, переживать, сопереживать, глядя на беду, на горе, на нищету;

    учить детей активно защищать свою нравственную позицию;

    учить достойно признавать свою неправоту в суждениях и поступках;

    закреплять умение облекать своё внутреннее состояние в словесную форму;

    предложить родителям и педагогам несколько специальных проблемных ситуаций для

    упражнения детей в добрых поступках.

    Материал к занятию:

    портрет нищенки-матери;

    портрет мальчика-звезды;

    картонные сердечки, ярко оформленные;

    две тарелочки: в одной конфеты, а в другой серые квадраты.

    Предварительная работа:

    чтение сказки Оскара Уайта "Мальчик-звезда"; работа с пословицами (добро - зло). 

                                                  Ход занятия

    Скажите, пожалуйста, дети, что такое Доброта? (Ответы детей.)

    Я с вами согласна. У человека доброе сердце, а каким оно ещё может быть? (Злое, мягкое, большое, каменное, золотое, прекрасное, одинокое, равнодушное, горячее.)

    Запомните эти слова, мы ещё к ним вернёмся.

    Мы с вами читали сказку "мальчик-звезда". Много говорили о героях сказки. Сегодня я предлагаю вспомнить эту сказку. Коротко напоминаю краткое содержание. Перед детьми стоят два портрета: мальчика-звезды и его мамы-нищенки с кармашками.

    - Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они увидели не звезду, а маленького ребёнка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принёс его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал её камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

    Дети, у вас есть сердечки. Я предлагаю подарить их тому герою сказки, который вам понравился. Дети кладут сердечки в кармашки под портретами героев сказки.

    Педагог в этот момент незаметно помещает две тарелочки под этими портретами: у нищенки в тарелке серые квадратики, а у мальчика-звезды - яркие настоящие конфеты.

    Воспитатель: Дети, а герои сказки хотят сделать вам подарки. Возьмите себе сами подарки, но у того героя, который вам очень нравится, у того человека, который вам особенно приятен.

    Когда предложенные подарки были взяты детьми, воспитатель обращает внимание на кармашек под портретом нищенки.

    Ведь вы свои сердечки отдали нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды?

    Нужно видеть смятение детей.

    Да, дети, искушение велико. Говорить красиво легко, а поступать так всегда - сложно. Этому нужно учиться всю свою сознательную жизнь.

    Воспитатель читает сказку дальше.

    1. Вдруг, после того как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда превратился в чудовище. Он тогда понял, что поступил плохо, и три полных года искал по свету свою мать. Много лишений и испытаний пришлось на его долю, пока он опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Вдруг нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

    Вот так счастливо закончилась эта сказка. Скажите, дети, вы жалеете о том, что взяли конфеты с тарелочки мальчика-звезды? (Ответы детей.)

    Игра 1. "Вежливые слова"

    Я начинаю фразу, а вы продолжаете.

    1. Растает даже ледяная глыба от слова тёплого ... (Спасибо.)
    2. Зеленеет старый пень, когда услышит ... (Добрый день.)
    3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы ... (Спасибо.)
    4. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь ... (Здравствуйте.)
    5. Когда бранят за шалости, говорим ... (Прости, пожалуйста.)
    6. И в России, в Украине, в Дании на прощанье говорят ...(До свидания.) А какие ещё вежливые слова вы знаете? (Ответы детей.)


    Игра 2 «Наше настроение»

    2.1 Поговорим о настроении. Настроение – это душевное состояние.

    Взрослый обращает внимание детей на настроение волшебников. У доброго - настроение весёлое, доброе, светлое, радостное, прекрасное; у злого - настроение мрачное, сердитое, угрюмое.

    1. А как вы догадались, что у доброго волшебника настроение хорошее, а у злого - плохое? (По выражению лица, мимике).

    Взрослый предлагает помочь злому волшебнику избавиться от плохого настроения с помощью волшебного мешочка, в который предлагается сложить все отрицательные эмоции: злость, обиду, гнев.

    2.2. Упражнение "Расскажи о своём настроении"

    Детям предлагаются пиктограммы с изображением различных оттенков настроений, а затем предлагает выбрать ту картинку, которая в наибольшей степени похожа на настроение ребёнка. (Вводятся понятия: весёлое (радостное), грустное (хочется помолчать, подумать о чём-нибудь, хочется плакать.)).

    1. При помощи каких слов вы можете рассказать о своём настроении?
    2. Какое у тебя сейчас настроение?
    3. Какого цвета твоё настроение?
    4. С каким запахом можно сравнить твоё настроение?
    5. На что похоже твоё настроение?

    Если в процессе беседы выясняется, что у кого-то из детей плохое настроение, взрослый предлагает им все отрицательные эмоции поместить в волшебный мешочек.

    В конце беседы взрослый обобщает ответы детей и обращает их внимание на то, что настроение может быть разным:

    1. Хорошее настроение мы выражаем с помощью таких слов, как весёлое, радостное, светлое, праздничное, сказочное.
    2. Плохое настроение можно выразить следующими словами: сердитое, мрачное, угрюмое, печальное.
    3. А от чего зависит настроение?
    4. Может ли меняться настроение?

      Игра 3 «Хорошо ли быть злым?»

    Злой волшебник превращает детей в злых гиен.

    Игра "Гневная гиена": гиена стоит у одинокой пальмы (специально поставленный стул). В листьях пальмы прячется обезьянка. Гиена ждёт, когда обезьянка обессилеет от голода и жажды и прыгнет на землю. Тогда она съест её. Гиена приходит в ярость, если кто-нибудь приближается к пальме, желая помочь обезьянке.

    Выразительные движения: усиленная жестикуляция.

    Мимика: сдвинутые брови, сморщенный нос, оттопыренные губы. (По окончании игры дети меняются ролями.)

    На помощь детям приходит добрый волшебник и "расколдовывает" их. 

    Беседа с детьми:

    1. Что вы чувствовали, когда были обезьянками? Гиенами?
    2. Что вам хотелось сделать?

    Взрослый предлагает детям выбрать и описать того героя, который, по их мнению, может решить проблему - помочь гиене стать доброй. Ребёнок может выбрать любой персонаж мультфильма, кинофильма, книги.

    1. Хорошо, когда в жизни есть кто-то, кто может прийти на помощь.
    2. Подумайте, кто из ваших любимых героев мог бы помочь злой гиене стать доброй.
    3. Придумайте интересную, волшебную историю.

    По окончании беседы взрослый подводит детей к обобщению:

    1. Как можно назвать взрослых, детей, героев сказок, фильмов, мультфильмов, которые приходят на помощь другим? (Добрыми, сердечными.)
    2. Замечательно! Сегодняшнее занятие я хотела бы закончить стихотворением В. Шаинского "В мире много сказок".

     В мире много сказок, грустных и смешных. И прожить на свете нам нельзя без них. Лампа Алладина, в сказку нас веди. Башмачок хрустальный, помоги в пути! Мальчик Чипполино, мишка Вини-Пух ... Каждый нам в дороге - настоящий друг. Пусть герои сказок дарят нам тепло, Пусть Добро навеки побеждает зло!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по воспитанию нравственных качеств с использованием сказки Ш.Перро «Золушка»

    Через сказку воспитывать  нравственные качества: доброту, любовь к человеку, близким, уважение к людям, товарищам, желание помочь им в трудную минуту....

    Учебно-методический материал. Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Страна Доброцветиков»

    Углублять представление воспитанников о доброте – как о ценном качестве человека. Совершенствовать коммуникативные навыки (умение выслушивать товарища, искренне высказывать свое мнение, проявлять добр...

    Конспекты организованной образовательной деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми для детей старшего дошкольного возраста.

    Конспекты Организованной образовательной Деятельности по формированию основных экологических понятий в процессе ознакомления с насекомыми с детьми старшего дошкольного возраста....

    конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию "Шкатулка добрых дел"

    цель данного занятия: углублять представление воспитанников о доброте,совершенствовать такие навыки как: умение выслушивать товарища, искренне высказхывать свое мнение, проявлять доброжелательность....

    Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»

    Конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию «Шкатулка добрых дел»...

    конспект занятия в средней группе по духовно-нравственному воспитанию

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА№65 «КОСМОНАВТ» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ...

    Конспект занятия в средней группе по социально-нравственному воспитанию "Учимся дружить"

    Учить детей общаться друг с другом; дать понятие. что такое дружба; учить передавать чувства через добрые и ласковые слова....