Детский проект- как средство образовательной деятельности детей
статья по теме

новокрещенова вера алексеевна

Предлагаемые методические  рекомендации помогут воспитателям  детского сада овладеть технологией проектирования,позволяющей развивать творческие способности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребёнка, как на «саморазвивающуюся» систему,при этом усилия взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей.Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования.

Проектирование-это комплексная деятельность,участники которой автоматически  осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни:производственных, личных, социально-политических.Участие в проектировании ставит детей и взрослых в позицию ,когда человек сам разрабатывает для себя и других новые условия,т.е. изменяя обстоятельства, изменяет самого себя.

Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений и в то же время коллективного творчества.За счёт работы в режиме группового творчества развиваются способности к выбору адекватных решений.

Организация тематических занятий и общих проектов наиболее подходит для детей от 4 лет и старше.Одни проекты длятся короткое время,(несколько часов,день, неделю),другие занимают месяцы или целый год.Идеи приходят из случайных замечаний,проишествий, вызвавших у детей интерес.Например…

Воспитатели следят, чтобы дети поучавствовали в различных видах деятельности.Продолжительностьреализации тематического проекта  зависит от степени заинтересованности в нём большинство детей в группе.Степень заинтересованности определяется воспитателем.Темы проектов могут быть самыми различными, главное их условие-интерес детей,что обеспечивает мотивацию к успешному обучению.

Способ разработки тематических проектов связан сиспользованием модели «трёх вопросов».Её суть состоит в том , что воспитатель задаёт детям три вопроса»Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Что узнали?»  Сначала  проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили,что они уже знают об определённом предмете или явлении.

Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает:Как нам найти ответы на вопросы?Способ сбора информации:чтение книг,обращение к родителям,проведение экспериментов,экскурсий и т. д.Ответы на вопросы Что мы узнали? Дают воспитателю понять,чему научились дети.Можно задать  детям следующие вопросы, обсуждая результаты проекта:     Узнали ли вы что-нибудь ,чего не знали раньше

У знали ли вы что-нибудь,что вас удивило?

Какое из занятий понравилось вам больше всего?

Чнужно изменить в организации следующего проекта?

В процессе работы дети почувствовали радость созидания, увлечённость, плодотворность коллективных усилий.Из опыта работы хорошо известно,что уважение     к личности ребёнка, принятие его целей,запросов, интересов,создание условий для самоопределения,самореализации активно развивает его творчество.

Содержание проектной деятельности детей обуславливается решаемыми образовательными и воспитательными задачами.Работа педагога с группой детей-это рассмотрение возникающих проблем,когда формируется и развивается способность ребенка самостоятельно решать их.Условно можно выделить четыре группы проблем «ребёнок и его семья», «ребёнок и природа», «ребёнок и рукотворный мир», «ребёнок, общество и его культурные ценности».

Развивая у ребёнка потребность получать знания о природе,о себе ,как о представителе человеческого рода,о людях живущих на земле,педагог тем самым помогает воспитаннику  строить свой жизненняй мир.Решая различные познавательно-практические  задачи  ,вместе со взрослыми  дети приобретают возможность  сомневаться, критически мыслить.

В развивающем пространстве  детского сада, дети  создают  игры ,придумывают сказки,загадки,моделируют костюмы. Накапливая  творческий  опыт, они  при поддержке взрослых могут  стать авторами  разных  проектов. Коллективные  переживания  сближают детей  друг с другом,способствуют улучшению  микроклимата  в  группах.

В проектной  деятельности  ребёнок сталкивается с  необходимостью проявлять  свою  самостоятельность.

Таким  образом , проектирование  является одним  из средств  социального  и интеллектуального  творческого саморазвития  всех субъектов образования  идетей  и взрослых.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду

В современном обществе музеи продолжают свою культурную  и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средней группе детского сада, тема: «Берёза – белая подружка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности детей по познавательно–речевому развитию (образ берёзы в изобразительном искусстве, поэзии, музыке и детском изобразительном творчестве) в средне...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)

Конспектнепосредственно образовательной деятельности детей средней группы детского сада (образовательная область «Физическая культура на воздухе»)Тема: «По грибочки в лес пойдем»Цель: Закрепление...

" Приобщение детей к истории, культуре, природе родного края по средствам образовательной деятельности"

Задачи и цели нравственного патриотического воспитания и реализация их на примерах....

Организация проектной образовательной деятельности детей среднего возраста, как средство поддержки детской творческой и познавательной инициативы.

Русские народные игры и игрушки в развитии  художественно-эстетического развития и познавательной инициативы  детей среднего дошкольного возраста....

Инновационный образовательный проект формирования ситуации успеха в детско-родительском сообществе средствами креативной деятельности « Дорожка успеха»

Образовательный проект «Дорожка  успеха» направлен на коррекцию недостатков формирования эмоционально-волевой сферы, часто возникающие у детей с ограниченными возможностями здоровья, ...