Педагогическая технология музей одного образа "Зонтики"
методическая разработка по теме

    Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре и в других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.

Мною представлен опыт организации образовательного процесса на основе психолого-педагогического подхода в педагогической технологии «Музей одного образа «Зонтики». Целью данной педагогической технологии является развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира, приобщение к культуре народа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_zontiki.doc130.5 КБ
Microsoft Office document icon istoriya_zontika.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

                      ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ТЕХНОЛОГИЯ  

                                  МУЗЕЙ ОДНОГО ОБРАЗА  

                                               «ЗОНТИКИ»

                                         Пояснительная записка
 

     Успешность речевого развития зависит не только от программы и методики развития речи, но и от условий, в которых оно протекает. Интересная, порождающая богатые впечатления, окружающая ребенком среда является первым социальным условием становления речи.

Проблема создания обогащенной предметной среды, которая способствовала бы развитию деятельности детей, приобщению их к творчеству в игре или других видах деятельности, становится особенно актуальной в работе с детьми с нарушением речи.

Мною представлен опыт организации образовательного процесса на основе психолого-педагогического подхода в педагогической технологии «Музей одного образа «Зонтики». Целью данной педагогической технологии является развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира, приобщение к культуре народа.

В приложении представлен цикл игровых заданий с зонтиками, конспекты занятий, подобраны стихи, загадки, фотографии.

     

         Речь - это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами.(2,стр.3)

Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей (1, стр. 13).

Психологическая природа речи раскрыта в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леоньева, И.А.Зимней, А.А.Леонтьева, Н.И. Жинкина, Т.Н.Ушаковой и др.

Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что речь не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.

Речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Речь имеет полифункциональный характер. Она выполняет коммуникативную функцию (средство общения), интеллектуальную, или сигникативнуюфункцию (средство обобщения), индикативную (средство указания на предмет) (6, стр. 19).

Проблема повышения эффективности работы групп для детей с общим недоразвитием речи (ОнР) стоит перед педагогами дошкольных учреждений давно. Объясняется это сложностью структуры дефекта, и недостаточной его изученностью, и трудностями дифференциальной диагностики, и длительным отсутствием программ.

По данным логопедических обследований, растет количество детей, речевое недоразвитие которых осложнено значительными сопутствующими расстройствами.

Содержание работы музея одного образа «Зонтики» определено с учетом общих дидактических принципов, которые для детей с осложненным ОНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Система работы с детьми строится на основе психолого педагогического подхода, исходным положением которого является рассмотрение речи как деятельности со всеми составляющими ее компонентами (цели, мотивы речевого действия и средства). Особенностью речевой деятельности дошкольников является слияние целей и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, в данном случае игровую.

В целях коррекции речевого недоразвития детей выделены следующие задачи:

  1. Развитие лексических средств языка,
  2. Совершенствование звуковой стороны речи - фонематического восприятия, звуко-слогового анализа и синтеза,
  3. Формирование лексических средств языка - уточнение и расширение словарного запаса,
  4. Овладение элементами грамоты;
  5. Развитие общих речевых навыков - физиологического речевого дыхания;
  6. Развитие элементарных математических представлений;
  7. Укрепление нервно-психического здоровья;
  8. Развитие творческих способностей.

Цель педагогической технологии:

    развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира, приобщение к культуре народа.

Пути реализации:

изучение культурного наследия разных эпох и народов;

разработка тематического цикла «Одного образа», определение целей, игровых заданий;

Организация образовательного процесса:

     работа с семьей по организации музея.

             Методы и формы работы:

  1. приобщение к истории, культуре;
  2. создание игровых мотиваций;
  3. практические действия с предметами;
  4. самостоятельная элементарно- поисковая деятельность;
  5. проведение экскурсий самими детьми.

Цикл игровых заданий с зонтиками:

1. «Водная стихия»

Цели: формировать представления детей о подводном мире и морских обитателях; обогащать словарный запас; упражнять в подборе родственных слов к словам «вода», «море»; развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

             2. «Универсальный»

Цели:  способствовать      развитию      организации    сюжетно-ролевых, дидактических, тематических игр; развивать воображение, элементы творчества. Предоставить детям возможность реализовать свои замыслы в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей в соответствии содержимого корзины.

           3.  «Веселый алфавит»

Цели: упражнять в узнавании и назывании детьми букв, в звуковом анализе и синтезе слов, развивать фонематическое восприятие, закрепить гласные и согласные буквы.

            4.  «Разноцветные бабочки»

Цели: формировать правильно физиологические и речевое дыхание (развитие длительного плавного выдоха, глубокого вдоха).

             5. «А роматерапия »

Цели: способствовать с помощью различных трав управлению настроением и активностью детей, успокаивает перевозбужденную нервную систему в работе с гиперактивными детьми.

           6.  «Математическая карусель»

Цели: закрепить порядковый и количественный счет, упражнять в сравнении смежных чисел, составлении математических задач, закрепить представление о составе чисел из двух меньших.

      7.   «Времена года»

Цели: расширять запас слов, обозначающих признаки времен года, упражнять в употреблении антонимов, правильно образовывали однокоренные слова.

      8. «Пернатые друзья»

Цели: уточнить представление детей о знакомых птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц и птиц, живущих в уголке природы,' формировать обобщенное представление о птицах как наземно-воздушных животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе.

Предполагаемый результат

Работа по технологии «музей одного образа» будёт способствовать:

  1. Коррекции речевой деятельности;
  2. Становлению личности;
  3. Расширению области социальной ориентации, кругозора;
  4. Формированию воображения, мышления.

ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

  1. провести неделю открытых дверей для родителей «Зонтики»;
  2. разработать цикл игр и упражнений к каждому образу.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Алябьева Е.А. «Итоговыедни по лексическим темам». Творческий центр. Москва, 2006 г.
  2. Волина В. В. « Занимательное азбуковедение». М., «Просвещение». 1991.
  3. Газета «Дошкольное образование». № 18 (210), стр. 5.
  4. Журнал «Дошкольное воспитание». № 8, 2007 г., стр. 124.
  5. Журнал «Обруч». № 6, 2006 г., стр. 20.
  6. Нуждина Т.Д. «Энциклопедия для малышей « Чудо-всюду. Мир вещей и машин».
  7. Нищева Н. В. «Система коррекционной работы». Санкт-Петербург «Детство-Пресс». 2001г.
  8. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений». Москва, 2003 г.
  9. Сековец Л.С. «Коррекция нарушений речи у дошкольников». Н. Новгород. 1999 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект открытия мини-музея одного образа «Зонтики».

 Ход:

Воспитатель: Уважаемые родители! Мы пригласили вас на открытие музея одного образа «Зонтики». Мы вместе с вами организовали сбор зонтов и дали им втору жизни, создав мини-музей. Право открытия музея предоставляется самым активным участникам: Надежде Викторовне и Елене Павловне (под торжественную музыку перерезается цветная ленточка).

Воспитатель: В детстве мы могли сделать массу полезных и неожиданных вещей из любого предмета. Но со временем, становясь полноправными членами общества взрослых, привыкаем к традиционному использованию вещей. А зонтики в таком мире вспоминают лишь тогда, когда идет дождь, и не пытаются на нем плавать или летать. А вот мы не забыли и нашли зонтам новое применение. В этом вы сейчас убедитесь сами.

Презентация зонтов детьми группы.

Звучит песня «Дважды два четыре».

 Выходит ребенок с зонтом «Математическая карусель».

1-й ребенок: Это зонт «Математическая карусель».

Он ведет в мир математики,

Где можно все пересчитать,

И задачки порешать.

1-й ребенок: А теперь уважаемые родители предлагаем вам решить задачку:

Есть игрушки у меня:

Паровоз и два коня,

Серебристый самолет,

Три ракеты, вездеход.

Сколько вместе?

Как узнать?

Помогите сосчитать! ( Восемь )

1-й        ребенок: А теперь найдите эту цифру на нашей «Математической карусели». Звучит музыкальный фон: шум прибоя, крик чаек, всплески волн.

2-й           ребенок: А вот зонт «Водная стихия».

Мир подводный под зонтом!

Помечтаем мы о нем!

Ребенок предлагает родителям поиграть в игру «Море волнуется раз».

3-й        ребенок: А вот и зонт универсальный

Зонтик наш - универсальный: для игры он идеальный!

Родителям предлагается разбиться на две команды. Через пять минут команды должны представить свои мини-инсценировки, используя атрибуты из корзины. Звучит запись песни «Учат в школе».

4-й        ребенок: Мой зонт «Веселый алфавит».

Зонт веселый алфавит- много букв на нем сидит!

Ребенок предлагает родителям составить слова, используя буквы на зонтике «Веселый алфавит».

Звучит колыбельная песня «Спят усталые игрушки». Входит ребенок. Воспитатель дает ему зонт под названием «Аромотерапия» и говорит:

Здесь под зонтиком ложись,

         Отдохни, ты наш, малыш!

Ребенок вдыхает аромат трав и спокойно засыпает.

Воспитатель: Кто из Вас, дорогие родители, отгадает, какая трава помогла ребенку уснуть сладким сном.

6-й ребенок: Это зонт «Времена года».

       Придумали мы зонту имена: вот Лето и Осень, Зима и Весна.

6-й ребенок: Помогите пожалуйста украсить этот зонт. Для этого назовите пять признаков каждого времени года.

Звучит пение птиц.

7-й     ребенок: Мой зонт «Пернатые друзья».

Эта дивная полянка

Для изучения птиц приманка!

Ребенок предлагает кому-нибудь из родителей закрыть глаза и выбрать птицу. Затем просит рассказать о ней все, что знают.

8-й        ребенок: А это зонт «Разноцветные бабочки».

Удивительный сад:

дунул - бабочки летят!

Ребенок предлагает родителям стать напротив бабочек и птичек, медленно набрать воздух через нос. Обращает внимание на то, чтобы не были подняты плечи. Просит вытянуть губы трубочкой, затем дуть на бабочек и птичек, не раздувая щек.

Воспитатель: На этом наша презентация окончена. Педагогический коллектив группы и детей благодарит Вас за активное участие в создании музея и вручает Вам памятные сувениры.

Конспект сценария «Праздник зонтика»

Ведущая: Ребята, посмотрите, как дождливо стало на улице. Значит, сегодня у кого-то праздник. А чтобы узнать у кого, отгадайте загадку:

В руки ты его возьмёшь И тебе не страшен дождь!

Дождь пойдёт - его ты сложишь!

И гулять под солнцем сможешь.

Если ясен горизонт, что оставим дома? (Зонт)

Дети отгадывают загадку. Слышатся капельки дождя.

Ведущая: Ой, ребята, кажется, будет дождь. Нужно позвать Зонтик, ведь сегодня у него праздник!

Дети зовут. Входит Зонтик.

Зонтик: Если тучка хмурится и грозит дождём, спрячемся под зонтиком, дождик переждём.

          - Ребята, вы меня узнали? Я - Зонтик. А вы знаете, что я делаю?

Дети: Нет!

Ведущая: Ребята, разве вы не знаете, как плохо под дождём, если нет зонтика: мокнет одежда и волосы. А зонтик спасает людей от дождя и снега.

Зонтик: Верно. Кто же, как не я, вас спрячет от дождя?

Появляются Сапожки.

Сапожки: Если дождик будет лить - он не будет нас мочить, мы на наши ножки наденем сапожки!

         - Ребята, вы со мной согласны?

Дети: Да!

Зонтик (обиженно): Ну и что! Ваши ножки будут сухими, зато одежда и волосы будут мокрыми. Не оденете же вы себе сапожки на голову. Ну, и оставайтесь вы со своими сапожками!

Зонтик уходит в сторону двери.

          Ведущая: Стой, Зонтик, погоди, никуда не уходи. Ребята, разве можно обижать Зонтик, у него же сегодня праздник! Зонтик, останься с нами, поиграем в игру. Пусть дети посмотрят, как хорошо, что ты у нас есть.

Игра “Солнышко и дождик. ”

Ведущая: Видите, ребята, если бы не было Зонтика, у нас не получилась бы игра! Даже сапожки прятались под наш Зонтик.

Капля первая упала - кап!

 Далее ведущая рассказывает, а дети выполняют движения по тексту.

И вторая прибежала - кап!

Мы на небо посмотрели - капельки “кап-кап” запели!

Вот намокли лица, мы их вытирали.

Туфли, посмотрите, мокрыми вдруг стали!

Плечами дружно поведём и все капельки стряхнём!

От дождя убежим - под Зонтом посидим!

Капли - капитошки застучали по дорожке,

Тучки собираются - дождик начинается!

Ведущая: Ребята, давайте споём Зонтику песню о дождике!

Дети поют песню о дождике.

Зонтик: Ребята, вы знаете стихи обо мне или о моём друге Дождике? Дети рассказывают стихи о Зонтике и о Дождике.

Ведущая: Ну что, Зонтик, понравились тебе стихи?

Видно дождь не переждать Всё равно пойдём гулять.

Всем по зонтику я дам,

И не страшен дождик вам!

Ведущая раздаёт зонтики.

Дети: Мы - весёлые ребята, дружно, весело живём, а дождя мы не боимся, пляску весело начнём!

Далее следует танец с зонтиками.

         Ведущая: Дождик, дождик, лей, лей, лей, загони под зонт детей. Мои детки у реки ловят рыбку из воды!

Игра “Кто быстрее займёт стульчик”, стулья располагаются вокруг пляжного зонта, который держат Сапожки и Зонтик.

Дети:        Дождь не лает, не кусается,

На прохожих не бросается.

Почему же, кто куда,

От него бегут всегда?

Очень дождику обидно Никого вокруг не видно.

Люди дождика пугаются И зонтами прикрываются.

Скачет дождь по мостовым,

В прятки зонт играет с ним!

Ведущая: Дети, вам понравилось играть с Зонтиком?

Зонтик: Спасибо вам, ребята, за хороший праздник. Я за это вам хочу сделать сюрприз. Дети, больше никогда не бойтесь дождя. Всегда берите с собой меня - и я спасу вас от любой непогоды! До свидания, друзья!

Зонтик и Сапожки уходят, а за ними и дети.

СКАЗКА ПРО ЗОНТ

     В одном доме жил Зонт. Не очень старый и не очень молодой. Это был большой черный складной Зонт. Большую часть своей жизни он провисел в темной прихожей, каждый день, с нетерпением ожидая дождя.

    Да, больше всего на свете он любил дождь. Когда наступала дождливая погода, Зонт чувствовал себя нужным и важным. Хозяин всюду брал его с собой, раскрывал над головой, и тогда Зонт с удовольствием ощущал упругость и силу своих спиц. Он чувствовал себя крепким парусом, ведущим за собой своего Хозяина. Зонт купался в каплях дождя и радовался их обилию. Он плыл высоко в небе, умытый и свежий, кивая плывущим ему навстречу знакомым зонтам.

    Особенно он любил встречать один дамский изящный зонтик, яркий и веселый, как бабочка. Этот зонтик был вовсе не гордый, даже наоборот, оказывал знаки внимания нашему зонту. Когда Хозяин стоял по утрам на остановке в ожидании автобуса, зонтик-«бабочка» часто оказывался близко близко к черному Зонту, и он даже иногда ощущал на своей крепкой влажной материи прикосновения пальчиков-спиц своей соседки. Это были восхитительные мгновения, и Зонт часто зспоминал их.

     Сезон дождей прошел, и для Зонта наступила серая, тоскливая жизнь.

«Ах, скорей бы, скорей бы пошел дождь», - думал Зонт и напряженно вслушивался: вдруг прогремит долгожданный гром.

И однажды Зонт услышал, как маленький сын Хозяина спросил:

- Папа, что такое знаки зодиака?

Зонт не водил дружбу с мальчиком, ведь тот был мал и никогда не подходил  к зонту. Поэтому Зонт очень удивился, услышав, как Хозяин говорил сыну:

- Пойди в прихожую и принеси мой зонт. Он нам поможет.

Отправляясь в комнату, Зонт боязливо вздрагивал в руках мальчика: «Что со

мной будут делать? Ведь в комнате не идет дождь, а я только и умею, что купаться под дождем».

И тогда Хозяин раскрыл большое черное крыло Зонта над мальчиком.

- Смотри, это небесный свод, который мы видим с земли.

Зонт замер от удивления: «Я?! Небесный свод? Вот чудеса!»

Но настоящие чудеса были впереди. Хозяин взял кусочек мела и стал слегка покалывать им Зонт изнутри.

«Ой-ой, не могу, как щекотно!» - еле удерживался Зонт от смеха. Но к счастью, Хозяин перестал его щекотать, и Зонт услышал:

- Вот смотри: эти точки - звезды. Они группируются в созвездия. Вот эти двенадцать созвездий с древних времен называют зодиакальными и обозначают знаками Зодиака. Каждое созвездие имеет название. Это - Дева, а это - Водолей, а вот - Близнецы.

«Дева, Лев, Стрелец», - зачарованно повторял Зонт. И его наполняло новое, до сих пор не испытанное им чувство восторга и новизны.

- Я - небесная сфера, - в который раз шептал Зонт и вслушивался в эти загадочные слова.

   С этого дня все переменилось в жизни Зонта. Он очень подружился с хозяйским сыном. Каждый вечер Мальчик брал его к себе в постель, раскрывал над головой и глядел на него, медленно вращая ручку.

   Это были лучшие минуты жизни Зонта. Он очень полюбил Мальчика, ведь каждый вечер тот рассказывал ему много нового и интересного о звездах, о кометах, о Галактиках. Все это Мальчик читал днем в больших красивых книжках, а вечером пересказывал своему другу.

   Но вот наступил сезон дождей. Это было так неожиданно для Зонта! Он совсем забыл, что на свете бывают эти противные, надоедливые дожди, которые промочат тебя до последней ниточки так, что потом не можешь просохнуть до утра, и, конечно, ни в коем случае нельзя в таком виде попасть в постель к своему маленькому другу.

   Отправляясь в комнату, Зонт боязливо вздрагивал в руках мальчика: «Что со мной будут делать? Ведь в комнате не идет дождь, а я только и умею, что купаться под дождем».

   И тогда Хозяин раскрыл большое черное крыло Зонта над мальчиком.

- Смотри, это небесный свод, который мы видим с земли.

      Зонт замер от удивления: «Я?! Небесный свод? Вот чудеса!»

      Но настоящие чудеса были впереди. Хозяин взял кусочек мела и стал слегка

покалывать им Зонт изнутри.

«Ой-ой, не могу, как щекотно!» - еле удерживался Зонт от смеха. Но к счастью,

Хозяин перестал его щекотать, и Зонт услышал:

      - Вот смотри: эти точки - звезды. Они группируются в созвездия. Вот эти

двенадцать созвездий с древних времен называют зодиакальными обозначают

знаками Зодиака. Каждое созвездие имеет название. Это - Дева, а это - Водолей,

а вот - Близнецы.

    «Дева, Лев, Стрелец», - зачарованно повторял Зонт. И его наполняло новое, до

сих пор не испытанное им чувство восторга и новизны.

- Я - небесная сфера, - в который раз шептал Зонт и вслушивался в эти загадочные слова.

   С этого дня все переменилось в жизни Зонта. Он очень подружился с хозяйским сыном. Каждый вечер Мальчик брал его к себе в постель, раскрывал над головой и глядел на него, медленно вращая ручку.

   Это были лучшие минуты жизни Зонта. Он очень полюбил Мальчика, ведькаждый вечер тот рассказывал ему много нового и интересного о звездах, о кометах, о Галактиках. Все это Мальчик читал днем в больших красивых книжках, а вечером пересказывал своему другу.

   Но вот наступил сезон дождей. Это было так неожиданно для Зонта! Он совсем забыл, что на свете бывают эти противные, надоедливые дожди, которые промочат тебя до последней ниточки так, что потом не можешь просохнуть до утра, и, конечно, ни в коем случае нельзя в таком виде попасть в постель к своему маленькому другу.

    Зонт возненавидел дождь за то, что он разлучил его с Мальчиком. Даже вид веселого зонтика-«бабочки» не мог его утешить. Напротив, прикосновения спиц соседки стали раздражать Зонт.

«Что за бестактность - тыкать своими мокрыми пальцами в небесную сферу?» - ворчал он себе под нос.

    Теперь единственным смыслом жизни для Зонта стали вечерние беседы с

мальчиком.

    Время летело, как в сказке: от встречи до встречи, от дождя к дождю.

    Прошли годы. Зонт постарел и выцвел. Мальчик вырос и стал Астрономом. Он повесил старый Зонт у себя в обсерватории и иногда называл его: «Мой первый учитель». И хотя он говорил шутя, Зонт искренне считал, что так и есть. И если бы не он, старый Зонт, Мальчик никогда бы не стал Астрономом. Может быть он прав.

А ты как думаешь?

Галина Кузнецова Журнал «Семья и школа»

Нелетающий зонт

Гулял заяц по лесу и зонтик нашел. Вдруг видит - прямо из зарослей на него волк смотрит злющими - презлющими глазами.

3-з-западня,- затрясся заяц,- убегать поздно. Встану-ка я на пенек под зонтик, может, волк меня за г-г-гриб п-п-примет.

Так и сделал. Стоит на пеньке под зонтиком, глаза зажмурил, зубами стучит от страха, но сам не шевелится.

А волк потихоньку сзади подходит...

И тут, на зайцево счастье, подул сильный ветер! Подхватил он зонтик вместе с зайцем и поднял высоко в небо.

Летит заяц над лесом, смеется, заливается, а волк внизу по земле бежит, зубами щелкает, задыхается.

          Давай, давай! Нажимай! - кричит заяц.- Зарядкой надо заниматься - быстрее бы бегал!

Плюнул волк. Видит - не догнать ему зайца.

Побежал в магазин, купил у козла зонт, встал на пенек и ждет, когда же и он взлетит, как заяц.

Так до самого заката простоял. Разозлился ужасно!

Ах, козел! - рычит. - Нелетающий зонт продал!

И весь зонт зубами разорвал.

ЗОНТИК

Яркой солнечной погоде

 Рада, рада детвора.

Только Зина что-то ходит

Невеселая с утра:

Просит солнышко закрыться,

 В облака убрать лучи,

Тучку просит появится,

 Все на свете замочить.

Смотрит в небо голубое

 И на синий горизонт ...

Что же с девочкой такое?

 Мама ей купила зонт!

Г. Ладонщиков

Информация для родителей

«ОТКУДА ПРИШЕЛ ЗОНТИК?»

   Вот и дождь! Зонтик выскакивает из чехла весело и стремительно, нацеливается острием в небо, с шуршанием распускает свой цветной шатер.. Каждый попавший под дождь идет под личной крышей. Под ней уютно и не каплет. А стоит проглянуть солнцу, зонтики синхронно, как по команде, складываются.

   Кто придумал зонтик? Неизвестно. Хотя наверняка и у зонта были «прародители», а пришел он к нам с Востока, где поначалу защищал головы знатных особ от солнца.

   В Древнем Китае такие роскошные, казалось бы, безделицы, как веера, зонтики, опахала, являлись привилегией императора и очень знатных особ, к нему приближенных. В Китае императора всегда изображали с зонтом. В Вавилоне он был символом королевской власти. В Древнем Египте только члены семьи фараона были владельцами зонтиков.

   В России зонтики появились в 18 веке. Сначала их называли французским словом «парасоль», но потом Петр 1 привез из Голландии слово «зондэк». Так там называли навес на корабле, защищающий от солнца. В итоге «зондэк» превратился в более удобный для произношения «зонтик». И, наконец, в зонт.

   В 21 в. с зонтиками ходят и взрослые, и дети. В каждой семье наверняка есть старые зонты, которые скучают в укромном месте. Мы организовали сбор старых зонтиков и дали им вторую жизнь, создав мини музей одного образа «Зонтики».

   Каждый зонтик имеет свое функциональное назначение: «Водная стихия», «Универсальный», «Веселый алфавит», «Разноцветные бабочки», «Аромотерапия», «Времена года», «Математическая карусель».



Предварительный просмотр:

История зонтика.

   Как ни странно, зонт, который известен тысячи лет, использовали сначала только для защиты от солнца, по примеру жителей жарких стран.

В Западной Европе зонт появился во Франции в XVII веке и назывался «парасоль».

   Защита от солнца была тогда единственной обязанностью зонтика. Европейские модники страшно боялись загореть, ведь бледная кожа свидетельствовала об аристократическом происхождении.  

 

   По одной из версий, «первооткрывателем» зонта, предназначенного для защиты от дождя, считается Джон Ханвэй , живший в середине XVIII века. Он первым додумался защититься от неожиданно обрушившихся на голову осадков обычным зонтом от солнца. До этого, как пишут - в дождливую погоду приличные дамы и господа на улицу просто не выходили.

   Самые ранние изображения зонтов - на картинках из "солнечных" стран -Ассирии, Древнего Китая и Египта., а загорелое лицо было приметой простолюдина.

   Примечательно, что в те времена зонт был скорее свидетельством статуса: с ним могли появляться только мандарины фараоны и прочие важные персоны. Вес и размеры зонта в буквальном смысле были прямо пропорциональны положению его владельца в обществе. Так, в Китае особой популярностью пользовались гигантские зонты, напоминающие пагоды. С китайскими вельможами соперничал верховные правители Сиама (Тайланда) - например, сиамский король прикрывался от солнца зонтом в семь ярусов. А его "коллега" из Бирмы появлялся на людях под надежным прикрытием и вовсе в 24 яруса, причем каждый ярус был расшит золотыми нитями и украшен драгоценными камнями.

   Позже защитные сооружения от солнца, только куда более npoстые по декору и форме, использовали зажиточные граждане (в первую очередь, гражданки) Древней Греции и Рима, стремившиеся сохранить "благородный" светлый тон кожи.

   В ХVII веке стараниями французов зонт из статусного предмета nрeвращается в весьма распространенный модный аксессуар - " парасоль" (от фр. «parasol»-зонтик от солнца). «Парасоль» был доступен всем желающим - особам приближенным к королевскому двору, и супругам владельцев кондитерских или бакалейных лавок. Впрочем несмотря на общедоступность, "парасоли" также делились на простые и статусные и могли «с головой» выдать своего владельца чем больше рюшей, кружева и ленточек, тем, соответственно, выше положение в обществе. Считается, что первым "дизайнерским" зонтиком щеголяла Мария Антуанетта: его каркас был изготовлен из китового уса, а вес составлял более полутора килограммов. Разумеется, подобную тяжесть королева носила не сама при дворе появилась специальная штатная должность - почетный «зонтоносец».

   У французского солнечного зонта верх делался из вощёного полотна, а ручка была костяной.

   В первой половине XVIII века зонты по-прежнему продолжали использовать в качестве защиты солнца: в дождливую погоду приличные дамы и господа на улицу просто не выходили. Однако в 1772 году в истории зонта произошло знаменательное событие - над его дизайном основательно поработал англичанин Джон Ханвэй - заядлый путешественник и экспериментатор.Он заменил тафту и кружево на более скромную, но зато более практичную и плотную ткань и стал периодически совершать под таким необычным по тем временам прикрытием прогулки под лондонским дождём. Прохожие смеялись, однако недолго: скоро выяснилось, что изобретение Ханвэя - настоящее спасение для тех, кто не имеет собственного экипажа. К слову, складной зонтик - тоже дело рук Ханвэя. Британцы-традиционалисты с подозрением отнеслись к новинке. Джонс Хэнвэй, которому, собственно, и приписывается изобретение «зонта от дождя», совершил свой первый променад под свист и хохот толпы.

   А вот над Робинзоном Крузо смеяться было некому. Чтобы дождь и палящее солнце не мешали ему путешествовать по острову, Робинзон смастерил зонтик – наподобие тех, что видел в Бразилии. «Я обтянул его козьими шкурами мехом наружу, – читаем в романе Дефо. – Дождь стекал по нему, как по наклонной крыше... А когда он был мне не нужен, я закрывал его и нес под мышкой». Кстати, после выхода этого романа английские зонты стали называть «робинзонами».

   К сороковым годам XIX века удобные складывающиеся зонтики распространились уже повсеместно. Их часто делали с красивыми костяными ручками и с прикрепленными к наконечникам кольцами - чтобы было удобно носить. Украшенные бахромой и кружевом элегантные дамские зонтики от солнца по-прежнему быпи самым актуальным товаром, однако все активнее стали входить в обиход и более практичные «дождевые» модели. Во второй половине XIX века практичные зонтики наконец вырвались вперед, оставив позади кружева и рюши. Причем утилитарные модели носили и мужчины, и женщины.

   В переходах московского метро можно встретить женщин-продавцов со странного вида зонтиками, «надетыми» на голову. Это старое ноу-хау для дачников: с таким зонтом можно копать грядки, даже когда дождь хлещет не переставая. Кстати, в Японии тоже придумали зонтик, который не нужно держать в руках: японцы делают ручку из гибкого материала и наматывают его на плечо.

   В начале XX века изящные и бесполезные женские зонтики всё еще держали свои позиции, но после Первой мировой войны, к 20-м годам, они уступили место практичным бумажным моделям от солнца и клеенчатым - от дождя. Похожие изменения Первая мировая внесла и в мужские гардеробы: до войны были популярны зонты-трости - в то время выпускали отдельные модели для вечера из черного дерева и часто оправленные золотом или серебром и для прогулок по сельской местности - из ясеня или ореха и часто в комплекте с флягой.

   К концу 30-х трости окончательно вышли из моды. На короткий период яркие длинные зонты (в первую очередь, от дождя) вернулись в моду в 50-е. Однако очень скоро зонтик уменьшился до размеров сумочки или портфеля и окончательно превратился в рядовой практичный предмет быта - как плащ-дождевик или резиновые сапоги.

   Человечество неустанно совершенствует зонтик, стараясь сделать его более красивым и удобным. Но, к сожалению, эстетика и функциональность часто не сочетаются друг с другом. За примерами далеко ходить не надо.

   Один австрийский дизайнер создал зонтик без спиц. Модель «Лотос-23» напоминает по виду футляр ручки. Когда зонтик раскрывается, ткань выходит наружу подобно распускающемуся цветку лотоса. Такой зонт безопасен во всех отношениях. Например, если на узком тротуаре встретятся две дамы, не желающие уступать друг другу дорогу, они уже не сумеют «скрестить спицы». Зонт мягко пружинит и тут же распрямляется.

   Современный зонтик – настоящий универсал: «зонтик рыболова», напоминающий целую палатку, зонтик с двумя куполами Cupid’s Double Umbrella – для влюбленных пар и даже зонтик для собак, который цепляется к поводку домашнего любимца.

   Зонт умеет не только защищать от дождя, но и предсказывать погоду. В ручку зонта-барометра встроен датчик – он реагирует на сигналы о приближении осадков, и ручка начинает светиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.

I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор:          Ветряк Наталья Владимировна,...

Комментированное рисование - одна из современных педагогических технологий, определяющих развитие ребенка,

Способности детей к созданию изображения, формируются через изобразительные, игровые и технические умения и навыки. Все это происходит на фоне комментирующей речи взрослого. Поэтому в методике развити...

«Музей одного образа - одна из форм взаимодействия с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО»

Взаимодействие  СПДС "Колосок" и родителей воспитанников при организации мини музея в детском саду....

«Внедрение современных педагогических технологий как одно из условий успешной реализации ФГОС ДО»

Представлена техника "Детская журналистика в работе с детьми старшего дошкольного возраста"...

Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология в ДОУ, музей "Музей сказки"

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, втом числе, к русской литературе, русс...

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Музей одного предмета"

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием технологии педагогической мастерской. Данная форма работы способствует созданию творческой атмосферы, психологического комфорта детей, способств...

Педагогический проект «Мини-музей одной картины «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»»

Организация мини – музея «Ах, вернисаж, Ах, вернисаж!» решает задачи социально – личностного, нравственно и духовного воспитания подрастающего поколения.Перед юными зрителями о...