Педагогический проект «Мини-музей одной картины «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»»
проект (старшая, подготовительная группа)

Устимова Наталья Ивановна

Организация мини – музея «Ах, вернисаж, Ах, вернисаж!» решает задачи социально – личностного, нравственно и духовного воспитания подрастающего поколения.

Перед юными зрителями открываются репродукции живописных картин известных русских художников, подробный рассказ о которых предваряет слайд - фильм о творчестве  художника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ah_vernisazh_2.docx47.31 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУЗНЕЦКА.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад  № 7 города Кузнецка

442539, Пензенская область, город Кузнецк,

улица Железнодорожная, дом № 1 В

т. (8-841-57) 7-18-93

e-mаil:   douds-7@mail.ru

ИНН 5803014754

КПП 580301001

Педагогический проект

 «Мини-музей одной картины

«Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»»

Проект составила

учитель-логопед

МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка

Устимова Н.И.

                                                                                 

Руководитель проекта:

Заведующий

МБДОУ ДС № 7 г. Кузнецка

Винокурова Н.Н.

2020

Кузнецк

        Одним из новых и актуальных направлений современного  дошкольного образования является музейная педагогика. Музей - это особое специальное организованное пространство ДОО, способствующее расширению кругозора ребенка и взрослого, повышению образованности, приобщению к вечным ценностям. Организация мини – музея «Ах, вернисаж, Ах, вернисаж!» решает задачи социально – личностного, нравственно и духовного воспитания подрастающего поколения.

Перед юными зрителями открываются репродукции живописных картин известных русских художников, подробный рассказ о которых предваряет слайд - фильм о творчестве  художника.

        Вид проекта: познавательный, творческий.

        Актуальность данного проекта состоит в необходимости приобщения сегодняшнего поколения дошкольников к такому виду искусства как живопись. Живопись – самое сложное направление при работе с детьми дошкольного возраста. Детям сложно видеть особенности композиции и сюжета картины; выделять главный образ; определять средства выразительности, используемые художниками; проявлять эмоционально – личностное отношение к картине.  Современные дети  погружены в мир компьютерных игр,  их родители не всегда могут найти время для полезных занятий с ребенком,  а на посещение  художественных выставок тем более. Поэтому мы и решили создать атмосферу музея в нашем саду и окунуть детей в мир живописи и красоты.

Цель проекта:  создание условий для приобщения  детей дошкольного возраста к искусству через знакомство с картинами русских художников в мини-музее одной картинны в детском саду. 

Задачи:

- познакомить детей старшего дошкольного возраста с профессией «художник» и с творчеством великих русских художников;

- познакомить дошкольников с основными жанрами живописи: натюрмортом, пейзажем, портретом, исторической живописью;

- расширить представления детей о роли изобразительного искусства в жизни человека;

- учить детей рисовать в различных жанрах живописи;

- формирование интереса детей к музеям, выставкам через рассматривание репродукций картин;

- воспитывать чувство эстетического вкуса;

- продолжать формировать представления детей о музейной деятельности;

- расширять кругозор;

- способствовать эстетическому, духовному, патриотическому развитию личности ребенка.

Формы реализации проекта:

  • Экскурсии в мини-музей одной картины в детском саду, музеи и выставки города;
  • Беседы, совместная деятельность;
  • Продуктивная деятельность.

Участниками проекта являются: заведующий, педагоги (воспитатели, старший воспитатель, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог психолог),  воспитанники ДОО, родители и заинтересованные представители общественности.

Проект ориентирован на возрастные группы с 5 до 7 лет.

Условия реализации проекта:
1. Комплексный интегративный подход в содержании и организации образовательной деятельности;

2. Наличие теоретических и практических знаний у педагога;

3. Накопление, систематизация наглядного и дидактического материалов по художественно – эстетическому воспитанию, методической и художественной литературы;

4. Сотрудничество педагогов ДОО с семьей и социумом.

Проект реализуется на основе главных методических принципов:

- учет возрастных особенностей детей;

- доступность материала;

- постепенность его усложнения.

Срок реализации проекта:           

12 месяцев (с сентября 2020 г.  по август 2021 г.).

Создание и размещение мини-музея:

мини-музей одной картины «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» располагается в музыкальном зале ДОО. Экспозиция мини-музея обновляется один раз в месяц,  то есть воспитанники ДОО познакомятся в течение года  с двенадцатью  картинами известных русских художников.

Планируемые результаты работы:

1. В соответствии с возрастом, у детей сформированы основы художественной культуры;

2. В соответствии с возрастом, у воспитанников  развито эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира, наблюдательности, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

3. Выработаны коммуникативные навыки у дошкольников; 

4. Сформированы нравственные понятия, такие, как любовь и уважение к Родине;

 5. Сформирован стойкий интерес к творчеству великих художников России, чувство гордости и уважения к людям искусства за их талант в создании мировых достояний культуры;

6. Повышен уровень профессионального мастерства педагогов через организацию педагогического поиска и реализацию инновационных форм работы.

Трансляция:         

защита проекта на педсовете;

 - представление проекта «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» на методическом объединении воспитателей города;

 - выступление – презентация перед родителями воспитанников ДОО.

Интеграция образовательных областей:

- «Социально – коммуникативное развитие» - практическое освоение правил поведения в социуме, содействующих созданию оптимальных условий для развития личности ребенка;

 - «Познавательное развитие» - совершенствование представлений у детей о творчестве известных русских художников и композиторов;

- «Речевое развитие» - использование картин известных русских художников в развитии диалогической и связной речи дошкольников;

- «Художественно – эстетическое развитие» -  ознакомление воспитанников ДОО с культурным наследием (с произведениями художников, композиторов) нашей страны;

- «Физическое развитие» - организация  экскурсий на художественные экспозиции; развитие мелкой моторики дошкольников через организацию образовательной, совместной и самостоятельной  деятельности.

Структура проекта:

I. Подготовительный этап:

1. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта;

2. Изучение литературы по музейной педагогике; 

3. Обзор биографической и энциклопедической литературы;

4. Подбор репродукций картин «Известные картины русских художники»;

5. Подбор музыкальных произведений русских композиторов, соответствующих тематике картины;

6. Разработка модели мини-музея; 

7. Разработка картотеки мини - музея  ДОО.

II. Продуктивный этап (этап реализации проекта):

1. Подготовка помещения (оформление музыкального зала);

2. Создание экспозиции в мини-музее.

3. Разработка плана работы мини-музея  (1 раз в месяц экспозиция в мини-музее обновляется), назначение ответственных лиц;

4. Разработка содержания экскурсий в мини-музее:

- презентация картины (название картины, жанр живописи, кто написал картину, фотография и название музея, города, в котором выставляется подлинник картины);

- рассказ экскурсовода о картине.

III. Заключительный этап (практический выход):

1. Использование экспонатов мини – музея «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!» в образовательной деятельности ДОО:

- создание продукта детской деятельности  (оформление тематических выставок детских работ «Мир искусства», «Мой натюрморт»;

- конспекты проведения ОД  «Картины русских художников как средство развития связной речи дошкольников»;

- картотека  картин русских художников.

2. Создание электронного  энциклопедического  пособия  «Детям о русских художниках».

3. Взаимодействие с социумом:

  - экскурсия в детскую художественную школу г. Кузнецка;

  - посещение детской библиотеки с целью участия в выставочных мероприятиях;

  - экскурсия  в Пензенскую областную картинную галерею имени К.А.Савицкого;

- организация работы музыкальной гостиной классической музыки с участием педагогов и воспитанников

  музыкальных школ и училища г. Кузнецка;

 4. Свободное посещение мини-музея детьми вместе с родителями.

                 

               Перспективное планирование деятельности мини-музея «Ах, вернисаж! Ах, вернисаж!»

Месяц

Художник, название картины

Задачи

Ответственный

Место проведения

Сентябрь

Исаак Ильич Левитан «Золотая осень»

 (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Сентябрь. Охота»)

- уточнить и закрепить представление детей об изобразительном искусстве, его видах, о том, кто создает произведения искусства; о роли изобразительного искусства в жизни человека;

- рассказать, где хранятся подлинные произведения искусства, как ведут себя люди в музеях;

- вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться в них, соотносить увиденное с личным опытом;

- вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению яркой осенней природы.

Педагог-психолог

Леушина А.С.

 

 

 

Музыкальный зал

  • Октябрь

Илья Ильич Репин «Букет цветов»

  (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Вальс цветов»)

- познакомить детей с профессией и творчеством художника;

- дать детям представление о натюрморте, вызвать ассоциации с их собственным опытом, стимулировать эстетические оценки и суждения; дать детям представление о признаках построения композиций для будущих картин;

- развивать у детей зрительное и осязательное восприятие, образное видение и воображение ребят, ассоциативное мышление и эмоциональную отзывчивость.

- вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства, желание всматриваться, замечать нюансы, а также вызывать у детей эстетическое отношение к художественным картинам.

Воспитатель

Машкина В.Е.

Музыкальный зал

Ноябрь

Виктор Михайлович Васнецов «Алёнушка»

  (Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Болезнь куклы»)

  • - формировать у  детей умение понимать содержание картины, то о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию);
  • - формировать у детей эстетическое видение, умение подбирать по характеру музыку;
  • - развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи;
  • -воспитывать интерес к изобразительному искусству;
  • - вызвать эмоционально положительное отношение к содержанию картины.

Воспитатель

Красильникова О.А.

Музыкальный зал

Декабрь

Виктор Михайлович Васнецов

«Иван-царевич на Сером волке»

  (Рекомендуемое музыкальное произведение:

М. П. Мусоргский «Баба Яга» из цикла «Картинки с выставки»)

  • - совершенствовать навык рассматривания картины, замечать выразительные средства использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию);
  • - учить определять настроение картины;
  • - совершенствовать навык описания внешности человека, использовать в речи образные определения, метафоры для описания картин;
  •  - развивать зрительное и слуховое восприятие, творческое воображение;
  • - воспитывать творческую активность, самостоятельность, взаимопонимание.

Воспитатель

Яковлева Т.Л.

Музыкальный зал

Январь

Виктор Михайлович Васнецов

 «Три богатыря»

  (Рекомендуемое музыкальное произведение: А.П. Бородин Симфония № 2 «Богатырская»)

  • - формировать у  детей умение понимать содержание картины, то о чем рассказывал художник в своём произведении, замечать выразительные средства использованные художником (мимика, поза, жесты героини, цвет, композицию);
  • - формировать у детей эстетическое видение, умение подбирать по характеру музыку;
  • - развитие умений детей эмоционально откликаться на увиденное, выражать свои чувства в речи;
  • -воспитывать интерес к изобразительному искусству.

Старший воспитатель

Пшеничникова Ю.А.

Музыкальный зал

Февраль

Игорь Эмманиуилович Грабарь

«Февральская лазурь»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: С. Рахманинов «Элегия»)

  • - вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы;
  • - развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности;
  • - рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (заднего, среднего, переднего), способы выделения главного в картине.

Старший воспитатель

Бородачева О.В.

Музыкальный зал

Март

Исаак Ильич Левитан

«Март»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И. Чайковский «Март»)

  • - вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению пробуждающейся весенней природы;
  • - сформировать представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения;
  • - развивать у детей видение художественного образа в единстве его содержания и средств выразительности – рисунка, колорита, композиции, сравнивая замысел художника и выбор им средств выразительности;
  • - рассмотреть с детьми некоторые особенности построения картин: композицию, особенности формата полотна, использование художником линии горизонта, линейных планов (заднего, среднего, переднего), способы выделения главного в картине.

Музыкальный руководитель

Мастяева С.В.

Музыкальный зал

Апрель

Алексей Кондратьевич Саврасов

«Грачи прилетели»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: В. Бережков «Грачи прилетели»)

  • - продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи;
  • - развивать у них эстетическое и художественное восприятие, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности;
  • - сформировать представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения.

Воспитатель

Николаева Н.В.

Музыкальный зал

Май

Валентин Александрович Серов

«Девочка с персиками»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: Ф. Шопен Вальс № 7)

- познакомить с портретом художника В.А. Серова, с некоторыми фактами из биографии художника;

- вызвать интерес к содержанию картины;

- формировать навыки описания внешности человека;

- оценить с помощью изобразительно-выразительных средств художественно-идейное значение;

 - воспитывать интерес к творчеству В.А.Серова и к живописи вообще.

Воспитатель

Гобузова О.К.

Музыкальный зал

Июнь

Иван Иванович Шишкин

«Утро в сосновом бору»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: Э. Григ «Утро» («Пер Гюнт»)

  • - вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к художественному изображению зимней природы.
  • - продолжать формировать у детей интерес к средствам выразительности пейзажной живописи;
  • - развивать у них эстетическое и художественное восприятие, отзывчивость на художественный образ пейзажных картин, понимание замысла произведения, определяющего выбор художником средств выразительности;
  • - формировать сопереживание настроению картины;
  • - дать детям представление о линии горизонта как средстве изображения, помогающем передать глубину пространства, о построении планов, особенностях изображения объектов в зависимости от их расположения.

Воспитатель

Еремина В.А.

Музыкальный зал

Июль

Архип Иванович Куинджи

«Березовая роща»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: П.И.Чайковский
Симфония № 4 финал - вариации на тему «Во поле берёза стояла»
)

- вызвать у детей эмоциональный отклик на состояние и настроение пейзажных картин. Способствовать тому, чтобы дети соотносили увиденное с собственными чувствами и переживаниями, личным опытом общения с природой, высказывали эстетические суждения и оценки;

  • - развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.

Воспитатель

Никитина Л.В.

Музыкальный зал

Август

Иван Иванович Шишкин

 «Рожь»

(Рекомендуемое музыкальное произведение: Русская народная песня «Над полями, да над чистыми»)

- систематизировать знания детей о творчестве русских великих художников;

- продолжать формировать представление о Третьяковской галерее как храме русской живописи;

  • - закрепить умение рассказывать о картинах связно, последовательно, понимать и ценить произведения искусства;
  • - развивать художественно-образное мышление, воображение и видение не только содержания картин, но и образного языка, использованного художником для передачи смысла картины.

Воспитатель

Курашковская Е.В.

Музыкальный зал


Литература:

  1. Данилина Г. Н. Дошкольнику об истории и культуре России.- М., 2004.
  2. Дмитриева Л. П. Создание экспозиции школьного музея. Методическое пособие, - Казань, 2000.
  3. Коломийченко Л. В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста.- Пермь, 2002.
  4. Чумичева Р.М.  Дошкольникам о живописи. - М.: Просвещение, 1992.
  5. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. - М.: Просвещение, 1991.
  6. Моргунов Н., Н. Моргунова-Рудницкая. Русские художники. Васнецов. – М.: Искусство, 1962.
  7. Описание картины "Богатыри" из книги В. Н. Осокина "В. Васнецов" (серия "ЖЗЛ").
  8. Альбом «Русские художники от А до Я», - Издательство: "СЛОВО/SLOVO" , 2009.
  9. Список интернет-ресурсов:

9.1.  "Информационно-образовательные ресурсы по ознакомлению дошкольников с искусством"

       https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/10/10/informatsionno-obrazovatelnye-resursy-po-oznakomleniyu-doshkolnikov-s

9.2. «Инфоурок»          https://infourok.ru/velikie-russkie-hudozhniki-detyam-1582119.html

9.3. «Учебно-методический кабинет»      https://ped-kopilka.ru/blogs/50299/raskazy-o-hudozhnikah.html

9.4. Видеофильм «Всемирная картинная галерея с тетушкой Совой»

https://yandex.ru/video/search?text=Видеофильм%20«Всемирная%20картинная%20галерея%20с%20тетушкой%20Совой»&path=wizard&wiz_type=vital

  1.  http://www.smirnova.net/ Гид по музеям мира и галереям (материалы по искусству, статьи)
  2.  http://www.artprojekt.ru Энциклопедия искусства - галереи, история искусства, дополнительные темы
  3.  http://mifolog.ru/ Энциклопедия мифологии (изложение мифов, тексты
  4.  http://www.classical.ru/r/ Архив классической музыки в формате Real Audio
  5.  http://www.kulichki.com/travel/ Виртуальные путешествия (Петергоф, Крым, Звенигород, Волга, Париж, Берлин, Прага)
  6.  http://eurotour.narod.ru/index.html Виртуальные путешествия по странам мира
  7. http://www.wco.ru/icons/ http://www.travellinks.ru/Virtual_journey/ Виртуальный каталог икон
  8. http://www.visaginart.narod.ru/ Галерея произведений изобразительного искусства, сгруппированных по эпохам и стилям
  9. http://www.smallbay.ru/ Галерея шедевров живописи, скульптуры, архитектуры, мифология
  10. http://www.museum.ru/gmii/ Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
  11. http://kizhi.karelia.ru/ Государственный музей-заповедник Кижи
  12. http://fashion.artyx.ru/ Иллюстрированная энциклопедия моды
  13. http://petrov-gallery.narod.ru/ Картинная галерея Александра Петрова
  14. http://jivopis.ru/gallery/ Картинные галереи и биографии русских художников
  15. http://www.artclassic.edu.ru/ Коллекция образовательных ресурсов по МХК
  16. http://www.culturemap.ru/ Культура регионов России (достопримечательности регионов)
  17. http://sobory.ru/ Народный каталог православной архитектуры (описания и фотографии церквей, храмов и монастырей)
  18. http://notes.tarakanov.net/ Нотная библиотека (ноты, партитуры, клавиры, фрагменты из опер, балетов)
  19. http://www.belcanto.ru Оперное искусство (новости, биографии, книги, статьи, записи)
  20. http://www.tretyakov.ru Официальный сайт Третьяковской галереи
  21. http://www.rusmuseum.ru Официальный сайт Русского музея
  22. http://www.hermitagemuseum.org Официальный сайт Эрмитажа
  23. http://www.museum.ru Портал музеев России
  24. http://www.sgu.ru/rus_hist/ Русская история в зеркале изобразительного искусства
  25. http://www.theatremuseum.ru/ Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства
  26. http://www.artlib.ru/ Сборник галерей живописи русских художников и художников XX века
  27. http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/sculpture_greek/index.html http://historic.ru/lostcivil/greece/art/statue.shtml Собрания древнегреческой скульптуры
  28. http://www.wroubel.ru/ Творчество Михаила Врубеля
  29. http://www.encspb.ru Энциклопедия Санкт-Петербурга

  1. Энциклопедии:

10.1. Серия «Энциклопедия живописи для детей» Издательство «Белый город»

10.2. Энциклопедия русской живописи:  http://artcyclopedia.ru

     10.3.  Рейтинг энциклопедии художников: http://encyclopedii.ru/rating-hudojniki.html 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "мини-музей головных уборов"

Педагогический проект "Мини-музей головных уборов"...

Педагогический проект «Мини - музей трафаретов, используемых в нетрадиционной технике рисования»

Педагогический проект "Мини-музей трафаретов, используемых в нетрадиционнной технике рисования"...

Педагогический проект Мини-музей Медвежонок

1.     Тема проекта: Проект мини-музей «Медвежонок». Тип: Средне продолжительный, познавательно-исследовательский.2.     Цели и задачи проекта:...

Педагогический проект мини-музей "Мульти-пульти"

В рамках музейной педагогики и реализации ФГОС...

Педагогический проект "мини- музей "Рябушка"

Педагогический проект « Наш мини-музей «Рябушка» в первой младшей группе.Добро пожаловать в наш мини-музей «Рябушка»Цель создания: Расширить представления детейоб окружающем мире, познакомить мал...

Педагогический проект "Мини-музей"

В моей группе "Земляничка" был создан мини-музей "Солнышко-лучистое"....

Педагогический проект "Мини-музей "Веселые рукавички"

Одной  из  привлекательных  и результативных  форм  совместнойдеятельности  детей  дошкольного  возраста  и  взрослых  является  проектнаяде...