СТАТЬЯ "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ"
статья по теме

Кушнерова Елена Павловна

В  статье освещаются вариативные программы, используемые мной при перспективном планировании музыкальной деятельности в ДОУ (с опорой на музыкально-ритмическую деятельность).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzuemye_programmy.docx112.8 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОГРАММ.

Современная система отечественного дошкольного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности и характеризуется возникновением новых видов комплексных и вариативных программ.

Появление новых документов, в том числе, "Концепции дошкольного воспитания" ставят перед ДОУ достаточно ответственную задачу - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и отвечала бы принципам "Концепции дошкольного воспитания", а также способствовала бы эффективному творческому развитию детей.

Меня, как педагога и музыканта не может не волновать эта проблема, ведь результат моей работы во многом зависит от правильного выбора программы и высоко эффективных технологий.

В последние годы появилась возможность использовать в работе альтернативные программы и методики. Таким образом, передо мной актуально встал вопрос о выборе такой программы, которая бы одновременно имела:

1. высокий художественный уровень,

2. отвечала задачам нашего ДОУ,

3. способствовала творческому развитию детей с ЗПР.

Новизна и оригинальность моей работы заключается, как раз, в выборе и использовании вариативных программ, которые отвечали этим требованиям.

Из обилия программ  я выбрала следующие  – это комплексная программа под ред. М. А. Васильевой «Программа воспитания и обучения в детском саду», которая включает раздел музыкального воспитания,  парциальные программы непрерывного образования  «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной и «Топ-хлоп, малыши!» Т. Сауко и А. Бурениной, программа дополнительного музыкального образования «Са-Фи-дансе» Ж. Е. Фирилёвой и Е. Г. Сайкиной. Каковы же  особенности этих программ?

Программа воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой освоена многими поколениями специалистов, но и сегодня она воспринимается как действующая. Я в ней ценю синхронный механизм различных жанров, поступательный репертуар, определяющий систему работы над произведениями: слушание – пение - инсценирование; слушание – разучивание музыкально-ритмических движений; слушание – пение - музыкально-ритмическое движение.  

Данную программу я дополняю парциальной программой непрерывного образования «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной. Основная цель данной программы – психологическое раскрепощение каждого ребёнка, возможное при условии веры его в свои силы и освоения собственного тела как выразительного инструмента. Это развитие музыкальности, пластичности. «Ритмическая мозаика» оказывает положительное влияние на развитие детей с речевой, зрительной, интеллектуальной патологиями,  что является актуальным для работы с детьми с задержкой психического развития, которые воспитываются в нашем ДОУ. Что же нового и интересного предлагает  программа  «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной ? Первая её особенность - богатый выбор танцевальных и ритмических композиций. За годы работы передо мной всегда стоял вопрос - выбора танцевального материала. Не имея хореографической подготовки, постановка новых танцев становилась для меня проблематичной. Эта программа предоставила мне 100 различных танцевальных и ритмических композиций для детей.

Другая  особенность этой программы и, может быть, наиболее важная - это подбор музыкального сопровождения. Как правило, это детские песни и мелодии, известная музыка из художественных фильмов.

Сейчас мои дети имеют возможность  не только петь любимые песни, такие как: "Антошка", "Чебурашка" В. Шаинского, "Разноцветная игра" Савельева, "Кошки мышки", "Волшебный цветок" В. Вичкова и т. д., но и танцевать под них. Это доставляет им огромную радость, а если детям нравится это делать, то всегда можно ожидать хороших результатов.

Ещё одна особенность этой программы заключается не столько на внешней стороне обучения детей музыкально-ритмическим движениям, сколько на анализе тех внутренних процессов, которые являются регулирующей основой движений под музыку. Это, прежде всего, сенсорные, мыслительные, эмоциональные процессы, а также их подвижность. Большое место уделяется в ней и развитию творческих способностей: умению сочинять несложные танцевальные композиции, импровизировать в драматизации, воображению, фантазии, умению находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки.

Программа «Топ-хлоп, малыши!» Т. Сауко представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений в течение всего года. Новизна предлагаемого пособия в том, что в нём собраны воедино игровые упражнения, систематизированные в строгой методической последовательности адаптированные для работы с детьми 2-3 лет.

Очень важно именно в этом возрасте поддержать естественный интерес ребёнка к музыке, выявить музыкальные способности и развить их в атмосфере игры и фантазии.

Оздоровительно - развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике детей от трёх до семи лет «Са-Фи-дансе» Ж. Е. Фирилёвой и Е.Г, Сайкиной направлена на всестороннее гармоничное развитие детей. Она взаимосвязана с «Программой воспитания и обучения в детском саду» М. А. Васильевой по разделам физического и музыкального воспитания.

В программу включены нетрадиционные виды упражнений: игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально-подвижные игры, игры – путешествия. Раздел креативной гимнастики представлен музыкально-творческими играми и специальными заданиями.  В основе работы по программе «Са-Фи-дансе» игровой метод, который способствует повышению интереса, эмоциональности и результативности.  Эта программа очень хорошо сочетается с программой «Ритмическая мозаика» А. И. Бурениной.

Ещё одна причина выбора этих программ заключается в том, что они не противоречат и не дублируют друг друга, а органично дополняют друг друга.

Таким образом, на основе этих программ я составила свой перспективный план. Данный перспективный план вошёл в «Модель единой образовательной программы воспитательного и коррекционно-развивающего сопровождения ребёнка с ЗПР в условиях ДОУ» (4-го, 5-го и 6-го года жизни), разработанной на базе нашего МДОУ в рамках деятельности краевой экспериментальной площадки.

Для реализации моего перспективного плана требовалось много условий и одно из главных условий - качественная подготовка к занятию и проведение его на высоком уровне. Очень важно построить занятие таким образом, чтобы дети получили максимум знаний и умений, одновременно не допустив перенапряжение их.

Если на занятии я ставлю сложную задачу в разделе "Слушание музыки", то занятие я начинаю именно с этого раздела, а танцевальную композицию использую как музыкальную разминку-паузу между слушанием и музыкально дидактической игрой, и в конце занятия для снятия статического напряжения. Если же танцевальная композиция требует от детей повышенного внимания, то я уделяю ей большее время, включая её в первую половину занятия, естественно, не забывая другие виды деятельности, но решая на них более, менее лёгкие задачи.

Использование вариативных программ даёт мне возможность не только интересно проводить занятия, но и позволяет мне в различных видах детской деятельности закрепить пройденное на занятиях. Насытить всю жизнь детей музыкой.

Как и любой педагог, я хочу поднять музыкальный и ритмический уровень развития детей на новую более высокую ступень, развить в них творческий потенциал, который пригодился бы им в дальнейшей жизни. Для того, чтобы знать исходные данные ребёнка и проследить за его музыкальным развитием, я использую разнообразные педагогические диагностики. Анализируя данные за последние 5 лет, я увидела, что уровень музыкальности детей значительно поднялся. У детей вырос интерес к прослушиванию музыки и её пониманию и осмыслению, желанию учиться музыке. Ежегодно от 2 до 5 детей поступают в музыкальную школу, где продолжают музыкальное образование.

Особо порадовали результаты диагностического обследования музыкального и психомоторного развития детей. Дети стали лучше, ритмичнее двигаться, у них появилась пластичность, гибкость, у них развивается память, внимание, эмоциональность в передаче образов. А главное ничем не измерить то желание, с каким дети танцуют в нашем детском саду, а также в танцевальных кружках в «Центре детского творчества», в Городском доме культуры, и в «Школе искусств». И я могу уверенно сказать, что у моих детей создан солидный запас танцевальных композиций, которые мы можем реализовать в любое время, в любом месте.

Используя вариативные программы, я не забыла о разнообразии видов музыкальной деятельности: пение, игра на инструментах, сочинительство. В дошкольном возрасте музыкальные способности, как и все художественные способности проявляются очень ярко,

В своей дальнейшей работе я планирую ещё более углублённо подойти к вопросу об использовании вариативных программ и инновационных технологий по мере их появления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языку Из опыта работы МАДОУ “ЦРР – детский сад № 36 “Волшебный дворец”

Комплексный подход к реализации инновационных программ и технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкуИз опыта работы МАДОУ   “ЦРР – детский сад № 36  “Во...

«Реализация инновационной программы по теме: «Организация детей старшего дошкольного возраста в работе по ранней профориентации».

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие всестороннего, полноценного развития ребенка, согласно ФГОС ДО....

ДОКЛАД «Опыт работы по внедрению новых воспитательных практик в рамках реализации Инновационной программы дошкольного образования «Вдохновение»

Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» создана в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО c учетом результатов новейших отечественных и зарубежных психо...

Продуктивность реализации инновационной программы по воспитанию общей культуры дошкольников на основе краеведческого компонента

     Новизна опыта заключается в построении инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качеств...